АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Доц. А.Н.Таукелев 9 страница

Читайте также:
  1. I. Перевести текст. 1 страница
  2. I. Перевести текст. 10 страница
  3. I. Перевести текст. 11 страница
  4. I. Перевести текст. 2 страница
  5. I. Перевести текст. 3 страница
  6. I. Перевести текст. 4 страница
  7. I. Перевести текст. 5 страница
  8. I. Перевести текст. 6 страница
  9. I. Перевести текст. 7 страница
  10. I. Перевести текст. 8 страница
  11. I. Перевести текст. 9 страница
  12. Il pea.M em u ifJy uK/uu 1 страница

Судебная власть в Золотой Орде, как и в других государствах, не была отделена от административной. Хан, другие государственные органы и должностные лица сами осуществляли правосудие по всем делам — уголовным, гражданским и пр. Однако в связи с неуклонной исламизацией Золотой Орды в конце XIII — начале XIV в. были уч­реждены исламские суды кадиев во главе с верховным кадием госу­дарства. Эти суды рассматривали главным образом дела, связанные с нарушением требований Корана, т.е. религиозные и брачно-семейные. Кроме того, в городах для разбора гражданских дел назначались спе­циальные судьи-яргучи. Кадии и яргучи взимали со спорящих сторон официальные пошлины, а также прибегали к произвольным поборам.

У кочевых народов Золотой Орды существовали традиционные суды родовых старейшин-биев.

Судебный и административный произвол, внесудебная расправа являлись характерными чертами судебной системы военно-феодаль­ного государства Золотой Орды.

Отношения с Русью. После опустошительных завоеваний ханов Бату и Берке русские княжества на длительный срок попали в вассаль­ную зависимость от золотоордынского хана. Установилось жесточай­шее монгольское иго. Отношения вассалитета не были закреплены каким-либо договором, а были просто продиктованы завоевателем. Русские князья должны были утверждаться на княжение в Орде, полу­чая от хана ярлык. Князья владимирские получали от хана особый ярлык. Сажали на престол великого князя специальные уполномочен­ные золотоордынского хана. Получение ханских ярлыков в Орде, а также при вызовах князей в Орду обязательно сопровождалось под­несением богатых подарков. Одной из главных вассальных обязанностей русских княжеств являлась уплата хану дани — десятой части всех доходов с населения княжества. От этого побора была освобож­дена только русская православная церковь. Кроме того, население дол­жно было предоставлять лошадей и повозки, уплачивать особые тор­говые и ремесленные пошлины, предоставлять корм (пропитание), удовлетворять требования Орды, ее чиновников.

Дани и поборы с русских княжеств Золотая Орда поручала произ­водить специально уполномоченным даругам и баскакам, наезжавшим в княжества с большой свитой счетчиков, весовщиков и охранными конными отрядами. Во Владимире находился главный баскак, кото­рому подчинялись баскаки других княжеств — Рязани, Мурома, Смо­ленска, Твери, Курска и др. Время от времени даруги и баскаки произ­водили перепись населения княжества, чтобы полностью обеспечить сбор дани.

Для устрашения русского населения, а также для дополнительно­го обогащения Орды монголо-татары систематически совершали на­беги на княжества. При этом множество людей уводились в плен, ра­зорялись и сжигались города и селения.

Русский народ никогда не мирился с монголо-татарским игом и вместе с другими народами оказывал захватчикам упорное сопротив­ление. С возвышением Московского княжества русский народ под руководством великого князя Дмитрия нанес в 1380 г. первый сокру­шительный удар полчищам Золотой Орды в великой битве на Куликовом поле. Окончательного освобождения от захватчиков русский народ добился в XV в.

Монголо-татарские завоевания на столетия задержали социаль­но-экономическое и культурное развитие русского общества.

Право. Слабая из-за недостатка источников изученность права Золотой Орды ограничивает возможность его сколько-нибудь обсто­ятельного изложения. Источником права в Орде являлась прежде все­го Великая Яса Чингиз-хана, составленная в 1206 г. в качестве назида­ния его преемникам, состоявшая из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной орга­низации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отли­чалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступ­ления, но и за проступки. Источниками права были также нормы обычного права кочевых народов. По мере исламизации Золотой Орды в ней начал действовать шариат. Он применялся главным обра­зом в городах и в местностях с оседлым населением.

Устные и письменные распоряжения и предписания ханов явля­лись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим зако­ном, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства.

Право Золотой Орды характеризуют крайняя жестокость, узако­ненный произвол феодалов и должностных лиц государства, архаич­ность и формальная неопределенность. Даже Яса Чингиз-хана стала нам известна не как единый писаный акт, а из отдельных упоминаний и выдержек, содержащихся в различных неправовых источниках. Толь­ко нормы шариата были письменными и в этом отношении выгодно отличались от других правовых источников.

Имущественные отношения в Золотой Орде регулировались обыч­ным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к зе­мельным отношениям — основе феодального общества. Право соб­ственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. В условиях кочевого хо­зяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах. Владель­цы поместий, естественно, должны были нести различные вассальные обязанности хану или назначенному им местному правителю.

В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын. По монголь­скому праву младший сын вообще имел приоритет в наследовании.

Семейно-брачное право монголо-татар и подвластных им коче­вых народов регулировалось старинными обычаями и в меньшей сте­пени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи, состав­лявшей часть аила, рода, являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Так, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать в рабство. Количество жен не было ограничено. У мусульман законных жен могло быть не более четырех. Дети жен и наложниц юридически были в равном положе­нии при некоторых преимуществах сыновей от старших жен и закон­ных жен у мусульман. После смерти мужа управление всеми делами семьи переходило в руки старшей жены. Так продолжалось до тех пор, пока сыновья не становились взрослыми воинами.

Власть мужа над женой устанавливалась заключением брака, од­ной из форм которого являлось действительное или обрядовое похи­щение невесты. При заключении брака семья или род жениха выкупа­ли невесту из семьи или рода последней. В свою очередь родственники невесты обязаны были выделить ей приданое. Размер выкупа и прида­ного, расходы на брачные торжества определялись общественным и имущественным положением родичей брачащихся.

Уголовное право Золотой Орды отличалось исключительной жес­токостью. Это проистекало из самой природы военно-феодального строя Золотой Орды, деспотической власти Чингиз-хана и его преем­ников, суровости отношений, низкой общей культуры, присущей ко­чевому скотоводческому обществу, находящемуся в самой начальной стадии феодализма. Жестокость, организованный террор являлись одним из условий установления и охранения длительного господства над покоренными народами. По Великой Ясе смертная казнь полага­лась за измену, неповиновение хану и другим феодалам и должност­ным лицам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде ока­зания ему помощи пищей и одеждой, за совет и помощь одной из сто­рон в поединке, ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника. Она полагалась также в некоторых случаях за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других и в особенности знати и начальства, волшебство, забой скота неустановленным спосо­бом, мочеиспускание в костер и пепел; казнили даже тех, кто в застолье подавился костью. Смертная казнь, как правило, производилась пуб­лично и способами, характерными для кочевого образа жизни, — по­средством удавливания на веревке, подвешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми. Можно было также зарезать человека «как барана».

Применялись и другие виды наказаний, например за бытовое убий­ство допускался выкуп в пользу родичей потерпевшего. Размер выку­па определялся социальным положением убитого. У кочевников за кражу лошадей, баранов требовался выкуп в десятикратном размере. Если виновный был несостоятельным, он обязан был продать своих детей и таким образом уплатить выкуп. При этом вора, как правило, нещадно били плетьми.

В уголовном процессе при дознании привлекались свидетели, про­износились клятвы, применялись жестокие пытки. В военно-феодаль­ной организации розыск необнаруженного или скрывшегося преступ­ника возлагался на десяток или сотню, к которым он принадлежал. В противном случае ответственность несла вся десятка или сотня.

* * *

Время монголо-татарских завоеваний составляет крупный период в истории нашей страны. Это период тяжких испытаний для попав­ших под иноземное иго народов. Монголо-татарское нашествие на­долго приостановило и отбросило назад экономическое, политичес­кое, культурное развитие Средней Азии, Закавказья, Руси.

Громадная империя Чингиз-хана недолго оставалась единой. Не­умолимые законы развития феодализма привели ее сначала к распаду на крупные государства, а со временем к все большему дроблению, что и предопределило в конце концов крушение всех монголо-татар­ских государств.

Монголо-татары, покоряя народы нашей страны, устанавливали различные формы их политической зависимости. Часто они сохраня­ли существующую государственную организацию, ставя лишь мест­ных князей в положение своих вассалов. Так было в Закавказье, на Руси, в некоторых других местах.

Правовая система, принесенная Чингиз-ханом и его преемника­ми, была архаичной и примитивной. Принятие ислама обогатило ее, поскольку шариат был примером развитого феодального права. У покоренных народов завоеватели сохраняли их собственные право­вые системы.

Глава 7. Образование Русского централизованного государства и его правовой системы (XIV — начало XVI в.)

§ 1. Предпосылки образования

С начала XIV в. дробление русских княжеств прекращается, усту­пив место их объединению. Создание Русского централизованного го­сударства было вызвано в первую очередь усилением экономических связей между русскими землями, что было следствием общего эконо­мического развития страны.

Отправным пунктом в развитии феодальной экономики послужил прогресс сельского хозяйства. Сельскохозяйственное производство характеризуется в данный период все большим распространением па­шенной системы, которая становится в центральньк районах страны преобладающим способом обработки земли. Пашенная система замет­но вытесняет подсечную, распространенную преимущественно в се­верных лесных местностях, и перелог, господствующий еще на юге.

Пашенная система требует постоянной обработки земли. Посколь­ку здесь крестьянин всегда имеет дело с одним участком, который от­дыхает от посева лишь через год (двухпольная система) или два (трех­полье), то возникает необходимость в удобрении полей. Все это тре­бует более совершенных орудий производства. Но подъем сельского хозяйства был обусловлен не только и не столько развитием орудий производства, сколько систематическим расширением посевных пло­щадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. Увеличе­ние избыточного продукта в земледелии позволяет развивать живот­новодство, а также продавать хлеб на сторону.

Все большая потребность в сельскохозяйственных орудиях обус­ловливает необходимость развития ремесла. В результате процесс от­деления ремесла от сельского хозяйства идет все глубже. Количество ремесленников, переставших заниматься земледелием, возрастает.

Отделение ремесла от сельского хозяйства влечет за собой необ­ходимость обмена между крестьянином и ремесленником, т. е. между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, кото­рая в данный период соответственно усиливается. На базе такого об­мена создаются местные рынки. Естественное разделение труда меж­ду отдельными районами страны, обусловленное их природными особенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси. Установлению внутренних экономических связей способствовало и развитие внешней торговли.

Все это настоятельно требовало политического объединения рус­ских земель, т. е. создания централизованного государства. В этом были заинтересованы широкие круги русского общества и в первую очередь дворянство, купцы и ремесленники.

Другой предпосылкой объединения русских земель было обострение классовой борьбы, усиление классового сопротивления крестьянства.

Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавоч­ный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Притом феодалы стремятся не только экономически, но и юридичес­ки закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепос­тить их. Подобная политика вызывает естественное сопротивление крестьянства, приобретающее разнообразные формы. Крестьяне уби­вают феодалов, захватывают их имущество, поджигают имения. Та­кая участь постигает нередко не только светских, но и духовных фео­далов — монастыри. Формой классовой борьбы выступал иногда и разбой, направленный против господ. Определенные масштабы при­нимает и бегство крестьян, особенно на юг, на свободные от помещи­ков земли.

В таких условиях перед классом феодалов встала задача удержать в узде крестьянство и довести до конца его закрепощение. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством, способным выполнить главную функцию эксплуататорского государ­ства — подавление сопротивления эксплуатируемых масс.

Указанные две причины играли ведущую роль в деле объединения Руси. Без них процесс централизации не смог бы достигнуть сколько-нибудь значительных успехов. Вместе с тем само по себе экономичес­кое и социальное развитие страны в XIV — XVI вв. еще не смогло бы привести к образованию централизованного государства.

Хотя экономические связи в данный период и достигли существен­ного развития, они все же не были достаточно широки, глубоки и силь­ны, чтобы связать воедино всю страну. В этом состоит одно из отли­чий образования Русского централизованного государства от аналогичных процессов в Западной Европе. Там централизованные государства создавались в ходе развития капиталистических отноше­ний. На Руси же в XIV — XVI вв. еще не могло быть и речи о возни­кновении капитализма, буржуазных отношений.

То же следует сказать и о развитии классовых отношений, классо­вой борьбы. Как ни велик был ее размах в данный период, все же эта борьба не приобрела таких форм, какие она имела уже на Западе или в более позднее время в России (крестьянские войны под руководст­вом Болотникова, Разина в XVII в.). Даже для начала XVI в. харак­терно преимущественно внешне незаметное, подспудное накопление классовых противоречий.

Фактором, ускорившим централизацию Русского государства, явилась угроза внешнего нападения, заставлявшая сплачиваться рус­ские земли перед лицом общего врага. Характерно, что когда нача­лось образование Русского централизованного государства, стал воз­можен разгром монголо-татаров на Куликовом поле. А когда Ивану III удалось собрать почти все русские земли и повести их про­тив врага, татарское иго было свергнуто окончательно.

Известно, что только мощное централизованное государство мо­жет справиться с внешним врагом. Поэтому в его образовании были заинтересованы и достаточно широкие народные массы.

§ 2. Формирование Русского централизованного многонационального государства

Русское централизованное государство образовалось вокруг Мос­квы, которой было суждено со временем стать столицей великой дер­жавы. Такая роль Москвы, сравнительно молодого города, была обус­ловлена прежде всего ее экономическим и географическим положени­ем. Москва возникла в тогдашнем центре русских земель, в силу чего была лучше, чем другие княжества, прикрыта от внешних врагов. Она стояла на перекрестке речных и сухопутных торговых путей.

Возникнув как город в XII в., Москва первоначально не была цен­тром особого княжества. Лишь время от времени она давалась в удел младшим сыновьям ростово-суздальских князей. Только с конца ХШ в. Москва становится стольным городом самостоятельного княжества с постоянным князем. Первым таким князем был сын известного героя земли русской Александра Невского — Даниил. При нем в конце XIII — начале XIV вв. началось объединение русских земель, успеш­но продолженное его преемниками. Проводя линию на объединение русских княжеств, московские князья скупали земли соседних княжеств, захватывали их при удобном случае вооруженной силой, нередко ис­пользуя для этого Золотую Орду, присоединяли дипломатическим путем, заключали договоры с ослабевшими удельными князьями, де­лая их своими вассалами. Территория Московского княжества рас­ширялась также за счет заселения Верхнего Заволжья.

Основа могущества Москвы была заложена при втором сыне Да­ниила — Иване Калите (1325 — 1340). При нем продолжалось собира­ние русских земель. Иван Калита сумел получить у татар ярлык на великое княжение, приобрел право собирать дань для татар со всех или почти всех русских княжеств, сохранивших самостоятельность. Такое положение было использовано московскими князьями в целях постепенного подчинения этих княжеств. Благодаря гибкой внешней политике московских князей удалось на несколько десятилетий обес­печить мир на Руси. Москва стала и центром православной церкви, в 1326 г. в нее была перенесена из Владимира митрополичья кафедра. Расширяя территорию Московского государства, великие князья пре­вращали уделы в простые вотчины. Удельные князья переставали быть государями в своих уделах и приравнивались к боярам, т. е. станови­лись подданными великого московского князя. Они уже не могли те­перь вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.

К концу XIV в. Московское княжество настолько окрепло, что смогло начать борьбу за освобождение от монголо-татарского ига. Орде были нанесены первые сокрушительные удары, наиболее значи­тельным из которых явилась победа русских войск под командовани­ем князя Дмитрия Донского на Куликовом поле. При Иване III объ­единение русских земель вступило в завершающую фазу. К Москве были присоединены важнейшие земли — Новгород Великий, Тверь, часть Рязанского княжества, русские земли по Десне. В 1480 г. после известного «стояния на Угре» Русь окончательно освободилась от та­тарского ига. Процесс объединения русских земель был завершен в начале XVI в. Князь Василий III присоединил к Москве вторую поло­вину Рязанского княжества, Псков, освободил Смоленск от литовско­го господства.

Вместе с объединением русских земель росла и власть великих кня­зей над ними. Московское княжество перестало быть совокупностью более или менее самостоятельных государств. Деление на уделы было заменено делением на административно-территориальные единицы, возглавляемые наместниками и волостелями.

Наряду с объединением русских земель происходило присоедине­ние и некоторых соседних народов. Вместе с Новгородской, Нижего­родской, Пермской и другими землями в состав Московского госу­дарства вошли и небольшие нерусские народы, их населявшие: мещера, карелы, саами, ненцы, удмурты и др. Некоторые из них ассимилиро­вались, растворялись в составе великорусской народности, но боль­шинство сохранили свою самобытность. Русское государство подо­бно Киевскому становилось многонациональным.

§ 3. Общественный строй

Феодалы. Класс феодалов распадался на следующие группы: слу­жилых князей, бояр, слуг вольных и детей боярских, «слуг под дворским».

Служилые князья составляли верхушку класса феодалов. Это быв­шие удельные князья, которые после присоединения их уделов к Мос­ковскому государству потеряли свою самостоятельность. Однако они сохранили право собственности на землю. Но поскольку территория уделов была, как правило, велика, служилые князья являлись наибо­лее крупными землевладельцами. Служилые князья занимали руково­дящие посты в войске и являлись на войну со своей собственной дру­жиной. Впоследствии они слились с верхушкой боярства.

Бояре, как и княжата, составляли экономически господствующую группировку внутри класса феодалов, что обеспечивало им и соответ­ствующее политическое положение. Бояре занимали командные пос­ты в государстве.

Средними и мелкими феодалами были слуги вольные и дети бояр­ские. Те и другие также несли службу великому князю.

Феодалы обладали правом отъезда, т. е. они вправе были выби­рать себе сюзерена по своему усмотрению. При наличии в XIV — XV вв. различных княжеств у феодалов были довольно широкие воз­можности для такого выбора. Отъезжающий вассал не терял своих вотчин. Поэтому случалось, что земли у боярина были в одном кня­жестве, а служил он в другом, иногда враждующем с первым.

Бояре стремились служить наиболее сильному и влиятельному князю, способному защитить их интересы. В XIV — начале XV в. пра­во отъезда было выгодно московским князьям, так как способствова­ло собиранию русских земель.

По мере укрепления централизованного государства право отъез­да стало мешать московским великим князьям, ибо этим правом пы­тались воспользоваться служилые князья и верхушка боярства с целью воспрепятствовать дальнейшей централизации и даже добиться преж­ней самостоятельности. Поэтому московские великие князья стараются ограничить право отъезда, а затем и совсем его отменить. Мерой борь­бы с отъезжающими боярами было лишение их вотчин. Позже на отъ­езд начинают смотреть уже как на измену.

Низшую группу феодалов составляли «слуги под дворским», ко­торые часто набирались из княжеских холопов. Со временем некото­рые из них занимали более или менее высокие посты в дворцовом и государственном управлении. При этом они получали от князя землю и становились настоящими феодалами. «Слуги под дворским» сущест­вовали как при великокняжеском дворе, так и при дворах удельных князей.

В XV в. в положении феодалов происходят заметные сдвиги, свя­занные с усилением процесса централизации Русского государства. Прежде всего изменились состав и положение боярства. Во второй половине XV в. число бояр при московском дворе выросло в четыре раза за счет удельных князей, пришедших на службу к московскому великому князю вместе со своими боярами. Княжата оттеснили на второй план старинное московское боярство, хотя московские бояре стояли наравне или даже выше некоторых младших категорий кня­жат. В связи с этим меняется смысл самого термина «боярин». Если раньше он означал лишь принадлежность к определенной социальной группе — крупным феодалам, то теперь боярство становится при­дворным чином, который жаловал великий князь (введенные бояре). Этот чин присваивался преимущественно служилым князьям. Вторым придворным чином стал чин окольничего. Его получила основная масса прежнего боярства. Бояре, не имевшие придворных чинов, сли­лись с детьми боярскими и слугами вольными.

Изменение природы боярства повлияло на его отношение к вели­кому князю. Прежнее московское боярство связывало свою судьбу с успехами князя и поэтому всемерно помогало ему. Теперешние же бояре — вчерашние удельные князья — были настроены весьма оппо­зиционно. Великие князья начинают искать опору в новой группе клас­са феодалов — дворянстве. Дворяне формировались прежде всего из «слуг под дворским», при дворе великого князя, удельных князей и крупных бояр. Кроме того, великие князья, особенно Иван III, давали землю на правах поместья многим свободным людям и даже холопам при условии несения военной службы. Дворянство целиком зависело от великого князя, а потому являлось его верной социальной опорой. За свою службу дворянство надеялось получить от князя новые земли, крестьян. Рост значения дворянства шел одновременно с уменьшени­ем влияния боярства. Последнее со второй половины XV в. сильно пошатнулось в своих экономических позициях.

Крупным феодалом по-прежнему оставалась церковь. В централь­ных районах страны монастырское землевладение расширяется за счет пожалований местных князей и бояр, а также в силу завещаний. На северо-востоке монастыри захватывают неосвоенные, а часто и чер­носошные земли. Великие князья, обеспокоенные оскудением боярс­ких родов, принимают даже меры к ограничению перехода их земель монастырям. Делается и попытка отобрать земли у монастырей, что­бы раздать их помещикам, но она терпит крах.

Крестьяне. Сельское феодально зависимое население к началу дан­ного периода именовалось сиротами. В XIV в. этот термин постепен­но вытеснялся новым — крестьяне (от «христиане»), хотя в XV в. упот­ребляется и древний — смерды. Крестьянство делилось на две категории — чернотяглых и владельческих. Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам, чернотяглые — на остальных, не отданных какому-нибудь феодалу. Эта вто­рая категория земель считалась принадлежащей непосредственно кня­зю. Следовательно, чернотяглые крестьяне жили в домениальных владениях великих и удельных князей. XV век знаменуется прикрепле­нием чернотяглых (черносошных) крестьян к земле и усиленным закре­пощением владельческих. Прикрепление черносошных крестьян к зем­ле осуществлялось путем договоров между князьями о непринятии на свои земли чужих тяглых людей. Закрепощением владельческих явля­лось прикрепление крестьянина к определенной вотчине или поместью, т. е. к земле и ее владельцу, лишение крестьянина возможности выби­рать себе господина, переходить от одного хозяина к другому.

Установление феодальной зависимости предполагает экономичес­кое принуждение крестьянина к труду на феодала, захватившего ос­новное средство производства — землю. С развитием феодализма тре­буются уже меры политического, правового принуждения. Феодалы все более усиливают эксплуатацию крестьян, но последние, имея юри­дическую возможность переходить от одного владельца к другому, осу­ществляют это право, стараясь найти место, где жить было бы легче. Обычно такими местами были крупные вотчины. В силу этого от крестьянских переходов страдали преимущественно мелкие феодалы. Они-то и стремились к закрепощению крестьян. Организованное за­крепощение началось с того, что великие князья особыми грамотами закрепляли за отдельными владельцами определенные группы кресть­ян. Одними из первых были прикреплены старожильцы.

Старожильцы — это в основном люди, исстари живущие у того или иного феодала и несшие в его пользу обычные феодальные повин­ности, а также тягло государству. Они еще пользовались правом пере­хода от одного господина к другому, все более ограничивавшимся в XV в.

Старожильцам противопоставлялись новопорядчики (новоприходцы). Феодалы, заинтересованные в притоке рабочей силы, охотно принимали крестьян в свои вотчины и поместья. Чаще всего это были крестьяне, бежавшие от других феодалов. Новопорядчик освобождался от государственного тягла, а иногда и от феодальных повинностей. Новопорядчики получали иногда от вотчинника или помещика под­могу или ссуду. Они имели право перейти от одного феодала к друго­му, расплатившись со своим господином. Если новопорядчик много лет проживал на одном месте, он считался старожильцем.

Следующую группу зависимых людей составляли серебряники. Это были люди, взявшие у феодала «серебро», т.е. деньги в долг, и обя­занные отрабатывать его. Расплачиваться с такими долгами часто было трудно из-за высоких процентов. Серебряник до уплаты долга не мог уйти от хозяина.

Одной из групп зависимых людей были половники. Они пахали господскую землю на своих лошадях, отдавая половину урожая хозя­ину. Это были бедняки, не имевшие земли.

В конце XV в. появляется еще одна категория зависимых людей — бобыли. Бобыли получали у феодалов жилище, иногда и землю (не­тяглую, т.е. не облагаемую налогами). Бобыли имелись не только у светских феодалов, но и у церкви. Были даже бобыли, живущие на черных землях. В этом случае они зависели не от господина, а от крестьянской общины. Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закре­пощению крестьян. Он установил, что крестьяне могут уходить от сво­их господ только в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неде­лю после него. При этом крестьянин должен был уплатить определен­ную сумму — пожилое.

Холопы. Монголо-татарское иго привело к сокращению числен­ного состава холопов на Руси. Плен как источник холопства потерял значение. Наоборот, татары уводили громадное число русских в раб­ство.

Холопы подразделялись на несколько групп. Имелись большие, полные и докладные холопы. Большие холопы — это верхушка хо­лопства, княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты. Так, до XV в. княжеской казной ведали должностные лица из холопов. В XV в. некоторые холопы получают за свою службу князю землю. Полные и докладные холопы работали в хозяйстве феодала в качестве прислуги, ремесленников, землепашцев. Все более очевидной становится экономическая невыгодность холопского труда. Поэтому наблюдается тенденция к относительному сокращению холопства. По Судебнику 1497 г. в отличие от Русской Правды свободный человек, поступивший в ключники в городе, уже не считался холопом. Отменя­лось и превращение феодально зависимого крестьянина в холопа за бегство от господина.

Вместе с тем широкое распространение получила самопродажа в холопы. Продавались в холопы обедневшие крестьяне. Цена холопа в XV в. колебалась от одного до трех рублей. Количество холопов со­кращалось также за счет отпуска их на волю. С течением времени это становится вполне обычным явлением. Чаще всего отпускали холо­пов по завещанию. Так, великий князь Василий Дмитриевич дал сво­боду почти всем своим холопам, оставив наследницам лишь по пяти холопских семей каждой.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)