АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отличие социальных систем от биологических

Читайте также:
  1. A) к любой экономической системе
  2. A) прогрессивная система налогообложения.
  3. C) Систематическими
  4. CASE-технология создания информационных систем
  5. I СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
  6. I. Основні риси політичної системи України
  7. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  8. I. Суспільство як соціальна система.
  9. I. Формирование системы военной психологии в России.
  10. I.2. Система римского права
  11. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  12. II. Экономические институты и системы

С помощью искусственно созданных предметов или «второй природы» в процессах опредмечивания и распредмечивания осуществляется накопление и передача опыта от поколения к поколению. Таким образом «вторая природа» отличается от первой, естественной природы своей неразрывной связью с человеческой деятельностью, которая включает в себя не только материальное, но и идеальное начало, представляя собой их единство. Поэтому вся материальная культура есть единство материального и идеального.

Опредмечивание и распредмечивание не сводятся только к изменению формы предмета: с идеальной на материальную и обратно. Эти процессы имеют место только в системе социальных отношений или социальных системах, что одно и то же. Социальная система без общественных предметов («второй природы») немыслима. Общественные отношения – отношения между людьми по поводу общественных предметов. Предметы культуры выступают посредниками в отношениях между людьми и определяют эти отношения.

Общественные предметы, писал это как бы призрачная оболочка природной вещи. Мы ее не видим глазом, не осязаем пальцами, не можем взвесить на руке, услышать ухом, попробовать на вкус или обонять. И в то же время вне общественных отношений вне человеческой деятельности все исчезает. Перед нами лишь машины, представляющие собой причудливые нагромождения металла, книги – увесистые «кирпичи», в которых начертано черным по белому, деньги – «радужные бумажки», поступки – телодвижения, мысли – не более чем электрохимические процессы в мозгу – все это лишь материальный субстрат, телесный носитель того, что называется машинами, зданиями, книгами, деньгами, мыслями, поступками.

Мир общественных предметов не существует без человека, без отношений между людьми. Но и человек невозможен вне этого мира, вне общественных отношений. Как предметное воплощение человеческих способностей, мир общественных предметов представляет собой искусственное продолжение человеческого тела.

С помощью культуры транслируется не только опыт коллективной трудовой деятельности, но и опыт совместной жизни – формирование социальных связей и отношений между людьми. Упорядочение социальных связей начинается с запретов – табу. Первые запреты были связаны с ограничением половых и пищевых инстинктов, удовлетворение которых приводило к агрессии по отношению к соплеменникам, что отрицательно сказывалось на трудовой деятельности и жизнеспособности племени. С запретами были связаны целые системы представлений, обосновывающие их и вводящие санкции за их нарушение. Таким образом, «социальная память» удерживала и транслировала совокупность представлений, отображавших отношения между членами первобытного сообщества.

Особенностью культуры на ранних ступенях существования человека было ее фактическое слияние с социальностью. С появлением цивилизации культура и социальность разделяются, происходит их расхождение. Показателем их расхождения является возникновение социальных проблем, связанных с частной собственностью, с социальным неравенством, эксплуатацией. Социальное развитие перестает совпадать с культурной динамикой. Но несмотря на это расхождение принципиальное отличие социальных систем от биологических заключается в культурном механизме наследования опыта в социальных системах.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)