АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мышление и воображение в композиторском творчестве

Читайте также:
  1. II. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокина.
  2. III. Дикарское мышление
  3. VI. ПЕРВОЕ ТЕОРЕТИКО-НАУЧНОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ, ИЛИ СОМНЕНИЕ В ВЕРНОСТИ ПУТИ ФИЛОСОФИИ
  4. А) Чтение Священного Корана и размышление над ним.
  5. Адаптация и оценочное мышление
  6. АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
  7. Активное воображение.
  8. Ваше мышление: совпадает или нет?
  9. Визуализация и воображение
  10. Воздействие на мышление через символы.
  11. Воля и воображение
  12. Воображение и коммерческий успех

Мышление является главнейшей детерминантой и операцио­нальной составляющей способа реализации программы дея­тельности. Как отмечалось в предыдущем разделе, уже на са­мых ранних стадиях творчества в сознании композитора фор­мируется обобщенный образ будущего сочинения — его «эвристическая модель», по терминологии М. Г. Арановского. Являясь плодом творческого воображения, эвристическая модель на протяжении всего процесса сочинения служит сис-темообразующим ориентиром мыслительных действий и опе­раций композитора. Как свидетельствуют данные наших экспериментальных исследований [67], такая модель на начальных стадиях творче­ского акта не обязательно должна быть воплощена в звуковой форме. Моделью может быть эмоциональный образ будущей композиции, обобщенное представление еще не оформленной в звуковысотном (ритмическом) отношении интонации. Процесс воплощения модели в звуковой форме существен­ным образом зависит от направленности и содержания мысли­тельной деятельности композитора. «Два типа целого и характер эскизной работы» — так на­звана одна из глав монографии А. И. Климовицкого, посвя­щенной анализу творческого процесса Л. ван Бетховена. Открывается эта глава высказыванием самого композитора: «Так как я сознаю, чего хочу, то основная идея не покидает меня никогда; она поднимается, она вырастает, и я вижу и слышу образ во всем его объеме, стоящим перед моим внут­ренним взором как бы в отлитом виде» [147, с. 79]. На основе расшифровки бетховенских рукописей А. И. Кли-мовицкому удалось вскрыть существенные с психологической точки зрения различия в характере мышления композитора, обусловленные содержанием и структурой исходного целого. В одном случае целое было прототипом, «копией» известных мировой музыкальной культуре моделей, в другом случае це­лое представляло программу бетховенских новообразований. Рассмотрим с психологической точки зрения некоторые ма­териалы, содержащиеся в работе А. И. Климовицкого. В каче­стве примеров «целого», несущего черты известных моделей,

176______________________________Бочкарев Л. /\. приводятся Ариетта для голоса в сопровождении фортепиано (ор. 82, № 1), песня «Довольный» (на слова Хр. Рейсига) — ор. 75, № 6, первый вариант Adagio Шестого квартета (ор. 18). Образцы бетховенского целого, несущего черты новаторства — его Седьмая симфония. Adagio Сонаты ор..106, второго варианта Adagio Шестого квартета. Песня «Довольный» из цикла «Шесть песен» (ор. 75) на­писана в традиционном бытовом песенном стиле, созвучна. немецким народным мелодиям. А. И. Климовиский отмечает, что Бетховен в данном случае строго следовал нормам типо­вой жанровой модели, рукопись похожа на беловик, процесс сочинения протекал очень легко, без творческих метаморфоз, изменения и поправки были внесены лишь в последних тек­стах. Ариетта также создана на основе типовой модели целого, обусловленной влиянием итальянской кантилены, итальян­ской манеры письма, которую осваивал в то время Бетховен. Жанровый прототип Ариетты — оперная ария как заключи­тельный раздел сцены (в первом обычно звучит речитатив). У Бетховена нет речитатива, но в эскизе есть моменты, например, декламационные квартовые ходы-восклицания, которые позво­ляют А. И. Климовискому утверждать, что композитор ориен­тировался на тип арии с предваряющим речитативом. Однако многое «бетховенское», содержащееся в эскизах, исчезло в окончательном варианте, который стал более итальянским: ликвидированы напряженные императивные обороты, смягче­ны типично бетховенские тональные сдвиги и т. д. В эскизах «Довольного» и «Ариетты» преобладает запись «подряд». Именно такой тип творчества был характерен для композитора добетховенского времени: записывать сочинение «подряд» и «подряд» его сочинять (от детали к целому)2. Процесс же работы над созданием творений бетховенского гения существенно отличался от творчества на основе типовой модели. Эскизы бетховенских шедевров представляют собой плоды неустанного поиска вариантов, связаны с ломкой традиций, в 1 Бах, по выражению Р. Маршалла, «сочинял со скоростью запи­сывающей руки», у Генделя, Гайдна «процесс сочинения и запись почти совпадали». Стоило Моцарту найти верное решение, как он был убежден в правильном развитии и завершении произведения [147, с. 32, 39, 40].

Композиторское творчество______________________177 отличие от записи «подряд» в них нет фиксации типичных деталей мелодии, гармонии. Даже в одном автографе — эскизе Седьмой симфонии со­держатся все признаки бетховенской мысли: красочность и богатство гармонического языка, контрастные динамические сопоставления, органически взаимосвязанные зародыши раз­личных тем симфоний, над которыми композитор работал од­новременно. Эскизы Adagio Шестого квартета, Adagio Сонаты ор. 106 являются не только свидетельством поиска оптимального ва­рианта медленной части, но и доказательством художествен­ного открытия: Бетховен а этот период творчества успешно отстаивал свою драматургию контрастов, отказавшись от принципов экспонирования, утверждая собственные, логичес­ки оправданные принципы сонатного развития, которые стали одним из самых ярких признаков его стиля. Характеризуя описанные выше два типа целого, Б. В. Аса­фьев подчеркивает, что в первом случае первотолчком творче­ства является не «момент изобретения, а моменты...отбора и нового художественного синтеза, но на основе... уже данных предпосылок», во втором случае целое как уникальное, непо­вторимое, индивидуализированное новообразование продикто­вано стремлением подчинить звучащее вещество суровым на­казом композиторского воображения» [147, с. 38].


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)