АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Шрифтовые обозначения 95 страница

Читайте также:
  1. XXXVIII 1 страница
  2. XXXVIII 2 страница
  3. XXXVIII 2 страница
  4. XXXVIII 3 страница
  5. XXXVIII 3 страница
  6. XXXVIII 4 страница
  7. XXXVIII 4 страница
  8. XXXVIII 5 страница
  9. XXXVIII 5 страница
  10. XXXVIII 6 страница
  11. XXXVIII 6 страница
  12. XXXVIII 7 страница

Ш. Л. представляет собой порядковую шкалу измерения: она позволяет оценить выраженность установки, сравнивать установки разных людей по интенсивности; из статистических процедур допускается определение медиан распределений, вычисление коэффициентов ранговой корреляции и сопряженности. Ш. Л. обычно бывают пятипозиционными, однако возможно использование и др. размерностей.

Процесс создания Ш. Л. включает след. шаги: 1) формирование широкого множества высказываний, выражающих различные нюансы мнений по избранной проблеме; 2) отбор высказываний, редактирование с целью исключения туманностей и двусмысленностей; 3) оценка (обычно по 5-балльной шкале) оставшихся в списке высказываний испытуемыми из выборки на основании их собственного мнения (согласия-несогласия с утверждениями); 4) статистическая обработка оценок; 5) формирование итоговой шкалы, в которую включаются пункты, по которым обнаружены наиболее сильные расхождения в оценках испытуемых с самыми низкими и самыми высокими итоговыми оценками из всей выборки.

В основе Ш. Л. лежит допущение о том, что каждое утверждение, включенное в шкалу, — это функция одного и того же параметра аттитюда. Именно это позволяет использовать для измерения аттитюда сумму оценок по отдельным пунктам шкалы.

Процедура измерения аттитюда заключается в оценке респондентом степени своего согласия или несогласия с набором утверждений с помощью градуированного набора высказываний (где 1 балл означает полное несогласие, или неодобрение; 2 — несогласие; 3 — безразличие; 4 — согласие и 5 — полное согласие). Конечный шкальный балл высчитывается как сумма полученных баллов по всем признакам, и именно он является оценкой аттитюда данного человека.

К преимуществам Ш. Л. относится сравнительная легкость конструирования: утверждения отбираются лишь на основе их внутренней согласованности; кроме того, не требуется экспертной группы. Еще один плюс сравнительная простота процедуры для респондента. См. также: Аттитюда измерение, Измерения в психологии, Шкала Терстоуна, Шкала Гутмана. (И. А. Мещерякова.)

ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ (англ. Social Distance Scale) порядковая шкала, с помощью которой можно оценить уровень выраженности социальной установки в отношении представителей различных рас и национальностей. Фактически, аттитюд оценивается на основе уровня толерантности, который определяется при помощи тех социальных дистанций, которые респондент предпочитает установить между собой и представителями др. этносов. Социальная дистанция фиксируется на основании согласия респондента с тем, чтобы представитель др. национальности (расы) занимал одну из 6 позиций: 1) близкого родственника (по браку); 2) личного друга; 3) соседа по улице; 4) коллеги; 5) гражданина моей страны; 6) туриста. Была предложена Е. Богардусом (1925). См. также Аттитюда измерение. (И. А. Мещерякова.)

ШКАЛА ТЕРСТОУНА (англ. Thurstone-type scales)— одна из 3 основных шкал, традиционно используемых для измерения аттитюдов. Названа по имени Луиса Леона Терстоуна (1887-1953), который в соавторстве с Е. Чейвом разработал 1-й измерительный инструмент для аттитюдов (The Measurement of Attitudes, 1929), что фактически положило начало новому этапу развития психометрики. Термин «Ш. Т.» относится как к шкалам, которые были сконструированы самим Терстоуном, так и ко всем шкалам такого типа. Син. метод равных интервалов Терстоуна.

Построение Ш. Т. включает ряд операций: 1) сбор большого числа высказываний по существу изучаемой установки; 2) исключение из списка неясных, двусмысленных суждений, а также тех, которые могли бы понравиться людям с против. аттитюдами; 3) сортировка оставшихся высказываний группой экспертов по 11 категориям соответственно степени благоприятного или неблагоприятного отношения (при этом эксперт, независимо от собственного аттитюда, заносит в рубрику А высказывания, характеризующие крайне позитивную оценку, в F — нейтральные, а в K — крайне негативные и т. д.); 4) статистическая обработка результатов (вычисление средних значений каждого высказывания и оценка разброса); 5) формирование окончательной равноинтервальной шкалы измерения, в которую включают ок. 20 высказываний: а) по которым мнения экспертов были примерно одинаковыми и б) которые попадают в примерно одинаковые интервалы на шкале установки; при этом каждому вербальному пункту шкалы соответствует значение показателя на числовой шкале, определяемого на основе оценок экспертов.

Процедура измерения заключается в выборе респондентом тех высказываний, с которыми он согласен, и подсчете среднего значения всех выбранных показателей, характеризующем общую оценку аттитюда. К преимуществам Ш. Т. относится примерное равенство интервалов, что дает возможность использовать более широкий круг статистических методов. Ограничения: 1) трудоемкость конструирования; 2) необходимость по возможности минимизировать влияние на экспертов их собственных аттитюдов, что обычно достигается за счет большого числа экспертов (напр., при создании шкалы аттитюдов к религии Терстоун пользовался услугами 300 чел.). См. Аттитюда измерение, Измерения в психологии. (И. А. Мещерякова.)

ШКАЛИРОВАНИЕ (англ. scaling) см. Аттитюда измерение, Методы шкалирования, Шкалирование многомерное, Шкалирование неметрическое.

ШКАЛИРОВАНИЕ МНОГОМЕРНОЕ (англ. multidimensional scaling)— вид шкалирования, которое в большинстве случаев основано на неметрических методах оценки сходства и различия между сигналами (см. Шкалирование неметрическое).Ш. м. занимает особое место среди методов (психофизического) шкалирования. Особенность Ш. м. состоит в том, что с помощью единой процедуры измеряется сразу несколько параметров, по которым различаются сигналы. При этом на исходные оценки накладываются достаточно слабые ограничения: достаточно, чтобы они представляли собой величины на шкале порядка. Напр., испытуемые используют для оценки пар стимулов 10-балльную шкалу — от 0 (нет различия) до 9 (максимальное различие). После соответствующей обработки экспериментальных данных (матриц различия) определяется структура базисного субъективного пространства, которое, как правило, интерпретируют в терминах геометрического (чаще Евклидова) пространства. При этом каждый стимул представлен точкой или вектором в пространстве минимально возможной размерности так, чтобы сохранялась монотонность соответствия межточечных расстояний (различий параметров векторов) исходным оценкам. Одним из преимуществ Ш. м. является то, что 2 неметрических по своему содержанию условия (монотонности и минимальной размерности) позволяют получить полную метрическую информацию из порядковых данных.

Особую трудность в Ш. м. представляет разработка теоретических основ построения многомерных шкал, но, несмотря на это, Ш. м. вполне оправдало себя в исследованиях цветового зрения,вкусового ощущения, восприятия запаха и т. д. См. Измерения в психологии. (Ч. А. Измайлов.)

ШКАЛИРОВАНИЕ НЕМЕТРИЧЕСКОЕ (англ. nonmetric scaling) вид шкалирования, которое используется в тех случаях, когда физическая метрика стимула (точнее, определенного параметра стимула) не м. б. однозначно определена — напр., при предъявлении вкусовых веществ или одорантов (запахов) разного качества и т. п. Чаще всего задача испытуемого состоит в оценке степени сходства или различия 2 сигналов, предъявляемых одновременно или последовательно. При этом оценка может даваться в терминах «больше — меньше» либо в баллах по шкале, определяемой инструкцией эксперимента. На основании полученных данных строятся матрицы сходства или различия между сигналами с последующей их обработкой с помощью специальных алгоритмов.

Др. разновидностью Ш. н. является субъективная оценка таких атрибутов (стимула, событий, объектов), которые в принципе не м. б. метризованы по своим физическим параметрам (эстетическая оценка произведений искусства, качества почерка, оценка тяжести преступления, предпочтение к.-л. политиков и т. п.). Сюда же м. б. отнесены гедонистические оценки (приятности или неприятности) вкуса, запаха и т. д.

С. Стивенс предложил использовать для шкалирования неметрических атрибутов кроссмодальное сравнение с теми сенсорными модальностями, психофизическая метрика которых заранее известна, однако этот метод не нашел широкого применения в психофизике. Первые попытки метризировать неметрические шкалы суждения (в частности, шкалы предпочтения) были предприняты в 1920-е гг. Л. Терстоуном, который создал для этого достаточно простую и вместе с тем надежную процедуру (см. Шкала Терстоуна).Более сложный вариант математической обработки — это «развертывающая процедура», описанная К. Кумбсом. См. Измерения в психологии. (Ч. А. Измайлов.)

ШПЕТ ГУСТАВ ГУСТАВОВИЧ (1879-1937) — рос. сов. философ, психолог, лингвист, человек высочайшей европейской культуры, оказавшийся в последнее десятилетие своей жизни в скверной рос. истории (расстрелян в 1937 г.). Ш. внес большой вклад в. создание Психологического ин-та (в М.), в работу Гос. академии художественных наук, был ее вице-президентом, в психологическое образование: в разное время его лекции слушали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. И. Божович и др. Работал над проблемами феноменологии, мысли и слова, внутренней формы слова, смысла, значения, сознания, этнопсихологии, психологии искусства, герменевтики,истории отечественной философии и образования. Научное наследие Ш. начало осваиваться психологами лишь в последние годы. (В. П. Зинченко.)

ШПИЛЬРЕЙН ИСААК НАФТУЛЬЕВИЧ (1891-1937) — сов. психолог, один из создателей отечественной психотехники. Разрабатывал г. о. проблемы психологии труда:рационализации труда, утомления,автоматизации трудовых действий, профессионального отбора и др. Ш. был активным деятелем движения научной организации труда (НОТ) в СССР. Незаконно репрессирован в 1930-е гг., посмертно реабилитирован. (Е. Е. Соколова.)

Добавление: Ш. получил высшее образование в ун-тах Гейдельберга и Лейпцига. О высоком положении Ш. в отечественной и мировой психотехнике говорят след. факты: Ш. был председателем Всерос. общества психотехники и прикладной психофизиологии, а также президентом Межд. психотехнической ассоциации. Арестован 26.01.1935;. «основания» для обвинения в «контрреволюционной пропаганде» и «троцкизме» были найдены в превосходной научной работе по социолингвистике: Шпильрейн И. Н., Рейтынбарг Д. И., Нецкий Г. О. Язык красноармейца: Опыт исследования словаря красноармейца московского гарнизона (М., Л., 1928). Расстрелян по тайному приговору. (И. А. Мещерякова.)

ШТЕРН ВИЛЬЯМ (Stern, 1871-1938) — нем. психолог, специалист по генетической и дифференциальной психологии, психотехнике,общей и судебной психологии. Разрабатывал концепцию персонализма. Ввел понятие «коэффициент интеллекта» (1912) и ставшую общепринятой нотацию возраста (напр., 3;4 означает 3 г. 4 мес). В противоположность теориям развития, отдающим предпочтение одному из 2 факторов развития — среде или наследственности, Ш. защищал т. зр., называвшуюся им «теорией конвергенции», которая составляет ядро его философии личности (см. Конвергенции теория).Ш. изучал также речевое и перцептивное развитие детей. 3-я глава работы Л. С. Выготского «Мышление и речь» называется «Проблема развития речи в учении В. Штерна». Это одна из самых коротких глав, что указывает на ее незавершенный характер. Свою критику взглядов Ш. на развитие речи и восприятия Выготский подкрепил экспериментами, с которыми лично ознакомил Ш. во время его посещения М. В работе «Исторический смысл психологического кризиса» Выготский подверг критике персонализм Ш. за его превращение в очень общую философскую концепцию. (Б. М.)

ШУМ (англ. noise).

1. Звук с частотно непрерывным спектром (см. Спектр звуковой).В отличие от звуков с гармонической структурой, в слуховом восприятии Ш. высотный и тембровый компоненты не дифференцируются. Дифференцированному восприятию Ш. способствует различное распределение интенсивности спектра вдоль частотной оси и индивидуальность временных характеристик.

К Ш. относят грохот, треск, шорох, шелест, согласные звуки речи, звуки шумовых музыкальных инструментов и т. д. Между Ш. и интонированными звуками существует много промежуточных и смешанных звуков (напр., жужжание, журчание, гласные звуки речи).

Многочисленные экспериментальные исследования установили отрицат. влияние длительного воздействия Ш. Напр., обнаружена обратно пропорциональная зависимость между уровнем городского Ш. и школьной успеваемостью детей. Ш. с уровнем 75 дБ приводит к снижению слуховой чувствительности,повышению артериального давления; высокочастотные Ш. с уровнем 80 дБ — к значительному изменению артериального давления, быстрому утомлению, снижению работоспособности. Длительное воздействие такого Ш. м. б. причиной тугоухости, глухоты, гипертонической и язвенной болезней. См. Децибел, Слух.

2. В теории связи, психофизике и инженерной психологии термин Ш. применяется в значении «помеха» и противопоставляется понятиям «сообщение» или «полезный сигнал». См. Белый шум, Психофизическая модель теории обнаружения сигнала.

_Щ_

ЩЕДРОВИЦКИЙ ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ (1929-1994) — рос. философ, методолог, специализировавшийся в областях теории мышления,теории деятельности,содержательно-генетической логики, рефлексии,системно-мыследеятельной методологии и методологии проведения организационно-деятельностных игр, психологии детской игры. Для работ Щ. характерен междисциплинарный подход, руководство и проведение комплексных исследований. В начале 1950-х гг. одним из первых начал извлекать из небытия запрещенные труды Л. С. Выготского. В эти же годы организовал семинар по исследованию систем и структур и семинар-комиссию по психологии мышления. Руководил ими до 1989 г. Через его семинары прошли многие поколения психологов и благодаря им приобретали методологическую культуру. На протяжении многих лет тесно взаимодействовал с В. В. Давыдовым,Н. И. Непомнящей и др. психологами, по проблемам развития мышления (см.: Щ. Избранные труды. — М., 1995). (В. П. Зинченко.)

_Э_

ЭББИНГАУЗ ГЕРМАН (Ebbinghaus, 1850-1909) — нем. психолог. Наиболее известен своими экспериментальными исследованиями психологии памяти (1885). Суть экспериментальной процедуры при всех частных различиях ее вариантов заключалась в след. Составив множество трехбуквенных бессмысленных слогов и образовав из них ряды различной длины, Э. прочитывал их под метроном, пытаясь запомнить предъявленный материал. Кажущаяся простота и механистичность процедуры эксперимента привела, однако, к открытию множества феноменов из области психологии памяти. Э. обнаружил т. н. «фактор края», т. е. лучшее запоминание первых и последних слогов ряда (см. Позиционная кривая),объясняемое Э. фактом «тормозящего влияния» представлений слогов в сознании друг на друга (в середине ряда торможение имеет место с 2 сторон, а по краям — только с 1 стороны). Были выведены также кривые заучивания и забывания,которые показывают, что эти процессы носят отчетливо нелинейный характер. Кроме того, Э. установил факт увеличения скорости запоминания осмысленного материала по сравнению с бессмысленным. Его последователь А. Йост, пользуясь приемами Э., открыл также закон влияния распределения одного и того же количества повторений во времени (напр., по дням) на эффективность запоминания (см. Закон Йоста).Разработанные Э. методики до сих пор используются в эмпирических и прикладных исследованиях процессов памяти. (Е. Е. Соколова.)

ЭБНЕЯ ЗАКОН (англ. Abney's law) экспериментально установленное правило: яркости отдельных спектральных цветов при их комбинации, дающей новый цвет, суммируются. См. Аддитивное смешение цветов, Законы смешения цветов, Смешение цветов. Не путать с эффектом Эбнея (см. Эбнея эффект).

ЭБНЕЯ ЭФФЕКТ (англ. Abney's effect) кажущаяся динамика пространственного распределения яркости при резком включении и выключении освещения однородного поля достаточно большого размера (несколько угл. град по длине и ширине). При включении освещения кажется, что свет сначала появляется в центре поля, а затем перемещается к его краям. При выключении переживается обратная динамика (сначала исчезает ощущение на краях, затем в центре). Не путать с законом Эбнея (см. Эбнея закон).(Б. М.)

ЭВИДЕНТНОСТЬ — см. Психология акта.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ — см. Зоопсихология.

ЭВРИСТИКА.

1. Э. как наука. В наиболее кратком виде Э. определяется как «наука о том, как делать открытия». Это определение принадлежит выдающемуся математику и педагогу Джорджу Пойа, автору известной книги «Математическое открытие». Зарождение Э., видимо, имело место, когда в древнегреч. философии возник вопрос: «Каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то зачем нам это искать?»

Термин «Э.» обязан своим происхождением легендарному возгласу «эврика!» (от греч. eurhka — нашел, открыл), с которым ликующий Архимед выпрыгнул из ванны, когда его внезапно осенило решение задачи, заказанной ему властителем Сиракуз Гиероном. (Считается, что это была задача о точном определении объема короны или, в общем случае, тела неправильной формы.)

В современном понимании Э. представляет собой науку о продуктивном мышлении или, др. словами, науку о закономерностях организации процессов творческого мышления (см. Мышление продуктивное).Из сказанного следует наличие непосредственной связи эвристических и творческих решений. Если центральным элементом творчества является озарение (инсайт),что связано с нахождением нового, оригинального решения проблемы, то Э. — это наука о том, как должна быть организована творческая деятельность, какие методы, приемы, правила лежат в основе творческого процесса.

2. Э. как метод. Если представить все этапы решения некоторой задачи в виде пути на графе потенциально возможных решений, то получим большое количество вариантов. Как простейший пример, можно привести поиск шифра замка сейфа. При отсутствии информации хотя бы об общих принципах организации этого шифра, надежд на решение задачи нет. Количество комбинаций растет лавинообразно при добавлении каждого барабана кодовых цифр. На рис. 11 подобная ситуация изображена в виде лабиринта (графа), имеющего вход в точке А и выход в точке Б. Ясно, что поиск выхода из такого лабиринта сопряжен с огромным перебором возможных вариантов. Ясно также, что перебор вариантов и время решения м. б. резко сокращены при наличии дополнительной информации и компетенции, напр., умений составлять карту и работать с компасом, или знаний, что в данном лабиринте на развилке нужно всегда поворачивать вправо.

Рис. 11. Множество потенциальных вариантов решения задачи поиска пути выхода из лабиринта. Эвристический вариант решения выделен.

Такого типа проблемы стоят практически при решении любой интеллектуальной задачи, начиная от игры в шахматы, решения головоломок и кончая планированием и решением творческих задач. Перебор всех вариантов построения решения без наличия к.-л. направляющей, принципиально важной идеи или информации очень быстро кончается тем, что в науке получило название эффекта «переборного взрыва».

На основании анализа многих примеров определение «Э.» (эвристического решения задачи) м. б. сформулировано как решение, связанное с резким уменьшением перебора вариантов путей решения. Примерами м. б. варианты конкретных эвристических рекомендаций в шахматной игре. В набор самых элементарных входят след. рекомендации: контролировать 4 центральных поля, обеспечивать безопасность короля, не вскрывать свои вертикали, защищать фигуры и т. д. Важно отметить, что эти рекомендации не представляют собой точных алгоритмов,они «всего лишь» направляют действия шахматиста в некотором, вообще говоря, правильном направлении и тем самым существенно уменьшают поле потенциально возможных действий. Рассматривая более тонкие шахматные Э., мы также приходим к выводу о том, что они не представляют собой точных рецептов действий, приводящих к цели. Эвристические правила характеризуются многозначностью промежуточных результатов и не допускают категоричной точности рекомендаций.

Т. о., эвристичностью обладают правдоподобные рассуждения, повышающие вероятность приближения к правильному решению. Рассуждения такого типа не точны, но их стратегия заключается в сужении всей области перебора вариантов действий до некоторой зоны и направлении мышления на работу с относительно узким классом понятий и фактов этой зоны. Э. в этом смысле представляют собой скорее принципы, чем правила с четко определенными условиями применения. М. б., еще точнее проводить аналогию с понятием установки, имеющей вид общего предписания к действию и считать Э. мыслительными установками. Хороший пример эвристических правил — афоризмы, пословицы и поговорки живого языка. Действительно, такие выражения, как «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», «Сто раз проверь, один раз отрежь» и т. п., явно указывают направление, в котором человеку следует действовать, хотя и не дают точных предписаний для конкретных ситуаций.

Особый интерес представляет рассмотрение правил поведения человека в обществе: на производстве, в семье, в коллективе единомышленников. Анализ с очевидностью показывает, что практически все «правила Карнеги» представляют собой эвристические рекомендации, которые образуют свод наставлений о том, какими правилами нужно руководствоваться для достижения кратчайшего пути к завоеванию положения в обществе, к вершине карьеры, к деньгам и всеобщей любви окружающих. (В. М. Кроль.)

ЭВРИСТИКА ДОСТУПНОСТИ (англ. availability heuristic)— согласно А. Тверски и Д. Канеману (Tversky, Kahneman, 1974), это интуитивный процесс, в котором человек «оценивает частоту или возможность события по легкости, с которой примеры или случаи приходят на ум», т. е. легче вспоминаются.

На «доступность» сильно влияют средства массовой информации и слухи. Напр., опрос американцев показал, что они считают нападение акул более вероятной причиной смерти, чем падение частей самолета на голову. Однако фактические данные показывают, что шанс быть раздавленным частями самолета в 30 раз больше, чем смерть от нападения акулы. Почему люди неверно оценивают частоту этих событий? Предполагается, что причина в многочисленных фильмах об акулах-убийцах (вроде «Челюстей»), которые оставили в памяти яркие и легко актуализируемые образы. (Б. М.)

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА — процесс обучения, основанный на принципах и правилах эвристики (как науки). Прообразом Э. п. считается майевтика (греч. акушерство, повивальное искусство). Эта аналогия связана с понятием сократических бесед, т. е. бесед, или споров, в которых Сократ при помощи искусно поставленных вопросов помогал собеседнику самому приходить к правильным выводам, рождать новое (для него) знание. Т. о., Сократ выступал в роли педагога, который умело управлял процессом познавательной деятельности своего ученика. Причем не просто управлял, но в ходе бесед или споров показывал примеры творческого процесса решения задач.

Методы Э. п. представляют собой самые разные приемы и способы, которыми пользуется педагог при обучении уч-ся творческому, нестандартному решению не только простых, но и нетривиальных задач. Однако возникает вопрос, чем же объясняется тот факт, что эвристические методы не позволяют использовать точные правила, прямо приводящие к решению задачи. Частичный ответ м. б. дан, исходя из модели семантических сетей. Действительно, представим себе творческое решение к.-л. задачи как переход от одного узла знаний к др., причем переход, совершаемый в имитирующей мозг трехмерной среде, либо с использованием связи, имеющей малый приоритет (редко использующейся), либо переход с построением новой связи. Тогда, в рамках такой модели становится ясно, что указать какую-то точную рекомендацию равнозначно самому решению, в противном случае рекомендация может только указать направление решения и в этом смысле быть эвристической. (В. М. Кроль.)

ЭГОЦЕНТРИЗМ — см. Пиаже Ж.

ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ (англ. egocentric speech) одно из внешних проявлений эгоцентрической позиции ребенка. Согласно Ж. Пиаже,детская речь эгоцентрична потому, что ребенок говорит лишь «со своей т. зр.» и не пытается стать на т. зр. собеседника. Ребенок думает, что другие его понимают (так же, как он себя), и не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что-либо. Для него важен лишь интерес со стороны собеседника.

Такое понимание Э. р. встретило много возражений (Л. С. Выготский, Ш. Бюлер, В. Штерн,С. Айзенк и др.), и Пиаже в более поздних работах попытался уточнить смысл этого понятия. По Пиаже, ребенок не осознает различия собственной и чужой т. зр. Э. р. не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент Э. р. (доля Э. р. в массиве спонтанной речи) изменчив и зависит от активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся между ребенком и взрослым и между детьми-ровесниками.

В среде, где господствуют спонтанные, случайные связи и ребенок предоставлен самому себе, коэффициент Э. р. возрастает. Во время проведения символической игры он более высок по сравнению с обстановкой совместно организованной работы детей. С возрастом устанавливаются различия между игрой и экспериментированием, и коэффициент Э. р. уменьшается.

В 3 года он достигает наибольшей величины: 75 %от всей спонтанной речи. От 3 до 6 лет Э. р. постепенно убывает, а после 7 лет практически исчезает совсем. Там, где господствуют авторитет взрослого и отношения принуждения, процент Э. р. довольно высокий. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, процент Э. р. снижается.

Выготский придавал понятию «Э. р.» иное значение. Согласно его концепции, Э. р. — это «речь для себя», и в ходе развития она не исчезает бесследно, а превращается во внутреннюю речь. Пиаже высоко оценил гипотезу Выготского, одновременно подчеркнув своеобразие собственной концепции. Э. р. характеризуется, по мнению Пиаже, тем, что субъект недостаточно осознает значение своей позиции и личных возможностей в картине внешнего мира и проецирует в этом мире свои субъективные представления. (Л. Ф. Обухова.)

ЭДАЛТОМОРФИЗМ (англ. adultomorphism)— интерпретация поведения ребенка с т. зр. взрослого; неоправданная атрибуция (предикация) ребенку свойств, черт или процессов взрослого.

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС — см. Комплекс Эдипа.

ЭЙДЕТИЗМ (от греч. eidos — образ, внешний вид) — способность к запечатлению и сохранению во всех деталях образов предметов после прекращения их восприятия. Син. эйдетическая способность. Эйдетические образы отличаются от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие. Механизм не исследован.

ЭЙДЕТИК (англ. eidetiker) лицо, обладающее эйдетической способностью. По некоторым осторожным оценкам, среди детей Э. составляют около 5%, тогда как среди взрослых их в лучшем случае 1 на 1000.

ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ (англ. eidetic image)— проецированный образ (обычно зрительный, но м. б. и любой др. модальности), настолько четкий, ясный, красочный и дифференцированный по форме, что кажется бодрствующему субъекту перцептом (образом восприятия). Э. Йенш описал 2 типа Э. о.: 1-й тип — напоминающий растянутые во времени последовательные образы,обычно имеющие цвет, дополнительный по отношению к оригиналу; 2-й тип — напоминающий усиленные образы памяти. В описание Э. о. входят несовместимые характеристики послеобраза и представления памяти. Появление Э. о. только после окончания стимуляции, мимолетность и детальная отчетливость делают его похожим на послеобраз. Однако его независимость от движений глаз,отсутствие его перемещения при движениях глаз и возможность смотреть на его различные части, видя их с одинаковой четкостью, — все это означает, что Э. о. — это образ памяти. Длительность Э. о., как правило, не превышает 1 мин, но может в редких случаях достигать и 10 мин. Э. о. могут репродуцироваться в сновидениях, насильственных воспоминаниях, галлюцинациях. (Т. П. Зинченко.)


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)