АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как методология общественных наук

Читайте также:
  1. А. П. Чехов и сценическая методология МХТ
  2. Административное деление украинских земель в составе империй. Социально-экономический уклад, начало кризиса феодально-крепостнической системы общественных отношений.
  3. Акций в общественных местах должны предварительно получить
  4. Билет 12. Предмет социальной философии. Уровни анализа общественных отношений
  5. Биотектоника – методология лесоведения
  6. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 1 страница
  7. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 1 страница
  8. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 1 страница
  9. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 10 страница
  10. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 10 страница
  11. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 11 страница
  12. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 11 страница

Выше отмечалось, что социальная философия воссоздает целостную картину развития общества. В связи с этим она ре­шает многие «общие вопросы», касающиеся природы и сущнос­ти того или иного общества, взаимодействия его основных сфер и социальных институтов, движущих сил исторического процесса и т.д. С этими вопросами постоянно сталкиваются три исследовании своих проблем различные общественные науки: история, политическая экономия, социология, полито­логия, социальная психология, право, этика и др. Обращение к положениям социальной философии помогает представителям этих наук находить решения их специфичес­ких проблем. Это значит, что социальная философия играет роль методологии общественных наук, определенным образом направляет проводимые ими исследования соответствующих сторон общественной жизни, формирует подходы и принципы их изучения. Это возможно потому, что она помогает предста­вителям общественных наук осмыслить место в обществе изу­чаемых ими явлений, их связи с другими социальными явле­ниями, сочетание закономерностей и случайностей в их разви­тии и т.д.

Эффективность этой помощи зависит прежде всего от содер­жания социальной философии, степени ее проникновения в суть того или иного общества, происходящих в нем процессов. Именно глубина и широта ее суждений и концептуальных по­ложений, эвристический характер многих из них, т.е. прису­щая им способность постигать тайны общественных явлений и их сложные взаимодействия, определяют теоретическое и методологическое значение Социальной философии. Это ее значение обнаруживается при использовании ее положений в | решении соответствующих проблем науки и практики.

Задача социальной философии состоит вовсе не в том,
чтобы детально отразить все явления и процессы общественной жизни. Жизнь общества чрезвычайно богата различными событиями. Она весьма сложна многообразными связями
между общественными явлениями, носящими динамичный и
противоречивый характер. Все богатство и сложность общественной жизни не в состоянии выразить ни одна наука. Не ставит перед собой такой цели и социальная философия. Однако,
воссоздавая ту или иную идеальную модель развития общества
и его отдельных сторон, социальная философия способствует
пониманию сущности различных общественных явлений, их
места и роли в обществе, вскрывает наиболее значимые прямые и обратные связи между этими явлениями как элементами социальной системы. В конечном счете она воспроизводит целостную картину существования общества, вскрывает основанные механизмы взаимодействия его сторон, тенденции и закономерности его развития.

. В этом выражается основное содержание концепций многих
традиционных и современных направлений и школ социальной философии. Желательно конечно, чтобы содержание концепций социальной философии как можно более глубоко отражало реальные социальные процессы, что способствовало бы
их более глубокому пониманию. Это важно не только для науки,!
но и для практики, точнее, для научного обоснования практической деятельности людей.

Необходимость этого постоянно напоминает о себе. Важно, чтобы развитие общества шло не самотеком, а было бы более целенаправленным и осуществлялось в интересах всех людей. А для этого надо, в частности, чтобы их деятельность была как можно менее стихийной и как можно более сознательной, осмысленной ими на уровне понимания проблем всего общества. 3 Это особенно важно для деятельности государственных органов, призванных целенаправленно. организовывать практическое решение социальных проблем и тем самым находить оптимальные пути развития общества. Во всем мире люди стремятся к тому, чтобы более осмысленно, с учетом не только сиюминутных, но и долговременных интересов, решать проблемы своей общественной жизни, от чего зависит и решение их личных проблем. Немаловажно, чтобы они отчетливо осознавали как ближайшие, так и отдаленные последствия своей деятельности и могли бы изменить ее в собственных интересах.
В этом могут помочь соответствующие мировоззренческие
и методологические положения социальной философии. Раскрывая общественное значение различных форм деятельности, и их роль для самоутверждения человека в обществе, показывал характер самого общества, динамику и направленность его
развития, социальная философия содействует тому; чтобы
люди осознавали ближайшие и отдаленные последствия своих
[действий для них самих и других людей, социальных групп и,
возможно, для всего общества. В этом заключается одно из про-
явлений прогностической функции социальной философии,
которая нередко помогает предвидеть тенденции развития социальных процессов и сознательно прогнозировать их. Итак, можно говорить о мировоззренческой, теоретической,
методологической и прогностической функциях социальной
философии. Ее мировоззренческая функция заключается в
том, что она формирует у человека общий взгляд на социальный мир, на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и их сознания, о месте и назна­чении человека в обществе, цели и смысле его жизни и т.д. Все эти проблемы ставятся и решаются в рамках различных школ
материалистической, идеалистической и религиозной философии.

Теоретическая функция социальной философии состоит в том, что она позволяет проникнуть в глубь Социальных процессов и судить о них на уровне теории, т.е. системы взглядов об их сущности, содержании и направлении развития. На данном теоретическом уровне может идти речь о тенденциях и закономерностях развития общественных явлений и общества в целом.

Со всем этим связана методологическая функция социаль­ной философии, заключающаяся в применении ее положений при исследовании отдельных явлений и процессов обществен­ной жизни, изучаемых теми или иными общественными на­уками. В этом случае положения социальной философии играют роль методологии в исследованиях, осуществляемых в об­ласти исторических, социологических, юридических, экономи­ческих, психологических и других наук.

Наконец, прогностическая функция социальной философии, состоит в том, что ее положения способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможные ближайшие и отдаленные последствия деятельности людей, содержание которой, собственно, определяет содержа­ние общественного развития. На основе такого предвидения становится возможным строить прогнозы развития тех или иных социальных явлений и всего общества.

Указанные функции социальной философии проявляются в развитии сознания каждого человека, если он овладевает фи­лософским мировоззрением, теорией и методологией философ­ского мышления. В этом случае он приобретает способность мыслить системно, диалектически, рассматривать обществен­ные явления в их взаимодействии, изменении и развитии. В результате формируется определенная методологическая дис­циплина мышления, делающая его строго логическим и чет­ким, что является показателем культуры мышления.

Все это не исключает, а скорее предполагает развитие у че­ловека способности мыслить творчески, нестандартно, преодо­левая разного рода стереотипы, односторонность и догматизм, мыслить в тесной связи с жизнью, воспроизводя всю ее слож­ность и противоречивость. Логическое творческое мышление становится действенным средством познания общественных явлений и решения практических задач жизнедеятельности людей и всего общества.

В настоящее время при анализе явлений общественной
жизни применяются так называемые конкретные социологические исследования. К ним прибегают при изучении экономи­ческих, социально-бытовых, политических и других явлений и процессов. Другими словами, их применение может быть универсальным как и применение положений социальной философии. В то же время между ними имеются существенные различия. Главное из них заключается в том. что социальная философия способна осмыслить происходящие в обществе процессы более глубоко, яснее понять внутреннюю логику их развития и многообразные формы их проявления, чем это позволяют взятые сами по себе данные конкретных социологических исследований, которые, чаще всего содержат информацию лишь о внешней стороне социальных явлений и процессов. К тому же более глубоко могут быть истолкованы результаты
самих конкретных социологических исследований, которые в
рамках социальной философии получают системное обоснование.

При этом, если социальная философия, действительно, при­держивается научных основ при анализе и объяснении проис­ходящих в обществе процессов, она исходит из соответствую­щих принципов. К ним можно отнести:

• подход к обществу как к целостной социальной системе, все элементы которой находятся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости; при этом особое значение придается при­чинно-следственным и закономерным связям, анализ которых составляет основное содержание социального детерминизма как теоретического и методологического принципа исследова­ния социальных явлений, ориентирующего на всесторонний учет существующих между ними причинно-следственных и за­кономерных связей и отношений;

• рассмотрение всех общественных явлений и процессов в
их постоянной динамике, т.е. в движении, изменений и разви­тии; это есть принцип историзма, требующий анализа любых
социальных явлений в исторически развивающемся социаль­ном контексте, т.е. в системе их развивающихся и изменяющихся связей с другими общественными явлениями, вместе с которыми и под влиянием которых развиваются и данные явления. Это значит, что при анализе социальных явлений нель­зя искусственно вырывать их из исторического контекста, т.е. той системы обстоятельств, в которой происходило или происходит их развитие, чтобы не получить поверхностных, а то и
ложных выводов об их сути и социальном значении;

• нахождение и анализ тех социальных противоречий, которые определяют суть и источник развития данных обществен­ных явлений и процессов;

• рассмотрение последних в их исторической преемствен­ности с учетом того, что действительно устарело и играет ныне консервативную, а то и откровенно реакционную роль, а что продолжает жить, сохраняет свое значение и дает возможность
обществу развиваться по пути цивилизации и прогресса;

• все это выражается в принципе перехода от абстрактного
к конкретному в анализе развития общества, отдельных соци­альных явлений, исторического процесса в целом: данный принцип, обоснованный в рамках диалектического метода, не потерял своей актуальности и значения по сей день.

Таковы вкратце положения социальной философии, харак­теризующие ее предмет, функции и принципы исследования социальных явлений, а также ее теоретическое и методологи­ческое значение для других общественных наук, изучающих различные стороны жизни общества, для анализа практичес­кой деятельности людей и их общественных отношений.

Ниже мы рассмотрим основные направления развития со­циально-философской мысли, ее проблематики в последние два столетия, что даст возможность лучше понять ее современ­ное состояние.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)