АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роман Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и традиция романа воспитания

Читайте также:
  1. XI. РОМАН
  2. XVII. Идеал воспитания
  3. Анна Романова
  4. Анна Романова
  5. Анна Романова
  6. Антиромантизм
  7. АНТИЧНИЙ РОМАН
  8. Базаров («Отцы и дети», роман И. С. Тургенева)
  9. Биография Елизаветы Петровны Романовой
  10. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ
  11. В самом ли деле до-романовская Русь «боялась иноземцев», как утверждали историки эпохи Романовых?
  12. В эллинистические времена трагедия следует традициям Еврипида. Традиции древнегреческой трагедии подхватывают драматурги Древнего Рима.

Значение идей Фрейда для формирования теоретических установок сюрреализма

Я верю, что в будущем сон и реальность - эти два столь различных, по видимости, состояния - сольются в некую абсолютную реальность, в сюрреальность.

Андре Бретон

Для сюрреалистов учение Фрейда было очень важным. Сюрреалисты считали, что устранение логики будет настоящим творчеством. Творит не «Эго» и не «Суперэго», а «Оно» — бессознательное. По обновленной психологии Фрейда, бессознательная жизнь людей — активная и бурная. Во многом определяет поведение, идеи и творческие возможности человека и «развивается по таким законам, которые не имеют ничего общего ни с моралью, ни с рассудком, ни с «вечными ценностями[1]»». Идеи Фрейда приводят сюрреалистов к тому выводу, что разум, талант и мастерство совершенно не нужны, главное — не вмешиваться в творческий процесс. Сюрреалисты применили к искусству такие стороны психоанализа, которые сам Фрейд никогда к художественному творчеству не относил.

«Образы, мысли, затаенные желания и воспоминания проникают в сновидения[2]», - утверждал Фрейд, из «подсознания» человека, куда они были вытеснены его сознанием и где постоянно находятся в виде «бессознательных комплексов». Сюрреалисты сделали предметом своего искусства мир «Фрейдовских сновидений» (это главенствующая роль в сюрреализме), который лишен логики и смысла и искаженно воспроизводит отдельные случайные элементы действительности. Зигмунд Фрейд считал, что во сне жив более богатый и интересный разум, нежели разум бодрствующего человека, заставляющий совершенно спокойно воспринимать необычайные эпизоды. Вот и одной из основ сюрреализма, на которую обращалось первостепенное внимание, стал метод, в соответствии с которым записывались, либо зарисовывались именно сновидения сразу после пробуждения, галлюцинации, подсознательные образы, пока их не затронуло осмысление, реальное сознание, в процесс не включилась логика. Это метод психоанализа Фрейда, когда сознание человека не успевает вынести никаких суждений.

Одна из самых общеизвестных идей Фрейда, «согласно которой ошибки, обмолвки, остроты - это неконтролируемые выбросы кипящей, бродящей материи подсознания, которая таким образом прорывает застывшую корку «Эго[3]»», также нашла бурную поддержку среди сюрреалистов.

Роман Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и традиция романа воспитания

Роман «Над пропастью во ржи» стал классикой не только американской, но и мировой литературы. Становление личности, переход подростка в мир взрослых — эти проблемы всегда будут актуальны.

Роман относится к жанру «роман воспитания». Он отличается как замыслом, так и художественным мастерством. Сэлинджер сразу отказывается от классической схемы романа воспитания. Автор не описывает жизнь героя, его родных и близких. С первых строчек мы читаем, что «всю эту дэвид-копперфилдовскую муть» нам не расскажут. «Таким образом, смело оттолкнувшись от диккенсовской традиции изложения, Джером Сэлинджер показал, как можно описать внутренний мир только начинающего жить существа, чтобы современники поверили ему и прониклись симпатией ко всем недостаткам и достоинствам молодого человека1».

Героя Сэлинджера Холдена Колфилда можно назвать своеобразным символом чистоты и искренности для поколения выпускников школ и колледжей. Этот юноша пытается найти свое место в жизни и больше всего на свете боится стать таким, как взрослые. Холден одинок среди людей - одинок именно в своей неповторимости, единичности, необычности. В этом романе нет четко выраженного конфликта. Но тем не менее конфликт есть. Он в каждом слове, рассуждении и поступке главного героя. «Порой пугающая, предельно обнаженная искренность парня, не умеющего задумываться о последствиях своих действий и поступающего так, как подсказывает совесть, вступает в негласный конфликт с окружающей действительностью2». И он побеждает эту действительность, потому что победу эту неизбежно присуждает герою сам читатель.

Монологи главного героя в основном обращены против многих негативных черт американского общества. Такие как самодовольство, лицемерие, душевная черствость. То есть перед Холденом возникает конфликт «человек-общество». Он выдвигает протест против порядка вещей, ничего не предпринимая активно. В этом причина его прогулов, постоянного вранья, презрения к нормам и правилам, доходящего порой до истерики.

Возможно, Сэлинджер хотел этим романом научить читателя не быть таким, как Холден Колфилд. Видимо, нужно делать все целеустремлённо, начиная с малого, чётко себя осознавая, не отторгая всё и вся. Нужно строить, а не ломать. В конце концов, Сэлинджер сам говорит устами одного из собеседников Колфилда:

«Признак незрелости человека – то, что он хочет благородно умереть за правое дело, а признак зрелости – то, что он хочет смиренно жить ради правого дела3».

 

 

Символический смысл образов корриды в прозе Эрнеста Хемингуэя

 

Сначала я хочу рассмотреть роман Хемингуэя «И восходит солнце». В этом произведении очень тщательно выражена форма игры со смертью, то есть коррида, ее образ.

Герой Хемингуэя готов к тому, что смерть сыграет не по правилам, ударит оттуда, откуда не ждешь. Центром романа является, конечно же, коррида. «Это не показуха, которую можно увидеть по телевизору, это настоящее противостояние жизни и смерти, борьба настоящего мужчины и личности1». Каждый матадор — воплощение мужественности и силы, первобытного человеческого эго — именно этим и привлекают они к себе внимание, а вовсе не тем, что убивают животных. Тонкая грань между плохим и хорошим матадором, играющим и рискующим, чрезвычайно важна для понимания сути романа. Бык – это символ врага. В романе легко допускается насильственная смерть. Человек должен испытывать хрупкость жизни. Акт высшего испытания мужества, когда гибелью может закончиться каждое вторжение на «территорию быка». Присутствие на корриде открывает страхи героев.

Хемингуэй нашел для себя такую соломинку — он выработал свой «моральный

кодекс». Смысл этого кодекса заключался в том, что «раз человек в жизни

обречен на поражение, единственное, что ему остается, чтобы сохранить

свое человеческое достоинство, это быть мужественным, не поддаваться

обстоятельствам, соблюдать, как в спорте, правила честной игры2». Впервые Хемингуэй попытался воплотить эту мысль в написанном вскоре после

завершения работы над сборником «В наше время» рассказе «Непобежденный»

Это рассказ о стареющем матадоре, который хочет во что бы то ни стало

доказать, что он еще может быть матадором, еще может убивать быков. Идея

рассказа заложена в самом его названии, она заключается в том, что, даже терпя

поражение, человек может остаться непобежденным.

 

 

Характерно, что героем этого рассказа Хемингуэй избрал человека из мира в

достаточной степени условного. Бой быков — это все-таки только игра, при всем том, что ставкой там является жизнь....

В каком-то аспекте, но уже гораздо более жизненном, эта мысль,

что человек не должен сдаваться, не должен капитулировать, какие бы

удары ему ни наносились, занимала Хемингуэя, когда он писал свой первый

роман, принесший ему мировую славу «И восходит солнце».

 

 


[1] http://stud.ibi.spb.ru/151/mihaann/html/23.html, Сюрреализм. Философия Зигмунда Фрейда в сюрреализме.

[2] http://visaginart.nm.ru/MOD/sur.htm, Сюрреализм, 1924

[3] http://stud.ibi.spb.ru/151/mihaann/html/23.html, Сюрреализм. Философия Зигмунда Фрейда в сюрреализме.

 

1 http://lib.rus.ec/b/189217/read, Философские и эстетические основы поэтики Дж. Д. Сэлинджера

2 http://www.history.vuzlib.org/book_o073_page_84.html, Литература (Основные черты, этапы и тенденции развития)

3 Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи».

1 http://shporiforall.ru/shpory/zarubezhnojj-literature-11-po-20-veka, Э. Хемингуэй

2 http://works.tarefer.ru/43/100137/index.html, Э. Хемингуэй «Жизнь, герои, творчество»


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)