АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МОДЕЛЬ СНОВИДЕНИЯ

Читайте также:
  1. E) Абсурдные сновидения. Интеллектуальная деятельность в сновидении.
  2. I. Базовая модель оценки ценных бумаг.
  3. IV. Искажающая деятельность сновидения
  4. Olgerd Символы в сновидениях и информационная безопасность
  5. S-образная модель роста популяции
  6. VI. Работа сновидения
  7. VII. Психология процессов сновидения
  8. А) Отношение сновидения к бодрствованию.
  9. Автомодельность
  10. Адміністративний порядок захисту прав на винахід, корисну модель, промисловий зразок.
  11. Аналітична математична модель поверхні (підводного аппарата)
  12. Англо-американская модель

 

Структура сновидений

 

Моя точка зрения состоит в том, что сновидения это имитация реальности, осуществляемым нашими системами восприятия. Полученные вами знания о бодрствующем восприятии помогут вам разобраться в этой теории.

Рассмотрим, прежде всего, изменения процесса восприятия во время сна. Во время БДГ-сна, как следует из главы 2, способность воспринимать информацию из внешнего мира, равно как и способность тела двигаться, подавлены, в то время как мозг в целом активен. Эта активность возбуждает некоторые схемы выше порога восприятия. Они проникают в сознание, заставляя спящего видеть, слышать, осязать и переживать то, чего в данный момент нет в окружающем его мире.

Если вы в реальности видите то, чего нет на самом деле, информация, поступающая по сенсорным каналам, быстро исправляет это ошибочное впечатление. Почему же этого не происходит во время сна? Ответ: потому что сенсорные поступления в мозг, которые могли бы исправить такого рода ошибки, отсутствуют.

 

Что мы обычно видим во сне

 

Наши ощущения во сне определяются теми схемами, которые активированы выше порога осознания. Но как отбираются конкретные схемы для активации? С помощью тех же процессов, что и в состоянии бодрствования: ожиданием и мотивацией.

Ожидание проявляется в сновидении многими способами. Конструируя мир сна, мы ожидаем, что он будет похож на миры, в которых мы уже бывали. Таким образом, в мире сна почти всегда присутствует гравитация, пространство, время и воздух. Недавний опыт оказывает такое же влияние на сон, как и на бодрствующее восприятие. Фрейд назвал это "дневным осадком".

Так же действуют личные интересы, заботы и род занятий. Министр, который увидел в чернильной кляксе "раскаленную печь Навуходоносора", вполне мог видеть во сне безумного вавилонского царя. Выше упоминалось исследование, показавшее, что служащие полиции с большей вероятностью, чем обычные граждане, ожидают и, как следствие, видят несуществующие преступления. Какая из этих групп, по-вашему, чаще видит преступления во сне?

Сильно влияют на бодрствующее восприятие мотивация и эмоции, того же можно ожидать и в сновидениях. Вам, вероятно, снились сны, в которых сбывалось то, о чем вы мечтаете -- так называемые "осуществляющие желание сны". Предположим, например, вы легли спать не поужинав. Как и голодным школьникам, которым неправильные фигуры напоминали пищу, вам может присниться еда. На Фрейда эта характерная черта снов произвела такое впечатление, что он положил ее в основу целой теории сновидений. Согласно Фрейду, любой сон является воплощением желания, но здесь он, похоже, поторопился с обобщениями, поскольку ночные кошмары противоречат его предположениям.

Действительно, аналогично тому, как в бодрствующем состоянии страх делает нас более пугливыми, то есть готовыми принять все непонятное за опасность, то же происходит и во сне. Причина того, что людям снятся неприятные и даже ужасные вещи не в мазохистском бессознательном стремлении к самоуничтожению, как считал Фрейд, а, скорее, в боязни определенных событий и ожидании, что они могут произойти. Вы не можете бояться призраков, если вы в них не верите.

 

Почему сны напоминают связные истории?

 

С учетом всей информации, можно было бы ожидать, что сны представляют собой последовательность бессвязных образов, мыслей, ощущений и впечатлений, а не волнующие истории с занимательными подробностями, какими они часто являются. Я считаю, что сложность и осмысленность сновидений можно объяснить активацией схем. Понять этот процесс можно проанализировав еще раз данные о том, насколько больше схематических предположений, чем конкретной информации, вы извлекли из упражнения на стр.??123 ("Как схемы выводят нас за пределы имеющейся информации"). Как видите, несколько общих схем могут породить множество осмысленных деталей: дайте спящему мозгу схему точки, и он увидит муху, дайте ему одну или две активированные схемы, и он сотворит из них сон.

Некоторые сновидения имеют сюжет столь же последовательный, захватывающий, драматический и глубокий, как и лучшие образцы литературного творчества. Иногда, пробудившись от такого сна, понимаешь, что значение персонажей или событий, возникавших по ходу сюжета, прояснилось только в развязке. Это создает впечатление, будто весь сюжет сна был продуман заранее и что бессознательный разум, вместе со сновидением, дал задание сознательному разуму истолковать его.

Однако, более простое объяснение, мне кажется, состоит в том, что на протяжении сна была активирована схема истории.

Понятие схемы истории вас не озадачит, если вспомнить, что схемы существуют на все случаи. Схема истории, или повествовательная схема, является основной и одинаково понимаемой во всем мире частью человеческой культуры. Типичная история состоит из последовательности эпизодов, которая делится на три части: завязка, кульминация и развязка. В завязке на сцене присутствуют обстоятельства и персонажи, которые обычно сталкиваются с какой-нибудь проблемой или трудностью, как-то разрешаемой в конце повествования.

Карл Юнг тоже описывал сон как драму в трех действиях. Схемы историй могут включать в себя последовательность событий, моменты появления действующих лиц, драматические конфликты и их развязку, "неожиданную" концовку и так далее. И совсем не обязательно привлекать бессознательный разум в роли "режиссера сновидений".

 

Почему сновидения осмысленны

 

Взгляд на сны как на модель мира далек от традиционного мнения о них как о вестях, посылаемых богом или, бессознательным. Выше приводились аргументы против точки зрения на сны как на письма к самому себе6. Добросовестная интерпретация сновидений может оказаться полезной процедурой и очень многое сказать о личности человека.

Причина этого очевидна. Припомните тест с чернильной кляксой. Как может образ, который люди видят в кляксе, что-то говорит нам о них? Интерпретации этих людей информируют нас об их интересах, делах, заботах и особенностях характера. Сны же содержат гораздо больше информации о личности, нежели интерпретация клякс, потому что материал для создания образов поставляется нашим разумом. Сны -- не послания, они -- творения самых сокровенных глубин нашей психики. А если так, то они безошибочно отражают, что мы из себя представляем и кем можем стать.

 

Структура сновидений: два примера

 

Следующие два примера гипотетических сновидений иллюстрируют несколько особенностей построения снов: (1) сны являются продуктом взаимодействия между различными областями разума, включая сознательное, предсознательное и бессознательное; (2) схемы, мотивации и ожидания взаимодействуют по ходу сна; и (3) в снах нет никакой предопределенности. В снах одинаково находит отклик мотивации как низшего, так и высшего уровней, ожидания как катастрофы, так и звездных часов.

 

СОН, ВАРИАНТ 1

Я погружаюсь в БДГ-сон, и активность моего мозга постепенно возрастает. В течение минуты какая-либо из схем достигает порога восприятия. Например, это схема городской улицы, которая еще действует под влиянием моих дневных впечатлений. Увидев улицу, я тут же представляю себя на ней, и оказываюсь там. Я замечаю, что настала ночь, и улица тускло освещена. Это активирует ряд схем (до этого находившихся в бессознательной и предсознательной областях разума), связанных с опасностью, которая исходит от ночных улиц, страхом перед теми, кто может причинить мне вред. Мой страх сопровождается возникновением на другой стороне улицы темной фигуры.

Кто он? Я не могу разглядеть его достаточно хорошо, чтобы сказать, на кого он похож, но в голове мелькает мысль, что это может быть грабитель. И он становится грабителем: угрожающе смотрит на меня, а я поворачиваюсь и направляюсь в другую сторону. Я боюсь (а значит, ожидаю), что он последует за мной, так оно и происходит. Я пускаюсь бежать, и он бежит за мной. Я пытаюсь избавиться от него, прячусь по разным улицам и переулкам, но каким-то образом он все время находит меня.

В конце концов, я затаиваюсь под какой-то лестницей и несколько мгновений чувствую себя в безопасности. Но как только я подумал, что он найдет меня и здесь, так оно и происходит. Я просыпаюсь весь в поту.

 

СОН, ВАРИАНТ 2

 

Я погружаюсь в БДГ-сон, и активность моего мозга постепенно возрастает. В течение минуты какая-либо из схем достигает порога восприятия. Например, это схема городской улицы, которая еще действует в качестве "дневного осадка". Увидев улицу, я тут же представляю себя на ней, и оказываюсь там. Я замечаю, что стоит ночь, и улица тускло освещена.

Ощущение пребывания на ночной улице активирует другие связанные с ним схемы, и в голову приходит мысль, что я иду в кино. Я вижу темную фигуру на другом конце улицы, которую не могу хорошо разглядеть. Однако схема кино подталкивает меня к мысли, что это друг, с которым я должен встретиться перед сеансом. Когда я подхожу ближе, то вижу, что это действительно мой друг.

Мы идем в кинотеатр по улице, которая мне хорошо знакома. Но я забыл, на какой фильм мы идем и всматриваюсь в афишу. Какая-то часть моего разума, вероятно, осознает, что я сплю, -- активируется схема сновидения, и я вижу на афише название "Последняя волна" (фильм о сновидениях). Я видел этот фильм много раз, и мне не понятно, почему я опять иду его смотреть. Я вновь обращаюсь к афише, но на этот раз на ней другое название "Сон или бодрствование". Я не могу пропустить такую недвусмысленную подсказку, и теперь полностью понимаю, что сплю. Мой друг исчез, пока я размышлял над афишей. Я поднимаюсь в небо и парю (зная, что схема гравитации здесь не работает).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)