|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Семинар II. Идейные истоки политологииЧеловек по природе своей есть существо политическое. Одни не способны властвовать и умеют подчиняться только той власти, которая имеется у господ над рабами; другие же не способны подчиняться никакой власти, а властвовать умеют только так, как властвуют господа над рабами. Аристотель (384−322 гг. до н.э.) − древнегреческий философ и учёный. В наши времена уже очевидно, что те государи, которые мало заботились о благочестии и умели хитростью заморочить людям мозги, победили в конце концов тех, кто полагался на свою честность. Никколо Макиавелли (1469–1527) – итальянский писатель и дипломат. Единственным состоянием людей до образования общества была война, и не только война в обыкновенном ее виде, но война всех — против всех. В личности короля олицетворяется государство. Томас Гоббс (1588−1679 гг.) − английский государственный деятель и философ. Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались. Джон Локк (1632−1704 гг.) − английский философ-просветитель и политический мыслитель. Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители. Законы должны иметь для всех одинаковый смысл. Шарль Луи де Монтескье (1689−1755 гг.) − французский философ просветитель, историк, правовед и писатель. I. Основные понятия
Консерватизм, либерализм, социализм, социологический позитивизм, марксизм, социологическое направление, Чикагская школа, бихевиоризм, парадигмы политологии (теологическая, натуралистическая, психологизаторская, рационально-критическая, социальная). II. Вопросы и задания
1. Политическая мысль Древнего мира и Античности. Учения Платона и Аристотеля. 2. Политические воззрения Средневековья. Политические идеи Августина Аврелия и Фомы Аквинского. 3. Политические теории Нового времени. Учения Гоббса, Локка и Монтескье о регулировании взаимоотношений между государствами и гражданами. 4. Тенденции развития политической науки на рубеже XIX−ХХ вв. Основные направления и школы политической мысли ХХ в.
II. Дополнительные вопросы 1. Шан Ян, древнекитайский мыслитель, основатель школы легистов, многократно подчеркивал, что в образцово управляемом государстве должно быть много наказаний и мало наград. «Поэтому в государствах, стремящихся к владычеству в Поднебесной, каждым девяти наказаниям соответствует одна награда, а в государствах, обреченных на расчленение, каждым девяти наградам соответствует одно наказание». Какое государство, на ваш взгляд, будет более стабильным: то, где много наказаний, или то, где много наград? Какая связь существует между наградами и наказаниями, с одной стороны, и благосостоянием и стабильностью государства − с другой? 2. Хотели бы Вы жить в идеальном государстве Платона? Аргументируйте свой ответ. 3. Аристотель утверждал, что сама мысль о собственности доставляет несказанное удовольствие; Дж. Локк считал собственность естественным правом человека, но Ж.Ж. Руссо называл обманщиком того, кто, первым огородив участок земли, сказал: «Это мое!» и нашел людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить. Позиция какого мыслителя ближе вам и почему? 4. Как Н. Макиавелли аргументировал свое утверждение, что если государь желает удержать в повиновении подданных, он не должен считаться с обвинениями в жестокости? Согласны ли вы с подобной логикой? Всегда ли оправдана жестокость? Или же она не имеет никаких оправданий? 5. Т. Гоббс и Ж.Ж. Руссо были противниками разделения властей, считая, что власть всегда должна быть целиком сосредоточена в руках одного какого-либо органа; Дж. Локк и Ш. Монтескье, напротив, обосновывали необходимость разделения властей. Чем объясняется такое различие в подходах к данной проблеме у современников? Как аргументируют свою позицию сторонники и противники идеи разделения властей?
Интересно! По свидетельству Платона, Сократ был несправедливо приговорен к смертной казни жителями Афин, и тогда его друг Критон стал уговаривать философабежать из тюрьмы. Однако Сократ отказался, и вот что он сказал в ответ на уговоры Критона: «Пусть мы вознамеримся бежать. Вдруг приходят законы и, вступаясь за общее дело, говорят: «Скажи нам, Сократ, что это ты задумал? Видно помышляешь причинить погибель и нам, законам, и целому обществу? Разве общество может еще существовать, если судебные решения не имеют в нем никакой силы?». И Сократ, оставаясь верным законам, отказался от побега. В назначенное время он принял наказание − несправедливое, но законное. Смерть знаменитого философа всколыхнула жителей Афин. Афиняне, раскаявшись в содеянном, приговорили главного обвинителя философа к смерти, а остальных обвинителей − к изгнанию. Сократу была сооружена бронзовая статуя, которая выставлялась в музее города. Не стремились ли афиняне этим отдать дань не только философским заслугам Сократа, но и его верности законам? III. Заполните схемы и таблицы 1. Заполните таблицу «Этапы становления политической мысли»
2. Заполните таблицу «Идейные истоки политологии»
3. Заполните таблицу «Основные направления и школы политической мысли ХХ в.»
IV. Комментарии к рисункам Дайте развернутый комментарий к рисунку. На сколько, на Ваш взгляд, логичной является классификация форм правления, предложенная Аристотелем?
Почему античные мыслители Платон и Аристотель выступали против демократии как формы государственного правления? Как понимать утверждение Платона, что именно свобода губит демократию, «демократия опьяняется свободой»? V. Дискуссия Проблема соотношения морали и политики в истории политической мысли Над выяснением оптимального взаимодействия политики и морали, целей и средств в политике с различной степенью успеха трудились философы и историки, социологи и политологи на разных этапах развития общественной жизни. Подходы к проблеме соотношения морали и политики в истории политической мысли: 1. Единство политики и морали (морализаторский подход). В первых христианских учениях и трудах гуманистов весьма убедительно показано, что деятельность людей только тогда благотворна и полезна, если она исходит из сохранения жизни других людей. Исследователями этого направления выработаны нравственные правила: «не вынимай меча: кто вынет меч, тот от меча погибнет»; «люби врагов своих как самого себя»; «кто хочет быть господином, пусть будет всем слуга»; «не убий!» Гуманисты развенчали и такое казалось бы естественное правило, как «око за око, зуб за зуб». Г. Мабли называл политику общественной моралью, а мораль − частной политикой. Хорошая политика, по Мабли, не отличается от здоровой нравственности. Ж.Ж. Руссо призывал к соединению политики и морали: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой, и все, что является нравственным злом, является злом и в политике. Т. Джефферсон: искусство управления состоит в искусстве быть честным. В последние десятилетия складывается интернациональная традиция, заключающаяся в том, что только та политика и деятельность государства может быть оправданной и плодотворной, которая направлена на соблюдение права человека на жизнь. Права человека образуют ту границу, которую не должны нарушать никакие политические силы. На международно-правовом уровне основные положения этой концепции изложены во Всеобщей Декларации прав человека (принята ООН в 1948 г.). 2. Политика и нравственность несовместимы. Политика и мораль автономны. Н. Макиавелли: мораль − сфера вечного, она регулирует индивидуальные отношения людей посредством добровольного соблюдения ими определенных правил; в политике же господствует целесообразность, в ней выражаются интересы различных социальных групп. «В политике нет морали, а есть только интересы». 3. Политика может быть нравственной или безнравственной в зависимости от обстоятельств. М. Вебер «примирял» мораль и политику путем разделения сфер их действия: до принятия политического решения политик может следовать своим идейным убеждениям и нравственным принципам, но при принятии решения он должен думать о его последствиях и результатах, учитывая реальные обстоятельства («этика убеждений» и «этика ответственности»).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |