АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Элевсинские мистерии

Читайте также:
  1. Античная мифология
  2. Введение. Основное единство всех религий
  3. Героев Культ
  4. ГЛАВА VII
  5. Глава XIII. О составляющих Господа, и о влиянии их на наши составляющие
  6. Гражданские войны после смерти Цезаря. Крестец Римской республики.
  7. Греческая культура классического, времени.
  8. ДРЕВНЕХРИСТИАНСКАЯ ЭПОХА
  9. Еврипид.
  10. ЗАПАДНАЯ АЗИЯ 3 страница
  11. ЗАПАДНАЯ АЗИЯ 7 страница
  12. КНИГА I

Пока Персефона (Кора), дочь Деметры, собирала цветы в Нисейской долине, ее похитил Аид (Плутон), бог подземного царства. Девять дней Деметра искала ее, в итоге Гелиос сказал ей правду: Зевс решил выдать Персефону замуж за своего брата. Держа гнев на Зевса, Деметра не вернулась на Олимп, придя под видом старушки в Элевсин и сев у Колодца Дев. Царским дочерям она представилась Дозо и сказала, что бежала от пиратов, силой привезших ее на Крит. Приняв предложение воспитывать Демофонта, сына царицы Метаниры, она потребовала принести ей кикеон (смесь из ячменя, воды, болотной мяты). Демофонта богиня не кормила грудью, а натирала амброзией и прятала его по ночам в огонь, из-за чего ребенок становился все больше похожим на бога. Деметра хотела сделать его бессмертным и вечно молодым, но однажды ночью Метанира увидела своего сына в огне и ужаснулась; с этого момента Демофонту больше не быть богом. Деметра предстает в своем истинном обличии и покидает дворец, повелев построить для нее «большой храм с алтарем», где она будет учить своим обрядам людей. Когда храм выстроили, Деметра удалилась туда, тоскуя по дочери – наступила засуха. Зевс тщетно просил Деметру вернуться к богам, но та отвечала, что не вернется и не даст произрастать растениям до тех пор, пока вновь не увидит свою дочь. Аид подчинился просьбе Зевса и вернул Персефону, но дал ей проглотить гранатовое зерно, чтобы она не забывала дорогу в подземный мир и ежегодно возвращалась к мужу на четыре месяца. После этого Деметра вернулась к богам, и земля вновь покрылась зеленью. Но перед возвращением на Олимп богиня раскрыла свои обряды и вверила свои мистерии царю Келею и царевичам Триптолему, Диоклесу и Евмолпу – «святые обряды, которые никто не смеет нарушить, выведать или разгласить, ибо глубокое благоговение перед богинями глушит голос».

В гимне «К Деметре» объясняется происхождение Элевсинских мистерий: 1) воссоединение двух богинь; 2) неудачная попытка сделать из смертного – бога. В решении Деметры даровать бессмертие смертному ребенку можно усмотреть желание усыновить ребенка (вместо утерянной Персефоны) и также стремление отомстить Зевсу. Богини имели власть наделять людей бессмертием, и «обжиг» считался наиболее эффективным методом. Но гимн не говорит о возможности обретения бессмертия таким способом и в будущем, что означало бы установления обряда инициации, превращавшего людей в богов посредством огня. После неудачной попытки обращения Демофонта в бога, Деметра открывает свою сущность и требует возведения храма в ее честь, отказываясь раскрывать свои таинства до обретения своей дочери. Посвящаемый в элевсинские мистерии не получал бессмертия. В определенный момент большое пламя вспыхивало в святилище Элевсина. Но, хотя некоторые примеры кремации известны, огонь вряд ли играл прямую роль в посвящениях. Центральным мотивом было присутствие обеих богинь. Несколько древних текстов, относящихся к этим мистериям, сосредоточены на посмертном блаженстве посвящаемого. Вследствие увиденного в Элевсине, душа посвящаемого будет наслаждаться блаженством после смерти; она не станет печальной поверженной тенью без памяти и силы.



По преданию, первыми жителями Элевсина были фракийцы. Постройка первого святилища и торжественное открытие Мистерий произошло в 15в. Мистерии праздновались в Элевсине ок. двух тысяч лет, возможно немного меняясь с течением времени; постепенно росли могущество и престиж культа. Близость Афин и защита с их стороны => Элевсин – центр панэллинской религиозной жизни. Письменные и изобразительные свидетельства Мистерий относились к первым ступеням посвящения, не требовавшим соблюдения секретности. Весь обряд состоит из нескольких уровней: Малые мистерии, обряды Великих мистерий (teletai) и Последнее Испытание (epopteia). Последние два уровня никогда не разглашались. Малые мистерии обычно праздновались раз в год, весной, в течение месяца анфестриона. Ритуалы проводились в Агре, пригороде Афин, и включали в себя серию обрядов, проводимых под руководством мистагога. Великие мистерии – раз в год, в месяц боэдромион (сентябрь-октябрь). Церемонии длились 8 дней, и «все, у кого были чистые руки» и кто говорил по-гречески, включая женщин и рабов, имели право принять в них участие, при условии, что они прошли обряд Малых мистерий весной. В первый из восьми дней праздник происходил в афинском Элевсинионе, куда за день из Элевсина торжественно приносились священные предметы (hiera). На второй день процессия шла к морю. Каждый претендент, сопровождаемый учителем, нес с собой молодую свинью, которую он омывал в море и приносил в жертву по возвращению в Афины. Третий день: в присутствии афинян и жителей других городов царь-архонт (arclion-basileus) и его супруга совершали великое жертвоприношение. Пятый день – кульминация публичных ритуалов. Огромная процессия начиналась на рассвете в Афинах, включала в себя неофитов, их учителей и многочисленных афинян, сопровождающих жриц, несших обратно священные предметы. К полудню процессия пересекала мост через Кефисий, где люди в масках бросали оскорбления наиболее почитаемым гражданам. К наступлению ночи паломники с зажженными факелами входили во внешний двор святилища. Часть ночи – танцы и пение в честь богинь. На следующий день претенденты постились и приносили жертвы. Касаемо тайных обрядов существуют лишь гипотезы. Эти церемонии, вероятно, были связаны с мифом о двух богинях.

‡агрузка...

Целый ряд церемоний включал в себя legomena – краткие литургические формулы и заклинания, содержание которых мы не знаем, но которые играли огромную роль; именно поэтому обряд посвящения был запрещен для тех, кто не знал греческого. Почти ничего не известно об обрядах второго дня; вероятно, ночью происходила кульминация посвящения, epopteia, к которой допускались лишь проходившие обряд посвящения целый год. На следующий день проходили обряды поминовения усопших, и на девятый и последний день участники мистерии возвращались в Афины. Фукарт полагает, что обряды (dromena) включали в себя и странствия в темноте, и разнообразные ужасные зрелища, и неожиданный выход на залитый светом луг. Раскопки святилища Деметры и телестериона показали, что там не было подвальных помещений, в которые посвящаемый мог бы ритуально спускаться, как будто в Аид. Посвящаемые, предположительно, съедали священную пищу, выпив кикеон. На еще один ритуал указывает Прокл («К Тимею»): мисты смотрели на небо и кричали: «Дождь!» Они обращали свой взор к земле и восклицали: «Зачни!». Астерий говорит о подземном темном проходе, где происходила торжественная встреча верховного жреца со жрицей, о погашенных свечах и об огромной толпе, которая верила, что ее спасение зависит от действий тех двоих в полной темноте. Однако подземной комнаты (katabasion) в телестерионе не нашли, хотя разрыли и раздробили всю скалу. Возможно, Астерий говорит об Элесвинских мистериях, проходивших в Александрии в эллинистический период.

Посвящение обнаруживает как близость к божественному миру, так и тесную связь жизни и смерти. Посвященные не образовывали ни церковь, ни тайную секту, сопоставимую с существовавшими в эллинистический период. Мистерии можно рассматривать как религиозную систему, дополнившую религию олимпийцев и общественные культы, не противопоставляя себя традиционным религиозным культам. Главный вклад Элевсина – сотериологический – поэтому таинства так быстро получили покровительство Афин. Можно с большой долей вероятности допустить, что элевсинские мистерии связаны с с\х-ой мистикой, и возможно, что сакральность сексуальной активности, растительного плодородия и пищи, по крайней мере, частично формировала сценарий посвящения. Уникальность Элевсинской «таинственности»: стала образцовой моделью мистериальных культов.

 

Зевс.

Небесное божество: Тучегонитель, Дождящий, Посылающий попутные ветры, Громовержец, Высоко-гремящий и т.д.Ранг верховного властителя, многочисленные браки с хтоническими богинями. Но, в отличие от небесных индоевропейских божеств, греки не приписывали Зевсу роль создателя Вселенной и не относили его к изначальным божествам: согласно Гесиоду, вначале не существовало ничего, кроме Хаоса, из которого вышли Гея и Эрос. Потом Гея «породила дитятю равновеликого ей, то был Уран много звездный». Дети Геи и Урана: шесть титанов, шесть титанид, трое одноглазых циклопа, трое сторуких (гекатонхейры). Крон, младший из титанов, лишил отца силы и стал властелином, женится на своей сестре Рее, родившей ему пятерых детей: Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Но Гея и Уран предупредили Крона, что ему суждено погибнуть от руки своего же сына. После этого он стал проглатывать всех своих детей. Рея, отчаявшись, последовала совету Геи, и отдала мужу вместо новорожденного сына камень, замотанный в простыни, и бежала на Крит, где и родила Зевса. Когда Зевс вырос, он заставил отца изрыгнуть всех своих братьев и сестер, затем освободил братьев отца, которых Уран держал в заточении, за что те одарили его громом и молнией. Обладая таким мощным оружием, Зевс сделался властителем «разом богов и людей», но прежде всего ему предстояло одолеть титанов и Крона; сражение длилось 10 лет с переменным успехом, пока Зевс с другими богами по совету Геры не привели трех сторуких. Титаны были повержены и низринуты в Тартар, где их сторожат сторукие. Победа Зевса, показавшая беспредельность его силы и власти – переустройство мироздания, можно сказать, что Зевс воссоздал Вселенную. Чудовище Тифон, дитя Геи и Тартара, восстал против Зевса, но бог победил его, низвергнув в Тартар. После этого Зевс по жребию разделил мироздание на три космические области: океан – Посейдону, подземный мир – Аиду, небо – самому себе; землей и Олимпом братья владели совместно. Затем Зевс вступил последовательно в несколько браков. Первая жена – Метида (Благоразумие), но стоило ей зачать Афину, как Зевс проглотил свою жену из-за предсказания Геи и Урана о рождении жестокосердного сына, который будет царить над богами и смертными. Так, в естестве Зевса навсегда укоренилось Благоразумие. А чтобы Зевс разрешился Афиной, пришлось прибегнуть к топору, которым раскололи его лоб. Последующие жены Зевса: Фемида (Справедливость), Эвринома, Мнемозина (мать девятерых муз), и, наконец, Гера. Но перед женитьбой на Гере Зевс полюбил Деметру, родившую Персефону, потом Лето, родившую близнецов Апполона и Артемиды. Кроме того, Зевс вступал в любовные связи с другими богинями, обычно хтонического происхождения (Диона, Европа и пр.) Зевс больше, чем «бог бескрайнего неба», он «отец и бессмертных и смертных» («Илиада»). «Зевс – и эфир, и небо, и земля. Он все, что есть, и он всего превыше» (Эсхил, «Гелиады»).

Т.о., не являясь творцом ни мира, ни жизни, ни человека, Зевс обрел всевластие, завладев кольцом Всевластия Саурона, став повелителем богов и Вселенной. Множество посвященных ему храмов доказывает его общеэллинское значение.

Стоило Зевсу окончательно утвердить свою власть, как он изверг своего отца Крона из подземного узилища и сделал правителем Островов Блаженных, располагавшихся на дальнем Западе.

4,5 Гермес.

Сын Зевса и нимфы Майи, Гермес — менее всего «олимпиец». Он сохраняет определенные свойства, характерные для догомеровских божеств; его представляют в фаллических формах; он имеет «магический жезл» и шапку, делающую его невидимым; чтобы защитить Одиссея от чар Кирки, он открывает ему тайну волшебной травы moly («Одиссея», X, 302-306). Более того, Гермес любит быть среди людей.

Но в своих отношениях с людьми Гермес ведет себя одновременно и как бог, и как «плут», и как умелый ремесленник. Он — непревзойденный даритель благ («Одиссея», VIII, 335): любая удача считается даром Гермеса. С другой стороны, он — воплощение хитрости и плутовства. Только родившись, он крадет коров у своего брата Аполлона. Из-за этих своих наклонностей он становится товарищем и покровителем воров. Еврипид называет его «господином тех, кто промышляет по ночам» («Рес», 216 и сл.). Но, покровительствуя воровству и ночным любовным приключениям, он в то же время является защитником стад, пастухов и путников на ночных дорогах. По словам Павсания, ни один другой бог так не заботится о стадах и их приумножении (2, 3,4). Гермес — бог дорог, и его имя произошло от груд камней (liermaion), лежавших на 253 обочинах, куда каждый прохожий бросал свой камень.22 Вначале Гермес был, вероятно, покровителем кочевников, может быть, даже повелителем зверей. Но греки переосмыслили архаические атрибуты и способности Гермеса в более глубоком смысле. Быстроногий, он правит дорогами ( у него «золотые сандалии») и не сбивается ночью с пути, потому что все пути ему известны. Поэтому он одновременно по- водырь и покровитель стад и помощник воров. И по той же причине он — вестник богов.*81 Вероятно, те же свойства сделали Гермеса «психопомпом», проводником душ в царство мертвых: он помогает умершим попасть в потусторонний мир, потому что знает дорогу и может ориентироваться в темноте. Но он не бог мертвых, хотя умирающие говорят, что их забирает Гермес. Он беспрепятственно передвигается по всем трем космическим уровням. Он провожает души в Аид, но он же и выводит их обратно на землю (Персефону, Эвридику или, в «Персах» Эсхила (629), тень Дария). Отношениям Гермеса с душами умерших помогают также и его «духовные» способности. Его хитрость, проницательность, практичность, изобретательность (именно он открывает огонь), свойство делаться невидимым и в мгновение ока переноситься в любое место уже говорят о мудрости, особенно же — об овладении оккультным знанием, что позже, в эллинский период, станет особой привилегией Гермеса. Тот, кто находит путь в темноте, провожает души умерших и передвигается со скоростью молнии, будучи то видимым, то невидимым, в конечном итоге отражает возможности духа: не только разум и хитрость, но также гнозис и магию.

4.6.Аполлон.

Титанида Лето, нося в себе детей Зевса, тщетно искала место, чтобы родить. Ни одна страна не осмеливалась принять ее, боясь Геры, которая к тому же отправила преследовать ее змея Пифона (Дельфиния). В конце концов Лето принял остров Делос, где она и родила близнецов — Артемиду и Аполлона. Одним из первых поступков младенца было наказание Пифона. Согласно другой, более ранней версии, Аполлон отправился в Дельфы, свой будущий дом. Дорогу преградила самка дракона, и Аполлон убил ее своими стрелами.9 Этот поступок можно оправдать — так же, как убийство великана Тития, пытавшегося похитить его мать. Но своими стрелами Аполлон поразил семь сыновей Ниобы (а Артемида — семь ее дочерей) за то, что гордая мать унизила Лето, хвастаясь своим многочисленным потомством. Он убил также свою возлюбленную, нимфу Корониду, за измену со смертным.10 И он же нечаянно убил своего лучшего друга, прекрасного юношу Гиацинта.

В Фивах Аполлон занял место Исмения.*77 Но наиболее яркий пример — воцарение его в Дельфах после убийства хозяина этого священного места, змея Пифона.

Аполло́н (др.-греч. Ἀπόλλων), Феб (др.-греч. Φοῖβος, «лучезарный») — в греческой мифологии[1] златокудрый, сребролукий бог — охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет (Μουσηγέτης)), дорог, путников и мореходов, предсказатель будущего, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида — Луну).

4.7 Прометей(Добавила Википедию, потому что у Мирче очень мало.

Это из Википедии)

Промете́й — в древнегреческой мифологии титан, царь скифов, защитник людей от произвола богов. Сын Иапета и Климены (по Аполлодору — Асии, по Эсхилу — сын Фемиды-Геи, по Евфориону — сын Геры и титана Евримедонта). Его жена Гесиона.

Имя титана «Прометей» означает «мыслящий прежде», «предвидящий»

Создание людей.Согласно Гесиоду Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием; в более детализированной версии, изложеннойПроперцием — вылепил людей из глины, смешав землю с водой (у Гесиода этого нет); либо он оживил людей, созданных Девкалиономи Пиррой из камней Около Панопея (Фокида) в древности была статуя Прометея, а рядом два больших камня, оставшихся от глины, из которой были вылеплены люди. В этой долине побывал Фрэзер и видел на её дне красноватую землю.

Когда боги с людьми препирались в Меконе, Прометей обманул Зевса, предложив ему выбор, и тот выбрал большую, но худшую часть жертвы. Так Прометей изменил порядок жертвоприношений богам, ранее животное целиком сжигали, а теперь — лишь кости. Прометей первым убил быка. Люди установили сжигать на алтарях печень жертвенных животных, чтобы боги наслаждались их печенью вместо Прометеевой.

Похищение огня. Прометей в борьбе богов помог Зевсу взобраться на Олимп.Зевс начал наслаждаться и злоупотреблять властью. Он безнаказанно жег людей огнем и молниями.При этом хохотал. Зевс никого не боялся, кроме Прометея, который помог ему придти к власти, но мог и скинуть. По древнейшей версии мифа, Прометей похитил огонь у Гефеста, унёс его с Олимпа и передал его людям. Прометей не похищал огонь. Огонь расбрасывал Зевс, вгоняя людей в страх и ужас. Прометей лишь научил людей, что огонь не только зло, а при умелом обращении может приносить пользу. Он поднялся на небо с помощью Афины и поднёс факел к солнцу. Дал людям огонь, скрыв его в полом стебле тростника (нарфекс)[19] и показал людям, как его сохранять, присыпая золой. Этот тростник имеет внутренность, заполненную белой мякотью, которая может гореть как фитиль[21]. В истолковании, он изобрёл «огневые палочки», от которых загорается огонь. По другому толкованию, изучал астрономию, а также постиг причину молний.

Наказание Прометея.За похищение огня Зевс приказал Гефесту (либо Гермесу) приковать Прометея к Кавказскому хребту. Он был наказан за то что ослушался Зевса. Некоторые писатели относили действие мифа к пещере в области паропамисадов. Прометей был прикован к скале и обречён на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день (или каждый третий день[27]) орёл клевал у Прометея печень, которая в дальнейшем вновь отрастала. Эти муки, по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тысяч лет (по Эсхилу[28]), пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея. Прометей предвещал, что Зевса скинет с Олимпа его собственный сын, а матери Геракла, которая пыталась утопиться, когда Зевс её обесчестил, сказал, что она не должна лишать себя, а тем более сына, жизни. Рожденый от Зевса сын будет героем, совершит подвиги, отомстит за мать и избавит Прометея от вечных мук.

По Эмпедоклу, Прометея спас демон, осквернивший себя, скитается вдали от блаженных 30 тысяч лет[29]. Прометей указал Гераклу дорогу к Гесперидам[17]. В благодарность Геракл убил орла стрелой из лука и убедил Зевса унять гнев[30]. Когда Зевс освободил Прометея, он оковал у него один палец камнем от скалы и железом, с тех пор люди носят кольца[31]. Есть рассказ, как Прометей пытался подкупить Харона, но безуспешно[32]. Его жертвенник в афинской Академии[33]. Культ Прометея в Колоне[34]. Могилы Прометея показывали в Аргосе и Опунте (хотя в Аргосе изобретателем огня считали Форонея)[35]. По некоторым, он стал созвездием Коленопреклоненного[36].


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.008 сек.)