АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

К ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОЦЕССУ

Читайте также:
  1. Вопрос 3. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора. Процессуальный порядок рассмотрения дел.
  2. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу в дошкольных учреждениях и школах
  3. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность.
  4. Гражданско-процессуальное право
  5. Действие уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и по кругу лиц.
  6. Джерела та система цивильного процессуального права.
  7. Другие субъекты (из определения) – это подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, его представители, свидетели, понятые, без них процессуальные действия бессмысленны.
  8. Задания по уголовно-процессуальному праву
  9. Задания по уголовному процессу
  10. Задания по уголовному процессу
  11. Задачи по уголовно-процессуальному праву
  12. Задачи по уголовно-процессуальному праву

В социальной философии К.Маркса вместо рассуждений об обществе вообще речь идет об анализе конкретных типов общества, развитие которых подчиняется присущим им специфическим законам.

Общественно-экономическая формация (далее ОЭФ) – это исторически определенный тип общества, особая ступень его развития: «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером». В основе каждой ОЭФ лежит способ производства, включающий в себя производительные силы и производственные отношения. Последние образуют сущность данной формации, ее экономический базис, которому соответствует политико-юридическая и идеологическая надстройка.

Последовательность смены ОЭФ выявляет внутреннюю логику мировой истории. В первичной ОЭФ (первобытной/архаичной) человек выделяется из природы и создает предпосылки цивилизации. Вторичные ОЭФ (антагонистические) развивают производительные силы и культуру до такой степени, когда дальнейший прогресс становится возможным лишь на основе устранения социальных антагонизмов. Третичной ОЭФ является коммунистическое общество, вбирающее в себя все позитивное, созданное в предшествующих формациях и реализующее конечную цель исторического развития – достижение свободы.

Главным критерием разграничения ОЭФ по их экономической природе являются формы собственности на средства производства. По этому признаку период антагонистического общества делится на ряд формаций в узком смысле слова. Преобладающей градацией является выделение двух форм эксплуатации – рабства и крепостничества – и соответственно – рабовладельческой и феодальной формаций. Высшая ступень антагонистического общества – капиталистическая ОЭФ, опирающаяся не на простые орудия труда, а машинное производство.

В марксизме последовательная смена ОЭФ объясняется противоречием между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями, которые в определенный момент превращаются в оковы дальнейшего развития производительных сил. Переход от одной ОЭФ к другой совершается путем социальной революции (по К.Марксу, это «локомотивы истории») – смены данного способа производства исторически более прогрессивным.

Последовательная смена формаций образует магистральную линию прогресса человечества, определяет единство исторического процесса. У всех народов общим исходным пунктом развития является первобытнообщинный строй. В то же время развитие отдельных стран и народов отличается значительным многообразием: не каждый народ проходит обязательно через все классовые формации; существуют разновидности или локальные особенности, наличие различных переходных форм от одной формации к другой. Еще одним вариантом является сосуществование в одну историческую эпоху различных формаций.

Таким образом, теория ОЭФ признает поступательный, прогрессивный характер общественного развития и ведет к выводу о неизбежности смены капитализма коммунистическим обществом. В теории ОЭФ исторический процесс предстаёт как имеющий перспективную магистральную линию (первобытное общество – рабовладельческое общество – феодализм – капитализм – коммунизм). Однако народы не «обречены» идти одним и тем же историческим путем и обязательно проходить все ступени, признается наличие вариантов исторического развития (античный способ производства в Европе и азиатский способ производства на Востоке как формы перехода от первобытного к классовому обществу).

* * *

Понятие «цивилизация» было выдвинуто в середине XVIII века в рамках французского Просвещения. Просветители называли «цивилизованным» общество, устроенное на началах разума и справедливости. Такое понимание было в значительной степени направлено против критиковавшегося ими «неразумного» феодального общества с господствовавшей в нем клерикальной идеологией.

В XVIII-XIX веках в западноевропейской социальной мысли утвердилось четыре основных подхода к трактовке цивилизации.

Цивилизация как конечная стадия прогресса человечества. Эту идеювыдвинули еще античные историки Геродот и Тацит. Пытаясь объяснить общие черты в культурах народов, они выделили три стадии развития хозяйства – охота и собирательство, скотоводство и земледелие – и, соответственно, три стадии развития общества – дикость, варварство и цивилизацию. Цивилизация понималась как преодоление первобытного состояния, переход к государственной организации общества, начало целенаправленной, организованной социальной жизни.

В середине XIX века в Европе возникла наука о народах мира – этнология, – первым подходом в рамках которой являлся эволюционизм. Его сторонники, и, прежде всего, Э.Тэйлор и Л.Морган, заимствовали разработанную в античности концепцию и подкрепили ее солидным этнографическим материалом о хозяйстве, культуре, социальной организации разных народов. Ф.Энгельс, опиравшийся на идеи Л.Моргана, тоже являлся сторонником этой трактовки цивилизации.

Цивилизация как определенный этап прогресса. Эта концепцияблизка первой в идее стадиальности истории, наличия универсальных законов исторического развития, верой в прогресс, трактовкой национальных историй как частных случаев проявления универсальных закономерностей. Разные народы быстрее или медленнее движутся в одном и том же направлении исторического развития, а поскольку европейские народы являются воплощением прогресса, то их путь задает направление общественного развития в целом. Возник европоцентризм, абсолютизировавший европейский путь развития как универсальный.

Возникли концепции «стадий развития нравственности» (семья – гражданское общество – государство) Г.Гегеля, «стадий эволюции мышления» (теологической – метафизической – позитивной) О.Конта, концепция ОЭФ К.Маркса. В XX веке к этому ряду отчасти примыкают теории «стадий экономического роста» У.Ростоу и постиндустриального общества (Д.Белл, А.Тоффлер и другие).

Этноисторическая концепция цивилизации. Накопленные этнологией факты свидетельствовали о большом многообразии культур в неевропейском мире. Возникло противоречие между культурно-историческим многообразием народов и идеей универсальности пути развития. Его попытался разрешить французский историк Ф.Гизо: с одной стороны, существует специфика культур народов, а, с другой, имеет место «цивилизация» как прогресс человеческого рода в целом. С более радикальным воззрением выступил Т.Жуффруа: у каждого народа – своя цивилизация. В XX веке сходные идеи сформулировал Л.Гумилев.

Локально-историческая концепция цивилизации. Зародилась во второй половине XIX века, ее истоки содержатся в концепциях культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского и локальных культур О.Шпенглера. Однако, прежде всего, с именем А.Тойнби,обосновавшего концепцию локальных цивилизаций, связана в социальных науках XX века эта концепция (см.далее).

Локальная цивилизация понимается как специфическая, историческая социокультурная система с пространственно-временными границами. Между элементами такой системы существует сеть отношений, которые могут быть экономическими, политическими, культурными, но так или иначе они преодолевают разобщенность индивидов. Локальная цивилизация – это и устроение общества на основе определенных принципов, и транснациональное, трансграничное образование, скрепляемое универсальной для нее системой ценностей. Это – главный фактор, определяющий специфику локальной цивилизации. На этом же основании происходит выделение Запада и Востока как цивилизационных типов.

 

Сравнение ЗАПАД ВОСТОК
Главная ценность Новация, вера в возможности разума, науки и техники Традиция, опора на проверенные временем методы деятельности
Динамизм Высокая скорость социальных изменений, социальная ценность времени, ориентация на ускорение развития Инерционность развития и отставание, замедленные темпы социальных изменений
Отношение к миру Открытое общество Относительно закрытое общество
Модель времени Линейно-стадиальная модель социального времени с ориентацией в будущее, вера в общественный прогресс Циклическая модель социального времени с ориентацией в прошлое, на авторитет традиции
Отношение к природе Преобразование в интересах развития общества Слияние человека с природой в интересах сохранения гармонии
Смысл жизни человека Реализация творческих способностей, преобразование общества и природы Духовно-нравственное преображение личности
Человек в обществе Индивидуализм, доктрина прав и свобод человека Коллективизм, правами обладает не индивид, а коллектив
Ценности человека Рационализм, утилитаризм, приоритет материальных ценностей Религиозное миросозерцание, приоритет духовных ценностей
Социальная структура Гибкая с возможностью вертикальной социальной мобильности Жесткая с четкой иерархией социальных ролей
Стиль мышления Либеральный, демократический, толерантный Авторитарно-традиционалистский, консервативный

 

Западную цивилизацию называют еще техногенной, восточную – традиционной. Первая ведет отсчет своего существования примерно с XVI века, что было связано с зарождением капитализма, развитием науки и техники. Средневековое общество в Западной Европе было традиционалистским и к нему было применимо большинство черт, которыми обладали восточные общества.

Подводя итоги, можно выделить принципиальные различия между локально-исторической и стадиальной концепциями цивилизации.

 

Сравнение СТАДИАЛЬНАЯ ЛОКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ
Единство исторического процесса Подчеркивает единство всемирно-исторического процесса, образуемого наличием его магистральной линии Подчеркивает многообразие всемирно-исторического процесса, отсутствие его магистральной линии
Человечество Признает единство человечества Ставит под сомнение это единство
Время Линейно-стадиальная модель Исторический круговорот
Многообразие развития Подчеркивается идея европоцентризма, универсального пути развития Содержит идею полицентризма, культурной разнородности человечества
Прогресс Признает прогрессивное развитие всего человечества Отрицается универсальность прогресса для всего человечества

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)