АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Человек и общество в античной философии

Читайте также:
  1. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  2. I.2.1 Традиционное общество и мифологическое сознание
  3. I.2.2 Мир и человек в мифе
  4. I.2.3 Мир, человек, боги в поэмах Гомера и Гесиода
  5. II. Принципы средневековой философии.
  6. II.12. Панорама философии ХХ века
  7. III. Материалистическое направление в русской философии
  8. III. Предмет, метод и функции философии.
  9. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  10. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  11. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  12. IV. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА

Противопоставление мира материального, эмпирического миру идей переносится Платоном и на понимание человека. Тело противопоставляется душе. Душа человека имеет три части: разумную, которая находится в голове, среднюю часть, расположенную в груди, и низшую, вожделенную часть, которая располагается в брюшной полости. Разумная часть души бессмертна. После смерти тела она устремляется к миру идей, созерцает их, а по прошествии некоторого времени может опять вселиться в какое-либо тело. Платон верит в метемпсихоз – учение о переселении души умершего во вновь родившийся организм.

Разумная душа создана богом, средняя – волевая и низшая – вожделеющая созданы младшими богами, поэтому они хотя и существуют очень долго, но все же, видимо, смертны. Смертная душа, вмещает в себя «...опасные и зависящие от необходимости состояния: для начала – удовольствие, эту сильнейшую причину зла, затем страдание, отпугивающее нас от блага, и в придачу двух неразумных советчиц – дерзость и болезнь – и, наконец, гнев, который не внемлет уговорам, и надежду, которая не в меру легко внемлет обольщениям».

Каждая душа имеет свою звезду. Душа уподобляется греческой колеснице с двумя конями и возничим. Возничий – разумная часть души, которая призвана управлять конями – волевой и вожделеющей частями души. Возничий стремится увидеть занебесную область, идеальный мир, и он вынужден сдерживать коней, тяготеющих к материальному, эмпирическому миру; средняя и низшая части души тесно связаны с телом человека. Тело – темница для разумной души.

Учения о человеке, нравственности и о государстве у Платона тесно связаны: государство подобно человеку, а человек – государству; справедливость и в человеке, и в государстве одна и та же. Поэтому человек может быть нравственно совершенным только в совершенном государстве. Государство возникает вследствие общественного разделения труда, и люди, согласно Платону, предопределены природой для выполнения какой-либо одной функции в государстве.

Платон с осуждением относится к существующим формам правления. Он осуждает демократию (демократическая власть приговорила его учителя Сократа к смерти) и тиранию, критикует олигархию (власть богатых) и тимократию (власть военных) за то, что социальное неравенство в современных ему государствах не соответствует природному неравенству людей.

Одним из первых в истории общественной мысли Платон создает проект идеального государства. Подобно тому, как в душе три части, так и в государстве должно быть три сословия. Разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей-философов. Волевой, яростной части души, добродетель которой – мужество, должно соответствовать сословие воинов, или стражей. Низшей, вожделеющей части – сословие земледельцев и ремесленников. С помощью социального мифа можно, по мнению Платона, убедить граждан в законности и справедливости такого сословного деления. Людям надо внушить, что все они братья, поскольку их общая мать – земля, на которой они обитают. Но боги, когда творили людей, к одним примешали больше золота, к другим – серебра, к третьим меди и железа.

Жизнь в государстве должна быть строго регламентирована, права и обязанности граждан и сословий определены законом, частные интересы людей подчинены общему благу и справедливости. Стражи и философы в платоновском государстве не имеют никакой собственности, им не дозволено пользоваться золотом и серебром. Они ничем не владеют кроме своего тела, живут сообща и вместе столуются, получая продовольствие и все необходимое для жизни от ремесленников и земледельцев. Упраздняется семья. Дети и жены должны быть общими, женщины должны обладать во всех отношениях полным равенством с мужчинами.

Ремесленники и земледельцы могут иметь собственность и накапливать богатства, но они полностью отрешены от государственной власти.

Платон создает проект справедливого государства. Справедливым он считает государство, в котором каждый гражданин выполнял бы одну, свою собственную, природой предназначенную функцию: купец торгует, воин занят военным делом, а правитель создает законы и следит за их исполнением. Справедливость для Платона допускает неравенство во власти и в собственности. Правители обладают всей властью, потому что являются самыми мудрыми членами общества. Несправедливость имеет место тогда, когда люди занимаются тем к чему они не предрасположены природой.

Хотя платоновская концепция справедливого государства и была утопией, однако проблемы, которые она поднимает, отнюдь не иллюзорны и не потеряли своей актуальности сегодня.

Другой древнегреческий мыслитель Аристотель считал, что душой может обладать только естественное, но не искусственное тело. Это тело должно обладать возможностью жизни. Осуществление этой возможности и будет душой. Существуют растительные, животные и разумные души. Первая и самая общая способность растительной души – воспроизведение и питание. Животная душа обладает способностью к восприятию внешних форм. Это влечет за собой удовольствие и неудовольствие, приятное и неприятное. Растительная и животная компоненты души неотделимы от тела. Разумная душа, возможно, отделима от тела. Разумная душа не имеет своего органа.

Нравственность – приобретенное качество души. Разумная часть души распадается на рассудок и разум, или разум практический и теоретический. Душа добродетельна в той мере, в какой практический разум овладевает аффектами. Этические добродетели – середина двух пороков: щедрость – середина между скупостью и мотовством. Добродетели приобретаются путем воспитания и привычки. Добродетель не нуждается в вознаграждении, она сама себе награда.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)