АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Хламида и Сагий

Читайте также:
  1. OCR Бычков М.Н.
  2. Vorlesung 1: Lexikologie als sprachwissenschaftliche Disziplin. Das Wort und seine Bedeutung.
  3. ВЕСНОЙ, В ИУДЕЕ
  4. Весной, в Иудее
  5. ВОЗВРАЩЕНИЕ
  6. ВОСТОЧНАЯ ГРАНИЦА ИМПЕРИИ. ПОТЕРЯ АМОРИЯ
  7. Глава 41
  8. Глава одиннадцатая. БАЗИЛЕВС
  9. Наука и магия.
  10. Приложения
  11. Ход урока

Хламида – это длинный плащ, застегивающийся круглой фибулой на правом плече. Так, что правая рука остается свободна. Отличительным ее элементом является tablion (лат. нашивка). Это узорчатая вставка отличная по цвету от хламиды, на левую сторону которого она нашивается В пурпурных хламидах изображены Юстиниан I и его супруга Феодора на мозаике в итальянской базилике Сан-Витале [Прил. 43]. Плащи заколоты украшенными жемчужинами фибулами, а также на них нашиты tablion. В такие же хламиды одеты императоры Юстиниан I и Константин IV на мозаике в базилике Сант-Аполлинаре-ин-Классе [Прил. 44, 45], а также Константин VI на миниатюре из «Минология Василия II» [Прил. 33]. Особенно интересна мозаика с Константином IV, где он вручает свиток с надписью «PRIVILEGIA» диакону равеннской церкви Репарату. Хдесь он выступает как представитель светской ласти. Хотя, в тоже время хламида произошла из военного римского плаща – сагия[10]. Являясь военным элементом, он так же одевался императорами. Он так же закалывался на правом плече фибулой, но было вдвое короче хламиды, наверное, чтобы не стеснять движения в бою. В сагий одет Константин I на реверсе золотого солида [Прил. 50]. Трудно понять какой именно плащ изображается на монетах вплоть до 10 в., где мы не видим tablion [напр. Прил. 51, 52, 55, 61,]. Но в тоже время на мозаиках того времени мы видим, что императорский плащ – это именно хламида, так как есть tablion, или же он длинный, как в случае с колонной Феодосия I, где император одет в длинный плащ, но без tablion [Прил. 39]. Что касается миниатюр, то сагий встречается на Никифоре Фоке во время его провозглашении войскми [Прил. 31] и на Василие II во время его триумфа после покорения Болгарии [Прил. 33]. Цвет сагиев в этом случае пурпурный. Так же в сагий одет Анастасий I в изображении на центральной панели из слоновой кости диптиха Барберини [Прил. 41], где он явно предстает как император-полководец.

Возвращаясь к хламиде, нужно отметить определенное изменение в ее покрое. Если в эпоху Юстиниана период хламида свободно спадает до ног, образуя складки по всей одежде, то в эпоху Македонской династии хламида видоизменятся: появляется вырез для левой руки, ткань богато украшается и расшивается жемчугом, также, видимо, меняется и сама ткань – она становится более плотной, так как на изображениях не видно складок. Эти изменения видны на изображении Никифора Вотаниата в миниатюре из книги проповедей Иоанна Златоустого [Прил. 5], а также монетах с изображением Алексея I [Прил. 71], Мануила I [Прил. 72] и Алексея III Ангела [Прил. 76].

Лор

Это длинная полоса ткани, богато украшенная драгоценными камнями и расшитая золотом, которую император одевал определенным образом на себя. Этот элемент императорского костюма произошел от римской trabea triumphalis, одеваемой консулами по особо торжественным случаям[11].

Где-то начиная с VII века на монетах начинают изображать императоров с лором. Тому пример изображение Фоки [Прил. 56]. Лор крестообразно пересекается на его груди. Таким же образом лор, например, одет на Юстиниана II [Прил. 59], Ирину [Прил. 60], Феофила [Прил. 62]. На этих монетах императоры изображены по пояс, и мы не видим, каким образом лор дальше обматывает их. Уже на монете с Константином Багрянородным, где он представлен в полный рост, можно увидеть, что после того как лор перекидывают через правое плечо, им делается виток вокруг талии и его конец Константин держит в правой руке [Прил. 64]. Но как можно увидеть дальше в какой руке держит император лор не имеет особого значения [Прил. 70, 74]. В середине правления Македонской династии крестообразное пересечение лора на груди исчезает из монет. Теперь лор продевают через голову, один конец ниспадает спереди до ног, а другой перехватывают рукой. Также появляется воротник, который по фактуре ничем не отличается от двух полос лора идущих от него. Он также богато расшит и украшен [Прил. 73, 74]. Императрицы же не перекидывают нижний конец лора через руку, а закрепляют его на талии, как мы видим на монете с изображением Евдокии [Прил. 70].

На мозаиках собора святой Софии в Константинополе, созданных с IX по XII века, практически все императоры одевают лор. Лор на императорах Константине I и Юстиниане крестообразно пересекается на их груди [Прил. 34] Таким же образом он одет и на Александра, но тот у него более богато украшен [Прил. 35]. А вот на Константине Мономахе с императрицей Зоей и Иоанне II Комнине с супругой Ириной лор одет через голову [Прил. 37, 38]. На изображении императрицы Ирины хорошо видно, что один край ее лора закреплен на талии золотой фибулой.

На пластине из слоновой кости с изображением Константина VII лор одет на императора крестообразно [Прил. 47]. Изображение Императрицы Ирины [Прил. 46] в не крестообразном лоре на фрагменте алтаря святого Марка в Венеции было создано в X-XII веках, когда как Ирина правила в конце VIII века. То есть ее изобразили в костюме именно того времени, когда создавался алтарь.

На короне Константина Мономаха, помимо его изображения в не крестообразном лоре, есть так же и портреты Феодоры и Зои, которые изображены в таких же лорах [Прил. 48]. Еще одна чета из Македонской династии изображена в лоре одетым через голову на пластине из слоновой кости [Прил. 49].

На миниатюре из Хронографа 354 года с изображением Констанция II [Прил. 1], на императоре одет богато украшенный лор. В силу того, что это изображение из списка XVII века, можно не доверять ему, но так как мы видим именно цельную и длинную полосу ткани, сложно обматывающую правителя, то можно с уверенностью сказать, что именно таким он и был. К тому же манера того, как одет лор на Констанции похожа на римскую[12]. Возможно он не так роскошно был украшен, особенно если сравнивать с достаточно простыми лорами Константина и Юстиниана с мозаик святой Софии в Константинополе.

Убитый Роман III на болгарской миниатюре из Хроники Константина Манассии XIV века изображен в не крестообразном лоре [Прил. 4].

На миниатюре из книги проповедей Иоанна Златоустого [Прил. 7] мы видим изображение императора Михаила Дуки с упругой Марией Аланской. У первого лор одет крестообразно, а у императрицы одет через голову и закреплен на талии.

Миниатюры из «Обозрения истории» Иоанна Скилицы дают нам изображения как крестообразный лоров, так и тех, которые одевают через голову [Прил. 16-32].

Императоры и императрицы из династии Комнинов в миниатюрах изображаются в лорах, одетых через голову [Прил. 8, 10, 11].

Таким образом, нужно три этапа эволюции лора в византийском императорском искусстве: когда носили лор носили крестообразно, когда носили и крестообразно и через голову, и когда одевали только через голову. С точностью датировать можно только последний период, он совпадает с правлением династии Комнинов и Ангелов (1081-1204 гг.).

Если в Римской Республике трабея, появившаяся из тоги, являлась отличительным знаком власти консула, то в Византийской Империи трансформировавшись в лор, этот элемент не потерял свою символичность. Но теперь лор не только отличительный знак императора, как властителя, но даже приобрел новые смыслы. О них чуть позже.

Корона

Неотъемлемым элементом императорского костюма была именно корона, без нее нельзя представить себе василевса. Будь на пиру, в седле (изображение Василия I; его корона одета на военный шлем [ Прил. 27]), в храме, на приеме, на смертном одре (изображение Константина Багрянородного [Прил. 29]) – его голова всегда будет увенчана короной. Хотя, есть и исключения, как например, изображение Константина IV в равеннской церкви, где он без головного убора [Прил. 45].

Конечно, короной Константиновскую диадему не назовешь [Прил. 50]. Это была именно в греческом смысле[13] этого слова головная повязка, украшенная жемчугом. На монетах Анастасия I мы видим, что центр повязки украшен большим драгоценным камнем [Прил. 52]. А на мозаиках в храме Сан-Витале это уже не повязка, а определенно головной убор, который можно назвать короной, так как для диадемы он уже слишком большой. Головной убор Юстиниана и его супруги Феодоры украшен примерно одинаково: жемчуг драгоценные камни. У Феодоры есть небольшое навершие у короны такое же как у Анастасия I на диптихе Барберини [Прил. 41]. По бокам от корон висят жемчужины, так называемые prependoulia; у Ирины они заметно длиннее.

Начиная с династии Юстиниана корону венчает крест, и эта традиция сохранится вплоть до династии Ангелов. Концы креста украшаются жемчужинами [Прил. 65].

Коренных изменений в императорской мужской короне с юстиниановских времен не произойдет. К концу правления Македонской династии prependoulia немного увеличатся и будут спадать почти до плеч [Прил. 67-74]. Основой короны станут золотые пластины.

Женские императорские короны отличны от. Поначалу, это были треугольные навершия, как у императрицы Ирины [Прил. 61], Но затем они исчезли и форма стала похожа на мужскую корону, но с той разницей, что женская была чуть выше и более богато украшена драгоценными камнями – таким мы видим корону императрицы Марии, жены Мануила Комнина [Прил. 11]. У самого же Мануила на миниатюре корона приобрела полусферическое завершение, наподобие шлема. Такие же короны и у Иоанна II Комнина и его сына Алексея на миниатюре из евангелия XII в. [Прил. 10]. Такой же тип короны мы встречаем в книге Иоанна Скилицы на миниатюре коронации Михаила I [Прил. 16]. Так как такой вид короны больше не встречается нигде в «Обозрении истории», то следует предположить, что он использовался только при коронации, в дальнейшем император ходил в «обычной» короне без полусферического завершения. Династия Комнинов, по-видимому, переняла такой тип корон именно из коронационного чина.

1.4 Скипетр и Labarum

Скипетр – это жезл, древний символ власти. В Византийскую империю этот символ пришел из Римской, где скипетр был символом власти консулов[14]. Только у римского скипетра навершием был орел, а в Византии этим символом стал крест. Во многих случаях крест был не навершием а сам по себе был скипетром. Таким мы его видим на монете Юстиниана II, император держит его в правой руке. Помимо креста также встречается labarum (лат.) – это государственное знамя императорского Рима, с крестом и инициалами Христа. Его ввел Константин I, и с ним он одержал победу у Мальвийского моста[15]. Именно с этого события, можно сказать, началась история Византийской империи. Этот знак был особо значим для Византии – это был знак победы. Императоры также как скипетр-крест, часто держат в руках скипетр-лаборум – практически, это уменьшенный армейский штандарт.

В итоге эти два вида скипетров наравне используются императорами для обозначения своей власти, а также для выражения идеи «Византия - победительница». Алексей III изображен на монете [Прил. 75] вместе с Константином Великим. Они вместе держат лабарум и каждый из них скипетры.

1.5 Держава

Это золотой шар, еще один символ власти. Изначально языческий, его стали использовать императоры поздней Римской империи[16], а затем и византийские императоры. Как знак победы мы видим его в руках Юстиниана I [Прил. 55], где как мы видим он увенчан крестом. На солиде Юстиниана II [Прил. 59], император держит в руках державу с крестом и ней надписью «PAX» (лат. мир). Эта сфера является символом власти над всем миром, не только светской, но и духовной. Примечательно, что изображение державы встречается лишь только на монетах и на мозаике с Александром в святой Софии [Прил. 35]. И в тоже время на монетах этот предмет присутствует постоянно, вплоть до правления династии Ангелов.

1.6 Акакия

Этот цилиндрический предмет, сделанный из шелка, часто изображается в руках у императора (и в правой и в левой). Например на монетах Льва Армянина, где он держит акакию в левой руке [Прил. 62]. Император Александр на мозаике в святой Софии также держит акакию [Прил. 35]. Тот же предмет в руках Императора Иоанна II Комнина и его сына Алексея [Прил. 10].

Внутри акакии находится горсть пыли, символизируя бренность земного мира и о том, что и сам василевс смертен. Акакия по форме напоминает римскую mappa – предмет римских консулов для дачи сигнала к началу игр на ипподроме[17], хотя символика совершенно разная.

 

1.7 Дивитисий и Скарамагион

Определенно императоры одевали хламиду и лор не на голое тело и даже не на нижнюю тунику. Существовали специальные парадные туники, чтобы одевать их для особо торжественных событий и просто для повседневного использования во дворце. Достаточно сложно провести различие между дивитисием и скарамангием, но все же постараемся это сделать.

По-видимому, дивитисий изначально одевался под хламиду. Мы видим белую тунику на Юстиниане I [Прил. 42], на Константине IV [Прил. 45] и на Константине VI [Прил. 33]. Она сделана с достаточно узкими рукавами, которые закреплены поручами на запястье, низ одежды расшит золотом. Именно в этих случае речь идет о дивитисие. Нужно полагать, что лор на монетах вплоть до Македонской династии одевался также на дивитисий

А скарамангион, будучи изначально персидской одеждой, был более свободный, с широкими рукавами, а также вырезах внизу туники для облегчения движения. Возможно прототипом был восточный кафтан[18]. Когда именно скарамангион стал использоваться при императорском дворе сложно проследить, но на мозаиках в святой Софии Константинопольской императоры одеты в более свободную одежду – хорошо видно как свисают рукава у Константина I на мозаике [Прил. 34], чего точно нет на равеннских мозаиках.

На иллюстрациях к книге Иоанна Скилицы мы видим такие же свободные рукава, собранные поручами на запястье, но хорошо видно, что это не строгий дивитисий, а более удобная одежда, при чем различных цветов, что, видимо, соответствует различным поводам одеть тот или иной скарамангион.

Наиболее характерные изображения скарамангиона мы видим на иллюстрациях к книге проповедей Иоанн Златоуста. Никифор Вотаниат на обоих миниатюрах одет в скарамнгион: и там где он одет в хламиду [Прил. 5], и там, где он в лоре [Прил. 6]. Оба скарамангиона богато расшиты золотом, трудно определить цвет, но скорее это пурпурный. Есть пример, где император одевает скарамангий под сагион, - это изображение Василия II [Прил. 32]: пурпурный сагион одет на золотой скарамангион.

Так же нужно сказать и о женских дивитисиях и скарамангионах. Несомненно, видна разница между туникой Феодорой [Прил. 43] с Ариадной [Прил. 40] и туникой Марии, супруги Мануила I Комнина [Прил. 11]. Главная отличительная черта – это большие рукава[19].

1.8 Императорская Обувь

Наглядных примеров тому, что императоры носили в Ранневизантийском периоде, практически нет. Юстиниан I на мозаике в Сан-Витале [Прил. 42] одет в расшитые жемчугом сандалии. В эпоху правления Македонской династии мы видим на миниатюрах пурпурные сапоги/туфли на Василии II [Прил. 3] и на Константине Мономахе [Прил. 48]. Похожую обувь можно увидеть на Алексее I Комнине [Прил. 7], а также Мануиле I [Прил. 10]. Эти красные остроносые сапоги/туфли можно расценивать как tzangion, обувь, которая пришла скорее всего с востока из Персии в Византию[20] (не само слово, а именно покрой и цвет).

В женской же императорской обуви покрой так же изменился: исчезла остроносость, и цвет как и у императоров стал пурпурным[21].

 

Заключение

Рассмотрев изобразительный материал, отражающий историю Византии с IV по XIII вв., можно сделать определенные выводы относительно византийского императорского костюма.

Во первых, нужно отметить, что на протяжении изученного периода в императорском искусстве существовало два основных костюма: костюм с хламидой, и костюм с лором. Зная, что первый символизирует светскую власть императора, то следовало бы предположить, что второй тип костюма символизирует его божественность. Что, кажется наиболее логичным в изображении, например, Феофила на обоих сторонах монеты, где он в хламиде и лоре [Прил.63].

Нужно также сказать и про женский императорский костюм. Очень многие его элементы совпадают с мужским костюмом, что свидетельствует о высоком, практически, равноправном положением императрицы с императором в византийской символике. Но символы не всегда становятся реальностю.

Как было показано в основной части работы, многие элементы костюма видоизменились, или даже исчезли. Но проходя сквозь течение времени, они не теряли своей символики и преемственности, а последняя, несомненно, нисходит к Римской Империи. Не изменив светский аспект символики римских консульских регалий, Византия добавляет духовный, христианский. Но, как было показано в тексте, не только римское влияние испытывал императорский костюм. Здесь так же необходимо отметить определенное влияние греческой и восточной культур.

Находясь в непрерывном эволюционном процессе, византийский императорский костюм впитывает в себя и преумножает все те элементы, которые представляют византийского василевса во всей своей силе и могуществе. На протяжении всего этого времени создается уникальный и величественный образ византийского императора. И приближаясь к 1204 году, темпы эволюции не замедляются.


 

Список литературы

1. Беляев Д.Ф. Byzantina. Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. Кн.II. СПб., 1893.

2. Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000.

3. Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1–2. М., 1986.

4. Catalogue of the byzantine coins in the DoumbartonOaks Collection and in the Whittemore Collection. Vol. 4. P.2. Wasington., 1999.

5. Maguire H. Byzantine court culture from 829 to 1204. Washington., 2004.

6. Parani. M. Reconstruction the reality of images. Leiden, Boston, 2003.

7. The Oxford Dictionary of Bizantium. Edited by Kazhdan A. New York, Oxford, 1991


 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)