АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социологические воззрения П. Сорокина

Читайте также:
  1. Воззрения Мартина Лютера Кинга
  2. Воззрения на реальность
  3. Достопримечательности искусства как воплощения мировоззрения эпохи средневековья.
  4. Исторические типы мировоззрения. Религиозное мировоззрение.
  5. МИРОВОЗЗРЕНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
  6. МИРОВОЗЗРЕНИЯ РАННЕЙ ЭПОХИ РАЗВИТИЯ МЫСЛИ
  7. Новое человеческое общество на базе мировоззрения Процветания
  8. Основные микро социологические подходы изучения личности.
  9. Основные составляющие мировоззрения Процветания
  10. Основные этапы жизни П.А. Сорокина.
  11. Постмодернизм» как направление современной европейской культуры и особый тип мировоззрения.
  12. РАДИКАЛЬНЫЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — российско-американский социолог. Социология, по его мнению, наука, рассматривающая социокультурную систему как целое. В этом отношении она существенно отличается от таких наук, как экономическая теория, политология или правоведение, которые имеют дело лишь с одной сферой социокультурного пространства, в то время как социология — со всеми ерами, с общими свойствами, признаками социальных явлений.

В теоретической социологии он выделял три основных раздела: социальная аналитика, иэучающая строение и состав общества; социальная механика, изучающая закономерности социальных явлений; социальная генетика, изучающая общество с точки зрения его развития.

В качестве простейшей модели социального явления П. Сорокин рассматривал взаимодействие индивидов. По его мнению, комбинируя различные процессы взаимодействия, можно получить любой сложнейший социальный процесс, любое социальное событие. Структуру социального взаимодействия он определял как связь трех элементов: индивидов (минимум — двух), вступающих в акт взаимодействия и этим обуовливающих поведение друг друга, "актов" (или действий) и "проводников" этих действий (язык, письменность, деньги, орудия труда, предметы быта и т.д.). Взаимодействия подразделяются на антагонистические и солидарные, односторонние и двухсторонние, кратко-временные и длительные. П. Сорокин определяет социологию как науку, изучающую поведение людей, живущих в среде себе подобных".

Большое внимание П. Сорокин уделял изучению социальной стратификации, под которой понимал "дифференциацию некой совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге". Она находит выражение в существовании различных социальных слоев и групп, занимающих неравное положение в обществе. По его мнению, основу стратификации составляет неравномерное распределение прав и привилегий, наличие или отсутствие материальных и духовных ценностей, власти и влияния среди представителей той или иной социальной группы. Выделяют три основных формы социальной стратификации: экономическую — деление на имущих и неимущих; политическую — неравенство в авторитете и престиже, званиях и почестях, наличие управляющих и управляемых; профессиональную — разделение на различные группы по роду их деятельности, занятиях, неравенство в престиже профессии. Он утверждал, что общества без расслоения и неравенства никогда не существовало и не существует, могут лишь меняться формы и пропорции расслоения.

П. Сорокин одним из первых ввел в научный оборот понятие "социальная мобильность". Под социальной мобильностью он понимал, во-первых, перемещение индивидов из одной социальной группы в другую; во-вторых, исчезновение одних и появление других социальных групп. Социальные перемещения или социальная мобильность осуществляется либо по вертикали — "вертикальная мобильность", либо по горизонтали — "горизонтальная мобильность".

Центральной темой творчества П.Сорокина является социокультурная динамика. Основное понятие, которым он пользуется, — "социокультурная система", "включающая в себя бесконечное многообразие культурных ценностей — материальных и духовных (язык, религия, философия, произведения искусства, орудия труда, здания, церемонии, ритуалы и т.д.). Изучение искусства, науки, религии, права привело его к выводу, что в истории существуют три социокультурные системы, периодически сменяющие друг друга: умозрительная, чувственная, идеалистическая, каждая из которых характеризуется своим представлением о природе реальности и методе ее познания. П. Сорокин подчеркивал, что всякая великая культура представляет собой не механическое соединение разнообразных явлений, а единство, все части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, главную ценность. Для умозрительного типа культуры характерна всесторонняя (т.е. в науке, искусстве, философии, праве и т.д.) ориентация на потусторонние, или сверхчувственные ценности. При такой культуре реальность постигается сверхчувственным образом при помощи интуиции. В культуре чувственного типа, напротив, преобладающим влиянием пользуются материальные ценности, реальность воспринимается чувствами. Идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание ценностей двух вышеперечисленных типов, реальность познается при помощи рационального интеллекта.

П. Сорокин полагал, что каждая социальная система неповторима, уникальна. Она переживает период зарождения, расцвета и упадка. Сложные волнообразные взаимосвязи и взаимопереходы от одного типа культуры к другому составляют существо процесса общественного развития в истории человеческого общества.

Современную культуру П. Сорокин считал культурой чувственного типа, которая переживает глубокий кризис. В качестве путей выхода из кризиса он предлагал тотальное разоружение, нравственно-религиозное возрождение человечества, признание принципа "альтруистической любви" абсолютной ценностью, переход к умозрительной социокультурной системе.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)