АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДЕЛО О КАРГОПОЛЬСКИХ СТАРООБРЯДЦАХ

Читайте также:
  1. А. ЖУРАВЛЁВА
  2. АЛЕКСАНДР (1780-1852)
  3. Ассигнации и червонцы
  4. г. марта 19. — Отписка двинского воевода Н. К. Стрешнева о дальнеишей судьбе взятых в Дорах старообрядцев.
  5. Историография XVIII в.
  6. Историография XX в. (до 1991 г.)
  7. ИСТОРИОГРАФИЯ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ – КОНЦА XIX В.
  8. Населенные пункты
  9. Открыто и ясно
  10. Современная историография (1991 – 2003)
  11. СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ
  12. Старообрядчестве)

1. 1683 г. февраля 12. — «Доезд» попа Григория Васильева и дьякона Петра Степанова в Доры.

{л.146} Список з доезду слово в слово.

191-го году февраля в 12 день Тихвина монастыря перед архимандритом Макарием да соборныя церкви Премудрости Божии перед священником Никитою Тихоновым Каргапольского уезду Плеския волости вознесенской поп Григорей Васильев да города Каргополя соборной церкве Рожества Христова дьякон Петр Степанов в допросе сказали: по указу де преосвященнаго Корнилия, митрополита Великаго Новаграда и Великих Лук, февраля в 7 день приехали оне в Доры с новгородцкими стрелцы и с каргополскими приставы и с софейским приставом же с Силкою Григорьевым и с понятыми людми Заднедубровския волости, а понятых де людей с ними было шеснатцать человек.

И в первых де Дорах стоит изба, и в той де избе не заехали никого людей никаких, толко де стоит анбар с хлебом, и тот за рекою Чаженгою, а в анбаре де в том хлеба ржи и жита и муки, по скаске понятых людей, четвертей со сто. А от тое де избы и от анбара проехав в темной лес в Доры версты с три и нашли де на реке на Порме стоит семь изб, а изо всех де ис тех изб собралися люди мужеска полу и женска и с малыми робяты в одну избу. По скаске первого их учителя вора и расколника и Церковнаго мятежника каргополца Ивашка Васильев прозванием Ульяхина, в той де избе человек с восмьдесят и в той де избе сидят оне запершися. И он[е] де, поп Григорей и дьякон Петр, к той избе пришли и учали тех людей звать на уговор, чтоб оне послушали святейшаго патриарха и преосвященнаго митрополита указу и книги «Увета» и покорили бы ся святей соборной и апостольской церкви и великим государем вину свою принесли и крест целовали, такъже и у святейшаго патриарха и у преосвященнаго митрополита прощения и благословения просили в своем непокорстве и в сомнении святых книг. И пришел де из них ко дверям // {л.147} расколник и церковной мятежник, а назвался Гришка Бродяга и начал де говорить: «Мы де вас не слушаем и слушать де у вас нечево, приехали де вы от еретиков и сами де волки вы и хищники и еретики». А иных де их слов и писать невозможно, и бранив де много, сами в той избе и зажглися. А оне де, поп Григорей и дьякон Петр, велели стрелцом и понятым людем у той избы окна выбить для досмотру, много ли в той избы людей и какие люди. И у них де в ызбы солома и скалвы и береста и лну и пенки на полу и по гряткам навешено горит, а они де, з жонками и з девками обнявшися, стоя шатаются и стонут, а малые де робята на ошестках и по лавкам крычат и все де стонут, а никаких речей не говорят. И оне де, поп Григорей и дьякон Петр, их, расколников, из огня вон вызывали, и двери де у той избы у них забиты, а окна де малы, вытти невозможно. И как де их огнь одолел, и пошол де от них смрад, что де невозможно близ тое избы человеку стоять от смрада, и они де оттоле и поехали за реку за Порму впред в далныя Доры, где у них поставлена часовня, а наперед себя послали трех человек понятых людей да трех человек новгородцких стрелцов да каргополского пристава для вести, что едут к ним, мятежником, с уговором, а не з боем и не с оружьем.

И как де те передовые их посланные люди пошли в задние Доры, и встретили де их с оружьем пять человек да три человеки с рогатины и начали де у них спрашивать, хто де имянем едет и что с ними подвод и много ль де служивых людей. И они де им про то сказали, хто имянем едет и с чем и по какому указу и сколко с ними понятых и служивых людей. И против де тех их речей те расколники сказали: «Сповал де муки будет», — и, молвив, на лыжах пошли в сторону, а те де их понятые и служивые люди пошли впред к вору и учителю их Ивашку по прозванию Ульяхину. И пришед де, обвестили про них, попа и дьякона, по какому де указу и с чем едут, и он де, вор Ивашко, сказал: «Подите де и пошлите к нам их, попа и дьякона, с ними де у нас и слово будет». И они де, поп и дьякон, к ним приехали, и в той де у них деревни стоит часовня да двенатцать изб жилых, а сколко де в тех избах жилых людей, про то де им неведомо, потому что де их ни в одну избу не пустили. И пришед де оне к ызбе вора Ивашка Ульяхина под окно, вычкли святительской указ и объявили де им книгу «Увет духовный», и он де, вор Ивашко, выслушав святительской указ и наказную память, сказал такие бранные слова: «От еретиков де вы присланы и сами де вы еретики и книга де ваша, тот «Увет», еретическая и складывали де тое книгу еретики, а у нас де и свои книги есть». И они де, поп и дьякон, учали ему, Ивашку, говорить: «Креста де вы великим государем не целовали». И он де, Ивашко им сказал: «За кого де нам крест целовать», - и перекрестясь де сказал: «У нас де свой крест, некому де нам креста целовать». И они де, поп Григорей и дьякон Петр, сказали ему, Ивашку: "Покайтеся де и принесите вину свою великим государем и покоритеся святей церкви и испросите благословения у святейшаго патриарха и у преосвященнаго митрополита, и преосвященный де митрополит благословит вам церковь святую построить и священника учинит». И они де против того сказали: «Каяться де нам некому, покаемся де мы небу и земли, а какие де у вас ныне и попы, нет де благочестия, ни церквей, все де ныне не церкви — костелы». А стоял де он, Ивашко, в той избы под окном в одной рубахе и бес пояса в соломе, а за ним де // {л.148} жонки и девки и малые робята, перевязаны руки назад, и огонь де на ошостке горит, а изба де и окна заперты и забиты накрепко, да в той же де избы стоят два человеки с пищалми, а иные де пищали весят у них по стене. И служивые де у них тех пищалей учали просить, и он де, Ивашко, сказал: «На што де вам пищали?» — и дал де им в окно денег восм алтын, а нам де, попу и дьякону, сказал: «Болши де того у нас с вами речей не будет никаких, подите де, отколе пришли, пока целы, потому что де у нас не одной матки детки, и вы де нам люди знакомые, а что бы де приехали незнакомые и мы б де их всех перебили и от нас бы де они живы не уехали».

И они де, поп и дьякон, и назад поехали, и как де в лес отьехали, и они де прислали за ними понятого Алешку Иванова. И он де, Алешка, пришед, им сказал: «Поезжайте де скорея прочь, пока де вас не перестреляют». И назад де едучи, заехали к той избы, которыя зажглися, а изба де згорела и опала. А понятые де люди им сказывали: во всех де Дорах по лесам и в горах подле реки Пормы сорок восм изб, а сколко в них людей, про то они не ведают. Да оне ж, поп и дьякон, сказали: Логовские де слоботки по скаске попа Ивана Семенова расколник Гришка Тарасьев Тшанников в тех Дорах згорел, да тое ж волости Сенки Родионова и Ивашка Васильева з женами и з детми в домех не изъехали, а живут де в тех их избах подворники, и про них де, Сенку и Ивашка, сказали, что сьехали в Доры. Да против скаски Нижноборския волости троицких попов Никиты Алексеева да Июды Якимова, в их де волости Аврамко Онуковской да братья ево Маркелко да Ондрюшка з женами да вдова Натальица Тарасова дочь с сыном Оскою Фокиным и с ево братьями в Дорах же, а дворы де их пусты. Да против скаски Заднедубровские волости попа Максима, Стенки де Григорьева дети пять сынов да вдова Катеринка Кириловская жена з детми с Сергушкою да Алимпейком и з женами их и з детми да вдова Февроньица Андреевская жена Морянинова з детми с Миткой да с Федкою и с их женами и з детми, те все сьехали в Доры ж, а дворы де их пусты. Да против тех же вышеписанных попов скасок привезли в Каргополь для допросу оне, поп и дьякон, Нижноборской волости Першку Григорьева Мухина да Ириньицу Игнатьеву дочь Савинскую жену Наумов да Ефтюшку Иванова Онюшина да Заднедубровской волости Стенку Григорьева сына Сидалина.

 

У подлинных допросных речей написано: К сим допросным речам Плеские волости вознесенской поп Григорей Васильев руку приложил.

К сим допросным речам города Каргополя соборные церкви Рожества Иисус Христова дьякон Петр Степанов руку приложил.

РГАДА. Ф. 159. Оп. З. Д. 1945. Л.146—148

 

2. 1683 г. марта между 8 и 19. — Отписка Корнилия, митрополита Новгородского и Великолуцкого.

 

{л.142} Благоверным и благородным и христолюбивым великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, богомолец ваш Корнилий, митрополит Великаго Новаграда, Бога моля, челом бью. В нынешнем во 191-м году ноября в 22-м числе в вашей, великих государей, грамоте из Новгородцкого приказу за приписью дьяка Василья Бобинина писано ко мне, богомолцу вашему, а велено в Великом Новегороде и во всей Новгородцкой епархии в городех и в пригородех расколников, сыскивая, приводить в духовный мой, богомолца вашего, приказ и роспрашивать и чинить им указ по правилом святых апостол и святых отец, а которые расколники доведутся градцкому суду и тех отсылать к боярину и воеводе к Ывану Васильевичю Бутурлину и к дьяком, а которые расколники учинятся силны и для поимки таких церковных расколников моея, богомолца вашего, епархии в Великом Новегороде и в ыных городех у бояр и воевод и у дьяков и у приказных людей велено имать служилых людей, сколко буде надобно, а буде в которых городех воеводы и приказные люди для таких расколников служилых людей давать не учнут, и о том велено писать мне, богомолцу вашему, к вам, великим государем.

А в прошлых во 189-м и во 190-м годех посланы были от меня в Новгородцкую епархию к закащиком грамоты о посте, чтоб всяких чинов люди во святые Четыредесятницы на исповедь ко отцем своим духовным приходили и святых таин причащались и антидор принимали по новоисправному изложению безо всякого сомнения, а которые всяких чинов люди отцем своим духовным в церковном исправлении будут ослушны и непокорны и о том велено заказщиком изо всей епархии писать ко мне, богомолцу вашему.

И прошлого ж 190-го году марта в 14 день писал ко мне Кресного монастыря архимандрит Паисей: в Каргополском де уезде Заднедубровской волости в Черном лесу прозванием в Дорах объявилися многие церковные расколники и живут дворами и хотят де около тех своих дворов строить острог. И я, богомолец ваш, писал к нему, архимандриту, и велел ему в те Доры для уговору их, расколников, ехать, чтоб оне от злаго своего обычая престали и ко святей Божии церкве обратилися и в домы свои возвратились, а в Каргополь к воеводе к Андрею Салтыкову писал, чтоб // {л.143} ему, архимандриту, для опасу от расколников дал служилых людей.

И в том же во 190-м году маия в 3 день Кресного монастыря архимандрит Паисей писал ко мне, что он к ним, расколником, ехать не смеет, потому что те Доры от него удалели и расколников собрание многое. И того ж прошлого 190-го году маия ж в 15 день писали ко мне ис Каргополя поповские старосты и прислали приходцких попов скаски за руками, а по тем их скаскам расколников по имяном восмьдесят четыре человека. И в нынешнем во 191-м году декабря в 7 день я, богомолец ваш, для сыску и исправления тех расколников в Каргополь и в Каргополской уезд в Заднедубровскую волость в Черной лес в Доры послал Тихвина монастыря архимандрита Макария да из Великого Новагорода соборные церкви Премудрости Божии священника Никиту Тиханова с книгою «Уветом» да с ними подьячего да дву человек приставов да стрелцов шесть человек и под наказом ему, архимандриту, расколником имянную роспись послал, а в Каргополь к столнику и воеводе ко князю Володимеру Волконскому писал, чтоб архимандриту и священнику о всяких чинов людех и сколко человек пригоже к новгородцким стрелцом в прибавку для поимки расколников учинил бы по вашему, великих государей, указу, чтоб в сыску расколников никакова мотчания не учинилось, и о том с вашей, великих государей, грамоты список, какова ко мне, богомолцу вашему, прислана, к нему, столнику и воеводе, послал.

И нынешняго ж 191-го году февраля в 21 день писал ко мне Тихвина монастыря архимандрит Макарей и прислал каргополским церковным расколником допросные речи и отцев их духовных скаски, а по тому ево, архимаричью, розыску и по допросным речем пущих расколников и непокорников Каргополского уезду Павловские волости деревни Васильевской Ондрюшка да Аврамко Леонтиевы да отец их Левка, которые чинят святей церкви великую противность, и те де расколники отосланы Ондрюшка да Аврамко в Ошевнев монастырь, а отец их Левка в Строкину пустыню, а иные де расколники дватцать четыре человеки святей церкви принесли повиновение и от расколу престали и отцы духовными свидетелствованы и для исправления отданы отцем их духовным с росписками, а досталные расколники по росписи, что написаны архимандриту, пятдесят семь человек до его до архимандрича приезду розбежались.

А в Заднедубровскую волость в Черной лес в Доры для уговору расколников с книгою «Уветом» посылал он, архимандрит, Каргополского уезду Плеские волости попа Григорья да Каргополского Рожественского собору дьякона Петра, а с ним новгородцких стрелцов трех человек да пристава, да в тоежде посылку столник и воевода князь Володи // {л.144} мер Волконской каргополских пушкарей дал им трех человек. И тот де поп Григорей и дьякон Петр, приехав ис тое посылки, из Доров, подали ему, архимандриту, доезд, и по тому де доезду он, архимандрит, в Каргополе столнику и воеводе послал писмо, чтоб в Заднедубровскую волость послать застава, где пристойно, и велети б учинить заказ крепкой, чтоб из Доров от расколников хлебных запасов и всякого живота не возили и к ним бы никого не пропускали. И столник и воевода князь Володимер Волконской сказал, что ему о том вашего, великих государей, указу нет и заставы де поставить не по чему.

И ныняшняго 191-го году марта во 2-м числе ведомо мне учинилось, что в Каргополском уезде многия церковныя расколники, собрався, живут от Кенской волости верстах в сороке на Янгорах и на Великих озерах. И того ж марта в 8-м числе писал я, богомолец ваш, в Каргополь к столнику и воеводе ко князю Володимеру Волконскому, чтоб он для расколников поимки в Доры в Черной лес и на Янгоры и на Великие озера о болшой посылки учинил бы по вашему, великих государей, указу, чтоб ис тех мест расколники и святыя церкви противники по зимнему нынешнему пути врознь не разошлись во многие места и в народех прелесным учением своим смуты б не учинили.

А что пущие расколники и противники три человеки в допросе сказали и каков доезд из дорской посылки ко мне Тихвина монастыря от архимандрита Макария прислан, и с того доезду и з допросных речей списки я, богомолец ваш, послал к вам, великим государем, под сею отпискою. И о том, великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, о расколниках что укажете.

 

{л.142 об} Адрес: Благоверным и благородным и христолюбивым великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем.

Пометы: В Новгородцком приказе.

191-го марта в 19 день подал отписку Новгородцкого митрополита стряпчей Василей Качалов.

РГАДА. Ф. 159. Оп. З. Д. 1945. Л.142—144.

3. 1683 г. марта 20. — Приговор Боярской думы о сыске старообрядцев в Дорах.

 

{л.142 об.} 191-го марта в 20 день великим государем и сестре их великой государыни благородной царевне известно, и бояром чтено. И по указу великих государей бояре, слушав сей отписки, приговорили тех расколников и церкви Божии противников, которые церкви Божии и преданию святых апостол и святых отец не повинуютца, допрося их о том накрепко, и буде повиновения не принесут, зжечь. А о достолных расколниках розыскивать и послать на них, в которых они местех живут, посылку немалую, велеть их переимать и пристанища их разорить и искоренить. И для того поставить в пристойных местех заставы крепкие. А как тех расколников переимают, и их распрашивать и к великим // {л.143 об.} государем писать тотчас с нарочными гонцы. Да и впредь того воеводам велеть смотреть накрепко, чтоб расколники в лесах и болотах не жили. А где объявятца, и они б их сыскивали и имали и пристанища их разоряли. И в волостях у старост и у крестьян спрашивали почасту, нет ли у них церковных расколников и мятежников и не збежал ли кто у них для того и в которые места збежал, о том бы они приносили явочные челобитные. А они б, воеводы, о тех людех по изветным их челобитным розыскивали и таких людей сыскивали. И о том послать великих государей грамоту в Каргополь к воеводе, да и к митрополиту Новгородцкому для ведома великих государей грамоту послать же. Да и во все городы, которые ведомы в Посолском и в Новгородцком приказех, послать и воеводам // {л.144 об.} великих государей грамоты о расколниках церковных, чтоб они их имали и пристанища их разоряли. Против того ж, какову грамоту велено послать в Каргополь, да и во все приказы, в которых городы ведомы, послать о том же памяти. А в Новгород к митрополиту велеть о том ис Каргополя воеводе писать же почасту и делать те дела с ведома митрополитова и советуя о том с присланными для того ж дела от митрополита.

РГАДА. Ф. 159. Оп. З. Д. 1945. Л.142 об. —144 об.

 

4. 1683 г. июня 2. — Сказка дорских старообрядцев.

 

{л.191} Список скаски.

Лета 7191-го июня в 2 число по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, и по памети за печатью столника и воеводы князя Володимера Ивановича Волконского каргополские приказные избы подьячие Ефрем Тимофеев сын Прокошев да Михайло Дмитреев сын Поздеев да Офонасей Иванов сын Кожевников приезжали по наказной памети и вычитали вслух. И мы, выслушав наказную паметь, в том, что было налгано на нас, буто живут расколники церкви Божии, и мы в том им скаску дали в том, что мы повинуемся святей и восточьной апостолской соборной церкви и святых отец приданию во всем повинуемся и покоряемся.

И скаску писал по брадцкому веленью Антонко Евтихев.

А назади у сказки написано: К сей сказке вместо всей братьи по их веленью Ивашко Иль[и]н руку приложил.

РГАДА. Ф. 159 Оп. З. Д. 1945. Л.191.

 

5. 1683 г. октября 11. — Память каргопольского воеводы В. Волконского архимандриту Крестного монастыря Паисию.

 

{л.176} Список.

Лета 7192-го октября в 11 день по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, Крестного монастыря архимандриту Паисеи. В нынешнем во 192-м году октября в 4 день по указу преосвященного Корнилия, митрополита Великого Новаграда и Великих Лук, прислана память за твоею, архимандрита Паисеи, печатью в Каргополь к столнику и воеводе ко князю Володимеру Ивановичю Волконскому, а в той памяти написано, чтоб о посылке в Доры и на Янгоры и на Великие озера и в Спаскую пустыню по расколников и о присылке тех расколников к тебе, архимандриту Паисеи, столнику и воеводе князю Володимеру Ивановичю Волконскому учинить по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, и великого господина святейшаго Иоакима, патриарха Московского и всеа Росии, и преосвященного Корнилия, митрополита великого Новаграда и Великих Лук.

И в прошлом во 191-м году прислана великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя // {л.177} и Белыя Росии самодержцев, грамота из Новгородцкого приказу за приписью дьяка Василья Бобинина в Каргополь к столнику и воеводе ко князю Володимеру Ивановичю Волконскому. А в той великих государей грамоте написано: по указу де преосвященного Корнилия, митрополита Великого Новаграда и Великих Лук, писал к нему, преосвященному митрополиту, ис Каргополя Тихвина монастыря архимандрит Макарий и прислал каргополским церковным расколником допросные речи и отцев их духовных скаски. А потому до ево, архимандричью, розыску и по допросным речам пущих расколников и непокорников Каргополского уезда Павловской волости деревни Васильевской Андрюшка и Аврамко Леонтиевы да отец их Левка, которые чинят святей церкви великую противность, и те де расколники отосланы Андрюшка да Аврамко в Ошевнев монастырь, а отец их Левка — в Строкину пустыню, а иные де расколники дватцеть четыре человека святей церкви принесли повиновение и от расколу престали и отцы духовными свидетелствованы, а досталние де расколники, по росписи пятдесят семь человек, до ево, архимандрича, приезду розбежалисе. И великие государи указали и бояре приговорили тех расколников и церкви Божии противников, которые церкви Божии и преданию святых апостол и святых отец не повинуютца, допрося накрепко, и буде повиновения не принесут, зжечь, а о досталних расколниках розыскать и послать на них в Доры и на Янгоры и на Великие озера посылку немалую, велено их переимать и пристанища их разорить // {л.178} и искоренить и для того поставить в пристойных местех заставы крепкие. А как тех расколников переимают, и их велено роспрашивать.

И в прошлом во 191-м и в нынешнем в 192-м годех от преосвященного Корнилия, митрополита Великого Новаграда и Великих Лук, в Каргополь к столнику и воеводе ко князю Володимеру Ивановичю Волконскому о присылке в Доры и на Янгоры и на Великие озера и о сыску и о поимке церковных расколников писано. И в прошлом же во 191-м году по вышеписанному великих государей указу и по грамоте и по наказной памяти за печатью столика и воеводы князя Володимера Ивановича Волконского посыланы были в Доры и на Янгоры и на Великие озера каргополские приказные избы подьячие Ефрем Прокошев, Михайло Поздеев, Афонасей Кожевников с каргополскими приставы и с волост[н]ыми земскими судейки и з дворовыми сотцкими и с пятидесятцкими и з десятцкими и с крестьяны со многими людми, велено было им в тех местех церковных расколников и противников переимав, выслать в Каргополь за многими мирскими провожатыми в крепости, а пристанища их разорить и искоренить, а животы их и хлебные запасы, переписав и перепечатав и хлебные насевы сметя и до указу великих государей сторожей приставить за доброю порукою и в пристойных местех для тех расколников учинить заставы крепкие.

И они, подьячие, из Дор приехали в Каргополь, а церковных расколников никово не привезли, а в приказной избе столнику и воеводе князю Володимеру Ивановичю Волконскому подали доезду своего записки за своими и сторонных людей за руками, а в записках // {л.179} их написано: июня де во 2 день они, подьячие, з земскими судейки и со многими людми, приехав Каргополского уезда за Заднедубровскую волость на Черные леса и на речки Пормы и на Чаженги в Доры для поимки и высылки к розыску и к роспросом в Каргополь церковных расколников и противников и для переписки и печатанья животов их и хлебных запасов и хлебных же насевов, и дорская де братия, Ивашко Ильин с товарыщи, выслушав великих государей указ, наказную память из ызбного одного окна, сказали, назвався дорскою братиею: святей де и восточной апостолской соборной церкви и святых отец преданию во всем повинуютца и покоряются, а к поимке де и к высылки для розыску в Каргополь оне, дорская братия, не дались и пристанищ своих разорить и искоренить и в переписку животов своих и хлебных запасов и хлебного ж насеву не дали. А говорили де оне, дорская братия, когда де великие государи указали и бояре приговорили пристанища их разорить и искоренить и они б де, подьячие и сторонные люди, пристанища их жгли с ними, дорскою братиею, а без них де, дорской братии, пристанищ их не разоряли б и не искореняли и животов их и хлебных запасов и хлебных же насевов не переписывали и сторожей не приставливали б, а будет де они, подьячие, учнут так делать и их де и сторожей, которые приставлены будут, они, дорская братия, перестреляют. А в то де время из ыных изб люди выходя // {л.180} многие и по улицам и по полям и по лесу ходили с ружьем, с пищали и з бердышы и с топорки, и в том де во всем они, дорская братия, учинились силны и ослушны. А в тех де дорских избах, в которых люди затворились, окна забиты чюрками накрепко, и те избы соломою обволочены, толко де в ызбах, в которых люди затворились, по одному окну полые, и сторонных де людей из лесов и ис подсек хотели из оружья пострелять, и с ружьем де оне, сторонные люди, видели около себя ходячи. Да они же де, подьячие и сторонные люди, учинили для тех дорских церковных расколников за Заднедубровскою волостью в пристойных местех по дорогам заставы крепкие, а на заставы людей поставили из тех же сторонных людей Заднедубровской волости церковного старосту и дворовых десятцких и всех крестьян и велели де им, старосте и десятцким и крестьяном, до указу великих государей на тех заставах быть и беречь безотступно, чтоб из Дор нихто не выходил и в Доры никово не пропущать и ничего из Дор не вывозили б и не выносили, и буде хто на тех заставах какие люди объявятца и в чьих домех для утайки или хто буде // {л.181} таких людей примет, наровя им, укрывать, и им, старосте и десятцким и всем крестьяном, тех людей и понаровщиков их, поимав, выслать за мирскими провожатыми в крепосте в Каргополь к роспросом.

А о Янгорах и о Великих озерах в скаске написано: Каргополского уезда Кенской волости земской судейка и церковной староста, дворовые десятцкие и крестьяне, зря на образ Божий, сказали им, подьячим, по непорочной заповеди святаго Христова Евангелия: еже, ей-ей, в Каргополском де уезде за их Кенскою волостью Янгор и Великих озер нет, и ни от кого де они, судейка и староста и десятцкие и крестьяне, про такие Янгоры и Великие озера не слыхали, а в Каргополском де и в Турчасовском и в ыных уездех за которыми станы и волостьми такие Янгоры и Великие озера и в тех местех такие церковные расколники есть ли или нет, про то де оне, судейка и десятцкие и крестьяне, не ведают. Да подьячие ж Ефрем Прокошев с товарыщи подали скаску дорских жителей и с тое скаски под сею памятью список слово с слово.

А по расколников Павловской волости по Андрюшку да по Аврамка Леонтьевых в Ошевнев монастырь к ыгумену Евфимию и к келарю еромонаху Антонию, а в Спасов монастырь к ыгумену Моисею по отца их, Андрюшкина // {л.182} и Аврамкова, по Левку посланы были памяти, велено их привесть в приказную избу к роспросом в крепосте за многими провожатыми. И Ошевнева монастыря игумен Евфимий да келарь иеромонах Антоний к столнику и воеводе ко князю Володимеру Ивановичю Волконскому их, расколников Андрюшка и Аврамка, не прислали, а подал слушка ях ошевенской Никифорко Иевлев июля в 30 день прошлого 191-го году скаску за игуменскою и келаревою и казначиевою и черных попов за руками, а в скаски их написано: расколники де Андрюшка да Аврамко к ним в монастырь присланы были и жили де у них за караулом в тюрме многое время и к церкве де Божии к соборному пению з братиею они, Андрюшка и Аврамко, ходили и у пения стояли и святым иконам покланялись и ни в чем церкви Божии и церковному пению не спорили и расколу никакова не чинили. И прошлого де 191-го году апреля в 20 день на празник преподобнаго отца Александра игумена Ошевенского после ранного заутренного пения они, Андрюшка и Аврамко, из монастыря бежали неведомо куды, а сыскать де их нигде не могли. О том де они старосте поповскому попу Петру Андрееву подали челобитную.

А из [С]пасова монастыря игумен Моисей отца их, Андрюшкина // {л.183} и Аврамкова, Левки в приказную избу не присылывал, а подал столнику и воеводе князю Володимеру Ивановичю Волконскому в нынешнем во 192-м году октября в 11 день скаску за руками, а в скаске их написано: в прошлом де во 191-м году ис Каргополя Тихвина монастыря от архимандрита Макария к ним в Спаской монастырь церковной расколник Левка прислан был и жил де у них в монастыре за караулом недель пять, и в прошлом же де во 191-м году Великого поста на пятой недели он, Левка, умре, и положено де было то мертвое тело в болнице в пустой келье и лежало два дни, и ис того де места то Левкино мертвое тело в ночи неведомо хто украл.

И ныне столнику и воеводе князю Володимеру Ивановичю Волконскому в Доры и Янгор и Великих озер сыскивать и в те места для сыску и поимки церковных расколников болши вышеписанные посылки ис Каргополя послать неково, да и послать до указу великих государей не смеет. О том к великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, и к преосвященному Корнилию, митрополиту Великого Новаграда и Великих Лук, столник и воевода // {л.184} князь Володимер Иванович Волконский пишет.

 

У подлинной памяти столника и воеводы князя Володимера Ивановича Волконского печать приложена.

Справил и по ставам закрепил подьячей Ефрем Тимофеев.

По скрепам: Крестнаго монастыря архимандрит Паисей руку приложил.

РГАДА Ф. 159. Оп. З. Д. 1945. Л.176—184.

 


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)