АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диагностика эмоционального состояния человека по случайным непроизвольным рисункам

Читайте также:
  1. AuamocTukaДиагностика психического развития детей 3—7 лет
  2. I.Диагностика самоотношения.
  3. III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
  4. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  5. IV. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА
  6. YI.3. Сознание и самосознание человека
  7. Абсолютная и относительная масса мозга у человека и антропоидных обезьян (Рогинский, 1978)
  8. Агрегатные состояния
  9. Агрегатные состояния и термодинамические фазы
  10. Агрессивность человека
  11. Аденовирусная инфекция. Этиология, патогенез, классификация, клиника фарингоконъюнктивальной лихорадки. Диагностика, лечение.
  12. Акты гражданского состояния

Специальные исследования и повседневный опыт всякого на­блюдательного человека показывают, что индивидуальные осо­бенности человека проявляются во всем, что он делает. Особый, личный отпечаток лежит на всем: одежде, обстановке жилища, приготовлении пищи, повседневном содержимом сумки и т.д.

Особенно ярко проявляются черты личности человека в том, что он делает как бы «между прочим», не придавая своим дей­ствиям особого значения. Вероятно, самым распространенным таким делом являются «почеркушки» — «случайные» рисунки, которые человек выводит на бумаге во время разговоров, лекций, совещаний, обдумывая что-либо и т. гг. Эти рисунки запечатлева­ют в себе как устойчивые черты личности человека, так и его сиюминутное настроение.

Выделяют несколько типов «случайных почеркушек».

1. Спирали, круги, волнистые линии рисует человек, сосредо­точенный на собственной персоне, своих проблемах и конфлик­тах, возможно, готовящийся принять важное решение. Его не слиш­ком заботят посторонние проблемы. Если эти фигуры появляются во время разговора, значит, продолжение беседы рисующего не интересует, он принял решение и постарается от собеседников как можно быстрее избавиться под благовидным предлогом или даже может вспылить. Если же лектор или выступающий замеча­ет, что такие фигуры рисуют его слушатели, значит, тема вы­ступления их не интересует.

2. Цветочки, солнце, гирлянды рисует человек по контрасту со своим не очень веселым настроением. Он страдает прежде всего от недостатка внимания со стороны окружающих, дефицита об­щения. Такой рисунок — как призыв: «Обратите же, наконец, на меня внимание!». Если говорящий замечает такой рисунок у парт­нера, он может понять, что говорит слишком долго или каким-то другим образом не позволяет высказаться партнеру, который ждет возможности вставить слово.

3. Сетки, решетки, стрелы выходят из-под пера человека, ко­торый чувствует, что попал в неловкое, возможно, даже риско­ванное положение, в котором он должен, но не решается при­нять решение. Каждая жирная линия символизирует непринятое решение или несостоявшееся действие. Если рисунок в конце об­веден, значит, человек решил покончить со своими проблемами, что-то сделать или просто «выбросить их из головы» (хотя вовсе не значит, что у него это получится).

4. Переплетение сердец появляется на бумаге, если автор ри­сунка переполнен положительными эмоциями, но вынужден по каким-то причинам скрывать свои чувства в данный момент. В сочетании с цветами или решетками означает, что человек не может высказать свои чувства или действовать в соответствии с ними, например, общаться с интересующим его человеком.

5. Повторяющиеся узоры из углов и овалов, напоминающие узоры на обоях или коврах, появляются от ужасной скуки. Для любого говорящего (публично или индивидуально) это тревожный сигнал, требующий не­медленно изменить тему или форму речи. Хотя, возможно, это и не поможет, так как ри­сующий не просто заскучал в данный момент, ему скучно жить вообще.

6. Кресты могут быть просты­ми и строгими (как правило, у мужчин) или с разнообразны­ми украшениями (у женщин), но в любом случае отражают чувство вины и неловкости, возникшее во время разговора. Возможно, рисовавшего обидели упреки собеседника, на которые он не может достойно отве­тить, а, возможно, ему самому пришлось сказать что-то, чего он не хотел бы или даже солгать. Могильные кресты могут отражать грустные мысли о потере близких, не обязательно о смерти, а о любой разлуке. Но те же кресты могут сопровождать чувство нена­висти, желание «похоронить» врага. Однако, если человек очень религиозен, рисовать символы своей религии (в частности, крес­ты) для него естественно, и данный пункт неприменим.

7. Простые фигуры человечков или карикатурные рожицы ри­сует тот, у кого возникло чувство беспомощности или желание уклониться от какой-то обязанности, но он не может набраться решимости и сказать: «Нет». Человечки отражают «раздвоенное» состояние рисующего, который не хочет соглашаться, но и отка­зать не решается. Глаза, нарисованные отдельно, ука­зывают на то, что человек наблюдает и критически оценивает ситуацию. Более сложные одиночные человеческие или человеко­подобные фигуры отражают, скорее всего, не только настроение в данный момент, но и особенности личности рисовавшего.

8. Геометрические фигуры, нарисованные на нелинованной бумаге, или немногочисленные четкие на бумаге в клеточку ука­зывают на то, что рисовавший имеет четкие цели, убеждения и намерения и не склонен их скрывать. В любой ситуации он стре­мится разобраться досконально, «все разложить по полочкам». Он не боится своих противников и конкурентов, а, скорее, склонен к агрессии, причем она тем больше, чем угловатее геометричес­кие фигуры. Человек напряжен, не позволяет себе расслабиться, причем тем сильнее, чем сильнее нажим. Если он при этом про­износит обтекаемые или даже дружелюбные фразы, — скорее всего, он говорит не то, что думает, поскольку вынужден сдерживаться.

10.Переплетения кругов, скорее всего, означают, что человек чувствует себя отстраненным от дел или событий, в которых ему хотелось бы принять более активное участие, но он не знает как. Прежде всего ему хотелось бы установить более близкие и стабильные личные связи с участниками событий. Это может быть что угодно: от желания поближе познакомиться с малознакомой девушкой до стремления играть более весомую роль в делах груп­пы своих друзей или своей фирмы.

Реальный рисунок-«почеркушку», как правило, трудно отнес­ти к какому-либо одному типу, но обычно можно выявить основ­ные тенденции если не одного, то смеси 2 — 3 типов, особенно если непосредственно наблюдать за процессом рисования.

Некоторые особенности индивидуальности человека можно рас­познать по более сложным сюжетным рисункам. Их рисуют тоже между делом, во время ожиданий, совещаний, длинных разгово­ров и т.п., но рисующий все же обращает на них некоторое вни­мание и изображает человечков, животных, машины, простые пейзажи, сюжеты и т.п. Такие рисунки отражают как текущее состояние человека, так и устойчивые черты его личности, тем более что многие люди имеют излюбленные сюжеты для таких рисунков.

Е.С.Романова и О.Ф.Потемкина предложили свою классификацию рисунков.

1. Перечисляющий рисунок — изображение предметов и зна­ков, не связанных между собой ни сюжетом, ни эстетическим чувством, «нагромождение» их друг на друга или свободное раз­брасывание по пространству листа — характерен для людей, у
которых интеллект, рассудок, позитивное сознательное мышле­ние превалируют над интуицией и непосредственными неконтро­лируемыми чувствами.

2. «Импрессионистский» рисунок — попытки выразить общую атмосферу, свои ощущения и впечатления. Для этих людей на пер­вом месте — объективные, непосредственно воспринимаемые факты. Они — открытые, стремящиеся ощущать полноту жизни,
но склонные к богатой фантазии.

4. Декоративный рисунок — орнаменты, узоры, цветы, другие предметы, красиво и гармонично заполняющие лист, — чаще встречается у женщин, живущих «разумными» чувствами, т.е. чув­ства играют в их жизни очень важную роль, но сами они подчине­ны общепринятым ценностям, усвоенным с детства и хорошо по­нятным Ритмический рисунок — изображение движущихся объ­ектов, причем движение часто подчеркивается следами, вих­рями и т. п.. При решении про­блем человек ориентируется прежде всего на интуицию, которая срабатывает «автомати­чески». Такие люди часто обла­дают «чутьем» на возможное развитие событий, которое другие не замечают. Люди или предметы, которые нужны им в настоящий момент, прико­вывают их внимание, кажутся им особо ценными, но, как только ситуация изменится, они резко теряют к ним инте­рес. Такие люди охотно берут­ся за профессии и дела, позво­ляющие проявляться и разви­ваться их способностям, и рез­ ко отвергают любые другие. Они могут обладать моралью, расходящейся с общепринятой.

5. Органический рисунок — изображение преимущественно живых организмов и естествен­ных элементов пейзажа: растений, животных, человека, облаков и т. п. В своем мышлении этот человек ориентируется прежде всего на субъективный фактор, он видит мир пристрастным внутрен­ним взором. Факты для него имеют значение и ценность не сами по себе, а только как средство доказательства его идей, которые всегда претендуют на оригинальность. В значительной мере он игнорирует окружающих, пока они ему не мешают. Если же он видит в них помеху, может вступить в борьбу, в которой «все средства хороши».

6. Изображение сцен и персонажей, позаимствованных из книг, мультфильмов и т.п., но с значительной долей собственных фантазий. Человек живет глубокими богатыми внутренними чувства­ми, для которых внешний мир лишь дает начальный толчок. Но этот внутренний мир скрыт от посторонних глаз за молчаливос­тью или стандартизированным грубоватым поведением. Мышле­ние таких людей обычно не традиционно, но довольно просто, зависит от фактов.

8. Структурный рисунок — изображение целого изолирован­ного предмета и его внутреннего устройства — свойственен меч­тателям и провидцам, фантазерам и художникам, людям с глубо­кой интуицией, отдаленным от «плотской» действительности. Но одновременно отдельные чувственные впечатления могут оказы­ваться для них неожиданно очень значимыми, тогда их поведение может напоминать тип, рассмотренный выше. Эти люди часто кажутся окружающим неожиданными, причудливыми и даже загадочными.

Дополнительную очень ценную инфор­мацию о некоторых чертах личности че­ловека, особенно о его внутренних пси­хологических проблемах, могут дать «слу­чайно» нарисованные им фигуры живых существ: людей, животных (реальных или фантастических), а также деревья.

Обычно рисунки возникают на случай­но подвернувшихся кусочках бумаги: меж­ду строками конспекта, на салфетках, би­летах, программках, рекламах и т. п. и за­полняют любые свободные места, и все-таки расположение фигур на бумаге не со­всем случайно.

Если рисунок тяготеет к верхнему краю листа, автор рисунка, скорее всего, имеет высокую самооценку, недоволен недостаточ­ностью признания со стороны окружающих, имеет (возможно, бессознательные) претензии на продвижение и большее призна­ние, стремится к самоутверждению. А если рисунок «съе­хал» вниз, наблюдается обратное: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незащищенность, иногда даже склонность к депрессии.

В случае, когда рисунок явно сдвинут от центра листа вправо, или живые существа смотрят, а деревья клонятся вправо, человек, скорее всего, скло­нен к рациональному мышлению и контролю над своим поведе­нием, желает планировать собственное будущее и активно реализовывать свои планы. Если же рисунок и его отдельные элементы тяготеют к левой стороне листа — может иметь место импульсив­ность, склонность размышлять о прошлом, самоуглубленность, напряженность живых существ, напоминаю­щих одновременно и человека, и животное (на­пример, животных, ходящих на двух задних лапах, одетых в человеческую одежду, и т.п.), рисуют обычно люди инфантильные, эмоционально незрелые.

Живые существа, изображенные абсолют­но в профиль, указывают на нежелание авто­ра рисунка прямо, непосредственно прини­мать окружение, на желание скрыть свое «я», общаться только в собственном стиле. Если же живые существа на­рисованы строго анфас — вероятно, их рисовал прямой, стойкий человек, весьма эгоцентричный, сосредоточенный прежде всего на мыслях о своей персоне, но, возможно, с глубоким чувством незащищенности.

Излишние и «дублированные» детали (например, явно лишние ноги) у живых существ появляются, как правило, на рисунках у людей, которым трудно ограничить свои желания и входить в так­тичные контакты с другими; таких людей обычно очень заботит их окружение — условия жизни и быта, «соответствующие» зна­комства и т. п.

Поправки, искажение деталей, особенно разрывы контура или, наоборот, его удвоение, жирный, подчеркнутый контур при изо­бражении любых составляющих рисунка свидетельствуют о тре­вожности, нерешительности, колебаниях, недовольстве собой, даже агрессивной тенденции, особенно конфликтна для человека сфера, которую символизирует данная детал. Неровный нажим выдает эмоциональную нестабильность человека.

Рисунок, состоящий преимущественно из прямых линий, принад­лежит, вероятно, человеку, мышление и поведение которого отли­чаются прямолинейностью, стандартностью и консерватизмом. Пре­обладание кривых и изогнутых контуров показывает, что рисовав­ший испытывает отвращение к любым ограничениям его поведения. Заштрихованные детали рисунка символизируют сферы трево­ги, агрессии, конфликта. Чем длиннее штрихи, тем менее возбудим и импуль­сивен человек, тем лучше он контролирует свое поведение, при­чем округлые штрихи указывают на мягкость характера, а прямые на твердость и упорство.

Если под всем рисунком или его частями нарисована линия основы (земли), это указывает на чувство незащищенности, поиск опоры в жизни. Чем толще эта линия, тем сильнее у человека чувство тревоги и беспокойства, вызванное, скорее всего, вполне реальными причинами.

Любое живое существо на рисунке это «представитель» само­го рисующего, его своеобразный «автопортрет», по принципу, сходному с аллегорическим значением животных и их характе­ров в сказках родной для него культуры. Наличие у живых су­ществ остроугольных твердых деталей, особенно прямых симво­лов агрессии: когтей, зубов, клювов, острых шипов и т.п. свиде­тельствует об агрессивных тенденциях. Панцири, щиты, чешуя от­ражают готовность человека к психологической самозащите. Естественно, что чем больше подобных деталей, тем сильнее соответствующие черты личности. Расположение знаков агрес­сии или защиты на нарисованной фигуре также не случайно. На­правленные вверх, они указывают на агрессию или защиту про­тив вышестоящих людей, имеющих возможность что-то запре­тить, в чем-то ограничить, к чему-то принудить и т.п.; те же детали в нижней части фигуры — на агрессию по отношению к младшим членам семьи, подчиненным или на защиту от насме­шек, непризнания, переживания из-за отсутствия авторитета у «младших», боязнь осуждения. Когда элементы агрессии или за­щиты располагаются в правой части рисунка, это значит, что человек ощущает необходимость психологической самозащиты в процессе реальной деятельности, и, возможно, опасается за свое будущее. Если же они сдвинуты влево — это больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Живое существо может быть разнообразно украшено — длин­ными ресницами, бантами, перьями, декоративными крыльями и т. п.. Все это отражает демонстративность личности, желание привлекать к себе внимание. Украшения на рисунках у женщин указывают на кокетливость, заинтересованность в том, чтобы окружающие восхищались ее внешностью, манерой оде­ваться, поведением.

Особое выделение половых признаков — вымени, сосков и т.п. показывают отношение человека к полу. Чем больше таких дета­лей, чем ярче они выделены, тем сильнее человек фиксирован на сексуальных проблемах, особенно сильно — если изображены не­посредственно половые органы.

Голова в фигурах живых существ символизирует сферу разума, фантазий и сознательного контроля над своим поведением. Круп­ную голову у живого существа рисует обычно человек, который высоко ценит в себе и окружающих рациональное начало и эру­дицию (возможно, и умение фантазировать). Напротив, живое су­щество с очень маленькой головой по сравнению с телом указывает на желание рисовавшего отвергнуть контроль разума, который не дает удовлетворить свои влечения («Делать не то, что надо, а то, что хочется»).

На голове могут быть нарисованы волосы. Аккуратная, гармо­ничная прическа у человека или грива, шерсть, подо бие прически у другого живого существа свидетельствуют о чув­ственности человека, подчеркивании им своей сексуальной роли. Взлохмаченные волосы {или шерсть) на голове указы­вают на то, что человеку свойственен протест против общеприня­тых норм поведения и, возможно, морали.

У живого существа обычно бывают нарисованы глаза. Очень боль­шие глаза с резко прорисованной радужкой это символ присущих данному человеку переживаний страха; большие глаза, но без особо прорисованных деталей рисуют люди с богатой фантазией; не очень большие, но выпученные, подведенные, подчеркну­тые глаза могут указывать на то, что человек обладает грубым и черствым характером или же, может быть, эта деталь аналогична украшению, т. е. представляет собой признак демонстративности поведения, у женщин — кокетства (впрочем, люби­тели анимации, особенно японской, рисуют большие глаза вне зависимости от свойств личности). Маленькие глазки или глаза без зрачков любят рисовать люди, погруженные в себя, эгоцентрич­ные, у которых понижены интерес к внешнему миру и актив­ность в нем; глаза в виде не обведенных точек свидетельствуют о сосредоточенности на отношениях с другими людьми или об ухо­де в собственные фантазии. Наконец, если глаза у фигуры на ри­сунке закрыты или скрыты другими деталями (волосами и т.п.), от человека можно ожидать большой оригинальности взглядов на мир или стремления избегать прямых контактов с людьми вплоть до враждебности к ним.

Когда живое существо на рисунке имеет густые брови, на­строение у рисовавшего, скорее всего, подавленное, если же брови резкие и короткие — автору свойственно презрительное отношение к окружающим, либо оригинальность и изощренность ума.

Чем больше уши у нарисованного живого существа, тем боль­ше человек заинтересован в поступлении информации извне, осо­бенно в информации о себе самом, тем более значимо для него мнение окружающих о нем.

Многое может сказать о личности и настроении человека рот нарисованного им живого существа. Широко открытый рот, без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный свидетельствует о том, что у него могут легко возникать опасения и страхи, ему свойственна недоверчивость. Рот с зубами показывает, что чело­век привычно прибегает к словесной агрессивности, правда, в большинстве случаев она бывает защитной в ответ на критику, порицания. Губы символизируют чувственность, язык означает, что нарисовавший его человек любит поболтать. А вот отсутствие рта на рисунке у живого существа показывает, что автору свойственны замкнутость или, по крайней мере, нежела­ние общаться с людьми в ближайшее время Нос крупный, длинный или сильно подчеркнутый — символ муж­ского начала. На рисунках подростков или мужчин он указывает на чувство (возможно, бессознательное) неудовлет­воренности своей мужской ролью или стремление к этой роли; на рисунках женщин — на повышенное внимание к противополож­ному полу.

Шея символизирует связь между сферой сознания, контроля (головой) и сферой влечений (телом). Чем прочнее, основательнее соединены голова и тело, тем лучше человек управляет своими желаниями и поведением. Следует обратить особое внимание на дефекты в изображении шеи (или того, что выполняет ее роль), «случайные» отрывы карандаша от бумаги или особые подчерки­вания. Они отображают конфликт между сознательным контро­лем, с одной стороны, и не всегда осознаваемыми желаниями и влечениями — с другой.

Туловище живого существа символизирует отношение человека к базовым потребностям и влечениям. Если оно отсутствует или непропорционально маленькое — можно предположить, что человек отрицательно относится к неосознаваемым и неконтролируемым влечениям или испытывает ощущение своей малоценности. Слишком круп­ное туловище по сравнению с другими частями фигуры показыва­ет, что он остро осознает свои неудовлетворенные потребности. Угловатое или квадратное туловище рисует человек, в характере которого преобладают грубоватые, резкие и прямолинейные чер­ты или, по крайней мере, в данный момент его настроение рас­полагает именно к таким формам поведения (которые, скорее всего, нельзя реализовать). Круглое туловище, особенно если круг заполнен мало, символизирует и выражает стремление человека к скрытности, замкнутости, закрытости от других людей его внут­реннего мира, нежеланию сообщать что-либо о себе окружающим. Длинное и узкое — отражает большую оригинальность мышления рисовавшего.

Если в тело животного «вмонтированы» механические части: пропеллеры, винты, лампочки, рукоятки, антенны, колеса или гусеницы, постамент и т.п., то это свидетельствует о сильной оригинальности, нетривиальности мышления человека. Однако оценку степени этой оригинальности следует снизить, если изве­стно, что человек профессионально занимается или увлечен тех­никой и «вмонтировал» в животное элементы своей любимой ма­шины (например: автомобилист — руль, компьютерщик — экран и т.п.). Тогда, возможно, он воспринимает окружающий мир не столько оригинально, сколько узкопрофессионально.

Руки или похожие на них передние конечности указывают на желание и умение человека контактировать с другими людьми.

Чем свободнее, чем более «открыта» поза рук, тем больше стре­мится он к общению. Чем лучше и правильнее нарисованы кисти рук, пальцы, тем общительнее человек, тем лучше он умеет об­щаться.

Опорная часть, основание фигуры выражает отношение чело­века к реальному миру. Массивная, большая опора (большие ступ­ни, мощные лапы, постамент и т.п.) дает основание полагать, что автору рисунка свойственно стремление к реалистичному вос­приятию окружающего, обдуманности и рациональности при при­нятии решений с опорой на значимую информацию. Незначитель­ную опору, неспособную удержать «вес» фигуры (например, тон­кие палочки вместо ног или лап), рисует, скорее всего, человек импульсивный в принятии решений и довольно легкомысленный. Характер соединения ног (лап или чего-то, выполняющего их роль) с корпусом близок по значению с шеей, чем тщательнее изображено это соединение, тем выше сознательный контроль над своими решениями и поведением.

Если нарисованное живое существо имеет хвост, его символи­ческое значение связано с его расположением (символическое зна­чение пространства рисунка, частей листа было описано выше). Хвост, обращенный вправо, выражает отношение человека к сво­им действиям и решениям; хвост, повернутый влево — отноше­ние к своим словам и мыслям. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвоста: вверх — уверенно, положительно, бодро, вниз — недовольство собой, со­мнения, сожаление о сказанном или сделанном и т.п.. Особо пышные хвосты выполняют и роль украшения.

Много может рассказать о человеке «случайно» нарисованный дом. Он отражает представления человека (и сознательные, и бес­сознательные) о роли семьи и дома в его жизни, и конечно, о самом себе. Речь не идет о рисунках профессиональных архитекто­ров и дизайнеров или людей, в данный период жизни озабочен­ных оборудованием своего жилища.

Изображение плана дома, как бы взгляда сверху, может указы­вать на серьезный конфликт в семье или на какое-то хроническое заболевание. Нарушение перспективы, при котором передняя часть дома изображена правильно, а дальняя — с искажениями, сигна­лизирует о страхе перед будущим (если искаженная стена находится справа) или о желании забыть прошлое (если эта стена слева).

Крыша дома символизирует отношение человека к своим фан­тазиям. Чем больше крыша и чем жирнее ее контур, тем больше значение фантазий в жизни человека, тем больше внимания он им уделяет. Если особенно толстый контур нарисован у края кры­ши, можно предположить, что человек озабочен контролем над фантазиями, возможно, рисовавший чувствует, что иногда в фан­тазиях его «заносит куда-то не туда».

Труба и дым обозначают интерес к мужскому началу и стрем­ление к теплоте в отношениях, особенно интимных. Чем крупнее и лучше они прорисованы, тем, соответственно, сильнее выра­жены эти чувства. Отсутствие или плохая прорисовка трубы указы­вает на нехватку психологической теплоты в семье, трудности и нежелание эмоционального взаимодействия.

Стены и то, что находится на них и к ним примыкает, симво­лизируют самого человека и его взаимоотношения с окружающей реальностью, прежде всего — с семьей. Граница стен и крыши от­ражает ощущения человеком целостности и защищенности своей личности. Если стены не соединены между собой, возможно, чело­век чувствует, что теряет самоконтроль.

Основа стен символизирует контакт человека с реальностью жизни и отношение к ней. Отсутствие основы, рисование дома, «висящего в воздухе», указывает на слабый контакт с реально­стью, недооценку ее. Сильное выделение этой основы (нажимом, штриховкой, многократным подчеркиванием и т. п.) служит при­знаком тревоги, для которой, скорее всего, есть реальные осно­вания.

Человек, который рисует только фасад, одну переднюю стену дома, скорее всего, озабочен тем, как сохранять свой привычный и достойный образ, «имидж» в межличностных отношениях. Если же единственная стена на рисунке не передняя, а боковая, чело­век, вероятно, сталкивается с отчуждением в собственной семье. На рисунке на доме, его стенах, может быть особо выделено гори­зонтальное измерение (например, нарисованы бревна, гирлянды, завалинки и т.п.). Вероятно, автор такого рисунка испытывает давление среды, возможно, ему кажется, что в его жизни про­шлое доминирует над будущим. Вертикальное измерение может быть выделено с помощью колонн, опор, вьющихся растений и т. п. В этом случае можно предполагать, что человек ищет удоволь­ствия прежде всего в фантазиях, старается иметь меньше контак­тов с реальностью.

Двери и окна на рисунке дома представляют собой признаки открытости и доступности человека для общения с другими людь­ми, причем не только в семье, но и вне ее. Отсутствие дверей или слишком маленькие, недоступные, кривые двери, а также отсутствие окон или плотно занавешенные, закрытые окна указывают на то, что человек не может, а, возможно, и не хочет, полностью рас­крыться, испытывает трудности в общении, в достижении взаи­мопонимания, прежде всего в собственной семье. Такое впечатле­ние от рисунка усиливают замки и/или крупные петли на дверях и окнах. Эти детали свидетельствуют о скрытности человека, о том, что он испытывает враждебность к кому-то из близких и чувствует потребность в самозащите своей личности. О трудностях в обще­нии говорят также ступеньки, ведущие в глухую стену, — их может

нарисовать человек, который желал бы общаться, но не умеет правильно оценивать ситуацию и других людей, имеет отрица­тельный опыт и, из чувства самосохранения, держится непри­ступно.

Открытые двери и окна символизируют открытость человека, его стремление к контактам, к теплому, доверительному обще­нию (возможно, несколько демонстративную и даже навязчивую). Нарисованные, но не закрытые занавеси на окнах или комнатные цветы дают основание предполагать, что человек стремится со­знательно контролировать общение и глубину контактов с други­ми людьми. Очень большие двери и окна на рисунке дома могут указывать на то, что человек придает слишком большое значение общению, что его психологическое благополучие сильно зависит от отношения к нему других людей.

Пристройки к дому могут появляться на рисунке тогда, когда человек внутренне восстает против того, что считает искусствен­ными стандартами.

Дом на рисунке могут окружать самые разнообразные дополне­ния: дорожки, кусты, клумбы, собачьи будки и т.п. Все вместе они отражают потребность как можно полнее и удобнее устроить свое окружение по своему вкусу, что особенно характерно для женщин. Однако одновременно эти дополнения говорят о чувстве внутренней незащищенности, о том, что человек чрезмерно оза­бочен другими людьми и внешними событиями и недостаточно внимания уделяет самому себе. Чем эти детали лучше организова­ны на рисунке и теснее связаны с домом, тем вероятнее, что беспокойство человека находит нужную направленность и с успе­хом контролируется.

Деревья, кусты и заборы могут быть символами людей, на по­мощь и защиту которых рассчитывает рисовавший. Чем сильнее они окружают дом, тем сильнее потребность человека в защите и доброжелательном доминировании старших.

Дерево, которое занимает существенное место на «случайном» рисунке, представляет собой своеобразный автопортрет рисовав­шего человека. Размер дерева отражает понимание им своего по­ложения или, точнее, представление своего желаемого положе­ния. Человек, который изображает большое дерево, занимающее все свободное пространство листа и даже не помещающееся на нем, скорее всего, хорошо связан с окружающей средой. Он скло­нен искать психологического удовлетворения в деятельности, а не в воображении. Маленькое, мелкое деревце может нарисовать че­ловек, испытывающий чувство неполноценности и неадекватно­сти, желание уйти в себя.

Дерево в форме «замочной скважины» или «карандаша» рисуют обычно люди, обладающие конкретным и устойчивым мышлени­ем, склонные к консерватизму и недоверчивые.

Ствол отражает понимание человеком своих возможностей, сил. Широкий у основания, быстро сужающийся кверху ствол может сви­детельствовать об инфантилизме характера человека, которому в детстве недоставало тепла и внимания. Узкий у основания ствол связан, вероятнее всего, не с постоянными чертами его характе­ра, а с сильной внутренней борьбой, которую он переживает в последнее время. Непропорционально большой ствол с маленькой листвой рисует человек, который испытывает тревогу и беспокойство из-за внешних обстоятельств, препятствующих исполнению его планов.

Ветви и листья, крона дерева символизируют сферу контакта человека с окружающей средой. Число ветвей, их величина, сте­пень гибкости и сплетения отражают его способность приспосаб­ливаться к ней и получать от нее психологическое удовлетворение. Ветки с хорошей системой листьев указывают на то, что человек обладает способностью хорошо справляться с делами, связанны­ми с персональными отношениями. Заштрихованные ветки свиде­тельствуют о тактичном и внешне вполне удачном, но поверхно­стном взаимодействии человека с окружающей средой.

Узкие и длинные, а также похожие на шипы ветки выдают в че­ловеке двойственное чувство: скрытый страх перед окружающей средой и, одновременно, поиск в ней удовлетворения желаний. Ветви с «незакрытыми» концами характерны для рисунков людей, которые чувствуют, что не всегда способны управлять своими вле­чениями, держать себя в руках. Огромные листья отражают желание человека погрузиться «с головой» в действительность, слиться с ней, стать «как все», скрыть свои внутренние проблемы, под внеш­ней приспособляемостью спрятать ощущение своей неадекватнос­ти, страх перед тем, что не сможет справиться с обстоятельствами. Корни также символизируют степень контакта человека с ре­альным миром. Чем ярче корни, чем глубже и плотнее уходят они в землю, тем сильнее у человека стремление сохранить имеющее­ся восприятие действительности, «укорениться» в ней.

Определенную информацию несут аномалии дерева, особенно его ствола. Дупло, сломанные ветки свидетельствуют о пережива­нии в прошлом психической травмы (возможно, вместе с физи­ческой), о временной потере контроля над собой или значимыми событиями и т.п. На рисунках женщин птенцы или детеныши животных в дупле или гнезде часто обозначают ее детей. Молодой росток на старом стволе или пне представляет собой признак воз­рождения интереса к жизни (в том числе, возможно, сексуаль­ной) после травмирующего события, в результате которого чело­веку казалось, что нет смысла искать удовлетворения в реальной действительности.

На рисунке дерево могут сопровождать весьма красноречивые дополнения. Контур земли в форме горы может означать потребность в материнской опеке или, если дерево крупное, потребность в доминировании, во власти над другими людьми. Солнце отражает переживание рисующим отношений с другим человеком, имею­щим большое влияние в его окружении (начальником, отцом и т.п.). Чем больше солнце, тем острее это переживание. Если оно на рисунке скрыто за деревом или за тучей, человек испытывает тревогу в связи с тем, что что-то препятствует отношениям с ценным для него человеком. Когда он изображает лучи солнца, па­дающие на дерево, скорее всего, он испытывает потребность до­минировать среди своего окружения или чувствует доминирова­ние другого. Если он старается избегать этого, он невольно рисует дерево, уклоняющееся от лучей солнца.

Заходящее солнце на рисунке, с большой вероятностью, сви­детельствует о депрессивном настроении рисовавшего. Тень от дерева символизирует вполне осознанную тревогу, неприятные события или отношения в прошлом, которые отражаются на на­стоящем.

 

Лекция 10. Психологические особенности межличностного взаимодействия

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.)