АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соломенная скульптура

Читайте также:
  1. Архитектура и скульптура
  2. Архитектура и скульптура Беларуси рубежа XX-XXI
  3. Билет №19 вопрос №2 Скульптура Тропической и Южной Африки
  4. Живопись и скульптура
  5. Искусствo: Живопись, графика, скульптура
  6. Манке Дж., Бейд П., Костелло С. 1000 шедевров. Скульптура / Пер. с англ. В. Фатеева. – СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. – 544 с.
  7. Скульптура
  8. Скульптура Нового Царства
  9. Скульптура Раннего Царства
  10. Скульптура Среднего Царства
  11. Техника « Семейная скульптура» и её использование в работе с семейными проблемами.

Виды декоративной обработки соломки

  1. Технология изготовления аппликации
  2. Инкрустация соломки
  3. Соломоплетение
  4. Соломенная пластика

Литература

  1. Лобачевская О. И. Соломоплетение.—М.: Мир, 2000.—415 с.
  2. Перевертень Г.И. Аппликация из соломки.—М.: Изд-во АСТ, 2004.—14 с.
  3. Починова Н.В., Дяхтеренко В.Н. Инкрустация соломкой.—Мн.: Полымя, 1988.—62 с.
  4. Сахута Я.М. Беларускае народнае дэкаратыуна-прыкладное мастацтва.—Мн.: Беларусь, 2001.—110 с.
  1. Технология изготовления аппликации из соломки

Аппликация из соломки – способ декорирования изделий, при котором элементы рисунка, вырезанные из соломки, закрепляются на поверхности изделия клеевым методом.

Выбор эскиза. Данная техника позволяет использовать самые разнообразные виды орнаментов и приемы декорирования.

Основные виды композиций, которые выполняют в технике аппликации это:

· геометрические,

· растительные

· зооморфные

· сюжетно-изобразительные

По своему идейному замыслу и художественному решению последние часто выходят за пределы орнаментального искусства, превращаясь в своеобразную «живопись» средствами соломенных стеблей. Элементы изображения могут быть более или менее натуралистичными по своему художественному решению, но не следует копировать природные формы. Излишняя детализация и натурализм могут погубить декоративные свойства материала. Один из главных принципов разработки композиции для аппликации соломкой – максимальная стилизация изображения. Используя технику аппликации, можно добиться реалистичности в изображении, но следует стремиться не к передаче информации, а к созданию образных ассоциаций.

Аппликация используется для декорирования панно, изделий бытового назначения, открыток, закладок и др. Чаще всего используются цветочно-травные мотивы в сочетании с изображениями птиц, зверей, насекомых. Эффектно выглядят изображения архитектурных ансамблей, пейзажей, натюрмортов,

При построении композиции используются приемы:

центричного расположения элементов,

симметричного расположения элементов,

свободного распределения элементов по полю.

В крупны композициях часто используется прием коврового заполнения, когда заполняется центр композиции, а по краю обрамляется орнаментальной полосой.

По содержанию аппликации делят на:

· предметные

· сюжетные

· декоративные.

Успех аппликации зависит от того, в каком направлении наклеивается каждая деталь, поскольку направленные волокна соломки под разным углом по-разному отражают свет и создают восприятие разноотеночности деталей. Поэтому на эскизе на каждой детали параллельными штрихами размечают направление волокон соломы.

По характеру элементов различают аппликации:

плоские

полуобъемные.

Материалы для наклеивания.

Соломенные пластины. Чаще всего отдельные детали аппликации заготавливают (вырезают) из соломенных лент или соломенных настилов, полученных путем наклеивания соломенных лент встык на вспомогательный материал (чаще всего папиросная бумага или калька)

Соломенные трубочки, конец которых срезан под прямым или косым углам, а сами трубочки наклеены вдоль или поперек (торцом)

Объемные детали из соломки, полученные путем принудительного изгибания детали вдоль волокон или путем складывания, сгибания, склеивания по вытачке. В аппликации также могут быть использованы сложенные петли, бусины, кисточки и т.д.

Соломенная крошка, полученная путем мелкой стрижки узких соломенных полосок ножницами.

В качестве фона для аппликации используют дерево, картон, фанеру, холст, натянутый на раму или картон, текстильные материалы.

Фон должен быть плотным, обычно темного тона

Для достижения идеальной фоновой поверхности материал может быть подвергнут тонированию, шпаклеванию и шлифованию, лакированию.

Для наклеивания соломенных деталей используют клеи: ПВА, «Марс», «БФ», «Казеиновый», «Резиновый».

Технология аппликации:

1. Заготовка элементов.

а) на папиросную бумагу переносят эскиз, каждую деталь заклеивают отрезками соломенных лент, соблюдая расположение волокон. Сушат под прессом, вырезают детали, ориентируясь на разметку с изнаночной стороны.

б) соломенные ленты наклеивают на бумагу, плотно подгоняя друг к другу. Из полученного настила вырезают детали

в) вырезают из соломины части элементов, которые будут непосредственно наклеены на фон.

2. Тонирование деталей прокаливанием (при необходимости)

3. Если аппликация объемная, составные элементы наклеивают на бумагу, чтобы получить цельные формы.

4. Объемным деталям придают выпуклую или вогнутую форму путем изгибания их на округлых предметах, протягиванием вдоль волокон соломки.

5. Наклеивание на фон

А) плоские – по всей плоскости, клей наносят на деталь, не доходя до краев. Прижимают. Сушат под прессом.

Б) объемные детали приклеивают за 2-3 точки, самые близкие к фону.

6. Декорирование аппликации вспомогательными материалами (шнур, зернышки, колоски, листья)

7. Сушка под прессом (для плоских – тяжелый, равномерно прижимающий работу, для полуобъемной – элементы обкладывают ветошью на высоту выступающего объема, затем прижимают нетяжелым грузом.)

8. Лакирование (при необходимости)

 

    1. Инкрустация соломкой.

Инкрустация – своеобразный способ декорирования поверхности, при котором элементы декора частично заглубляются в декорируемую поверхность и создают с ней единую плоскость.

Это бесклеевой способ выполнения композиции. Если подходить строго к пониманию термина «инкрустация», то в применении к работе с соломкой это не совсем точно, т.к. инкрустация предполагает подготовку гнезда под заглубляемый элемент, но из-за малой толщины соломенной детали и своеобразного способа его фиксации на поверхности принято называть нанесение соломенного узора на дерево инкрустацией, а на бумагу, текстиль – аппликацией.

По технологии различают два способа инкрустации:

-инкрустация по грунту

- инкрустация по лаку.

Инкрустация по грунту. Для приготовления грунта в клеянке на водяной бане приготавливают состав: клей столярный – 400 г., вода – 500 г., анилиновй краситель – 8 г., глицерин – 40 г., мыльная стружка – 8 г.

Клей заливают холодной водой на 6-12 часов. Потом варят до размягчения. Добавляют краситель, глицерин, стружку, перемешивая 20-30 мин, доводят до кипения, но не кипятят.

Раствор должен быть вязким, но свободно стекать с кисти, образуя на поверхности дерева каплю. Готовый раствор фильтруют через мелкое сито или марлю. Наносят кистью или распылителем не более 2х раз. Каждый слой сушат 4-5 часов, первый шлифуют вдоль волокон мелкой шлифовальной шкуркой. Загрунтованная поверхность должна быть хорошо отшлифованной, гладкой и блестящей, сухой.

Закрепляя элементы, грунт под соломку увлажняют указательным пальцем, смоченным влажной губкой, тем самым размягчая его и давая возможность заглубить в размяченный грунт деталь из соломки. Скальпелем отрезают от соломенной ленты требуемой ширины детали необходимой конфигурации, притирают ее в подготовленном месте тупым концом ножа.

При инкрустации по лаку предварительно лак наносят кистью, тампоном или распылителем не менее двух раз вдоль и поперек волокон (НЦ 218, 221, 222, 228) Каждый слой хорошо просушивают. Под лак можно нанести морилку или смесь клея ПВА с гуашью, нитроэмаль. Соломенные детали наклеивают смесью нитролака и растворителя в соотношении 1:3. Кисточкой наносят каплю состава в предполагаемом месте размещения элемента, тем самым размягчая лаковый слой и делая его вязким, способным удерживать соломенную пластинку. Кисть и скальпель при этом держат в одной руке, меняя их положение по мере надобности. Соломенную пластинку требуемой конфигурации притирают рукояткой скальпеля в том месте, где размягчен лак.

Основные приемы работы

Разметка. Размечают основные линии рисунка при помощи циркуля и линейки, пользуясь тонкой иглой

Расщепление стебля. Соломину расщепляют, разглаживают в ленту, а затем разделяют вдоль на полоски требуемой ширины.

Инкрустируют, начиная с основного элемента (розетки), постепенно продвигаясь вправо, вверх, влево.

Основные мотивы инкрустации

Цепочки – узкие ленты, состоящие из однородных или повторяющихся геометрических элементов. Различают цепочки простые – состоящие из одинаковых элементов, сложные - состоящие из элементов различных, но повторяющихся в определенном ритме. Сложные цепочки обычно чуть шире.

Кайма – узор для украшения краев и боковых стенок изделий. Строится из комбинаций отдельных геометрических элементов, образующих основной узор (бывает простая и сложная)

Розета – условно изображенный раскрытый цветок из 5-8 лепестков. Розетами заполняют квадраты сеток, но они могут являться серединами узоров. Размечают розеты при помощи циркуля, ограничивая окружность краев лепестков и деля ее на равные части по количеству лепестков.

Сетки – плоскости, разделенные на ячейки различной формы узкими соломенными полосками или цепочкам, которые образуют раппортный характер орнамента и являются основой для разработки более сложных орнаментальных узоров. Для выполнения сеток тонкие полоски (1-3 мм) наклеивают сначала по горизонтали, затем – по вертикали, подрезая в местах пересечения.

Настилы – участки, полностью закрытые соломенными лентами, расположенными в различных направлениях

Растительные и зооморфные мотивы - стилизованные изображения растений и и з частей, а также животный и человека. В инкрустации они имеют стилизованную геометризированную форму.

Основные типы построения рисунка в инкрустации

А) раппортное построение – сетки из квадратов или ромбов заполняются элементами узора

Б) симметричное построение – расположение однотипных элементов относительно горизонтальной или вертикальной оси, когда узор повторяется с поворотом на 180 градусов.

В) орнаментальные ленты – состоят из одинаковых элементов, могут повторяться или чередоваться, могут располагаться по принципу убывания или нарастания ритма

Г) центричное построение – элементы узора располагают на одной прямой, но в разных направлениях от точки центра

Д) свободное распределение узора по всей поверхности. Используют в ассиметричных композиция, чаще сюжетного характера.

 

    1. Соломоплетение

Соломоплетение представляет собой вид художественной обработки соломки, который заключается в образовании плоских и объемных форм путем переплетения соломин, постоянно наращиваемых в процессе работы, в определенном ритме.

Для подготовки соломки к плетению ее запаривают или замачивают. Если солома заготовлена недавно, достаточно выдержать ее в течении 5-30 мин в воде комнатной температуры. Заготовленную в предыдущие сезоны солому необходимо залить кипятком, накрыть плотной тканью или пленкой, прижать гнетом и выдержать до размягчения. Нельзя долго держать соломку в воде во избежание почернения. Запаривают всегда дневную норму соломки. Если после окончания работы остается мокрая соломка, ее необходимо просушить. Увлаженную соломку вынимают из ванны и заворачивают в ткань или пленку. Во время работы достают по одной. Во влажной среде необходимо хранить и отдельные детали или полуфабрикаты, временно отложенные и в будущем востребованные в работе.

Правила плетения

Используют соломины из средней части стебля, т.к. они имеют равномерную толщину

Каждое следующее наращивание производят, когда предыдущий стык заплетен

Загибы краевых соломин в плоском плетении четко фиксируют под нужным углом и проглаживают большим пальцем

Плести необходимо плотно, т.к при высыхании плетенка ослабевает

Законченную плоскую или прямую плетенку до высыхания нужно прокатать деревянной скалкой, чтобы она стала ровной и плотной.

Существует 4 основные вида плетения:

§ Спиральное

§ Прямое

§ Плоские плетенки

§ Объемные плетенки

Спиральное плетение выполняют из жгута соломы, формуемого при помощи конусной трубочки. Толщину жгута выбирают в зависимости от размера предмета. В процессе работы пучок соломки пропускают через конусную трубочку, меньший размер которой определяет его толщину. В процессе работы жгут постоянной наращивают. Жгут укладывают по спирали, соединяя с предыдущим витком. Для соединения используют текстильные или природные материалы: нити, шпагат, корни растений, лозовую ленту. Ими стягивают спираль жгута, одновременно соединяя обматываемый виток с предыдущим. Уплотнение жгута соединяющими материалами придает необходимую жесткость и устойчивость. Для проведения соединительных материалов используют иголку (когда работают ниткой) или кочедык, когда соединение выполняют природными материалами.

Прямое плетение – используется для изготовления плоских пластин. Выполняют из сплющенных или распластанных в ленту соломин. Существует два вида – шахматка (1 через один) и паркетик (через два, подвигая каждый ряд на один)

Плоские плетенки. Этот способ дает возможность получать прочные плоские плетеные ленты. Их можно сшивать, использовать для оформления предметов и игрушек. Ленты различают по ширине, рисунку, плотности. Внешний вид, прочность, жесткость или пластичность зависят от толщины и количества использованных соломин, способов их переплетения.

Каждая соломина имеет ограниченную длину. Для получения непрерывных длинных соломенных лент соломины нуждаются в непрерывном наращивании в процессе плетения

Способы наращивания:

А) в срез оканчивающейся соломины вставляют конец другой, более тонкой

Б) концы соломин накладывают одни на другой на 2-2,5 см и дальше заплетают вместе.

В) Концы стеблей зацепить путем расзепления стеблей.

Основными видами плоских плетенок являются:

§ косички (от 3-5 соломин)

§ плетенки с осевыми (в 2-4 соломины)

§ простые плетенки

§ «зубатка»

§ рогожка (5-11 соломин)

§ «елочка»

Объемные плетенки

Они представляют собой шнуры и отделочные детали различной формы. Их объемность достигается определенными способами переплетения и применением в процессе плетения каркасов из соломин, деревянных палочек, прутьев лозы или проволоки.

Основными видами объемных плетенок являются

§ Витые плетенки – объемные спирали равномерного или изменяющегося диаметрас внутренним каркасом или полые.

§ Цепочка из 2 соломин

§ Плетеные квадраты

§ Гармошка

 

Соломенная скульптура

На основе традиций народной пластики из соломы – игрушек и обрядовых изображений и чучел развивалось современное искусство соломенной декоративной скульптуры.

Соломенная сикульптура – вид художественной деятельности, связанный с изготовлением объемных сюжетных или декоративных форм из соломки, основанный на свойстве соломы изгибаться во влажном состоянии и сохранять свою форму при высыхании.

Наиболее типичными формами белорусской соломенной скульптуры являются:

§ образы человека

§ образы домашних и диких животных

§ образ птицы.

Современные мастера соломоплетения стремятся к передаче более широкого круга образов и тем, используются в скульптуре каркасы в качестве основы пластического объема, пластику скульптуры, но их усложняют за счет декоративного оформления каркаса элементами, которые не связаны с конструкций, а являются накладными. Современная творческая практика, основываясь на рациональных приемах народной соломенной пластики, значительно расширила художественные и технологические приемы создания скульптуры из соломки.

Солома – прекрасный пластический материал для декоративной скульптуры и игрушек. Природные свойства соломки гнуться и сохранять заданную форму позволяют создать из нее фигурки кукол, разных животных и тематические композиции.

Искусство соломенной пластики является одним из наиболее трудных жанров соломоплетения, требует от работающего особого чувства и знания материала, свободного владения им. Кроме того, чтобы добиться в скульптуре из соломки желаемых художественных результатов, необходимо владеть специфическими для этого жанра приемами образования формы, чувствовать объем, пропорциональные отношения уметь подметить и передать характерные особенности изображаемого.

Изготовление скульптуры начинается с изготовления каркаса из распаренной соломы. Каркас – это схема, основа фигуры. Он делается из пучков соломы, пластические особенности которой позволяют создать обобщенную форму человека или животного. Каркас может быть очень выразителен сам по себе и являться законченной фигуркой. Именно такими были народные соломенные игрушки и обрядовые чучела. Фактически они представляли собой только каркас, лишенный каких-либо дополнений, отличались особой красотой обобщенных форм, логичных конструктивных членений, тугих перевязок пучков.

При создании каркаса соломенных фигурок нужно обращать внимание на соотношение размера головы к длине туловища, длины рук и ног, толщины рук и ног к объему туловища. В зависимости от творческого замысла, при варьировании пропорций частей можно пользоваться подмоткой - наполнителем объема из соломы или других материалов: бумаги ваты, ткани. При использовании материалов нужно следить, чтобы подмотка была тщательно прикрыта сверху соломой

Перевязки в конструктивных узлах выполняют толстыми нитками или проволоками Перевязки должны быть тугими. Чем туже перевязаны пучки, тем красивее изделие по рисунку. Нужно учитывать, сто в местах перевязок за счет полости внутри соломенных трубочек, пучок сокращается в объеме, а отходящие от перевязок стебли веерообразно расходятся. Эти пластические свойства соломы используются при выполнении юбок кукол, хвостов птиц и лошадок.

Изделие получается привлекательным, если на последнем этапе работы перевязки толстыми нитками закрыть сверху расплющенной соломиной или соломенной лентой.

В небольших по размеру изделиях после высыхания соломки лучше срезать ножом перевязки из ниток и вновь перевязать это место более тонкой ниткой в цвет соломки, а поверх обкрутить соломенной лентой, конец которой закрепить клеем.

Перевязки в декоративных целях можно делать цветными нитками. С соломкой лучше всего сочетается красный цвет. Использовать можно нитки типа «ирис», шерстяную пряжу. Однако нужно учитывать, что эти нитки не выдерживают большого натяжения, необходимого для перевязки пучков соломки, поэтому их лучше укладывать поверх перевязок, выполненных из более прочных ниток.

Чтобы придать руками и ногам фигурок определенное положение, пучки в нужных местах перегибают и фиксируют в таком положении до полного высыхания соломы. Для этого части фигурок нужно перебинтовать лентами из мягкой ткани Закрепленная таким образом форма, высохнув, сохранится. В некоторых случаях, чтобы передать движение в фигурках или увеличить их устойчивость в пучки соломы для рук и ног можно вставить гибкую медную проволоку.

При изготовлении соломенной скульптуры нужны уделять внимание красоте объемных поверхностей. Поэтому соломку для скульптуры следует подбирать очень тщательно. Нужно помнить, что соломенные стебли окрашены по длине неравномерно. При связывании каркаса нужно укладывать пучки таким образом, чтобы внутри объема оказалась соломка худшего качества, а сверху лучшего.

При выполнении головок кукол или мелкой анималистической пластики пучки лучше перекрывать поверху расплющенными стеблями, тогда объем смотрится более цельным.

Особой отраслью соломоплетения является изготовление «пауков» - объемно пространственных композиций из соломы. Для соломенных подвесок характерна ажурность, геометриям форм, соразмерность частей.

Основа паука – октаэдр. Он собирается из 12 соломин, нанизанных на нитку. Октаэдры собираются в пирамидальную или ромбическую конструкцию путем связывания вершин треугольников друг с другом.

Паук декорируют кисточками, солнышками, объемными цветами, цветной гофрированной бумагой, разноцветными нитками, перьями, маленькими фигурками, соломенными бусами.

 

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)