АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Несколько маленьких советов

Читайте также:
  1. V. Несколько принципиальных соображений
  2. Альпинистами используются несколько методов.
  3. Аттестация проводится в несколько этапов: подготовка, сама аттестация и подведение итогов.
  4. База демократии была ничтожно мала. В поддержку Учредительного собрания в Петербурге выступили лишь несколько сот демонстрантов, но их разогнали красногвардейцы.
  5. Безработица – тоже страшное дело. Люди проедают накопления за несколько месяцев. Спиваются даже вроде сильные личности.
  6. Большие конденсаторы в маленьких корпусах
  7. Было несколько раз, когда меня предупреждали, что ситуация «непонятная». Я никогда не интересовался, чтобы нервы не трепать. Ездил несколько месяцев с охраной. Потом снимали.
  8. В ветхозаветных книгах можно найти несколько сотен пророчеств о Явлении Мессии и о его благодатном Царстве начиная от Пятикнижия пророка Моисея и кончая позднейшими пророчествами.
  9. В зависимости от модели фаты, длина может отклоняться от стандарта на несколько см.
  10. В зависимости от модели фаты, длина может отклоняться от стандарта на несколько см.
  11. В сетевом маркетинге все несколько иначе.
  12. В столовой Брейеров, спустя несколько минут.

Михаил Сартаков

 

Вопросы кардинальных отличий качества изображения, полученного на сканерах с фото-электронным умножителем и сканерах с CCD-матрицей, секреты получения максимальной отдачи от барабанных сканеров, придуманная технология «псевдовиртуального барабана», правильная работа с монтажным столиком, гелем и скотчем, повышение производительности и достижение максимального качества — вот те вопросы, которые мне хотелось бы затронуть в предлагаемой статье.

Несмотря на навязчивые заявления некоторых продавцов о том, что CCD-сканер, продающийся по цене втрое меньшей, чем барабанник, достигает схожих с ним результатов по качеству, хотелось бы заметить, что многим специалистам препресс подобные рекламные сказки давно приелись. Однако, существует и другая группа потенциальных покупателей профессиональных сканеров, для которой CCD-сканер Imacon с так называемым «виртуальным барабаном» представляется доступным аналогом настоящего барабанного сканера с фотоэлектронным умножителем. А в силу того, что специализированные издания для издателей и полиграфистов частенько придерживаются «маркетинговой», а не профессиональной точки зрения, разобраться в различиях барабанника «реального» и «виртуального» сложновато, не сравнив результаты «реального» и «виртуального» сканирования.

Две оптимистические статьи, опубликованные в журнале КомпьюАрт (№ 7'2001, с. 57-61), сравнить ничего не предлагают, но содержат множество дифирамбов CCD-сканеру Imacon Flextight Precision II. Ладно бы авторы только бездоказательно славословили, в худших традициях отечественной рекламы, что Flextight «обеспечивает бе З компромиссное профессиональное качество» и «удостоен престижных наград» (каких не сказано)! Так нет же, в публикациях без обиняков заявлено, что Imacon «позволяет достичь качества репроцентра всего за треть стоимости традиционного барабанного сканера»! Это, мягко говоря, спорное утверждение не могло остаться без серьезного возражения. Ведь даже старенький Howtek ScanMaster 4500, пенсионер настольного препресса, уделывает Imacon Flextight Precision II по всем параметрам.

Барабанный сканер Howtek ScanMaster 4500

В данной статье я постараюсь просто рассказать о некоторых методах и секретах сканирования на настоящем барабаннике на примере Howtek ScanMaster 4500. Новичок, допущенный к такому сканеру без руководства, поначалу только перемажется гелем с ног до головы, перепортит полугодовой запас салфеток, и... не добьется ничего, кроме пузырей воздуха и комочков геля на скане. А между тем более быстрого в работе и чувствительного к доброму отношению устройства надо поискать! Качество же сканирования таково, что сравнивать скан барабанника со сканами CCD-устройств представляется иной раз попросту не политкорректным.

Уже не первый год продавцы успешно навязывают потребителям представление о том, что CCD-сканеры, при цене вдвое-впятеро меньшей, способны обеспечить качество и скорость барабанника. Активно участвуют в этой пропаганде и продавцы Imacon, апеллируя к технологии уже упомянутого «виртуального барабана». Попробуем разобраться, чего стоит этот «виртуальный барабан».

CCD-сканер Imacon Flextight Precision II

На самом деле, в Imacon не барабан, а как бы помягче выразиться, полбарабана. Между двух магнитных пластин с вырезом зажимается оригинал. При подаче в сканер пластины немного изгибаются, придавая слайду большую поперечную жесткость. По окончании сканирования рамка выезжает обратно. За один раз можно отсканировать один слайд либо полосу 35-мм пленки на 4-5 кадров, но для этого потребуется заказать специальную рамку. Стоит она не дорого, будет изготовлена и доставлена где-то за 6 месяцев, но в программном обеспечении не предусмотрены настройки произвольного размера рамки, придется пользоваться похожими. Для монтажа нестандартных («бракованных» в терминологии Imacon) слайдов предлагается воспользоваться пленкой и скотчем и нарастить недостающий размер слайда под стандартную рамку. Процесс сканирования, таким образом, постоянно держит оператора у сканера, скорость работы неприлично низкая, а о качестве получаемого изображения можно почитать в моей статье «Imacon покоряет мир?». Но отдельные результаты сканирования тестовой таблицы Applied Image не поленюсь привести и здесь.

Даже производители пятидесятидолларовых сканеров (Imacon Flextight Precision II стоит сегодня около 9000 долл.) прослезились бы при виде таких результатов. А ведь сканер этот я тестировал 31 мая 2001 года не в подвале, не в избе, а в салоне известной московской фирмы! Тестировал и записывал результаты на CD при участии ведущих менеджеров торгового дома!

На рисунке слева отчетливо виден брак CCD-матрицы сканера Imacon Flextight Precision II.

Тест проводился на точность совмещения цветовых каналов, но результат просто убил наповал: такой «картинки» не встретишь даже в дешевых стобаксовых поделках!..

На рисунке справа — тот же тест на совмещение цветовых каналов по горизонтали.
Качество механики «виртуального барабана» сканера Imacon Flextight Precision II за гранью допустимой погрешности и не поддается измерению...

Механизм протяжки слайда сродни старенькому скрипучему фильмоскопу
(помните, были в детстве такие приспособления?)

Другое дело — настоящий барабанник с фотоэлектронным умножителем! Если из штатного комплекта поставки не утерян монтажный стол и дополнительный барабан, то работа может быть практически непрерывной. На всю площадь барабана (в Howtek она чуть больше формата А4) в любом порядке монтируются слайды и/или непрозрачные оригиналы любого размера. Установив барабан в сканер и сделав прескан, можно сразу приступать к сканированию первого слайда. Настройки для остальных можно задавать прямо в процессе, добавлять в список заданий, причем сканер ни на секунду не остановится и не будет крутиться вхолостую, как, например, более старые барабанники Optronix Howk или ScanMate 4000. Когда все задания будут определены, оператор может спокойно сходить на перекур и начать монтировать оригиналы на второй барабан. Когда работа сканера с первым барабаном завершится, он заменяется в течение 10 секунд, и процесс начинается снова, а с первого барабана оригиналы тем временем снимаются. Длительность цикла зависит лишь от разрешения сканирования, на нее никоим образом не влияет человеческий фактор. Если разрешение достаточно высокое, оператор успеет поработать со сканами или пойдет за другой компьютер. Если низкое, то полный барабан на триста точек сканер «отбарабанит» минут за 6-8.

Иногда от людей, никогда не видевших барабанника, приходится слышать о сложностях работы со скотчем и гелем. Некоторые продавцы даже называют монтажный гель «специальным лаком»... Хорошо хоть не клеем «СуперЦемент» или лосьоном «Клерасил»!

Действительно, гель служит для устранения т.н. «колец Ньютона» — оптических явлений, возникающих в тонкой пленке на границе двух сред, в нашем случае, между слайдом и барабаном. Можно использовать и «Антиньютоновский спрей», при распылении которого на поверхность барабана она становится чуть шершавой, но при этом почти не изменяет оптических свойств. В современных дорогих CCD-сканерах (типа Agfascan XY 15Plus, CreoScitex EverSmart Jazz, Heidelberg NextScan F4100) с целью предотвращения появления «колец» все чаще используют дорогое стекло со специальным напылением или еще более дорогое — с мелкодисперсным зернением. Эффект достигается тот же, что и при работе со спреем: при плотном контакте с пленкой «колец Ньютона» не возникает, однако неизбежно происходит небольшое рассеивание светового потока. Более дешевым и распространенным способом является отказ от стекла, когда слайд крепится в рамке. Главный его недостаток состоит в том, что форматов слайдов всегда больше, чем рамок. Рекламные проспекты Imacon предусмотрительно называют нестандартные слайды «бракованными».

Впрочем, и работа с гелем на Howtek, барабан которого выполнен из полимерного материала (в большинстве других барабанников цилиндр стеклянный), не является сверхъестественной и даже приятна опытному сканировщику. Как это ни удивительно, но я быстрее аккуратно протру барабан и ровно смонтирую слайд с гелем, чем подсуну его в магнитную рамку Imacon. Во-первых, на Imacon ровно не получается даже у специально обученных продавцов, а, во-вторых, в любой рамке край полезного изображения может быть «зарезан», тогда как для монтажа оригинала барабанника достаточно по одному миллиметру с двух (а не четырех) сторон. Главное, приловчиться ровно клеить скотч, и через некоторое время с удивлением можно обнаружить, что на важном слайде без полей получилось закрепить его всего за полумиллиметровый краешек!

Более того: гель, схожий по оптической структуре с желатиновыми слоями фотопленки, сглаживает при сканировании с большим увеличением ее зернистость. Как матовое стекло, помещенное в воду, выглядит более прозрачным, так и скан с гелем на 4000 ppi отличается от подобного скана без геля.

Но в некоторых случаях, при сканировании прозрачных оригиналов на барабаннике, можно обойтись и без геля.

Первый вариант работы без геля — черно-белые негативы. Кольца могут быть видны только на сильно недодержанных, фактически не пригодных к работе изображениях. Фотографический диапазон их настолько мал, что даже будучи многократно растянут при сканировании или, что хуже, в Photoshop, не позволяет добиться приемлемого качества цифрового изображения. Сильно передержанные негативы тем более колец не дают, но по той же причине (узкий диапазон), мало пригодны к воспроизведению в полиграфии. В остальных случаях черно-белые негативы прекрасно сканируются без геля — я сделал не одну тысячу таких сканов на барабанниках. Огромный архив — от прадедовских и дедовских фотопластин и широких целлулоидных пленок, до собственных пленок, отснятых в течение 15 лет активной фотографии — все это хранится в моих архивах «в цифре» на CD.

Когда продавцы Imacon Flextight Precision II уверяют, что их устройство «сканирует даже «безнадежные» пленки» (КомпьюАрт, № 7'2001, с. 60), я не могу не рассмеяться! Во-первых, у Imacon не та паспортная (реальная еще меньше!) максимальная оптическая плотность, которая могла бы позволить говорить о темных оригиналах: Imacon и на идеальных по плотности слайдах в тенях только «безнадежно» шумит, не различая оттенков. Безнадежные пленки можно, конечно, отсканировать на чем угодно — хоть при помощи тридцатидолларовой слайд-приставки к SOHO-планшетнику, но применение для таких сканов одно — кнопка «Delete».

На левом рисунке скан со слайда на сканере Imacon Flextight Precision II.

На правом — скан Howtek ScanMaster 4500.

Гистограммы обоих сканов «зарезаны» для наглядной демонстрации передачи оттенков в тенях.
Обратите внимание на то, что при среднем качестве сжатия JPEG, левый рисунок в два раза превосходит по размеру правый и... многократно уступает по качеству.

Снимки сделаны подряд на одной шестидесятимиллиметровой пленке Fujichrome Provia 100F Professional (Fuji RDPIII) при одном и том же освещении и экспозиции.

На рисунке внизу слева — скан одного из слайдов целикомдля обложки журнала КомпьютерПресс № 11'2001

Прошел всего месяц с момента публикации имакон-славословий, как новая маркетинговая политика КомпьюАрт в отношении «тестируемых» сканеров была бесхитростно обнародована в статье нового верстальщика журнала: «Сканер, достойный ландскнехта» (КомпьюАрт № 8'2001, с. 70-71). Забавно-научный перевод одного заимствованного слова другим («ландскнехт» на «фрилансер») с одновременным удлинением синонимического ряда латинским «condottiere» подтолкнул читателей к подбору эквивалента в родном языке — на ум пришло емкое русское слово «халтура». Именно на сканер, «достойный халтурщика», видимо, теперь ориентируется журнал. При этом не важно, сколько сканер стоит — 320 или 32000 долл.: если он годится для халтуры (condottiere, фриланса, ландскнехтинга и т.д., вплоть до заимствований из языков племен Вуду и Тутси), значит, достоин всяческих похвал — без каких-либо серьезных аргументов, а только исходя из «глубокого убеждения» автора. Вот уж воистину универсальный подход: и рекламодатель доволен, и журнал не ударил в грязь лицом!

Обращаясь к собственному передовому опыту на ниве condottiere, бывший ландскнехт с двухлетним стажем (здесь он имеет ввиду именно опыт халтуры, а не опыт солдата-наемника) предлагает просто скрывать разницу между сканом хорошим и сканом фрилансовым, не показывая их вместе. «А без возможности такого сравнения, — дальше, внимание! следует просто перл, — заказчик рад, доволен и платит деньги»!

Дешево и сердито, как говорится! Тем более, что для описания добротного сканера Epson Perfection 1640 (речь в КомпьюАрт'е шла не только об обрадованном и одновременно довольном заказчике, проведенном на мякине, но и об этой модели CCD-сканера) сами собой напрашиваются аргументы поубедительней, чем просто пригодность для халтуры, и то лишь — при условии надувательства заказчика!

...Но вернемся к немаркетинговым секретам сканирования. На барабаннике.

Во втором варианте сканирования без геля, слайд, за счет некоторого ухудшения фокусировки по всей площади, монтируется не плотно, с маленьким зазором. Для подобного монтажа требуется определенный навык, но в некоторых случаях он вполне себя оправдывает. Например, когда сканируется не весь слайд, а только его фрагмент.

Пример подобного монтажа приведен на рисунке.

Третий вариант сканирования без геля — придуманная мной технология псевдовиртуального барабана. Она незаменима в тех случаях, когда нужно отсканировать не одну сотню слайдов одинакового размера. Суть заключается в том, что на чистый барабан клеятся (перпендикулярно оси вращения) полоски скотча таким образом, чтобы монтируемые поверх них слайды двумя краями ложились на них, а не на плоскость барабана. Таким образом, между слайдом и барабаном создается необходимая равномерная прослойка воздуха, а фокусировка по всей площади не изменяется. При перемонтаже полоски скотча не снимаются. Технология многократно испытана и на 35-миллиметровых и на 6-сантиметровых пленках. При невысоком разрешении, точек на 600, когда скорость монтажа играет существенную роль, технология псевдовиртуального барабана позволяет отсканировать за смену несколько сотен одинаковых по размеру слайдов. Единственным ограничением использования такого метода могут быть мятые слайды или слайды с технологическими отметинами (часто встречаются на фотопластинах), нарушающими ровную поверхность. В этом случае не спасает поперечная жесткость искривленной поверхности, однако и при работе с гелем монтировать подобные слайды — задача не из простых.

Процесс монтажа с гелем достоин отдельного описания. Помню, как когда-то я долго ходил за моим коллегой и учителем Алексеем Сорокиным, бывшим верстальщиком КомпьюАрт, а ныне директором издательства, в сканерную — смотреть, как он наносит гель, как прижимает ролик, с какой силой и скоростью прикатывает. Каждый его скан был подобен произведению искусства!

Непрозрачные оригиналы, фотографии, монтируются достаточно просто. Фото кладется на монтажный столик изображением вверх и на два противоположных края (все равно каких — длинных или коротких) наклеивается скотч. Чем тоньше будет полоска изображения, закрытая скотчем, тем лучше. Хватает обычно миллиметра. Затем фото вместе с приклеенным к краям скотчем отдирается от столика и одним краем приклеивается к барабану. Чем ровнее по горизонтали-вертикали, тем лучше: меньше крутить в Photoshop (каждый поворот даже с самым идеальным алгоритмом ухудшает качество картинки. Для иллюстрации приведу три рисунка. Утрированный поворот наглядно демонстрирует ухудшение качества).

На левом рисунке — скан без поворота.

На среднем — изображение было повернуто 72 раза на 5°.

На правом — 360 раз повернуто на 1°.

При монтаже помогают нанесенные на монтажном столе риски. Потом к барабану прижимается ролик, и при вращении барабана фото плотно прикатывается до противоположной полоски скотча. На один барабан прекрасно накатываются и несколько фото, в зависимости от размера. Процесс описывать долго, но занимает он времени не больше, чем при укладывании фото на планшет, и уж тем более не больше, чем при монтаже фото в рамку Imacon Flextight Precision II, где оригинал зажимается между пластин, верхняя из которых — обычный типографский астролон, криво обрезанный, с пробитыми явно вручную канцелярским дыроколом отверстиями. Если в барабаннике непрозрачный оригинал крепится изображением вверх, безо всяких препятствий между оптикой и оригиналом, то в Imacon — прилегает к астролону. До знакомства с Imacon мне никогда не доводилось встречать «кольца Ньютона» при сканировании непрозрачных оригиналов!

Техника работы на барабаннике с прозрачными оригиналами — негативами и слайдами — чуть более сложная.

Оригинал монтируется эмульсионным слоем вниз, прилегая к барабану. Определить, какой слой пленки эмульсия, а какой — подложка, можно двояко. Можно дотронуться чувствительным кончиком носа: эмульсия более шершавая. Так обычно делал вышеупомянутый Леша Сорокин. Но если есть маркировка на пленке, то все производители наносят ее так, чтобы она читалась нормально, слева направо, со стороны подложки. Исключение могут составлять пленки, контактно или проекционно перекопированные.

Скотч приклеивается к двум противоположным краям. Слайд вместе с приклеенным скотчем отрывается от столика. Гель наносится тонкой полоской по переднему краю со скотчем и немного размазывается скрепкой или зубочисткой. Гель не должен попасть на скотч и количество его должно быть достаточно, чтобы при накатывании заполнить всю поверхность под слайдом. Но геля должно быть и не очень много, чтобы не выдавливаться с противоположного конца. Правда, специальный скотч прилипает и на гель, но хуже, чем на чистую поверхность барабана. Если монтируется не один слайд, то прикатывать их лучше тогда, когда все слайды по оси будут приклеены на барабан передним краем, одновременно. В противном случае, прикатывая четвертый или пятый слайд, можно обнаружить, что из под первого весь гель выжат, и по краям появились прослойки воздуха, границы между ними и гелем портят скан (кстати, в монтажном столике барабанного сканера Heidelberg Tango предусмотрен отдельный узкий накатной валик!). Еще до сканирования можно визуально проверить качество монтажа, посмотрев на просвет с внутренней стороны барабана. Все огрехи, пылинки, пузырьки воздуха или полосы геля будут хорошо видны.

Гели бывают разными — более жидкими и густыми, с разными тиксотропными и оптическими свойствами. Мне было удобнее работать с более густым гелем, как при сканировании тонких и мягких, так и жестких слайдов на толстой основе. Помятые слайды так же легче смонтировать на густой гель. Давить на валик надо довольно сильно и равномерно, поворачивать барабан мягко и не быстро.

Перед каждым накатом прижимной валик желательно протереть от остатков геля. В противном случае гель придется стирать с верхней поверхности слайда на барабане, иначе он будет виден на скане.

И гель и масло представляют опасность для оптики барабанника. Практики-профи используют астролон, монтируя его на барабан поверх смонтированных слайдов. Чистый непоцарапанный астролон не вызывает проблем с автофокусировкой.

Главную неприятность при монтаже доставляет пыль. Производители профессиональных сканеров советуют устанавливать их в отдельные помещения с вытяжкой. Одежда оператора не должна «пылить», при входе в сканерную желательно переобуться, ежедневная влажная уборка обязательна. Микроскопическая ворсинка видна на скане — тем сильнее, чем меньше слайд и больше разрешение сканирования. Ретушь ретушью, но когда в сканерной устраивается склад бумаги и нет вентиляции — количество пылинок превосходит все мыслимые пределы. Пылинки удобно сдувать сжатым воздухом или бюджетной резиновой «грушей», но если вентиляции нет, то это почти бессмысленно.

Впрочем, наплевательское отношение к условиям работы сканировщика, к сожалению, типично. Я видел только одну московскую фирму, где сканер был установлен в комнате с вентиляцией и требуемым освещением. Поэтому в четырех из пяти дорогих глянцевых изданий с пылью борются методом типа «Dust & Scratches», то есть борются не с причиной, а следствием. И запросто можно встретить такую пару: сканер ценой в несколько десятков тысяч долл. плюс убитый столетний монитор с чудовищным несведением...

Салфетки для протирки слайдов должны быть из нетканого целлюлозного материала, типа SDS. Желтые платочки для протирки оптики (очков) не годятся — пылят.

Специальный скотч той же фирмы SDS не оставляет следов ни на барабане, ни на слайде, при этом может прилипать не только на чистую поверхность, но и на гель. Если на салфетках еще можно иногда сэкономить, то пользоваться офисным скотчем категорически не рекомендую.

Жидкостей для протирки слайдов и барабана несколько типов. Вопреки заявлениям продавцов конкурирующих CCD-сканеров, барабан и слайды не надо мыть, их достаточно мягко протирать. Жидкость «SDS Drum Cleaner», чем-то похожая на керосин, хорошо протирает барабан и слайды. Чтобы на слайдах не осталось жирных следов, существует спиртовая жидкость для окончательной очистки. Она хорошо испаряется и пригодна для очистки слайдов от остатков геля на барабане — как до, так и после сканирования. Она отлично уничтожает гель, но хуже справляется с жиром (например, от пальцев менеджера по рекламе или царапин от его же подошв), чем первая смывка.

Антиньютоновский спрей оставляет на барабане несмываемые обеими жидкостями следы. Для их удаления служит специальная полировальная паста той же фирмы SDS. Вообще SDS — главный поставщик расходных материалов для сканирования, ее продукции можно смело доверять. Не стоит только использовать жидкое монтажное масло (SDS scaner oil) для просветных сканеров, где слайд зажимается между двух стекол, при монтаже на барабанник: это масло вытечет на барабаннике даже из под мягких слайдов. В этом масле даже на просветных горизонтальных сканерах слайды при нагревании лампой от долгого сканирования с высоким разрешением могут «плавать» между двух плотно прижатых стекол.

В силу особенностей сканеров с ФЭУ в отличие от сканеров с CCD-матрицей, первые фактически не нуждаются в калибровке по цветовым мишеням, типа IT-8. За год, прошедший между сменой одной галогенной лампы на другую (перегоревшую), в цветопередаче сканера не наблюдалось изменений. Крайне незначительно падает яркость и, как следствие, — максимальная различаемая оптическая плотность; значит, лампа исчерпала свой ресурс и скоро перегорит. Видимых искажений в цветопередаче при этом нет. Я не калибровал сам и никогда не слышал, чтобы кто-то калибровал барабанный сканер с помощью мишеней. В этом просто нет нужды. Сама мишень, в силу ее неточности вкупе с дискетой для целой партии калибровочных таблиц, способна внести большую погрешность в цветопередачу, нежели старение галогенной лампы. Сканеры с CCD-матрицей требуют частой подстройки в силу старения матрицы и лампы с холодным катодом, а также в силу изменения внешней температуры и температуры матрицы. Во многих случаях ущербность матричной технологии изготовления сканеров настолько очевидна в цветопередаче, что даже неточные цветовые мишени способны несколько улучшить получаемое изображение. К барабанникам это не относится!

Web-публикация
При цитировании желательна ссылка на источник


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)