АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Торжество хаоса

Читайте также:
  1. БЛОК ВТОРОЙ. Торжество идей революционного переустройства российского общества (ноябрь 1917 – март 1921гг)
  2. Почему это происходит? Избавься от ментального хаоса следуя простым правилам.
  3. Сперанско-аракчеевская альтернатива при Александре Первом и окончательное торжество военно-казарменного режима при Николае Первом.
  4. Справедливость восторжествовала?
  5. Теория хаоса Билла Вильямса
  6. ТОРЖЕСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ
  7. ТОРЖЕСТВО ТИГРОВ
  8. Торжествовала бюрократическая машина, её интересы и порядки, прикрываемые парсунами вождей Октября.

Трагедия "Родогуна" всем своим строем говорит и о крахе Корнелевых идей. Сюжет ее очень сложен, построен на запутанной интриге, отражающей лживость придворных нравов. Сирийская царица Клеопатра жаждет смерти своей соперницы, парфянской царевны Родогуны, которую любят оба ее сына, близнецы Антиох и Селевк; пусть один из них убьет ненавистную Родогуну, и тогда он будет провозглашен старшим, а значит, и наследником престола. Но и Родогуна алчет крови: тот из близнецов, который убьет свою мать, Клеопатру, заслужит ее любовь. Влюбленные юноши - жертвы разнузданных страстей обеих женщин, ненавидящих друг друга. Нет, о долге перед государством никто и не помышляет: Клеопатра и Родогуна хотят лишь крови. Клеопатра убивает одного из своих сыновей, Селевка, и хочет отравить второго, Антиоха, но сама вынуждена испить роковую чашу с ядом. Антиох бросается ей на помощь, и тогда Клеопатра произносит потрясающие слова:

Ступай, тебе меня уж не вернуть из гроба.

Мне слишком хорошо моя послужит злоба.

А запоздай она, погиб бы ты со мной.

Один лишь этот стон я унесу с собой.

Но и отрада есть в моем предсмертном стоне:

Я видеть не смогу ее в моей короне.

Цари! По трупам ты взошел на этот трон:

От брата и отца ты мной освобожден,

Теперь я от меня тебя освободила.

Пусть за грехи мои воздаст вам божья сила,

Пусть вам обоим даст проклятый этот брак

Лишь ревность, ужасы и беспросветный мрак.

И пусть, чтоб горе все на ваше пало ложе,

Вам небо даст дитя, что на меня похоже.

(Перевод Е. Эткинда)

От гармонии и симметрии, простоты и логичности классических трагедий не осталось следа. В трагедии "Родогуна" кипят злобные, низкие страсти, льются потоки крови. Мир трагедии стал беспросветно страшен.

Прежде Корнель верил в политику, способную привести страну к благим целям. Теперь, когда на его глазах правитель Франции рубил сотни голов, когда с неслыханной жестокостью подавлялись то здесь, то там вспыхивавшие народные мятежи, он пришел к мрачному итогу: политика - злое, античеловеческое начало. Прежде воспетый поэтом великий Рим враждебен и человеку и народам. В трагедии "Никомед" (1651) эта точка зрения Корнеля получила блестящее воплощение. Здесь носитель римских идей - коварный и красноречивый Фламиний, он хочет подчинить властолюбивому Риму все малые страны и наталкивается на ожесточенное противодействие восставшего народа.

Царевич Вифинии Аттал, взбунтовавшийся против Рима, который взрастил его и хотел возвести на престол, так выражает свое отношение к бывшим хозяевам:

Избранники они, властители вселенной;

И мы, в покорности коленопреклоненной,

Должны не забывать, что Рим - наш господин,

Что независим он, и только он один.

А в заключении трагедии ее герой Никомед, обращаясь к римскому послу Фламинию, заявляет:

Фламиний, я скажу без всякого коварства:

О дружбе с Римом все мечтают государства,

Но мы такой ценой платить ему должны,

Что нам союзники такие не нужны.

Да, дружбы мы хотим, но дружбы равноправной,

Иначе предпочтем вражду - как с равным равный.

(Перевод Е. Эткинда)

Развитие и изменение политических воззрений Корнеля можно проследить по изменению его взглядов на Рим - от "Цинны" до "Никомеда". В "Цинне" Рим - воплощение величайших воинских и моральных доблестей. В "Никомеде" Рим - воплощение кровавой и лицемерной тирании. Изменился не древний Рим, а Пьер Корнель.

Корнель потерял вместе с политическим оптимизмом и своеобразие своего искусства: созданная им форма политической трагедии разваливалась под его некогда столь блестящим пером. Он писал долго, но все хуже; после "Никомеда" Корнель работал на театре еще более двух десятилетий, по сути дела забытый современниками, которые предпочли ему более соответствующего новому времени Расина. Героический период становления абсолютизма во Франции кончился. Вместе с тем кончился и период высокого гражданского классицизма, созданный Пьером Корнелем.

 


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)