АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этносоциология. Социология религии

Читайте также:
  1. АКАДЕМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)
  2. Антропология религии
  3. АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  4. Введение в Древней Руси в конце Х в. христианства как государственной религии содействовало: укреплению государств/ развитию культуры
  5. Взаимосвязь религии, политики, государства и права
  6. Влияние религии на возникновение права и государства
  7. Восстановление прежней религии при преемниках Эхнатона.
  8. Восстановление прежней религии при приемниках Эхнатона
  9. Восточная философия не существует, это часть религии, разделено на западе .
  10. Глава 30. Великие идеи в социальной психологии и религии
  11. Глава III. Как преобразовываются учреждения, религии и языки
  12. Дхармические религии

1.Предмет этносоциологии. Функции этносоциологии.

2.Понятие этноса.

3.Этнические общности.

4.Религия как социальный институт.

5.Виды религий.

6.Значение религии в жизни общества.

 

Этносоциология - относительно молодая отрасль социологических знаний, возникшая на границе этнографии и социологии. Понятие "Этносоциология" происходит от двух слов «этнос» - народ и «социология» - учение о обществе. Таким образом, в буквальном переводе этносоциология означает учение об обществе и место в нем народов.

Этносоциология как отдельная отрасль социологических знаний сформировалась в Германии в 20-30-х гг. XX ст. Впервые термин этносоциология ввел в научный оборот немецкий социолог Р.Турнвальд Основоположником этносоциологии принято считать американского социолога и историка-слависта X. Ситтона-Уотсона, который разработал концепцию этногенеза в доиндустриальном обществе. На территории бывшего СССР она выделяется только в 60-х гг. Появление ее связано с необходимостью проникновения в сущность тех общественных явлений, содержание которых в значительной степени определяется этнической спецификой страны или отдельных ее регионов.

В современном обществе интерес к Этносоциология возрос, что объясняется рядом объективных факторов. Один из них - оживление активности отдельных народов и наций, вызванных в первую очередь политическими процессами. В частности, распадом колониальных систем, окончанием холодной войны, разрушением тоталитарных коммунистических режимов в Восточной Европе и развития независимых государств.

Другой фактор, который увеличил интерес к этносоциологии - это обострение межэтнических отношений в современном мире, которое привело к межэтническим конфликтам в ряде регионов мира.

Этносоциология изучает:

- этнические общности как социальные образования, так и субъекты и объекты социальных отношений;

- закономерности формирования и развития этносов,

- межэтнические взаимодействия, в том числе и межнациональные конфликты;

- влияние этнических общностей на определенные социальные процессы, в частности на социальную стратификацию,

- образование и функционирование политических партий, в которых народы и нации являются основной социальной базой.



Этносоциология - это отрасль социологических знаний, которая изучает основные тенденции образования и развития этнических общностей, их взаимоотношения между собой, а также механизмы их вхождения в систему социальных отношений.

К основным категориям этой социологической дисциплины относятся племя, народность, народ, нация, межэтническое взаимодействие, национальное сознание, национализм и многие другие.

Среди основных функций этносоциологии можно назвать:

• определение и осознание роли этнических сообществ в общественной жизни;

• содействие развитию национального сознания и национальной культуры;

• содействие развитию чувств патриотизма и национального достоинства;

• налаживание механизмов межэтнических отношений и другие.

Начиная с конца 80-х гг. украинская этносоциология сосредоточивает свое внимание на исследовании этнического состава украинского общества, определении статуса у украинского этноса и национальных меньшинств, изучении межэтнических отношений в украинских обществе.

Этногенез- процесс происхождения, формирования и развития этнических общностей, современных народов и наций.

Этнос является сложным социокультурным феноменом, который трактуется современными исследователями по-разному .

Одни рассматривают этнос как природное образование, сложилось исторически (Ю. Бромлей, Е. Смит) Возникновение этноса не е зависит от воли и желаний отдельных людей. Формирование этносов по этой концепции - явление объективное оно являются прямым продолжением развития рода и племени, и приводит к образованию нации. Согласно второй концепции образования этносов хотя и связано с процессами в природе, однако они формируются отдельными социальными субъектами, то есть искусственно созданными (Л Гумилев, Ф. Геккманн, Е. Геллнер ).

 

Социально-этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, связанных общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания.

‡агрузка...

Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

Другое важное условие формирования этноса – общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.

Более устойчивым признаком этнической общности является единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.

Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т. е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Основными историческими разновидностями социально-этнической общности являются племя, народность и нация.

Племя– тип этнической общности, присущий преимущественно первобытно-общинному строю и основанный на кровнородственном единстве.

Племя имело свою территорию и охватывало большое число родов и кланов. Род представлял собой группу кровных родственников (по материнской или отцовской линии), а клан – родовую общину, ставшую источником формирования основ племенной власти.

Для племени уже было свойственно выделение собственного названия, своего языка или диалекта. Оно также скреплялось общими традициями, обычаями, религиозными представлениями и обрядами. В племени содержались некоторые элементы хозяйственного уклада, зачатки внутренней организации. Проявлением последних были племенные советы вождей, на которых решались важные для всех дела и вопросы (например, организация военного похода, охоты, религиозного обряда и т. д.).

Племена в ходе дальнейшего развития объединялись, создавали союзы, осуществляли совместные завоевания и переселения, что приводило, в конечном счете, к образованию народности.

Народность – тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровнородственном, а на территориальном единстве.

Народности образуются на основе смешения племен и племенных союзов и характеризуются возрастанием значения территориальных связей, формированием общего языка на основе племенных диалектов. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развитости не смогли стать национальными образованиями.

Нация – исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания. Первые нации возникли в 17-19 веках в Европе в период зарождения товарно-денежных отношений и складывания товарного производства.

Становление нации – процесс сложный и длительный, определяющую роль в котором играют социально-экономические факторы. Вместе с тем выделение нации возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономической и политической консолидации нации способствует образование единого национального языка и общенациональной культуры. На этой почве формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое предполагает приверженность к национальному языку, территории, культуре, чувство национальной гордости, а также определенные этнические стереотипы, аккумулирующие коллективный опыт отношения к своей нации и другим этносам.

Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре. Так, во Франции различные этнические общности до сих пор сохраняют свою самобытность, но это не мешает кельтам, корсиканцам, эльзас-лотарингцам и другим народностям входить в состав французской нации. В Швейцарии еще более неоднородный этнический состав: население говорит на немецком, французском, итальянском и других языках, – но все эти группы считают Швейцарию своим отечеством.

. Этнические признаки, по мнению Ю. Бромлея, присутствуют различным социальным образованием, в частности таким как племя, народность, нация. Этнос формируется на основе единства территории и экономической жизни, но в процессе исторического развития много этносов теряют общность территории и части из них проживают на территории других народов, где формируют этнические группы, впрочем сохраняют основные признаки своего этноса.

В отличие от Ю. Бромлея, другой российский социолог Л. Гумилев является сторонником концепции искусственно сконструированных этносов, согласно которой этносы формируются благодаря не природным факторам, а благодаря желанию и воли отдельных лиц, лиц с харизматичной натурой, чье влияние на других людей трудно переоценить. Свою концепцию Л Гумилев построил на эффекте, открытом биологом В .Вернадским. Сущность его заключается в том, что все живые системы (а значит и социальные системы) поглощают биохимическую энергию из космоса и окружающей среды. Идеальное состояние системы наступает тогда, когда система впитывает столько биохимической энергии, сколько необходимо ей для жизнеобеспечения. Избыток этой энергии приводит к активизации системы, дефицит - к угасанию ее жизненных функций и распада .Неравномерность распределения биогеохимической энергии живого вещества биосферы за длительное историческое время должна была отразиться на поведении этнических коллективов в разные эпохи и в разных регионах. Согласно Л. Гумилеву, возникновение, развитие и активность этносов зависит от пассионариев - лиц, способных накапливать значительное количество энергии и способных идти к цели вопреки инстинктам. Пассионарность захватывает лишь некоторых людей, причем в разной степени. К известным пассионариям можно отнести А. Македонского, Юлия Цезаря, князя Владимира, Жанну Д'Арк, Б Хмельницкого, Бисмарка, Наполеона Ю. Пилсудского, В. Ленина и других выдающихся лиц Итак, Л Гумилев, в отличие от Ю Бромлея, рассматривает этнос не как природное образование, а как социальный институт, образованный пассионариями.

Предметом исследования социологии этносов кроме этногенеза также форма существования этнических общностей. По этому критерию существуют две концепции этнических общностей. Одна из них рассматривает этносы как реально существующего группы, за которыми можно наблюдать и изучать их, другая считает этносы условно существующими группами. Особое место в системе общественных отношений занимают отношения национальные. Их название связано с нациями – наиболее зрелой и современной социально-этнической общностью, пришедшей на смену таким общностям как род, племя, народность.

Национальное самосознание – отнесение человеком себя к той или иной национальной общности. Если народ не осознает себя нацией, то несмотря на этническую общность, общую территорию, экономику, наличие государства, он не является нацией в полном смысле этого слова. Например, немцы после поражения во Второй мировой войне перестали считать себя нацией. Они называют себя немецким народом, но не нацией, хотя обладают всеми признаками, присущими данной форме этнической общности. И наоборот, американский народ осознает себя нацией, несмотря на то, что не обладает национальной однородностью. Таким образом, говорить о нации как реально существующем явлении, можно только в случае наличия у людей национального самосознания. Если же национальное самосознание отсутствует, то можно говорить об общем этническом происхождении, но не более.

О наличии национального самосознания можно судить по следующим признакам:

знание истории своего народа (этническая память),

знание и уважение национальных обычаев, праздников, традиций,

знание языка своего этноса,

чувство национального достоинства и национальной гордости.

Национальное самосознание позволяет чувствовать себя непохожим, отличающимся от других, и в то же время ощущать себя принадлежащим к определенному социальному целому – к этнической группе, к нации. Национальное самосознание способно защитить человека от чувства беззащитности и одиночества перед лицом опасностей современного мира – ядерной угрозы, экологических проблем, новых неведомых болезней.

Так в чем проявляется особенность нации? Несмотря на то, что социальные связи между представителями нации не являются настолько близкими, как скажем в племени, нация является мнимой социальной общностью, вместе с тем она оказывается гораздо сплоченнее именно благодаря национальному самосознанию. Во-вторых, нация является более экономически и политически активной, что объясняется прежде всего тем образования наций, совпадающей с началом промышленного переворота, а также неотъемлемым стремлением создать собственное государство. В-третьих, нация является носителем более высокого уровня культуры, поскольку именно она принимает историко-культурный опыт предыдущих поколений. Самобытность культуры и языка той или иной нации способствует процессу этнической самоидентификации ее представителей, развития у них национального сознания.

Итак, суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что этнические общности являются одними из ведущих социальных субъектов общественной жизни, так активно участвуют в политических, экономических и с социальных в узком смысле процессах. Этнические общности прошли сложный путь своего развития – этногенеза. Каждому периоду истории присущи свои доминирующие этнические сообщества. Так, родовая община дает начало племени, впоследствии образует народность, которая у свою очередь формирует нацию, которая является доминирующей этнической сообществом на современном этапе общественной истории. Понимание закономерностей этногенеза позволяет понять сущность этнических общностей, их место и роль в общественной жизни, позволяет строить эффективную национальную политику.

Этносоциальные процессы являются общемировыми, поэтому естественно они не обошли и наше государство. Проблема национального возрождения украинской нации начала остро ощущаться. Верховна Рада УССР в октябре 1989 принимает Закон "О языках в Украинской ССР", который вводится в действие с 1 января 1990 г. По этому закону украинский язык получил статус государственного языка, а Совет министров республики разработала Государственную программу развития украинского языка на период до 2000 года. Повышении национальной активности в Украине привело к созданию независимого украинского государства в 1991г.

Серьезную проблему для национального возрождения украинской составляет тот факт, что население государства территориально разграничено на сообщества запада и востока. Такое разграничение вызвано различиями социокультурного, экономического и политического развития этих территорий, что разъединяет нацию. Различия между территориальными сообществами прежде проявляются в их политических предпочтениях, что затрудняет прежде, процесс государственного строительства, вызывает частые политические кризисы, как и мешают успешному экономическому, культурному и социальному развитию украинских общества.

Другой проблемой этносоциального развития нашего государства является то, что Украина является полиэтническим государством, на территории которого проживают представители более 100 национальностей, поэтому проблема межнациональных отношений вУкраине актуальна.

1 ноября 1991 года Верховна Рада приняла Декларацию прав национальностей. Согласно этой декларации, Украинское государство гарантирует всем этническим группам, гражданам, проживающим на ее й территории, равные политические, экономические и социальные права. Дискриминация по национальному признаку запрещается и карается законом. Государство гарантирует всем этническим группам права на сохранение их традиций йного расселения и обеспечивает существование национально-административных единиц, берет на себя обязанность создавать необходимые условия для развития их языков и культур.

Защита прав и свобод национальностей гарантирует и Конституция Украины, принятая в 1996 году частности, ее 11 статья гарантирует государственное содействие развитию культурной, языковой и религиозной самобытности всех х коренных народов и национальных меньшинств Украины. Согласно ст. 24, у граждан не может быть привилегий или ограничений по признакам этнического происхождения В.ст. 53 гражданам, принадлежащих к национальным меншинствам гарантируется, право на обучение на родном языке или на изучение родного языка в учебных заведениях или через национальные культурные общества.

Немало было сделано для возвращения в Украину представителей этнических групп, которые в советские времена были незаконно депортированы отсюда. Так на 1 июля 1995 года в Украину вернулось почти 250 тыс. крымских х татар, 1400 болгар, 4800 армян, 3450 греков, 2000 немцев.

Для удовлетворения образовательных потребностей этнических групп Министерство образования и Министерство по делам национальностей и миграции разработали и утвердили программу возрождения и развития образования этнических групп в Украине на период 1994-2000 гг. В 1995 Кабинет министров одобрил концепцию развития культур этнических групп. Согласно этой Концепции создан Центр цыганской культуры в Киеве и болгарский культурный в Болграде Одесской обл. В августе 1995 г. принято постановление "О мероприятиях по решению политико-правовых, социально-экономических и этнических проблем в Автономной Республике Крым".

 

Национальный состав населения Автономной Республики Крым по итогам Всеукраинской переписи населения 2001 года

 

 

 

  Наименование этноса Кол-во (тыс.чел.) в % ко всему населению
1. русские 1180,44 58,32
2. украинцы 492,22 24,32
3. крымские татары 243,43 12,03
4. белорусы 29,28 1,45
5. татары 11,09 0,55
6. армяне 8,76 0,43
7. евреи 4,52 0,22
8. поляки 3,87 0,19
9. молдаване 3,76 0,19
10. азербайджанцы 3,74 0,18
11. узбеки 2,94 0,15
12. корейцы 2,87 0,14
13. греки 2,79 0,14
14. немцы 2,53 0,13
15. мордвины 2,20 0,11
16. чуваши 2,17 0,11
17. цыгане 1,89 0,09
18. болгары 1,87 0,09
19. грузины 1,77 0,09
20. марийцы 1,08 0,05
21. турки 0,96 0,05
22. удмурты 0,86 0,04
23. таджики 0,75 0,04
24. чехи 0,74 0,04
25. башкиры 0,72 0,04
26. караимы 0,67 0,03
27. эстонцы 0,61 0,03
28. казахи 0,54 0,03
29. осетины 0,53 0,03
30. литовцы 0,51 0,03
31. латыши 0,41 0,02
32. курды 0,39 0,02
33. гагаузы 0,38 0,02
34. коми-пермяки 0,28 0,01
35. арабы 0,26 0,01
36. арабы 0,26 0,01
37. румыны 0,26 0,01
38. лезгины 0,24 0,01
39. ногайцы 0,24 0,01
39. чеченцы 0,24 0,01
40. туркмены 0,22 0,01
41. крымчаки 0,2 0,01
42. венгры 0,18 0,01
43. коми 0,18 0,01
44. киргизы 0,14 0,01
45. испанцы 0,11 0,01

 


В Автономной Республике Крым проживают представители еще около 80 национальностей, однако их численность не превышает 100 человек.

 

 

Религиозный институт относится к несветской культуре, но играет очень важную роль в жизни многих людей как система норм культурного поведения, т. е. служения Богу.

О социальной значимости религии в мире говорят следующие статистические данные о числе верующих в начале XXI века: из 6 млрд населения земного шара более 4 млрд – верующие. Причем около 2 млрд исповедуют христианство.

Православие внутри христианства занимает третье место после католицизма и протестантизма. Ислам исповедуют чуть больше 1 млрд, иудаизм – более 650 млн, буддизм – более 300 млн, конфуцианство – около 200 млн, сионизм – 18 млн, остальные исповедуют другие религии.

Среди основных функций религии как социального института можно отметить следующие:

1) объяснение прошлого, настоящего и будущего человека;

2) регулирование морального поведения от рождения до смерти человека;

3) одобрение или критика социальных порядков в обществе;

4) объединение людей и поддержка в трудные минуты.

Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. В результате социологи сформулировали различные точки зрения на религию как социальный институт.

Э. Дюркгейм считал, что религия – продукт человека или социальной группы, нужный для морального единства, выражение коллективного идеала.

Бог – отражение этого идеала. Функции религиозных церемониалов Дюркгейм видит в:

1) сплочении людей – собрании для выражения общих интересов;

2) ревитализации – оживлении прошлого, соединения настоящего с прошлым;

3) эйфории – общем принятии жизни, отвлечении от неприятного;

4) порядке и обучении – самодисциплине и подготовке к жизни.

М. Вебер уделял особое внимание изучению протестантизма и выделял его позитивное влияние на развитие капитализма, определившего такие его ценности, как:

1) упорный труд, самодисциплина и самоограничение;

2) приумножение денег без расточительства;

3) личный успех как ключ к спасению.

Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.

Ядром религиозного института является церковь. Церковь представляет собой организацию, использующую разнообразные средства, в том числе религиозную мораль, обряды и ритуалы, с помощью которых обязывает, заставляет людей поступать соответствующим образом. Церковь нужна обществу, так как является духовной опорой миллионам людей, в том числе ищущим справедливость, различая между добром и злом, дает им ориентиры в виде норм морали, поведения и ценностей.

В Украине представлены практически все виды верований, а также существует множество сект. В украинском обществе 70 % населения исповедует православие, значительно число верующих мусульман - 25 %, остальная часть – представители других религиозных конфессий - 5 %., существует множество сект.

Следует отметить, что в 1990-е годы религиозность взрослого населения имела положительную динамику вследствие социально-экономических преобразований в стране. Однако в начале третьего тысячелетия выявилось снижение рейтинга доверия по отношению к религиозным организациям. Это снижение стоит в ряду падения доверия и к другим общественным институтам как реакция на неоправдавшиеся надежды в отношении реформ.

Ежедневно молится, посещает храм (мечеть) не реже одного раза в месяц около пятой части, т. е. примерно треть из относящих себя к верующим.

В настоящее время не разрешена проблема с объединением всех религий.

Религиозные институты и общество должны находиться в состоянии гармонии, взаимодействуя друг с другом в деле формирования общечеловеческих ценностей, не допуская перерастания социальных проблем в межэтнические конфликты на религиозной почве.

За все время развития религиозного мировоззрения сформировалась чрезвычайно большое количество религиозных систем и верований. Однако, наиболее используемые является система классификации религии, разработанная американским ученым Р. Беллом. Ученый выделяет пять типов исторических религиозных систем - примитивные, архаичные, исторические, ранние современные и современные религии.

Примитивные религии существовали в первобытнообщинном строе. Этим религиям присуща мифологическая нерасчлененность сознание, единство природного и сакрального, отсутствие религиозных учреждений и организаций, деперсонификованисть богов (вера в сверхъестественные силы, а не в лицо). К таким религиям относятся фетишизм, тотемизм, анимизм и магия.

Фетишизм - вера в чрезвычайных силы определенных предметов - фетишей, являющихся объектами поклонения: сверхъестественные свойства приписывают освященной воде, иконам, святым мощам.

Тотемизм - вера в кровном родстве рода с определенным материальным предметом или живым существом, считается отцом рода, его "тотемом". Род или племя носят имя тотема, потому что считают что он их оберегает.

Анимизм - вера в душу человека и других живых существ. Эта религиозная система способствовала формированию таких представлений как вера в бессмертие души, реинкарнацию (переселение душ) и т.п.

Магия - это колдовские ритуалы, через которые люди стремились повлиять на поведение животных, других людей, стихийные силы природы, изменить их в нужном направлении. Магические обряды были у всех народов, отличаясь по форме, содержанию и продолжительности. Отдельные магические ритуалы вошли в современные религиозные системы.

Характерной чертой всех религиозных систем этого времени является предоставление богам человеческих образов, а также появление служителей культа - шаманов, жрецов и т.д., которые считаются посредниками между миром людей и миром богов. Большинство религий этого времени является политеистическими (языческими). Среди них можно выделить религиозные системы Древней Греции, Рима, Индии, славянский пантеон. Характерным признаком этих религиозных систем является также появление первых культовых сооружений, которые были не только центром религиозной, но и политической, культурной жизни.

Исторические религии в основном становятся монотеистическими, т.е. связанные с верованием в одного Бога. Данные религиозные верования покидают пределы одного государства или одного этноса и становятся мировыми. Среди религий этого типа Белла выделил христианство, ислам, иудаизм.

Современный этап эволюции религиозных систем по мнению Белла, характеризуется религиозным плюрализмом. Среди современных религий можно упомянуть такие как учение Свидетелей Иеговы, мормонов, сайентологии, восточные культы - Агни-Йога, Харе Кришна и другие.

Основные религиозные системы современности можно разделить на два типа - мировые религии и национальные религии . К мировым религиям относят те, которые вышли за пределы одной страны или народа и охватили значительные территории и число верующих. К таким относятся буддизм, христианство и ислам.

Национальным же считаются те религиозные системы, которые распространены в основном в одном государстве или среди одного этноса. Ведущими национальными религиозными системами являются индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм и др.

Буддизм возник в северной части Южной Азии в VI-V вв. до н.э., затем распался на два основных направления. Один из них - хинаяна - требует от верующего обязательного прохождения монашества. Другой - махаяна - допускает, что спастись могут и миряне. Особое течение махаяны - ламаизм - большое значение придает магическим действиям. Распространение буддизма ограничено в основном восточной частью Азии (Шри-Ланка, Бирма, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Монголия). Буддизм является одной из двух главных религий Японии (наряду с синтоизмом), много буддистов в Китае, Корее, Вьетнаме; они в Индии, Непале, Сингапуре и некоторых других странах. Всего буддистов в мире насчитывается примерно 275 млн. чел.

В начале I тыс. н.э. появилась еще одна мировая религия - христианство. Внутри XI в. оно раскололось на два направления - православие и католицизм. В результате Реформации в XVI в. от католицизма отделился протестантизм, распавшегося в свою очередь, на несколько самостоятельных течений, важнейшие из которых - англиканство, лютеранство и кальвинизм. Христиан насчитывается более 1400 млн. чел. Из них наиболее многочисленны католики -56% общего количества христиан, протестантов насчитывается 29%, православных (вместе с монофизиты и несторианами) - 9%.

Большинство христиан сосредоточено в Америке и Европе. Меньшие по численности группы христиан живут в Африке, Азии, Австралии и Океании.. В Азии доля христиан невелика. Католицизм распространен в Америке, хотя его влияние велико и в Европе. Католицизм исповедует подавляющая часть населения Франции, Бельгии, Италии, Испании, Португалии. Католиками также большинство верующих Польши, Чехии, Словакии и Венгрии, примерно половина жителей ФРГ, Нидерландов и Швейцарии, около трети населения бывшей Югославии. Основной район распространения православия - Восточная и Юго-Восточная Европа. Православия придерживаются большая часть верующего России, Украины, Белоруссии, Румынии, Болгарии, две пятых населения бывшей Югославии и большинство жителей Греции. Оплотом протестантизма является Северная и Центральная Европа. Он доминирует в скандинавских странах и Финляндии (в форме лютеранства), а также в Великобритании (англиканство). Протестантизм исповедуют около половины жителей ФРГ (в основном лютеране и кальвинисты), Нидерландов и Швейцарии. В Америке больше протестантов в США (64% населения).

Самая молодая мировая религия - ислам - возникла в VII в. среди арабов. Вскоре после этого ислам распался на два основных направления: суннизм и шиизм (есть еще и третий - хариджеизм). Основное различие между суннизмом и шиизмом заключается в том, что сунниты кроме Корана признают еще в полном объеме "священное предание" - сую, шииты же принимают это предание только частично, признавая лишь разделы, основанные на авторитете родственников пророка. Всего в мире насчитывается более 720 млн. мусульман. Большинство последователей ислама живет в Азии. Ислам занимает положение господствующей религии во многих странах Юго-Западной Азии. Мусульмане преобладают в Индонезии, они есть в Индии и Китае, а также в государствах Средней Азии (узбеки, казахи, киргизы, таджики, туркмены и др.). Многие мусульмане в Африке и среди народов Кавказа. В большинстве стран ислам существует в форме суннизма; шиизм широко распространен только в Иране. В Украине большинство мусульман живет в Крыму.

Одной из древнейших национальных религий является иудаизм, который к тому же оказывается древнейшей монотеистической религией. Возник он в II тыс. до н.э. у евреев, и остался фактически в неизменном виде по сегодняшний день. Всего иудаистов в мире насчитывается около 20 тыс. чел. Последователи иудаизма (почти исключительно евреи) расселены по всем континентам: большинство из них живут в Америке (в основном в США), многие из них также в Европе и Азии (главным образом в Израиле).

Основой другой древней религии - зороастризма, возникшего в начале I тыс. до н. е. у иранцев и сохранился в трансформированном виде в сегодня, стал дуализм, т.е. представление о противоборстве доброго и злого начал. Зороастризм распространен преимущественно в Индии (парсы), а также в Иране (Гебры) и Пакистане.

Индуизм сегодня - самая большая по численности последователей "немировая" религия, распространенная в основном в Южной Азии (прежде всего в Индии). Всего в мире насчитывается около 600 млн. индуистов.

В Китае в VI-V вв. до н.э. появились два философско-этических учения, постепенно трансформировались в религии - конфуцианство и даосизм. На сегодняшний день конфуцианцев и даосистов насчитывается примерно 200

Еще одна восточно - азиатская религия - синтоизм - возникла в Японии на основе господствующих в древности культов предков и природы. На сегодня синтоизм - чисто японская религия, которую исповедуют не менее 50 млн. чел.

 

РЕЗЮМЕ

В современном обществе интерес к Этносоциология возрос, что объясняется рядом объективных факторов. Один из них - оживление активности отдельных народов и наций, вызванных в первую очередь политическими процессами. В частности, распадом колониальных систем, окончанием холодной войны, разрушением тоталитарных коммунистических режимов в Восточной Европе и развития независимых государств. Другой фактор, который углубил интерес к этносоциологии - это обострение межэтнических отношений в современном мире, которое привело к межэтническим конфликтам в ряде регионов мира.

О социальной значимости религии в мире говорят следующие статистические данные о числе верующих в начале XXI века: из 6 млрд населения земного шара более 4 млрд – верующие. Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе.

 

Вопросы для самопроверки и контроля:

1 Что изучает этносоциология?

2. Охарактеризуйте понятия "этнос", "нация". Найдите общие и отличительные черты между ними

3. Какие концепции образования и развития этносов Вам известны?

4. Охарактеризуйте основные концепции наций.

5. Что такое Этносоциальные процессы?

6. В каких направлениях развиваются Этносоциальные процессы в Украине?

7. Какие мероприятия проводит украинское государство в плане защиты национальных меньшинств?

8. Что является предметом исследования социологии религии? В чем проявляется отличие социологии религии от остальных наук, изучающих религию?

9. Каким образом происходил процесс становления социологии религии?

10. Что такое религия? Социальные функции она выполняет?

11. В чем проявляется особенность религии как социального феномена?

12. Что такое религиозное сознание? Как она формируется?

13. Объясните различия между организационными формами религии.

14. Религиозные системы доминируют в Украине и мире?

16. Охарактеризуйте основные мировые религии.

 

 




При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.207 сек.)