АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Состав и синтагматика фонем

Читайте также:
  1. А. Составные части
  2. Автор – составитель: доцент, к.социол.н. Е.А.Савицкая
  3. Акты, протоколы. Состав реквизитов акта и протокола. Расположение реквизитов на бланке А4. Требования к оформлению акта и протокола. Придание документу юридической силы.
  4. Атмосфера, ее состав, основные последствия антропогенного влияния на атмосферу.
  5. Белое вещество занимает пространство между корой и базальными ядрами. Его массу составляют нервные волокна, идущие в различных направлениях и образующие проводящие пути.
  6. В 11-50 экскурсанты садятся автобус и едут к Трифонову монастырю. Время в пути составляет 10-15 минут.
  7. В случае проведения запуска без определения дебита скважины с составлением АКТа ответственность за качество вывода скважины на режим возлагается на ведущего технолога ЦДНГ.
  8. В состав каких органов входит ретикулярная ткань?
  9. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры.
  10. В составе эпителия - клетки нескольких типов.
  11. В. Клеточный состав слоёв коры
  12. Виды и состав земель населенных пунктов. Особенности правового режима земель различных по статусу населенных пунктов: ЗАТО, наукоградов, городов федерального значения.

Фонема.

Чередования.

Фонологические позиции.

Дифференциальные и интегральные признаки фонем.

Состав и синтагматика фонем.

1. Фонема. В разных фонологических школах существует разное понимание фонемы, ее функций, позиций, в которых она выступает, соотнесенности звуков с фонемами. В Московской фонологической школе (МФШ) фонема определяется как кратчайшая линейно выделяемая языковая единица, представленная всем рядом чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями, и служащая для различения и отождествления слов и морфем. Функция различения значимых единиц – сигнификативная (смыслоразличительная) осуществляется с помощью звуков, принадлежащих разным фонемам, а функция отождествления значимых единиц – перцептивная осуществляется с помощью звуков, относящихся к одной фонеме. Такое определение соответствует взглядам П.С. Кузнецова, В.Н. Сидорова, М.В. Панова, А.А. Реформатского и др. Р.И. Аванесов в рамках МФШ создал особое направление, несколько иначе определив фонему. Однако все представители МФШ опирались на идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ о связанности фонологии с морфологией и шли к идентификации фонем от тождества морфем. Представители Ленинградской (Петербургской) фонологической школы (ЛФШ), опираясь на труды ученика Бодуэна де Куртенэ Л.В. Щербы (Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая и др.) шли к идентификации фонем от тождества фонетического слова. При всех различиях между этими школами они не являются антагонистическими, так как ставят во главу угла разные аспекты звукового строя, тем самым дополняя друг друга: Ленинградскую школу можно назвать преимущественно фонетико-идентификационной, Московскую – морфолого-идентификационной.

2. Чередования. МФШ разработала теорию чередований. Чередование – мена звуков, занимающих одно и то же место в одной и той же морфеме. Чередования могут быть позиционными и непозиционными. Позиционные чередования связаны с определенными позициями, обусловлены ими. У фонетических чередований позиции, т.е. условия появления того или иного звука, фонетические – начало и конец слова или слога, соседство других звуков, положение в ударном или безударном слоге. Напр.: подру[г]а - дру[к], [и]гры - с[ы]гран, вя[з]ать - свя[с]ка, д[о]м - д[^]ма - д[ъ]мовой. У морфологических чередований позиции морфологические – положение перед определенной морфемой (суффиксом или окончанием), принадлежность слова к определенному морфологическому классу. Напр. ре[к]а - ре[ч]ной (перед суффиксом -н-), лю[б’]ить - лю[бл’]ю (перед окончанием 1-го л. ед.ч.), ти[х]о - ти[ш]ь (у существительных 3-го склонения).

Позиционные чередования могут не знать исключений, такие чередования называются позиционно обусловленными. Напр., фонетическое чередование шумного звонкого согласного с глухим на конце слова (гла[з]а - гла[с]) или перед глухим шумным (гла[з]а - гла[с]ки), морфологическое чередование [г//ж] перед суффиксом прилагательных -н- (подру[г]а - дру[ж]ный), перед глагольным суффиксом -и- (подру[г]а - дру[ж]ить) или окончанием глаголов 2-го спряжения (подру[г]а - дру[ж]у - дру[ж]ишь). Позиционные чередования, знающие исключения, называются позиционно прикрепленными. Напр., фонетическое чередование зубного твердого согласного с мягким зубным (мо[ст] - мо[с’т’]ик) не обязательно на стыке приставки и корня (ра[с’т’]есать и ра[ст’]есать), в начале слова ([с’т’]ена и редко [ст’]ена), после твердого согласного (ше[рс’т’] и ше[рст’]); морфологическое чередование <г//ж> перед суффиксом прилагательных -ск- (Прага – пражский, Рига – рижский, Волга – волжский и т.п.) знает исключения (Петербург – петербургский, Чикаго – чикагский, герцог – герцогский и др.).

Кроме позиционных чередований бывают и такие чередования, которые не имеют ни фонетической, ни морфологической обусловленности: подру[г]а - дру[з’]ья, све[т] - осве[ш’]ать, зас[о]хнуть - зас[ы]хать - зас[у]шить. Это непозиционные чередования, они связаны только с конкретными словами.

Фонетические позиционно обусловленные чередования – это чередования звуков, относящихся к одной фонеме. Фонетические позиционно прикрепленные чередования могут быть чередованием звуков, относящихся к одной фонеме, и чередованием фонем. Так, если отступления от позиционного чередования закреплены в отдельных словах, лексикализованы и обязательны для говорящих, то такие чередования представляют собой чередования фонем. Напр., чередование [н’] c [н] перед твердым зубным (ко[н’] - ко[нн]ый, Каза[н’] - каза[нс]кий, испа[н’]ец - испа[нц]ы и т.п.) знает исключение: ию[н’] - ию[н’с]кий. Следовательно, это чередование [н’//н] представляет собой чередование фонем < н’//н >. Если отступления от позиционного чередования факультативны, необязательны, то такие позиционно чередующиеся звуки рассматриваются как представители одной фонемы. Напр., чередующийся ударный [а] с безударным [ие] после мягкого согласного ([п’а]тый - [п’ие]так, [р’а]д - [р’ие]ды и т.п.) представляют фонему <а>, несмотря на то, что в некоторых заимствованных словах типа спекулятивный, ассимилятивный в предударном слоге наряду с [ие] встречается произнощение [’а].

Морфологические и непозиционное чередования – это чередования фонем, которые называются историческими чередованиями.

Фонетические чередования могут образовывать пересекающиеся ряды, имеющие общие члены. Например фонемы <б> и <п>, различаясь перед гласными, не различаются в конце слова:

 

<б> - стол[б]ы стол[б]у

стол[п]

<п> - стол[п]ы стол[п]у

 

Совпадение в одном звуке, неразличение двух или нескольких фонем в определенной позиции называется нейтрализацией.

3. Фонологические позиции могут быть сильными и слабыми. В сильных позициях фонема наилучшим образом выполняет свои функции – сигнификативную и перцептивную. В слабых позициях возможности выполнения фонемами своих функций ограничены.

В сигнификативно сильной позиции фонема отличается от других фонем, реализуется особым зауком. Сигнификативно слабая позиция – это позиция неразличения, нейтрализации фонем. В перцептивно сильной позиции фонема выступает в своем основном звуковом облике. В перцептивно слабой позиции – неосновной представитель фонемы, звук, качество которого обусловлено этой позицией.

Сигнификативно и перцептивно сильная позиция называется абсолютно сильной позицией. В этой позиции фонема реализуется своим основным представителем – доминантой. По этому звуку и называется фонема: фонема <а> по звуку [а], фонема <б’> по звуку[б’]. В сигнификативно сильных, но перцептивно слабых позициях фонема представлена своими вариациями. Так, в словоформе столбу фонема <б> представлена вариацией [б]; в слове петь фонема <е> представлена вариацией [.э.]. В сигнификативно слабых позициях фонема представлена своими вариантами. Так, звук [п] в слове столб – вариант фонемы <б>, а в слове столп – вариант <п>. Все звуки, реализующие фонему: и ее доминанту, и ее вариации и варианты, называют и обобщенно – вариантами фонемами, или аллофонами.

4. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Фонемы – минимальные единицы языка. Их нельзя разделить на более мелкие последовательно идущие друг за другом элементы. Но тем не менее фонема _ сложное явление. Она состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, вне фонем, а сосуществующих одновременно в фонеме. Эти признаки называются дифференциальными, они основаны на фонетических признаках звуков, представляющих фонему, и необходимы и достаточны для определения данной фонемы (отграничения от других фонем) в сигнификативно сильных позициях. Признаки звуков, не участвующие в противопоставлении данной фонемы другим фонемам, называются интегральными.

Например, согласный звук [т] в слове тот представляет фонему <т>. Звук [т] обладает признаками: зубной, взрывной, шумный, глухой, твердый. В этой же позиции могут выступать другие звуки – представители других фонем, отличающиеся от [т] лишь одним из перечисленных признаков: губной [п] и заднеязычный [к] (пот, кот), щелевой [с] и аффриката [ц](сок, цокот), звонкий [б] (бок), мягкий [т’] (тётя). Признаки: зубная, взрывная, глухая, твердая – это дифференциальные признаки фонемы <т>, позволяющие противопоставить ее всем другим фонемам. Признаку “шумный” противостоит “сонорный”. Таким образом, признак “шумность” не участвует в противопоставлении <т> другим фонемам, это интегральный признак звука [т].

Наборы дифференциальных признаков совпадают не у всех фонем. Чтобы определить фонему, необходимо указать набор ее дифференциальных признаков. Чтобы охарактеризовать звуки, воплощающие фонему, необходимо указать все их признаки, в том числе интегральные.

Архифонема, или слабая фонема, - языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, составляющих общую часть нейтрализованных фонем. Так, фонемы <т>, <д> на конце слова и перед глухим согласным совпадают в звуке [т], перед звонким шумным – в звуке [д]: ко[т] - ко<т> и ко<д>; о[т]ключить и по[т]ключить, о[д]гадать и по[д]гадать - о<т>- и по<д>-.

Архифонема (слабая фонема) обладает меньшим набором дифференциальных признаков, чем соответствующие ей парные фонемы: признак, по которому противопоставлены нейтрализующиеся фонемы, у архифонемы (слабой фонемы) отсутствует. Так, фонема <т> глухая, а <д> звонкая; но архифонема <т-д> не обладает этим признаком: в позиции нейтрализации отсутствует противопоставление <т> - <д> по глухости / звонкости.

Термин “архифонема” предложен Пражской фонологической школой, “слабая фонема” – Р.И. Аванесовым, одним из основателей МФШ.

Гиперфонема – архифонема (слабая фонема), не приводимая в данных морфемах однозначно к одной из нейтрализованных фонем. Так, в словах собака, собаковод первый гласный корня [L // ъ] не бывает под ударением в однокоренных словах. Эти позиционно чередующиеся звуки могут быть представителями только фонем <о> и <а>, но какой из них, решить здесь невозможно. В этом случае выступает гиперфонема <о/а>: с<о/а>бака, с<о/а>баковод. Иногда проверка позволяет ограничить круг фонем, нейтрализующихся в сигнификативно слабой позиции, но не выявляет единственно возможную из этих фонем. Например, в слове лебедь [л’эб’ьт’] заударный гласный может соответствовать фонемам <и>, <е>, <о>, <а>. Проверка двоякая: лебедка [л’ие б’откъ] и лебяжий [л’ие б’ажый], преимуществ ни у одной из них нет. Поэтому фонологическая транскрипция этого слова <л’эб’ о/ад’>.

5. Состав и синтагматика фонем. В современном русском литературном языке насчитывается 37 согласных фонем, каждая из которых отличается от всех других по совокупности четырех конститутивных признаков: участия шума и голоса, места и способа образования шума, наличия или отсутствия палатализации. Ядро фонологической системы образуют две группы согласных фонем, входящие в соотносительные ряды, или корреляции. Первая группа – это парные твердые/мягкие согласные. Она включает в себя 15 пар фонем. Вторая группа – это парные глухие/звонкие шумные согласные (12 пар фонем. Соотносительный ряд парных твердых/мягких фонем образуется 30-ью, а ряд парных глухих/звонких 24-мя фонемами из 37, т.е. большинством членов фонологической системы русского языка. За пределами ряда твердых/мягких парных остаются пары <ш> - <ж> и <ш’> - <ж’>, которые, однако входят в ряд глухих/звонких; пара <ц> - <ч’>, члены которой, различаясь зубной и небно-зубной артикуляцией, одновременно различаются твердостью/мягкостью. За пределами ряда парных глухих/звонких остаются пары сонорных <м> - <м’>, <н> - <н’>, <р> - <р’>,<л> - <л’> и пара <х> - <х’>, входящие в ряд парных твердых/мягких, а также пара <ц> - <ч’>, тяготеющая к этому ряду. Вне основных двух соотносительных рядов остается фонема <j>, занимающая в системе особое положение.

Для гласных фонем русского языка постоянными, конститутивными признаками являются степень подъема языка и наличие/отсутствие лабиализации: верхнего подъема нелабиализованная <и>, лабиализованная <у>, среднего подъема нелабиализованная <е>, лабиализованная <о>, нижнего подъема нелабиализованная <а>. Признак лабиализации для <а> является интегральным, так как в зоне нижнего подъема нет лабиализованной гласной фонемы. Сильной позицией ля гласных фонем является положение их под ударением (д<а>л - д<у>л - д<о>л). Слабыми позициями гласных фонем являются позиции без ударения.

В связи с тем, что современному русскому языку свойственна общая тенденция к открытости слога, в подавляющем большинстве случаев слог заканчивается гласным звуком, и поэтому типичными сочетаниями для русского языка являются сочетания согласной с последующей гласной фонемой. С давнего времени в языке известны сочетания твердых и мягких шумных и сонорных согласных с гласными <а>, <о>, <и>, <у>. Такие сочетания фонем, как <па>, <бо>, <ви>, <ту> выступают как внутри корневых морфем, так и на стыке основы и флексии, причем практически в неограниченном ряду слов и их форм. В сочетании с <а> без ограничений выступают все мягкие, кроме <х’>, причем эта фонема в сочетании с <а> не выступает ни в одном слове и ни в одной форме русского языка; по этому признаку с ней сближаются и две другие мягкие заднеязычные - <к’> и <г’>, хотя они все же отмечаются в отдельных формах и словах (деепр. ткя от ткать и жгя от жечь, а также в заимствованиях) Это означает, что отсутствие данного сочетания не связано с фонологическими ограничениями, а объясняется внешними причинами – неиспользованием потенциальных возможностей системы.

В позиции перед <е> в особом положении находятся все твердые согласные. Исконно перед этой фонемой могли выступать только мягкие, и если в этой позиции оказывался твердый согласный, то он подвергался смягчению (стол - сто[л’э]). Значит, с точки зрения истории фонологической системы, сочетания твердого согласного с <е> были запрещены. Однако по мере развития русского языка, по мере расширения его контактов с другими языками начали появляться слова, имеющие сочетания твердого согласного с <е> (пэр, купе, кафе, ТЭЦ, модель, шоссе, НЭП, кашне, Кэт, ГЭС и др.) Таким образом, в современном русском языке запрет на сочетания твердых согласных с <е> снят, тем более, что этот закон издавна не действовал при сочетании <е> с шипящими <ш>, <ж> и аффрикатой <ц> (шесть, жесть, целый, шеф, жердь, ценный, лапше, коже, отце).

По отношению к сочетаемости согласных с последующими согласными в русском языке действует ряд законов, запрещающих сочетания определенных согласных фонем. Так, например <жб> может быть в начале слова (жбан), в середине слова (ворожба), но не в конце, так как звонкие согласные на конце слова отсутствуют; <нт> может быть в конце слова (кант, бант, винт) и в середине слова (канта, бинта, винта), но не в начале; то же самое и <рп> (карп, Карпаты), <зр’> - в начале слова (зрение), в середине слова (подозревать), но не в конце; то же самое и <тк> (ткать, подкоп) и т.д.

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)