АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Караганда 2008

Читайте также:
  1. КАРАГАНДА 2010

Ф КГМА 1-8-21/02

МУ «Организация

Методической работы в

Соответствии с ГОСО 2006

Года» от 04.07.2007 г.

КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра истории Казахстана и социально-политических дисциплин

 

ЛЕКЦИЯ

 

Тема: «Введение. Предмет, система курса «Основы права»

 

Дисциплина: «Основы права»

Специальность 051301«Общая медицина».

Курс: 1

Время (продолжительность): 50 минут.

 

 

Караганда 2008

 

Утверждена на методическом совещании кафедры:

Протокол № 10

от «19» июня 2008г.

 

Зав. кафедрой: Никитина О.К.

 

 

Тема: В условиях современного переходного периода человеку необходимо иметь представление о науке, без знания основ которой существование человека на современном этапе становиться невозможно. Для этого и вводиться данная тема как ознакомление с наукой и дисциплиной изучающей данную дисциплину. С переходом к рыночной экономике появилась необходимость создания новой юридической базы. Появились новые юридические термины, понятия и законы, которые относятся к демократическому обществу.

Цель лекции: ознакомить студентов с основными юридическими понятиями, основными законами которые были приняты за годы суверенитета. Рассмотреть основные этапы становления науки о правовых отношений.

.

План лекции:

1. Возникновение и развитие права.

2. Система курса «Основы права»

3. Взаимодействие права и культуры. Роль закона в формировании правовой культуры

1. В родовой общине или в племени действовали правила пове­дения или так называемые социальные нормы. Это были нормы обы­чаев, нормы обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Мно­гие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, рели­гии, которые регулировали обрядовые отношения.

Особенностью норм поведения в родовой общине было то, что нормы поведения выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было четкого разграничения прав и обязанностей. Испол­нение норм поведения обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при не­обходимости обеспечивалось общественным мнением родовой общины или племени.

В процессе перехода от первобытности к государственной организации общества возникает право. Источниками права явля­ются: 1) санкционированные государством первобытные обычаи, превращенные в нормы права и охраняемые государством от нару­шений; 2) юридический прецедент, которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел; 3. издание государством нормативных актов, содержащих нормы права.

Как было сказано выше, право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно возникло в государствен­но организованном обществе как основной регулятор общественных отношений.

Есть различные точки зрения о том, что такое право, но все они имеют ряд общих положений:

- право – это социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

- право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а также учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

- право частной собственности является основой всех прав человека.

Право – это система норм и правил поведения, которые исходят от государства, сформулированы в специальных госу­дарственно-нормативных актах, охраняются от нарушений силой государственного принуждения и выражают волю и интересы либо большинства общества, либо определенных его слоев.

Признаками права являются:

- общеобязательная нормативность;

- выражение норм в законах или в других нормативно-право­вых актах, признаваемых государством;

- право действует через дозволения, через субъективное право;

- государственная обеспеченность.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2002 года «О Классификации отраслей законодательства Республики Казахстан», в целях систематизации действующего законодательства Правительство Республики Казахстан отрасли законодательства Республики Казахстан: классифицируются следующим образом:

- Конституция Республики Казахстан

- Законодательство о государственном и общественном устройстве

- Права, свободы и обязанности человека и гражданина

- Государственные символы Республики Казахстан. Столица

- Государственный язык в Республике Казахстан

- Административно-территориальное устройство

- Референдум. Выборы. Избирательная система

- Государственные органы непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан

- Иные центральные исполнительные органы

- Местное государственное управление

- Местное самоуправление

- Вопросы государственного управления

- Государственная служба

- Административно-правовые режимы

- Гражданское законодательство

- Субъекты гражданских прав

- Право собственности и иные вещные права

- Обязательственное право

- Право интеллектуальной собственности

- Наследственное право

- Гражданско-процессуальное законодательство

- Законодательство об исполнительном производстве

- Трудовое законодательство

- Брачно-семейное законодательство

- Законодательство о социальном обеспечении

- Финансовое законодательство

- Бюджетная система и процесс

- Налоговое законодательство

- Таможенное законодательство

- Законодательство о государственном регулировании хозяйственной деятельности

- Антимонопольное законодательство

- Законодательство об охране окружающей среды и использовании природных ресурсов

- Социально-культурное законодательство

- Законодательство об обороне, безопасности и правопорядке

- Законодательство об административных правонарушениях

- Уголовное законодательство

- Уголовно-процессуальное законодательство

- Уголовно-исполнительное законодательство

- Международное право и международные отношения

- Жилищные правоотношения

- Законодательство в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.

 

2.

Дисциплина «Основы права» преподается практически во всех высших учебных заведениях Республики. Это связано с тем, что с развитием социально-экономических отношений возникает необходимость повышения правосознания и правовой культуры граждан. Курс «Основы права» включает в себя следующие разделы:

1. Основные понятия о государстве, праве и государственно-правовых явлениях.

2. Основные понятия конституционные права Республики Казахстан.

3. Конституционные основы положения человека и гражданина в Республике Казахстан.

4. Основы конституционного строя Республики Казахстан.

5. Избирательная система Республики Казахстан.

6. Основы организации и деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан.

7. Суд и правосудие в Республике Казахстан.

8. Основы государственного управления

9. Система, организация и формы государственного управления.

10. Основы административного права Республики Казахстан.

11. Государственные служащие.

12. Общие положения гражданского права.

13. Права собственности и иные вещные права.

14. Основные положения семейного права Республики Казахстан.

15. Основы финансового права Республики Казахстан.

16. Бюджетное право Республики Казахстан.

17. Основы трудового права.

18. Основы права социального обеспечения.

19. Основы экологического права.

20. Основы земельного права.

21. Уголовное право Республики Казахстан.

22. Борьба с коррупцией в Казахстане.

23. Процессуальное право Республики Казахстан.

Каждая из тем содержит основные положения каждой из отраслей права, ключевые категории и принципы.

3. Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, от­носящихся к правовой действительности. При этом правовая куль­тура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относи­тельно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нор­мы и стандарты поведения.

Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуаль­ную правовую культуру (личности). Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей цен­ности. Особую разновидность групповой и индивидуальной право­вой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

Правовую активностьследует отличать от правомерного по­ведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осу­ществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый ре­зультат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей долж­ностным лицом. Такая инициатива является прямым служебным дол­гом, в частности профессиональным долгом, юриста и заключается в обязанности безупречно служить закону.

Если рассмотреть правовую активность как интеллектуальную активность личности, то согласно концепции Д.Г.Богоявленской, можно выделить три уровня:

1) если субъект права при самой добросовестности и энер­гичной работе остается в рамках заданного или первоначально найденного способа действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего стимула;

2) если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, струк­туру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и зада­чи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения к формулированию закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следователей и представи­телей других сходных профессий;

3) самый высокий уровень интеллектуальной активности носит звание творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не эвристической - формальным приемом (способом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулированная изв­не, самостоятельная постановка проблемы - качественная, осо­бенность личностей, обладающих этим уровнем интеллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в право­вой сфере, является интегративной характеристикой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы.

Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В нее входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индиви­дов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в пра­восознании. Наивысшими среди них являются ориентации на обще­человеческие ценности, а их ядром - человеческая личность с ее естественными правами. Не все, что относится к области права и правовой действительности, можно считать ценностью в конкрет­ных исторических условиях. И сама правовая культура представ­ляет собой ценность в той мере, в какой позволяет людям поль­зоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни.

Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как категорию содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние право­вой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволит охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные ее сферы в отдельности. Типичным и наиболее полным примени­тельно к этому подходу принято считать определенные понятия правовой культуры общества как качественного состояния право­вой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совер­шенства правовых актов, правовой и правоприменительной дея­тельности, правосознания и правового развития личности, а так­же в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Применительно к личности каждого гражданина в рассматри­ваемом аспекте правовая культура - это знание и понимание пра­ва, осознанное исполнение его предписаний.

Профессионально-правовая культура - это глубокие, объем­ные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соот­ветствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста - это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.

Содержательный анализ правовой культуры предполагает по­нимание ее как системы осуществленных и идеальных элементовЛ, относящихся к сфере действия права и отражению в сознании и поведении людей. Структура правовой культуры в конкретно-соци­ологическом аспекте соответственно включает следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень:

- право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;

- правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями;

- правосознание как систему духовного отражения всей пра­вовой действительности;

- правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;

- правовое поведение, деятельность.

Правовая культура функционирует во взаимодействии с дру­гими областями (или сферами) культуры: политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствую­щей культуре данного общества, так и отдельным ее областям. Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка.

В связи с этим особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно.

Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным внутренним (личностным) меха­низмом определения правовой позиции (выбора правомерного или противоправного варианта поведения). Поэтому основными состав­ляющими профессионально-юридической культуры следует считать профессионально-правовую и профессионально-нравственную куль­туры.

Связь права и культуры не так явна, как соотношение пра­ва и политики, права и морали. Но она существует, поскольку право является весомой частью общечеловеческой культуры. Серьезное, ответственное, сознательное отношение к правовому регулированию общественной и частной жизни, стремление совер­шенствовать социальную действительность посредством правовых механизмов есть яркое проявление цивилизованности общества.

Правовая культура – это одновременно:

- определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности;

- состояние процессов правотворчества и реализации права;

- специфические способы правовой деятельности;

- результаты правовой деятельности в виде духовных и ма­териализованных благ, созданных людьми.

Каждый из названных срезов правовой культуры может рассматриваться на личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универса­листких обобщений, когда обращается внимание на функционирова­ние социального организма в его целостности. И в том, и в дру­гом случае принимается во внимание деятельное творческое нача­ло, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизован­ности. Такое понимание отвечает широкому взгляду на культуру вообще как на категорию, объединяющую все ценности, созданные человечеством в процессе его духовной и практической деятель­ности.

Основополагающей культурной ценностью являются само право и правовые законы. Закон как инструмент организации обществен­ных отношений и как основной источник права является пока неп­ревзойденным и всеобъемлющим среди всех средств социального регулирования и контроля. Конструирование правовых законов - важнейшее завоевание цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя культуры, в идеале проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть: законы способны, если они совершенные, формировать в том числе и право как одно из про­явлений культуры. Одновременно упрочиваются и другие (обуслов­ленные правом) юридические ценности.

В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно ука­зать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожи­дать надлежащего правопорядка.

Законом создаются исходные ценности процедурно-про­цессуального порядка. Об уровне правовой культуры свидетельст­вуют, например, такие процессы, как парламентские процедуры по принятию законов, порядок разрешения конфликтов между властя­ми, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам и т.д.

Относительная самостоятельность закона в том и проявля­ется, что он способен активно воздействовать на все проявления правовой культуры. Во-первых, будучи отражением правовой идео­логии, закон способен питать правовые идеи, способствовать по­явлению новых, более прогрессивных подходов к решению проблем правового регулирования. Во-вторых, на основе закона издаются подзаконные нормативные акты, формируются правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой культуры. В-третьих, че­рез посредство закона и основанных на нем подзаконных актов утверждается система поступков и отношений, отвечающих мини­мальным стандартам культуры. В-четвертых, законом создаются или оформляются те учреждения (органы, которые способны нести юридическую культуру в широкие массы. Таким образом, любое состояние правовой культуры - интериорное (отражающее психи­ческие процессы), нормативное (фиксирующее совокупность норм права), поведенческое (указывающее на характер действий), объ­ективизированное (закрепляющее результаты правовой деятель­ности) - подвластно в той или иной степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие.

Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Отсюда представляется возможным говорить о роли закона в формировании высокой культуры при ориентации его на средний уровень и преодоление уровня низкого.

Разумеется, оценки будут относительны. Разные люди, раз­ные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в дости­жении единства интерпретации правовых явлений в качестве куль­турных завоеваний. Тем не менее эти препятствия преодолимы. История выработала уже некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается воз­можность для определения основных направлений повышения право­вой культуры, в том числе с помощью закона. К их числу следует отнести:

- формирование чувства права и законности;

- освоение достижений логико-правового мышления;

- совершенствование законодательства;

- увеличение объема и качественное совершенствование пра­вопослушного поведения;

- совершенствование юрисдикционной и иной правопримени­тельной деятельности;

- разделение власти законодательных, исполнительных и су­дебных учреждений;

- изучение памятников права и правоприменительной практи­ки как основы юридического образования.

Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой - надлежащее кадровое оснащение юридических учреждений, законодательных, исполни­тельных и правоохранительных органов.

Определяя роль закона в формировании правовой культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто занимает какие-либо долж­ности в государстве. Формирование подлинно государственного правосознания должностных лиц связано с преодолением узкове­домственных, национальных и региональных интересов. В центр всей политики ставится гражданин как духовно свободная, твор­ческая личность, которая нуждается в помощи и защите со сторо­ны государства. Но в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируются при этом и если при этом игнорируется право и порядок.

Выделяется также профессиональный уровень правовой куль­туры. Это культура юристов, практикующих в той или другой об­ласти. Данной культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений. Повышение профессиональной культу­ры связано с глубиной юридического образования, формированием высокого уровня прогрессивного правосознания, степенью разви­тия юридических наук, приобретение практических юридических навыков, степенью правовой активности профессионалов.

Вместе с тем область культуры, человеческие отношения в этой сфере столь специфичны, что их регулирование с помощью законов является делом не менее тонким, чем регулирование дру­гих отношений. Есть большая доля истины в том, что право не может быть выше, чем культурное развитие общества. Поэтому из­даваемые государством законы если и должны в качестве опреде­ленной модели вести за собой (формировать) соответствующие от­ношения, то не настолько, чтобы отрываться от них и превра­щаться в законы неправовые.

Можно также утверждать, что для большого числа людей нор­мативом поведения служит не закон, а сама культура (общая и юридическая), поскольку они не знают конкретных норматив­но-правовых предписаний, никогда не знакомились с правовыми актами. Однако здесь легко впасть и в другую крайность, а именно - недооценить роль законодательства в формировании культуры. Причем не обязательно напрямую. Чаще всего косвенно

- через правоприменительную практику (решение юридических дел в судах и управленческих учреждениях), через общение с друзь­ями и коллегами.

Следует всегда иметь в виду двустороннюю связь закона и культуры, не упуская из виду "производительную" роль культуры в процессе законодательной деятельности. В ходе правопримене­ния общая и правовая культура выполняет роль дополнительного (наряду с законом и вместе с ним) фактора оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела. Но при реализации права гражданами их культуре и правосудию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения от нормы закона в силу личной заинтересованности, неразвитости юридической культуры, пробельности ее или отсталости, сориентированности на социаль­ные ценности. Роль законодательства в сфере культуры, взаимо­действие и взаимопроникновение этих феноменов социального бы­тия можно выяснять не только на уровне конкретных актов реали­зации права (микроуровень) или на уровне законодательной дея­тельности (средний уровень), но и на самом высоком (макроуро­вень) срезе - государство и общество. Высокий уровень культуры неизбежно открывает путь правовому развитию общества, правово­му закону и правовому государству. Неразвитость культуры, нап­ротив, обусловливает правовой нигилизм, деспотические формы и методы властвования. Таким образом, эффективность регулирующей роли законодательства в области культуры прямо пропорциональна уровню развития культуры, т.е. объекту регулирования.

Взаимодействие права и культуры в практическом плане мыслится только в рамках определенной страны (государства) и ее общей, политической, религиозной, нравственной, правовой культуре.

 

Иллюстрационный материал: (схема, таблица, видеосюжет)

Литература:

1.Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 7 октября 1998 г., от 21 мая 2007 г.).

2.Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2002 года «О классификации отраслей законодательства Республики Казахстан».

3. Конституционный Закон Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 г. // «Индустриальная Караганда» от 19.12.91 г.

4.Конституционный Закон Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16 октября 1995 г. // «Вести Казахстана» от 18.12.95 г. С изм. и доп. от 06.05.99 г.

5.Конституционный Закон Республики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан» от 26 декабря 1995 г. // «Вести Казахстана» от 04.01.96 г. С изм. и доп. от 06.05.99 г.

6.Конституционный Закон Республики Казахстан «О Правительстве Республики Казахстан» от 18 декабря 1995 г. // «Вести Казахстана» от 23.12.95 г. С изм. и доп. от 06.05.99 г.

7.Конституционный Закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 г. // «Казахстанская правда» от 30.12.00 г.

Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Конституционного Закона, «О Конституционном Совете Республики Казахстан» от 29 декабря 1995 г. // «Индустриальная Караганда» от 23.12.95 г. С изм. и доп. от 06.05.99 г.

9.Оспанов К.И. Основы права. – Алматы, 2006.

Контрольные вопросы (обратная связь):

1. Когда возникла наука о праве?

2. Назовите основные теории возникновения права

3. История возникновения правовой науки, этапы формирования современного представления о праве.

4. Какие основные понятия используются при изучении данной дисциплине?

5. Какие основные законы регулируют деятельность государства?

 

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.)