АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Религия древних римлян. Римский пантеон: Янус, Юпитер, Марс, Венера

Читайте также:
  1. Буддизм: философия или религия?
  2. Закат древних культов.
  3. Здесь что-то про религию древних греков.
  4. КОНЕЦ СВЕТА В ВОСТОЧНЫХ РЕЛИГИЯХ
  5. Конец света в восточных религиях
  6. Культура и религия Др.Египта.
  7. Н.А.Римский-Корсаков, 18.3.1844- 21.6.1908 гг.
  8. Наука и вненаучные формы знания (искусство, религия, мифология и т.д.), их сходство и различия.
  9. Нефтегазогеологическое районирование древних платформ
  10. Нравы и религия аравитян; также добродетели и труды святых пустынников, подвизавшихся при горе Синайской
  11. Нужна ли человеку религия?
  12. Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия в религиях мира

Семейно-родовой культ

Одним из древнейших пластов религиозных верований и обрядов римлян, сохранявшимся очень прочно вплоть до конца существования самого Римского государства, была родовая религия, культ семейно-родовых духов-покровителей. Устойчивость этой формы религии объясняется живучестью пережитков самой родовой организации, в особенности в патрицианских семьях.

Семейно-родовой культ был связан у римлян с архаичным почитанием огня. Пенаты были духами домашнего очага. Неугасимый огонь, горевший в общинном святилище, олицетворялся в виде богини Весты, что может считаться пережитком эпохи матриархата. Веста не имела антропоморфных изображений. Её символом оставался натуральный вещественный огонь вечно горевший в храме. В этом еще одно доказательство глубокого архаизма культа огня у римлян.

Погребальный культ

Хотя обряды семейно-родовой религии в честь предков исполнялись римлянами неукоснительно, их представления о загробной судьбе душ умерших были крайне смутны. Верили в подземное царство, подобное греческому Аиду, где властвует грозный Орк и куда идут все души умерших. Но существовала и вера в Элизиум – поля блаженных, куда попадают добродетельные души. Сохранялось при этом и более древнее представление, по которому тень умершего не теряет связи с телом. Интересно, что римляне старались сооружать гробницы близ дорог. На таких гробницах можно обнаружить многочисленные надписи. Судя по ним, верующие римляне были убеждены, что умерший поддерживает связь с живыми.

Аграрные культы.

К числу древнейших слоев римской религии принадлежали также земледельческие и скотоводческие обряды и верования, которые играли важнейшую роль в жизни простого населения.

Римский пантеон

Сложный состав римского пантеона был порожден в значительной мере пестротой и сложностью происхождения самой римской общины. В состав этого пантеона вошли многие божества тех племен и родов, чьими покровителями они прежде считались. Известно, что римская община составилась из латинских, сабинских, этрусских и иных племенных и родовых групп.

Наименее ясно и, по-видимому, наиболее сложно происхождение образа главного бога римлян классической эпохи – Юпитера, о котором отчасти уже говорилось. В основе своей это, вероятно, олицетворенное сияющее небо – Небо-отец (Jovis+pater=Juppiter). С другой стороны, в Юпитере римляне видели и бога-покровителя виноградной лозы. Далее Юпитер считался богом-защитником гостеприимства, нравственной семейной жизни. Возможно, что римляне вначале признавали неопределенное множество юпитеров, как проявление некой безличной силы.

 

Сложен также и образ бога Марса. Его первоначальный облик племенного бога и покровителя земледелия постепенно отступил перед позднейшей, более специализированной функцией – бога войны. По мнению некоторых исследователей, это произошло потому. Что землю римские крестьяне добывали копьем и мечом, отнимая ее у соседских народов.

Янус, римское божество дверей; в качестве такового имел два лица, поскольку дверь есть и вход, и выход, она ведет и внутрь дома, и наружу. Кроме того, являлся богом договоров и союзов. Янус повелевал началами, его место в пространстве — входные двери и ворота, его место во времени — начало года, начало событий. До появления культа Юпитера Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Поскольку Янус был богом времени, ведущим счет дням, месяцам и годам, то на его правой руке (на пальцах) было начертано число 300, а на левой - 65, что означало число дней в году. Римляне связывали Януса с судьбой, временем и войной.

Венера - богиня садов, имя ее употреблялось как синоним плодов.

С распространением предания об Энее Венера, почитавшаяся в некоторых городах Италии как Фрутис, была отождествлена с матерью Энея Афродитой, став не только богиней красоты и любви, но и прародительницей потомков Энея и покровительницей римлян.

Особую популярность Венера приобрела в I в. до н.э., когда ее покровительством пользовались: Сулла, считавший, что Венера приносит ему счастье (отсюда ее эпитет Felix), и сам принявший прозвище Эпафродит; Помпей, посвятивший ей храм как Победительнице; и особенно Цезарь, считавший ее прародительницей Юлиев (Венера Genetrix).

 


№40 Первые христианские общины. Христианство и Римская империя.

 

Вполне естественно, что нельзя указать ни времени зарождения Христианства в различных городах, ни направления его распространения. Очагами зарождения христианства были эллинизованные еврейские общины, вследствие чего и языком первоначального христианства даже в городе Риме был греческий. При отрицательном отношении еврейства к X., образовавшемся ещё в Иерусалиме, было естественно, что и в диаспоре (евреи, те, что вне Палестины) новое учение привьётся скорее к прозелитам (те, кто обратились из языество в иудаизм), чем к самим евреям. Вид христианских общин в течение первых десятилетий существования христианства на римской почве представляется довольно пёстрым: а) христиан, которые лишь удовольствовались тем, что променяли еврейскую субботу на христианское воскресение, а в прочем жили своей обычной жизнью. Затем идут б) христианские группы без всякой организации, «управляемые святым Духом», и, наконец, в) определённо и более и менее строго организованные христианские общины. Старания христианских учителей направлены к тому, чтобы превратить первые два типа в третий. Первообразом христианской общины была коллегия, принудительность внеполитической организации была много раньше проведена на духовной, чем на светской почве, между тем как принцип объединенности, наоборот. Организации первых христианских общин: их отношения и к еврейским общинам, из которых они выделились (апостольское слово хотя и раздавалось прежде всего в синагогах, но принимаемо оно было не ими), и к окружающей языческой обстановке. Состав (как коллегия) · 1) глава всей общины, «епископ» (общины управлялись на началах единовластия, а не коллегиальности) · 2) неопределённое число «диаконов» (как кураторы коллегий) · 3) неопределённое число «пресвитеров», (нечто вроде общинной управы) · 4) собрание всех членов общины — «екклисия» Как очаг христианства · 1) апостолы, · 2) пророки, · 3) дидаскалы (учителя), из коих только последние были оседлыми и принадлежали данной общине. Все общины, даже наилучше организованные, управлялись Св. Духом. Отношение христианских общин друг к другу:все общины составляли единую христианскую церковь, обмен известий и мнений между общинами был очень оживлённый — и благодаря переездам апостолов и пророков, и благодаря широко развитому гостеприимству. Со временем – постепенное движение к перевесу одной центральной общины и её руководителя-епископа над другими. Кроме римской общины, признавшей своим основателем ап. Петра, мы различаем круг общин, основанных ап. Павлом (в собств. Греции с Македонией и в Малой Азии), и другой круг, группирующийся около таинственного имени ап. Иоанна (в Малой Азии). Отношения к римским властям — в первую эпоху поводов к столкновениям почти не было, так как римские власти, видевшие в христианах еврейскую секту, предоставляли им все привилегии иудаизма, и христиане, жившие тогда в ожидании второго пришествия Спасителя, воздерживались от всяких агрессивных и демонстративных действий. «Источниками» гонений были не римские власти, а синагоги, считавшие христианство опасным для своего преуспеяния: во-первых, он отнимал у него его собственные жизненные соки, во-вторых, он своим непомерно быстрым ростом грозил опасностью привилегиям, обеспеченным за евреями милостью Цезаря и Августа. Виновниками преследования ап. Павла были тоже не римляне, а малоазиатские евреи, возбудившие против него чернь в Иерусалиме. Первым преследованием христианина (в данном случае — христианки) за веру было обвинение супруги консулара А. Плавтия, «в чужеземном суеверии», под которым вряд ли можно разуметь какое-либо другое, кроме христианского. Самым громким делом в этом направлении было «Нероново гонение» в 64 г. Много христиан тогда поплатилось жизнью, но юридическим мотивом преследования была опять-таки не вера, а предполагаемое участие в поджоге Рима. Императорская власть в свою очередь ощущала острую необходимость дополнить мировую империю мировой религией. Попытки превратить в таковую одну из национальных религий, в частности римскую, успеха не имели. Религиозные реформы Гелиогобала, Аврелиана, Диоклетиана, попытка Юлиана Флавия реставрировать политеизм, а Августа — утвердить в качестве мировой религии культ цезарей были безрезультатны. Нужна была новая религия, понятная всем народам империи, независимо от их этнической или классовой принадлежности, способная дать утешение угнетенным и духовную узду угнетателям.Былые гонения или безразличие Римского государства к христианству в начале IV в. сменились активной поддержкой новой религии. В 313г. император Константин издал эдикт (указ) о предоставлении христианам равных прав со всеми другими религиями, а в 324 г. официально объявил христианство государственной религией Рим-, ской империи.   Религиозная политика при Костантине 1 В начале своего правления, Константин, как и все императоры, был язычником. В 310 году после посещения священной рощи Апполона, он якобы даже видел видение бога солнца. Однако уже через 2 года во время войны с Максенцием, по словам Константина, к нему во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знамёнах своего войска буквы ХР, на следующий день Константин увидел в небе видение креста. После победы над Лицинием в 313 году Константин настоял на принятии им свободы вероисповедания. Сам Константин принял крещение только перед смертью, что не мешало ему вмешиваться в тонкие религиозные споры, как например на Никейском соборе 325 года, он решительно поддержал кафолистов против ариан. Хотя, по некоторым источникам, не очень чётко представлял себе разницу между этими учениями. По всей империи возводились церкви. Подчас для их возведения разбирались старые языческие храмы.

 

Христианская литература вкратце:

-Евангелие

апостолы, авторы четырёх канонических Евангелий — Матфей, Марк, Лука и Иоанн.

- Апокрифы (греч. apokryphos — тайный, сокровенный), произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные церквами в канон (не используются при богослужении). Христианские писатели конца II - IV в. упоминают, цитируют, пересказывают различные евангелия: от Петра, от Андрея, от Варфоломея, два евангелия от Фомы, совершенно различные по содержанию, Евангелие от Марии.

 

 


 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)