АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культурно-историческая концепция

Читайте также:
  1. Данилевский и его концепция.
  2. Индивидуальная управленческая концепция. Эффективность руководства и её критерии.
  3. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского
  4. Отличие психики человека от психики животных. Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготского.
  5. Психическая патология: ускользающая концепция.
  6. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Сторонники Христианской концепции историю человечества соотносят с религиозной (христианской идеей) о сотворении мира и человека Богом и ход истории представляют как проявление Божьей воли.

В советское время книги по истории, написанные с позиции христианской концепции, не издавались. Однако в конце 90-х гг. такая книга появилась. Это - Будзилович П.И. Русская история; В нашей страна эта книга была воспроизведена на русском языке в компьютерном варианте. В ней предисловие называется: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», здесь история России делится на 4 периода:

1. Языческий (До Крещения Руси);

2. С Крещения Руси в 988 г. до церковного раскола в XVII в. и Петра I. Создание Святой Руси;

3. С раскола Петра I до февраля 1917 г. «Синодальный период»;

4. С февраля 1917 до наших дней. «Нисхождение в ничтожество»

Периодизация истории России:

История есть только там, где есть время. Философия определяет время как форму возникновения, становления, течения и разрушения всего сущего в мире. Эпоха так называемого «исторического времени» охватывает около 6--7 тыс. лет, «предысторического времени» -- несколько сот тысячелетий, «геологического времени» -- около четырех миллиардов лет, «космическое время» бесконечно. Системы счисления времени называются календарями, каждый из которых обязательно должен иметь точку отсчета, называемую эрой. Для истории важнейшим представляется понятие эпохи, которое буквально означает остановку, перерыв в развитии общества. Каждая эпоха выделяется на основании каких-либо отличительных особенностей, критериев. Таким мерилом отличия в рамках наиболее распространенной общеисторической периодизации является действие важнейших факторов, общих для всех стран мира. Среди них выделяются такие, как уровень овладения обществом своими производительными силами, степень прогресса общественных отношений, характер взаимодействия стран мира. В рамках общеисторической периодизации принято выделять: 1) эпоху первобытной истории (с глубокой древности до I тыс. до н.э.), 2) эпоху Древнего мира (IV тыс. до н.э. -- середина I тыс. н.э.); 3) эпоху Средних веков (476--1640 годы); 4) эпоху Нового времени (1640--1917 годы); 5) эпоху Новейшего времени (с 1917 г. по н.в.).

Периодизация российской истории в соответствии с господствующими формами социально-экономических отношений следующая: 1) первобытнообщинная эпоха (до середины I тыс. н. э.); 2) феодальная (IX -- середина XIX в.); 3) капиталистическая (1861--1917 годы); 4) социалистическая (1917 -- начало 90-х годов XX в.). Однако указанные границы весьма условны, поскольку предпосылки для формирования новых укладов складывались внутри предшествующих периодов. Так, история феодализма в России имеет следующие стадии развития: 1) зарождение феодальных отношений на базе разложения первобытнообщинной формации (VI--VIII вв.); 2) раннефеодальный период (IХ--ХI вв.); 3) эпоха развитого феодализма (ХII--ХV вв.); 4) поздний феодализм (ХVI--ХVII вв.); 5) эпоха разложения феодализма (ХVIII в.); 5) кризис феодализма (первая половина XIX в.); 7) трансформация феодализма (1861--1917 годы).

Точно так же история капитализма в России выходит за рамки собственно капиталистического периода: 1) зарождение капитализма (ХVII в.); 2) расцвет мануфактурного производства (ХVIII -- первая треть XIX в.); 3) стадия промышленного переворота в России (30--80-е годы XIX в.); 4) монополистический капитализм (90-е годы XIX -- начало XX в.).

Социалистическая формация в России имеет строгую точку отсчета: дату Великой Октябрьской социалистической революции (24--26 октября 1917 г.). Далее следовали этапы: 1) эпоха первых декретов -- становление основ нового строя (октябрь 1917 -- май 1918 г.); 2) стадия «военного коммунизма» в годы гражданской войны (1918--1920 годы); 3) нэп (1921--1927 годы) -- многоукладная экономика; 4) построение фундамента социалистической экономики в годы довоенных пятилеток и проверка ее на прочность в годы войны и восстановления (1928--1953 годы); 5) хрущевские реформы системы государственного социализма (1953--1964 годы); 6) деформации социалистической экономики в эпоху третьей НТР (60--80-е годы ХХ в.); 7) трансформация системы государственного социализма в годы перестройки и постперестройки (90-е годы XX в.).

С точки зрения типа организации общества выделяют: 1) эпоху патриархального равноправия (до середины I тыс. н.э.); 2) разложение общинного равенства (VI--VIII вв.); 3) период формирования ведущих сословий (IX--XIII вв.); 4) стадия консолидации сословий (ХIV--ХVII вв.); 5) время утверждения корпоративно-сословного строя (ХVIII в.); 6) стадия разложения сословной организации общества и формирования классовой структуры (XIX -- начало XX в.); 7) конституционное оформление классовой структуры общества нового социалистического образца (с 1918 г.); 8) поляризация общества по линии масса -- элита (70--90-е годы XX в.).

По типу организации власти российскую историю подразделяют на: 1) стадию догосударственной или протогосударственной военной демократии (до IX в.); 2) раннефеодальное государство (IX -- начало ХII в.); 3) эпоху феодальной раздробленности (ХII -- середина ХV в.); 4) образование централизованного государства в форме сословно-представительной монархии (середина ХV -- середина ХVII в.); 5) абсолютизм (середина ХVII -- начало XX в.); 6) формально парламентская монархия (1906--1917 годы); 7) советская республика (1917--1991 годы); 8) постсоветская республика (настоящее время).

В соответствии с развитием культуры выделяют: 1) дохристианскую эпоху (до 988 г.); 2) утверждение христианства и формирование христианско-языческого двоеверия (Х--ХIII вв.); 3) эпоху национального возрождения (ХIV--ХV вв.); 4) нарастание явлений секуляризации культуры (ХVI--ХVII вв.); 5) рождение светской культуры и разделение единой культуры на культуру-веру и собственно светскую культуру (ХVIII -- начало XX в.); 6) советская светская культура (1917--1991 годы); 7) постсоветская культура плюралистического содержания (90-е годы).

По критерию модернизации исторический процесс подразделяется на период господства традиционных отношений и современных. Модернизацией принято называть процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному, охватывающий все сферы жизни: экономику, политику, социальные отношения, культуру. Традиционное общество в целом соответствует эпохам Древности и Средневековья. Оно основывается на простом воспроизводстве, ремесленных технологиях, общинно-корпоративных ценностях, на почтении к возрасту и авторитету, ориентации на прошлое как образец подлинности с целью его повторения. Схема модернизации может быть принята только как дополнительная к вышеприведенным типам периодизации, ибо она сцентрирована на фиксацию изменений индустриального развития и не отражает традиционные общество и отношения.

В соответствии с ней историю перехода российского общества от традиционного к индустриальному можно подразделить на периоды: 1) ХVI--ХVII вв. -- предвестники модернизации в области экономики -- начало мануфактурного производства, превращение ремесла в мелкотоварное производство, формирование общенационального рынка, культуры и идеологии (секуляризация культуры, первые общенациональные идеологии -- «Москва -- Третий Рим» и «богоизбранности Романовых»); 2) ХVIII в. -- углубление социально-политических предпосылок модернизации: прогресс мануфактурного производства, начало капитализации деревни, расширение функций государства, выход России на мировую арену, секуляризация церковных земель и подчинение церкви государству, оформление светской культуры; 3) XIX -- начало XX в. -- первый виток собственно модернизации, носившей капиталистический характер: осуществление промышленного переворота и первого витка индустриализации, формирование классовой структуры общества, революционизация общественного сознания, юридическое изменение политического строя -- появление в России парламента, политических партий, политической оппозиции самодержавию, профсоюзов; 4) 1917--1991 годы -- второй виток модернизации, носившей государственно-социалистический характер: превращение страны из аграрной сначала в аграрно-индустриальную (конец 30-х годов), а затем в индустриальную державу (к 60-м годам), кардинальная перестройка политической системы (конституция, республика, гражданское и политическое равенство граждан, отделение церкви от государства и школы от церкви), сущностная перестройка общественного сознания, формирование массовой культуры.

3. Восточные славяне (история возникновения).

Достоверные данные, располагающие к однозначному толкованию процесса этногенеза крупнейшего в Европе народа - славян отсутствуют. Однако существует ряд археологических и письменных источников, позволяющих с различной степенью достоверности рассуждать об их происхождении.

Согласно археологическим источникам первобытные племена селились на территории Восточной Европы 35-30 тысяч лет назад, в период позднего палеолита и мезолита. 25-20 тысяч лет назад от Чехии и Австрии до Днепра существовала праславянская культура Виллендорф-Костёнки. По мере отступления ледника её границы продвигались к Балтике. "Поля погребений" свидетельствуют о единстве культуры и наличии религиозных воззрений у древних людей.

Праславяне выделяются из индоевропейской общности в III-с.I тыс. до н.э. В с.I тыс. до н.э. они проживали в Повисленье. Тесные этнические контакты славяне поддерживали с балтами, германцами, иллирийцами, кельтами, со II в. - с потомками скифов и сарматов, в III в. - с готами, в IV в. - с гуннами. В IV в. к единству языка и культуры добавился так же единый хозяйственный уклад, основанный на пашенном земледелии. Согласно мнению польских археологов Стефана Носика и Александра Гардовского, исследрвавшим тишинецкую культуру XV-XII вв. до н.э.: "Прародину славян в расцвете бронзового века следует размещать в широкой полосе Центральной и Восточной Европы. Эта полоса протяжённостью с севера на юг ок.400 км., а с запада на восток окэ1500 км. распологалась так: её западная половина подпиралась с юга Судетами, Татрами, Карпатами, а на севере почти доходила до Балтийского моря. Восточная половина праславянской земли ограничивалась с севера Припятью, с юга верховьями Днестра и Южного Буга и бассейном Роси. Восточные границы менее ясны: тишинецкая культура XV-XII вв. до н.э. здесь охватывала Средний Днепр и низовья Десны и Сейма. Жили славяне небольшими деревнями, расположенными в два порядка. Хозяйство велось на основе 4-х отраслей: земледелия, скотоводства, рыболовства и охоты. Орудия труда - топоры, ножи, серпы - делались ещё из камня. Бронза употреблялась главным образом для украшений, а из хозяйственного инвентаря только для долот, нужных в деревянном строительстве. Погребальный обряд был связан с идеей переселения душ: телам умерших придавали позу эмбриона, как бы подготовляя покойника ко второму рождению. Социальные различия не прослеживаются. Наиболее богатым районом (его иногда выделяют в особую, комаровскую культуру) были земли в Прикарпатье, где имелись залежи соли, высоко ценившиеся в первобытную эпоху. Археологические памятники тишинецко-комаровской культуры образуют не- сколько отдельных скоплений, которые, возможно, являлись землями союзов соседних друг с другом славянских племён".

На Киевских холмах археологи находят целые клады римских монет I-III вв. - возможно, предки полян производили излишки собственных товаров для международной торговли. Геродот писал о северных районах, где у "множества огромных рек" жили так называемые скифы-пахари, "которые сеют хлеб не для собственных нужд, а на продажу". Милоградская культура Среднего Поднепровья (VII-II вв. до н.э.), более поздние Зарубинецкая Черняховская, несли в себе немало элементов, доказывающих их славянскую принадлежность.

На основе проанализированных данных славянская прародина находилась: в междуречье Вислы и Одера, или в Среднем Поднепровье, или от Одера до Поднепровья. Академик Рыбаков Б. отмемал: "В научном поиске древнейших судеб славянства первое место принадлежит лингвистике. Лингвисты определили, во-первых, что отмеживание праславянских племён от родственных им соседних индоевропейских племён произошло примерно... в начале или середине 2 тысячелетия до н.э. Во-вторых, по данным языка, лингвисты установили, что соседями славян из индоевропейских народов были германцы, балтийцы, иранцы, дако-фракийцы, иллирийцы, италики и кельты. Очень важно третье утверждение лингвистов: судя по общим всем славянским народам обозначениям ландшафта, праславяне проживали в зоне лиственных лесов и лесостепи, где были поляны, озёра, болота, но не было моря; где были холмы, овраги, водоразделы, но не было высоких гор".

Мнения об этногенезе так же расходятся: некоторые полагают, что восточные славяне были автохтонным населением Восточной Европы; другие считают, что славяне происходят от геродотовских "скифов-пахарей"; третьи считают, что славяне произошли от финно-угров и балтов. "Повесть временных лет" сообщает, что славяне - выходцы из Центральной Европы.

Образование государства Восточных славян.

Племенные княжения славян представляли собой зародышевую форму государственности. К IX в. процесс разложения первобытнообщинного строя в основном завершился. Племенные княжения то объединялись вместе, то снова распадались, перегруппировывались в зависимости от конкретных условий в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты, характерные уже для раннефеодальной государственности.

Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства 3-х крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании.

Поступательное развитие производительных сил у восточного славянства, выразившееся в широком распространении земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение военной дружинной знати привели к образованию классов и государства.Распаду первобытнообщинных отношений сопутствовал и внешнеполитический фактор. С одной стороны он выражался в освоении славянами Вост.-Европ. Равнины, где они взаимодействовали с местным балтийским и финно-угорским населением; с др. - военных походах антов, склавен, русов на страны более развитые, на Византию. Военные предводители и их дружинники получали значительную долю военной добычи. Все это способствовало расслоению восточно-славянского общества, усилению роли дружины. Местные князья имели военные дружины, что говорило о появлении органов власти.

Важную роль в начальной русской истории играли отношения с 2-мя странами, кот. Оказали существенное влияние: одна - на полит. Строй, др. - на всю культуру Древней Руси. Это были Скандинавия на севере и Византия на юге. VII-X вв. были временем бурной экспансии скандинавских народов - норманов или “варягов”. Как выдающийся торговый центр привлекал норманов Царьград - столица Византии, Они шли туда по водному пути волхов - Днепр. На этом пути нах-ся ряд русских торговых городов, из кот. главными были Киев на юге и Новгород на севере. Русские торговые города нуждались в вооруженной охране торговых путей, кот. угрожали степные кочевники. Но их сил было мало, поэтому они нанимали варяжские дружины для военной охраны. Однако варяжские вожди не всегда довольствовались ролью наемных охранителей русских городов. Там, где они чувствовали себя сильными, они захватывали власть над местным населением. Так в IX в. в некоторых областях Руси образовалась 2-я полит. Форма - варяжские княжества: Рюрика в Новгороде, Аскольда и Дира в Киеве.

Известен рассказ о призвании новгородцами варяжских князей: в 862 г. новгородцы, незадолго перед тем выгнавшие от себя варягов, кот. они раньше платили дань, но результатом этого были жестокие усобицы и беспорядки; чтобы положить им конец и водворить в стране порядок и правосудие, новгородцы послали послов к варягам с мотивированным приглашением, чтобы они пришли и правили ими. В ответ на это князь Рюрик с 2-мя братьями и сильной дружиной явился на Русь и стал государем в Новгородской земле


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)