АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как следствие, единого германского рынка не существовало, и это явилось одной из главных причин отсутствия процесса коммутации

Читайте также:
  1. A) избыток капитала на рынках капитала
  2. A. Какова непосредственная причина возникновения этой аномалии?
  3. I. Рвота, причины рвоты. Особенности ухода при рвоте: пациент без сознания, в сознании, ослабленный. Возможные осложнения.
  4. II звено эпидемического процесса – механизм передачи возбудителей.
  5. II. Принципы процесса
  6. V2: ДЕ 32 - Дифференциальное исчисление функции одной переменной. Производная
  7. V2: ДЕ 35 - Дифференциальное исчисление функции одной переменной. Производные высший порядков
  8. V2: ДЕ 39 - Интегральное исчисление функции одной переменной. Приложения определенного интеграла
  9. V3: Военно-политическое противостояние «красных» и «белых»: причины и результаты
  10. VI ПРИЧИНЫ, УСЛОВИЯ И ВТОРЖЕНИЕ
  11. VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
  12. VI. Рыночный механизм. Структура рынка. Типы конкурентных рынков

Балтийский Государственный Технический Университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова

 
 

 

Доклад на тему

 

СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВА КЛАССИЧЕСКОГО ФЕОДАЛИЗМА

 

Санкт – Петербург

Феодальная система хозяйства, которая являлась почти универсальной для Европы и Азии, не возникла как система, пришедшая на смену классическому рабовладению, которое можно рассматривать как исключительный случай в истории мировой экономики.

В подавляющем большинстве случаев феодальное отношения произрастают из первобытно-общинных, В качестве классического случая приводится история формирования феодального хозяйства в государстве франков (Франки – одно из германских племен, к X в. н. э. завоевавшие центральную часть Западной Европы). Основой хозяйства франков являлась община-марка. Следует отметить, что марка-это не родовая, а сельская община. В марке земля оставалась в общей, общинной собственности. Причем она делилась между членами марки, и каждая семья вела свое отдельное хозяйство (Правда, у франков наряду с общественным землепользованием появляется и частная собственность, аллод-участок, которой семья могла приобретать вне общего поля. С появлением аллодов возникла возможность сосредоточения больших земельных площадей у отдельных семей). А дом, скот и все остальное имущество находились в частной собственности. Таким образом, в германской общине экономически целым является отдельное жилище.

Государства в нашем привычном понимании еще не было. Как и у греков, и у римлян, у франков на этой стадии развития был строй военной демократии. Это означало, что верховным органом власти в племени было народное собрание, которое для ведения военных действий выбирало вождя. В ходе завоеваний первоначальным следствием данного процесса является усиление власти вождя и военной верхушки – королевской дружины, которые часто не являлись членами марки, а были представители других племен и народностей. И этом был определенный смысл не являясь членами общины и зависящие исключительно от милости вождя, они представляли более надежную опору его власти.

Однако формирование военной правящей верхушки еще не означает феодализм. Как способ производства феодализм предполагает определенный тип землевладения и формируется в ходе завоеваний. В становлении феодализма огромную роль сыграла военная реформа проведенная в VIII в. франкским королем Карлом. Эта реформа усиливала льготы для профессиональных воинов-рыцарей, составляющей отряды тяжеловооруженной конницы. За каждым рыцарем были закреплены селения, жители которого были обязаны содержать рыцаря и его слуг, оруженосцев. Такие селения назывались бенефициями (переводится как благодеяние) и выступали как награда за службу. Особенность этой формы землевладения заключалась в том, что бенефиций давался не в собственность, а только в пользование при условии несения военной службы (Как видим, в государстве франков класс феодалов рождался как класс военных. Однако таково происхождение этого класса и у многих других народов).



Со временем бенефиции стали превращается из условного и временного владения в наследственную феодальную собственность. Крупное феодальное хозяйство (сеньория) состояло из двух частей: собственного хозяйства феодала (домен) и крестьянских наделов. При этом крестьяне (вилланы) имели право отчуждения земли и несли твердо определенные повинности и платежи. Первоначально это был натуральный оброк, составляющий обычно 1/5 часть урожая. Наряду с полусвободными вилланами существовали и сервы (рабы), которые несли услуги в неограниченных размерах. В отношении них господину были представлены все права, кроме прав жизни и смерти (Отметим, что в XII-XIII вв. значительно уменьшилось число полных сервов – их переводили в положение вилланов. Свою роль сыграло развитие денежного хозяйства. К этому же времени, как считается, относится и возникновение крестьянских союзов, которые брали на себя круговую ответственность по уплате господину ренты. За это им предоставлялась автономность управления).

Расширение сферы феодальных отношений сопровождалось как захватом новых земель с крестьянами, так и, как это ни покажется парадоксальным, добровольной отдачей самих крестьян-общинников под власть феодала. Это было обусловлено следующим. Во-первых, выплата феодальной ренты и феодальная зависимость освобождали от воинской повинности. Во-вторых, что не менее важно, власть феодала означала и покровительство, т. е. защиту от посягательства других феодалов. Как бы то не было, к середине IХ в. процесс закрепления крестьян за феодалами был почти закончен. Завершающим актом феодализации стал закон о том, что каждый свободный франк должен был найти себе сеньора, что лаконично выражено фразой “нет земли нет сеньора”.

‡агрузка...

Поскольку военная служба строилась на земельной основе, крупный земельный собственник должен был являться на службу не один, а с отрядом, соответствующим его земельным владениям. Отряд представлял собой профессионалов- рыцарей, которые наделялись землей и крестьянами. Эти рыцари уже подчинялись не королю, а непосредственному господину (сюзерену) и по отношению к последнему являлись вассалами (В период Средневековья господствовал принцип майората, согласно которому наследство передавалось старшему сыну, а это значило, что младшим сыновьям предстояло стать чьими-то вассалами). Можно предположить, и это недалеко от истины, что крупный феодал по силе не уступал королю. И, сообразуясь с существующим положением дела, короли подтверждали суверенитет таких феодалов, давая им иммунитеты-документы. Согласно последним в своих владениях феодал осуществлял всю полноту законодательной и исполнительной власти (При феодализме вся полнота политической власти осуществлялась на личной основе; местные феодалы на своей территории обладали “общественными правами”, которые они считали своей частной собственностью. Кстати, собственность на землю и политическая власть-два понятия, в аграрном обществе образующие единое целое). Но, раздавая земли и иммунитеты, короли франков подготовили гибель своего королевства. В IХ в. оно распалось на мелкие феодальные владения.

К X в., когда феодальные отношения сформировались, хозяйство франков представляло собой следующую картину. Городов как центров ремесла и торговли еще не существовало, ремесло не отделилось от земледелия, хозяйство страны из одинаковых по структуре экономически между собой не связанных феодальных владений. При этом феодальное хозяйство было натуральным: для продажи за пределы сеньории продукция не производилась, а всем необходимым обеспечивали себя сами. Быт крестьянина и феодала мало отличался в качественном плане. И именно натуральный характер хозяйства определял закономерность феодальной раздробленности.

Этот период отличается крайне медленным развитием производительных сил общества. И хотя с ХI в. хозяйства перешли на трехпольную систему земледелия, средняя урожайность составила 1:5. Толчком к дальнейшему экономическому развитию стали крестовые походы XI-XII вв. (1096-1291). По уровню развития материальной культуры Восток существенно превосходил Запад: изысканные изделия-дорогие ткани, посуда и другая домашняя утварь, мебель, оружие и т.д. Естественное человеческое желание иметь эти продукты порождает желание иметь деньги, на которые эти товары можно купить. И европейское феодальное хозяйство начинает терять свою замкнутость натуральный характер, втягивается в торговые отношения. Этот процесс продолжался несколько веков и выражался в замене натуральной ренты денежной. Такой перевод феодальной ренты на деньги называется коммутацией. Процесс коммутации во Франции (точнее, на территории будущей Франции) начинается с ликвидации принудительного труда в собственном хозяйстве феодала (домене), что, по сути, означало ликвидацию собственного, домениального хозяйства феодала. Барщину, т.е. отработку в хозяйстве феодала, заменяют денежными платежами. Стоит отметить, что с ликвидацией барщины ликвидируется, и крепостное право, поскольку денежные платежи или оброк крестьянин платит без крепостной зависимости. Феодальная собственность на землю обеспечивала право на получение ренты, при этом ренты фиксированной, определенной законом или обычаем. Стоит отметить, что феодал не мог отобрать у крестьянина землю, а крестьянин мог землю не только передавать по наследству, но и продавать. Правда, к покупателю приходила в обязанность платить ренту.

Процесс коммутации, сопровождаемый освобождением крестьян (правда, за выкуп), происходил во Франции приблизительно ХIV-ХVI вв. (К XV в., когда рента приобретает преимущественно денежную форму, сервы окончательно сравнялись по положению с вилланами, которые признавались наследственными держателями земли). Он связал крестьян с рынком, дав дополнительный толчок развитию товарно-денежных отношений. Однако этот процесс привел в определенном смысле к ухудшению положения крестьян, так как продать продукцию было сложнее, чем отдать ее в форме натурального оброка феодалу. Не удивительно, что при переходе к феодальной ренте крестьяне попадают в зависимость от ростовщиков, поскольку чтобы заплатить ее, а также “десятину” церкви, они вынуждены брать у него ссуду (Именно в этот период были заложены основы французского ростовщического капитализма). А проценты по ссуде были очень высоки.

В Англии развитие феодальных отношений имело свои особенности. Во-первых, Англию отличала относительно слабая феодальная раздробленность. В отличие от континентальных феодалов владельцы английских поместий были вассалами не крупных феодалов (графов и герцогов), а непосредственно короля. Отчасти это было связано с островным положением страны, отчасти с тем, что феодализм здесь был установлен в процессе завоевания. Как бы то ни было, данная ситуация способствовала развитию торговли и формированию внутреннего рынка, что, в свою очередь, ускорило экономическое развитие страны.

Кроме того, в отличие от Франции, где в полной мере реализовался принцип “нет земли без сеньора”, на территории Англии в феодальную зависимость попали не все крестьяне: приблизительно 20% сохранили землю и свободу.

Другая особенность касалась технологической базы английского поместья. Процветало овцеводство, дававшее шерсть – важное промышленное сырье. Наибольший спрос на сырую шерсть предъявляли города Фландрии-главного центра производства шерстяных тканей в Европе. Торговля шерстью, которую вели не только феодалы, но и крестьяне, подрывала крепостное хозяйство: к началу ХIV в. барщина и натуральные оброки все более заменяются денежной рентой, и крестьянам разрешается выкупать личные повинности. Развитие этого процесса несколько задержала эпидемия чумы (ХIV в.), унесшая не менее 1/3 населения Англии. В этих условиях феодалы, желая закрепить за собой рабочие руки, стали возвращаться к барщине. Феодальная реакция вызвала восстание У. Тайлера (1381), после которого наступила полная коммутация (перевод крестьян на денежную ренту), а затем и выкуп крестьянами феодальных повинностей. Как считается, в ХV в. практически все английские крестьяне стали лично свободными.

К этому же периоду собственное хозяйство феодала-манор (аналог французского домена) перестает быть главной хозяйственной ячейкой. В хозяйственной жизни страны на первый план выходят средние и мелкие феодалы, так называемые джентри (новое дворянство), которые превращаются в крупных сельских хозяев. Они либо сдают земли в краткосрочную аренду крестьянам, либо организовывают специализированные овцеводческие хозяйства. Следует отметить, что джентри ведут свое хозяйство исключительно на наемном труде (Но это уже противоречит всем принципам феодальной хозяйственной системы!).

В Германии феодальные отношения сформировались позже, чем в Англии и Франции, и имели свои особенности, в значительной степени связанные с сильной феодальной раздробленностью (Германское королевство, созданное в X в., следствии политического иммунитета феодалов в XIII в. распалось на отдельные княжества По сути, Германии как централизованного государства до 1871 г. Не существовало, она представляла собой “лоскутное одеяло” из мелких и средних княжеств).

Как следствие, единого германского рынка не существовало, и это явилось одной из главных причин отсутствия процесса коммутации.

Как это ни покажется парадоксальным на первый взгляд, развитие товарно-денежных отношений в Западной Европе, сопровождаемое процессом коммутации и ликвидацией крепостного права, в Германии имело следствием увеличение барщины и усиление крепостного права. Почему? С одной стороны, внутренний рынок сельскохозяйственной продукции еще не сложился, ее избыток шел на экспорт. С другой в Германии в процесс торговли и производства втягивались не крестьяне, а феодалы (В отличии от французского дворянства, которое превратилось в придворную знать, не представляя собой организаторов труда). Германские феодалы расширяли свои поля, которые обрабатывались крестьянами. Увеличивалась доля барщинного труда. А барщина требовала крепостной зависимости крестьян, следовательно, усиливалось и крепостничество, которое доходило до степени рабства (Интересно отметить, что отработочная рента (барщина) появляется в ситуациях прямо противоположных – либо полной натуральности хозяйства, когда феодал самостоятельно обеспечивает себя продуктами потребления, либо при переходе к рыночным отношениям, когда он стремится к получению денежного дохода посредством интенсификации производства. В Германии возникла вторая ситуация).

Таким образом, в Германии втягивание сельского хозяйства в рыночные отношения способствовало усилению крепостничества, но, другой стороны, в рамках феодального хозяйства развивалось крупное товарное производство, которое впоследствии стало базой “прусского пути” развития капитализма в сельском хозяйстве.

Феодальный строй предполагает не только определенную экономическую систему, но и конкретную политическую организацию, социальную иерархию и идеологию. Классический (западноевропейский) феодализм представляет собой структуру, которой присущ ряд признаков:

• условное землевладение;

• иерархическая система сюзеренства и вассалитета;

• прикрепление непосредственных производителей (крестьян-общинников) к земле или к личности землевладельца;

• преимущественно натуральный тип хозяйства (Заметим, что все эти признаки в полном объеме если и реализовывались в отношении какого-либо государства, то на очень небольшом временном промежутке, поскольку уже в XV в., а в Англии даже и раньше, мы видим признаки разложения феодальной системы, ярким свидетельством которой является процесс коммутации).

Важно отметить, что при феодальной системе отношений универсальным средством обмена, экономических и социальных связей являлся дарообмен, где акты дарения формально свободны, но на самом строго обязательны. И эти отношения пронизывают всю феодальную систему, где объектом дарения выступает земля (бенефиций), должности, свободы, человек (Характерный пример дарения своей свободы – коммендация – добровольный переход крестьян-общинников под власть феодала). Даром-ответным даром (назовем его “отдаром”) является и основное отношение всего феодального порядка отдачи земли в ленное владение за определенную службу и повинности. Вассал добровольно дарит сюзерену верность, службу, преданность. Таким же отдаром являются несение крестьянами феодальных повинностей за то покровительство, защиту, суд, которые им дарит господин. Конечно, это добровольность нередко утверждается и поддерживается насилием, но сутью феодальных отношений являются отечески-сыновние, патерналистские (покровительственные) отношения.

Можно сказать, что феодализм предполагает установление “всеобщей связанности” через систему взаимных дарений и служб. При этом дарообмен, в отличие от товарообмена, имеет тенденцию приводить к возникновению личной зависимости между обменивающимися лицами, поскольку акт дарения предполагает акт ответного дара (В современных условиях эта традиция существует как обмен подарками, как подтверждение существования определенных личностных отношений). К слову, щедрость господина – одна из важнейших характеристик средневековой культуры, синоним могущества сюзерена.

Добавим, что феодальная система основывается на жестком разделении функций. Военное дело было монополией феодала, труд – монополией крестьянина, молитва – монополией духовенства. Этот жесткий принцип был оформлен в обществе в виде существования трех сословий: дворянства, духовенства, крестьянства. Сословные перегородки были непреодолимыми. Каждое сословие знало свои права и обязанности, и эти пределы обеспечивали ему определенную свободу и защиту от произвола. На страже стояли обычай и религия.

Что касается формы принуждения к хозяйственной деятельности, то ею являлось внеэкономическое принуждение, выражающее отношение непосредственного господства и подчинения, личной зависимости человека от других людей, политических и военных органов. Но это не предполагает исключительно насилие. Внеэкономическое принуждение может быть косвенным – нравственно – моральным, религиозным, иными словами, идеологическим. Идеологическое принуждение использует такую тонкую форму давления, как страх Божьей кары, потери жизненных ориентиров, разрыва социальных связей с группой, к которой принадлежишь (Такую форму идеологического принуждения осуществила религия. У теологов труда получает позитивную оценку как необходимый для жизни, избавление от праздности, укрепление нравственности. Они же обосновывали справедливость имущественного неравенства). Такой тип принуждения хорошо укладывается в схему дара-отдара, пронизывающую феодальную систему. Хотя в конечном счете все решала грубая военная сила.

Как уже отмечалось, классический феодализм (или феодализм в чистом виде) предполагает натуральное хозяйство, в рамках которого отсутствует безграничная потребность в прибавочном продукте, поскольку размер ренты ограничивался естественными, физиологическими потребностями, или “емкостью желудка феодала”. В этих условиях цель феодала-повышение социального статуса не достигается автоматически, с помощью накопления материальных средств. Могущество феодала определяется не размером ренты, а числом подданных. Этим объясняется как стремление феодалов привлечь крестьян на свои земли (подчас невысокими размерами ренты), так и междоусобные войны.

К изменению ситуации привело развитие товарно-денежных отношений. Как мы видели, главным направлением развития феодализма в сельском хозяйстве Западной Европы был рост товарного производства, сопровождающийся процессом коммутации, а в некоторых случаях и усилением крепостного права. Однако сам рост товарности хозяйства означал разложение феодализма, и период позднего феодализма – это период его умирания. Можно сказать, что чистого феодализма почти не существовало. И это не удивительно, потому что “чистые модели” – это своего рода абстракция, инструмент анализа, позволяющий структурировать реальность. По этому феодализм, как другие формации, является переплетением нескольких укладов, нескольких типов хозяйства, а название формация получает по господствующему укладу.

Подводя итоги, можно сказать, что феодализм представляет собой систему, основанную на феодальной земельной собственности и рентных отношениях. При этом рента может иметь различные формы: отработочная (барщина), продуктовая, денежная. Однако феодальное право собственности включает не только право на ренту, но и право распоряжения (в той или иной степени) работником на земле. Поэтому важнейшая черта феодальной собственности – наличие известной власти над жителями имения феодала. При господстве внеэкономического принуждения атрибутом феодальной собственности становиться военно-административная власть. Феодальный собственник – не только получатель прибавочного продукта, но и государь, господин. И поэтому суть феодальных отношений скрыта отношениями личной зависимости.




При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.011 сек.)