АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Привидения на Мартинике и Гваделупе

Читайте также:
  1. Дом с привидениями
А

нтильские острова Мартиника и Гваделупа были завоеваны в

XVII в. французами, которые, следуя примеру англичан и испанцев, стали ввозить на них африканцев-рабов для работы на сахарных плантациях. В XVIII в. на оба остро­ва из Африки было ввезено свыше 200 тысяч рабов.

Как и на других Антильских островах, на Мартинике и Гваделупе рабы неоднократно поднимали восстания про-


тив своих поработителей, но терпели поражения. Хотя во время Французской революции Конвент отменил рабство, плантаторы отказались отпустить рабов на свободу. Это вы­звало новое восстание рабов на Гваделупе под руководст­вом Луи Дельгре. Однако и это восстание потерпело по­ражение. Рабство на Мартинике и Гваделупе было отмене­но только в 1848 г. После освобождения рабов плантаторы стали ввозить на острова в качестве дешевой рабочей си­лы законтрактованных рабочих из Азии. В XIX в. было вве­зено на оба острова несколько десятков тысяч индийцев, около тысячи китайцев и 500 аннамитов — вьетнамцев. По­давляющее большинство из них смешалось с местным не­гритянским населением.

В 1946 г. островам было предоставлено право департа­ментов Франции, но от этого мало что изменилось в их по­ложении. Экономика островов продолжает оставаться в ру­ках крупных французских монополий, политическая же жизнь, как и прежде, контролируется французскими вла­стями.

В 1963 г. остров Мартиника насчитывал 303 тысячи жи­телей, а Гваделупа — 297 тысяч. Подавляющее большин­ство населения составляют негры или мулаты различных оттенков. Индийцев в «чистом» виде сохранилось всего не­сколько тысяч. Они исповедуют индуизм. Все остальное население считается католическим. Церковники заявля­ют, что Мартиника настолько пропитана католическим духом, что ее можно сравнить с лучшей епархией Франции. Нет ли в этом преувеличения, так ли обстоит дело в дейст­вительности, не осталось ли на этих островах следов древ­них африканских верований?

Исследователи указывают, что «цветная буржуазная интеллигенция настроена вольтериански, по крайней мере, это касается мужчин» 82. В народных же низах го­сподствуют суеверия, уходящие своими корнями в Аф­рику.

Среди населения распространена вера в существование различных духов, добрых и злых, обиталищем которых яв­ляются большие деревья, такие, как сейба — дерево, изве­стное и почитаемое по той же причине в Тропической Аф­рике. На островах существует поверие, что сейба — место­жительство дьяволицы (гияблесс), появляющейся в пол­ночь или в полдень под видом красавицы-обольстительни­цы. Мужчине, который пойдет за ней следом, угрожает


смерть. На деревьях обитают w маленькие привидения — тит сапоти, которыми матери пугают непослушных детей.

По-видимому, чтобы обезопасить человека от действий злых духов, живущих в лесу, пуповину новорожденного, а также плаценту матери закапывают у основания како­го-нибудь куста или дерева, символическим собственни­ком которого становится новорожденный *.

В погребальном обряде также сохранились элементы африканских обычаев и верований. Отпевание мертвеца носит характер веселого пиршества, на которое собирают­ся все друзья и соседи усопшего. Церемонией руководит своего рода тамада — краке, рассказывающий веселые ис­тории, загадки, шутки и прибаутки. В праздник всех свя­тых родственники и друзья умерших устраивают поминки на кладбище, украшают цветами и горящими свечами мо­гилы, пьют ром и закусывают, поют песни.

Среди жителей Мартиники и Гваделупы широко рас­пространена вера в привидения — зомби, летающих ведьм — сукуняк (тринидадская версия — сукуйон), злых духов — антикри (антихрист), тит монс (маленький монстр). Антикри появляется на свет из яйца, снесенного черной курицей в страстную пятницу и «высиженного» человеком под мышкой. Этот омункул способен сглазить, украсть, шпионить и совершать другие пакости в интере­сах своего хозяина. Питается он только мясом, может со­жрать и человека, если ему отказать в пище, за что его называют также мудонгом — обжорой.

Но самыми могущественными считаются духи зомби — это нечистая сила, которая может принести человеку добро или зло. Зомби могут помочь найти клад, но за это требу­ют принести им кого-нибудь в жертву. Человек, имеющий связь с зомби, способен перевоплотиться на время в соба­ку, кошку или змею. Для этого ему необходимо смазать себя соответствующей заколдованной мазью, после чего он снимает с себя кожу, которую вешает у себя на гвоздь, ц выходит из дома через замочную скважину. Совершив какое-нибудь черное дело, зомбист тем же путем возвра­щается домой, где, надев кожу, обретает свое обычное со^ стояние.

Судя по некоторым данным, среди негров Мартиники и Гваделупы в прошлом имелись водуисты, однако воду-

* Этот обычай известен и в других частях земного шара, в том числе в Европе.


пстские обряды претерпели десакрализацию, отголоски их мы находим теперь только в карнавальных церемониях. Карнавальные пляски и танцы, которыми руководит ким-буасер (среднее между колдуном и церемониймейстером), сопровождаемые барабанным боем, нередко доводят до экстаза мужчин и женщин, которые ведут себя подобно одержимым «лошадям» в культе воду. Однако здесь этому явлению не придается какого-либо культового значения.

На Гваделупе в местности Шаги (район Капестерр) имеется индуистская часовня, посвященная культу боги­ни Майаме, которая ассоциируется, с одной стороны, с обо­жаемой Марией (Marie Aimee), т. е. с католическим культом девы Марии, с другой — с южноиндийским куль­том матери Смерти (Mariyammei) — богини оспы. В часов­не есть ее статуя из камня темного цвета, изображающая женщину с четырьмя руками. Она под белым покрывалом, открыто только лицо. В правой передней руке — шпага, в правой задней — изображение золотого диска, в левой пе­редней руке — букетик индийских лилий, в левой зад­ней — трезубец Шивы. В той же часовне висит на стене литография иконы, изображающая кубинскую Черную богоматерь из Монсеррата в окружении четырех служек и шести музыкантов. На алтаре стоит распятие, увенчан­ное лимоном: он должен отпугивать злых духов. Там же помещается изображение индийского бога Мал де Вилина (отождествляемого с католическим святым Михаилом) верхом на лошади, вооруженного луком и саблей и сопро­вождаемого петухом. В этой часовне периодически справ­ляются моления, называемые кумбулу, во время которых совершается жертвоприношение козла: ему одним ударом отсекают голову под пение религиозных индийских гим­нов. В этих молениях участвуют паломники — индуисты и католики, выпрашивающие у богини исцеления от болез­ней. Руководитель культа (gerant) — местный столяр, крестьянин-индиец. Эти детали указывают, что в данном случае мы имеем дело с нарождением индуистско-христи-анского синкретического культа.

Во время и в еще большей степени после второй миро­вой войны французские владения в карибском районе ста­ли объектом усиленной идеологической пропаганды со сто­роны Соединенных Штатов. На Мартинике и Гваделупе местные кино забиты американскими ковбойскими и ганг­стерскими фильмами, дублированными на французский


язык. При американском консулате в Фор- де-Франс откры­ты читальный зал, библиотека французских книг и филь­мотека. Американцы ведут на острове и религиозную про­паганду: оба острова наводнены проповедниками самых различных американских сект. Здесь представлены: Вест-Индская миссия, евангелическая баптистская антильская церковь (филиал Христианских миссий), церковь Иисуса Христа святых последних дней, евангелисты, свидетели Иеговы, методисты и в особенности адвентисты седьмого дня. Американские проповедники располагают- крупными денежными фондами, автотранспортом, помещениями. Сектанты пытаются проникнуть в народные низы, апел­лируют к неграм и индийцам. Особенное рвение проявля­ют адвентистские проповедники.

Но какую бы активность ни проявляли католические и протестантские церковники, как бы они ни пытались по­влиять на умонастроение масс, им не задержать нацио­нально-освободительного движения, которое с каждым го­дом все энергичнее проявляет себя на Мартинике и Гва­делупе. Жители этих островов полны решимости добиться ликвидации системы колониальной эксплуатации. И мож­но не сомневаться, что их борьба увенчается успехом.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)