АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава III. Обычаи и традиции казахов юга Челябинской области

Читайте также:
  1. A. Законодательство в области медиа
  2. Comprehensive knowledge of smth. — глубокие познания (в какой-либо области)
  3. Http://informachina.ru/biblioteca/29-ukraina-rossiya-puti-v-buduschee.html . Там есть глава, специально посвященная импортозамещению и защите отечественного производителя.
  4. III. KAPITEL. Von den Engeln. Глава III. Об Ангелах
  5. III. KAPITEL. Von den zwei Naturen. Gegen die Monophysiten. Глава III. О двух естествах (во Христе), против монофизитов
  6. IX. ОБЫЧАИ, ПРАВИЛА И ГАДКИЙ УТЕНОК
  7. Taken: , 1Глава 4.
  8. Taken: , 1Глава 6.
  9. V. В области социально-экономических проблем северных регионов России.
  10. VDT (Vino da Tavola) — столовые вина, к которым не предъявляются требования в отношении области выращивания винограда и сортов, входящих в купаж вина.
  11. VI. KAPITEL. Vom Himmel. Глава VI. О небе
  12. VIII. KAPITEL. Von der heiligen Dreieinigkeit. Глава VIII. О Святой Троице

В настоящее время на территории нашей области проживает более 30 тысяч казахов. Исторически значительная доля казахского населения области сложилась в южных районах. По данным областного управления статистики, большего всего их проживает в Кизильском, Нагайбакском, Брединском, Карталинском, Варненском, Чесменском, Агаповском, Верхнеуральском, Уйском, Троицком и Октябрьском районах.

В области в основном проживают потомки двух крупных родов - Орта (Среднего) жуза и Киши (Младшего) жуза, династии из племени - аргын, кыпшак, уак (Орта жуз) и Киши жуза - жагалбайлэ, тама, телеу, элимулы-кете. Веками казахи этих родов и племён кочевали в степях Челябинской, Оренбургской, Костанайской, Свердловской, Курганской областей, по берегам Жайыка (Урала), занимались скотоводством. Известно, что казахский этнос появился в Южном Зауралье примерно с XVI века, о чем свидетельствуют многие этнографы. Сохранилась до наших дней одна легенда, которая также подтверждает тот факт, что казахи уже давно кочуют на этой территории: «У султана одного из родов младшего жуза – Таганбая было четыре сына: Ишимбай, Сарыбай, Магынт и Селимбай. Старший сын Ишимбай женился на башкирке, чем прогневал отца. Таганбай выгнал его за пределы своих границ и наложил проклятье, по которому Ишимбай должен был погибнуть, а народ стал бы вечно пить его кровь. Так оно и вышло. Ишимбай, охотясь в горах Башкирии, был придавлен камнем и умер в страшных муках, рядом с трупом от сильного удара камня о землю хлынул фонтан нефти – кровь Ишимбая. В Башкирии есть город нефтяников – Ишимбай. Второй сын Таганбая Сарыбай кочевал со своими аулами в районе реки Тобол. Место его зимовки так и называлось – Сарыбай. Ныне это район знаменитого рудного месторождения Соколово – Сарыбай в Кустанайской области Казахстана. Третий сын Таганбая Магынт кочевал со своими аулами по реке Урал. Он много раз останавливался в районе горы, которую башкиры и казахи называли кликами Магынт-тау – гора Магынта. Впоследствии здесь выросла казачья станица Магнитная. Место оказалось богато железной рудой. И русские служивые люди название Магынт переделывали в созвучное магнит. Впоследствии здесь вырос гигант металлургии – Магнитогорск. По рассказам казахов, его первостроители наткнулись в районе старой Магнитки на массу казахских могил – зиратов. Самым же выдающимся был младший сын Таганбая Селимбай. Он кочевал со своими аулами на самом севере, по реке Миасс, рядом с кочевьями башкир, располагавшимися на противоположной стороне реки. Селимбай своей мудрой политикой сумел прекратить вражду-барымту, установил прочный мир среди башкир и казахов, многие породнились, взяв башкирских женщин в жены. И казахи, и башкиры уважали и любили его. Они избирали его судьей и присвоили ему новое имя – Селябиби – по-казахски, судья. Это имя стало носить и урочище, где распологался на кочевках его аул. Даже русские в эпоху колонизации края не решались изменить это название, они только переделали его впоследствии в Челяби – Челябу. Нынешний Челябинск, возможно, находится на башкиро-казахском пограничье. Так гласит легенда. Нельзя утверждать ее полную правдивость, можно лишь сделать вывод о том, что казахи действительно уже давно освоили уральские степи». На юге Челябинской области существует несколько древних казахских кладбищ, отдельные могильные плиты с арабскими надписями свидетельствуют о том, что могилы относятся к началу XVI- концу XVII века.

Сегодня основная масса казахского этноса юга Челябинской области проживает в сельской местности. Именно в деревенской среде в своей основе соблюдаются и сохраняются обычаи и традиции этноса. В основном доля казахского этноса в поселениях не превышает нескольких процентов от общей массы. Но есть и чисто казахские аулы, например Кызыл-казак и Кожабай в Нагайбакском районе или поселок Заря в Кизильском районе.

Для проведения исследования духовной культуры казахского этноса, а именно традиций, обычаев и верований, нами были проведены полевые сборы этнографических материалов казахских семей поселка Заря Кизильского района Челябинской области. На основе полученных сведений мы сможем проанализировать и сравнить сохранность и проявление культурных традиций казахского этноса на территории Челябинской области.

Географическое положение и краткая историческая справка поселка Заря. Поселок находится на юге Челябинской области, находясь недалеко от российско-казахстанской границы. Первоначальное название поселка – «пятое отделение», так как оно было 5 среди отделений по количеству населения совхоза Светлое. Чуть позже «пятое отделение» было переименовано в поселок «Заря». Название взято не случайно: географическое местоположение поселка было таким, что жителям очень хорошо было видно каждый день рассвет и закат. Основано поселение было в 1955 году Мумбаевым Туртаем Мунбаевичем (Приложение 9), также непосредственное участие в этом приняли его жена Зылиха и родной брат Кубайдулла. Чуть позже их дети: у Кубайдуллы 11 детей, у Туртая – 4. До основания поселка Мумбаевы кочевали по территории Западного и Восточного Приуралья, жили в юртах. А жена Туртая, родом с Казахстана (город Актау). Но после того как их семью, как и многие тысячи других застал период раскулачивания, Зылиха была вынуждена бежать в Россию, так как настала угроза жизни: родители Зылихи – кулаки, они в один из страшных дней просто исчезли (все родственники склоняются к версии, что они были расстреляны). Переезжая на новое место в Россию, Зылиха, как и многие другие казахские семьи, не порывала связей с родными в Казахстане и бережное отношение к обычаям и традициям в повседневной жизни. Кстати, до сих пор сохранились и поддерживаются связи с родственниками из города Актау, которые в период раскулачивания предпочли остаться на территории Казахстана. Первое время Мумбаевы жили в простой землянке без всяких условий и все вместе. Жили в землянке, а не в юрте потому, что Туртай был управляющим и его статус не позволял ему жить в привычной для него традиционной обстановке. На помощь в основании поселка, а также осваивать целину были отправлены лучшие трактористы, комбайнеры и другие сельскохозяйственные работники, так как земля здесь была очень плодородной. До перестройки это лучший сельскохозяйственный участок в Кизильском районе по многим показателям – 1 место по сбору урожая, развитое овцеводство (Приложение 9).

На данный момент в поселке проживает только казахское население - свыше 20 дворов. Исторически сложилось, что основное население поселка – две большие семьи – Мумбаевы (руы аккожа – в переводе с казахского – белый вождь) и Бисимбаевы (руы бескурек – пять лопаток). Из 20 семей:

▪ Мумбаевы – 4 семьи (15 человек);

▪ Истлеувы – 2 семьи (6 человек), раньше лет 6 назад было 10 семей и приблизительно 50 человек, а основатель и прямой предок рода – Кубайдулла, который до сих пор живет на «Заре», сейчас ему более 87 лет. Руы аккожа;

▪ Мухамедьяровы – 3 семьи (12 человек), руы бозбет (в переводе с казахского – бледнолицый);

▪ Ишмухамедовы – 3 семьи (10 человек), руы копшак, средний жуз;

▪ Бисимбаевы – 4 семьи (15 человек).

Необходимо отметить, что большая часть этих семей состоит в родственных связях, хотя учитываются и достаточно отдаленные родственные связи – четвероюродные или сватья друг другу (вообще у казахов есть такая присказка: «Все казахи – друг другу родственники: только начни разбираться в генеалогическом дереве, и найдешь себе нового родственника»). В частности, все семьи в исследуемом поселке имеют родственные связи и принадлежат, так или иначе, к роду Мумбаевых, за исключением семейства Бисимбаевых. Вызывает интерес и такой факт, что ранее были постоянные конфликты между двумя этими семействами, так как Мумбаевы принадлежат к младшему жузу (земледельцы, скотоводы), а Бисимбаевы – средний жуз (воины), как следствие ставили себя выше.

Исследование проводилось в 2006-2008 годах. Всего в нем приняло участие более 60 человек.

В исследовании мы ставили следующие задачи:

- рассмотреть основные национальные традиции и обычаи, связанные с рождением, свадьбой и смертью человека;

- рассмотреть традиции национальных праздников;

- проанализировать особенности сохранения обычаев и традиций в повседневной жизни казахского народа в изучаемом нами районе.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)