АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 9. Концепции реформ экономистов-романтиков

Читайте также:
  1. V2: Методологические концепции истории
  2. X. Реформирование Петром I хозяйственной жизни страны и характерные черты социально-экономического развития России в первой четверти XVIII в.
  3. Аграрна реформа П. Сталипіна в Україні і її наслідки
  4. Аграрная и другие реформы Столыпина (кратко)
  5. Аграрная реформа
  6. Аграрная реформа 1861 г. и развитие сельского хозяйства
  7. Аграрная реформа 1861 г., ее механизм и особенности проведения в белорусских губерниях.
  8. Аграрная реформа в России в 1990-е гг.
  9. Аграрная реформа П.А. Столыпина: причины, ход, итоги, уроки.
  10. Аграрная реформа П.А.Столыпина в России.
  11. Аграрная реформа правительства П.А. Столыпина: предпосылки, сущность, историческое значение
  12. Аграрная реформа.

 

Изучив эту тему, вы будете знать:

•каковы истоки происхождения понятий «экономический роман­тизм», «экономисты-романтики», «мелкобуржуазная политическая экономия»;

• почему наперекор классикам С.Сисмонди утверждал, что «рост богатства является не целью политической экономии, а лишь сред­ством для обеспечения всеобщего счастья»;

• что имел в виду П.Прудон, заявляя, что «Политическая экономия... невозможна, раз меновая ценность не поддается измерению»;

• какие теоретико-методологические положения сближают творчес­кое наследие С.Сисмонди и П.Прудона — столь разноплановых на первый взгляд идеологов экономического романтизма;

• каково видение решения социального вопроса в реформаторских концепциях С.Сисмонди и П.Прудона.

Промышленный переворот, охвативший в первой половине XIX столетия многие европейские страны, предопределил зарож­дение разнообразной критики основополагающих постулатов смитианского учения. Эту критику правомерно соотнести с тремя аль­тернативными классической школе направлениями экономичес­кой мысли, как-то: экономический романтизм; утопический со­циализм; немецкая историческая школа (социально-историчес­кое направление). Представители каждого из названных направ­лений выступали в качестве противников классической поли­тической экономии, предлагая иные, чем у классиков, модели идеального социально-экономического устройства общества. Об этом и последует далее речь в рамках соответствующих тем дан­ной части учебника.

 

Термин «экономисты-романтики» берет свое начало со време­ни выхода в свет одной из ранних публикаций В.И. Ленина под названием «К характеристике экономического романтизма (Сисмонди и наши отечественные сисмондисты)» (1897). В этой работе речь идет о том, что российские «экономисты-народники», подобно С.Сисмонди, развивают «экономические теории романтизма» и ограничиваются «сентиментальной критикой капитализма с точки зрения мелкого буржуа»1.

«Романтики», по характеристике В.И.Ленина, «возлагают все свои надежды именно на слабое развитие капитализма, взывают к его задержке», а их «оратор» С.Сисмонди «указал на одинако­вое основание свободной торговли и протекционизма... на тот процесс «ломки» старой хозяйственной жизни и старых полупат­риархальных отношений в западноевропейских государствах... на тот общественный факт, что, при известных условиях, свободная торговля ускоряет эту "ломку"»2.

Таким образом, ленинские термины «экономический роман­тизм» и «экономисты-романтики» означают прежде всего крити­ческое восприятие принципов либеральной экономики и, соот­ветственно, экономики свободной конкуренции или, как еще говорят, капитализма. Но эта критика, как подчеркивает В.И.Ле­нин, «сентиментальна» и «романтична» потому, что она, конста­тируя бедственное положение рабочих, взывает не к «революци­онным» преобразованиям по ликвидации «несправедливого» ка­питалистического общества ради социализма, а к реформам с целью возврата к «старым полупатриархальным отношениям», которые исключили бы накопление капитала «мелкими буржуа» (крестьянами, ремесленниками, кустарями) и обеспечили бы «за­держку» капитализма на стадии так называемого мелкотоварного хозяйства — хозяйства мелких собственников.

Вот почему в экономической литературе, ориентированной на марксистско-ленинское учение, традиционно выделяется специ­альный раздел «мелкобуржуазная политическая экономия» либо «мелкобуржуазная экономическая мысль».

Однако, следуя принципу неклассового осмысления истории экономических учений, данная тема учебника озаглавлена так, чтобы выделить не «антиреволюционную» направленность, а ре­форматорскую сущность идей основоположников «экономического романтизма». При этом наряду с С.Сисмонди к числу видных пер­вых пропагандистов идеологии данного свойства отнесен также П.Прудон, поскольку оба они, несомненно, внесли весомый вклад в сокровищницу мировой экономической мысли, обосновав це­лесообразность переосмысления предмета и метода экономичес­кой науки в изложении «классической школы» и доказав необхо­димость социальных реформ.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)