АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КЛЕЩ И АКТЕР

Читайте также:
  1. A. Характеристика нагрузки на организм при работе, которая требует мышечных усилий и энергетического обеспечения
  2. D. Физиологическое состояние организма, которое обусловлено характером питания
  3. I .Характер действия лекарственных веществ 25 мин.
  4. I. Общая характеристика договора продажи недвижимости
  5. I. Основные характеристики и проблемы философской методологии.
  6. II. Загальна характеристика ХНАДУ
  7. PR-текст, его сущностные характеристики
  8. S: Установите соответствие между категориями мобильности и характеризующими их признаками.
  9. S: Установить соответствие между типами общества и их характеристиками.
  10. А. Общая характеристика вены
  11. АБВГД и ПП- агрессия бактерий, вирусов, грибов, дрожжей и простейших паразитов.
  12. Аварии на химически опасных объектах, их медико-тактическая характеристика.

Скоро кончатся твои муки. Твое сознание прояснится.

Д. Хармс. “Окно”

Актер и Клещ не являются ключевыми фигурами горьковской пьесы. Они - типические образы бывших людей. Рисуя их характеры, Горький избегал ярких, контрастных мазков. Это фигуры статические, неизменные. Горький не дает им возможности раскрыться до конца, до философии, как это происходит с Лукой, или Сатиным, или Бароном. Клещ все время что-то делает. В первом акте примеряет ключи к старым замкам, в последнем - “чинит гармонию, порой пробуя лады”. Он слесарь. Бывший рабочий. Работа - смысл его жизни. Клеща тяготит быт костылевской ночлежки, мучит безделье: “Работы нет...” - кричит он Бубнову.

Явление Актера ознаменовано самой крылатой фразой столетия: “Мой организм отравлен алкоголем”. Он произносит ее гордо, как со сцены. Его память - сплошная прореха. В нее ссыпалась вся прошлая жизнь. Ничего не осталось. Лука что-то толкнул в его сердце, надежду затеплил. Ведь Актер в душе - Гамлет. Его фамилия Сверчков-Заволжский, в его голове еще плавают мутные образы прошлого: “В драме “Гамлет” говорится: “Слова, слова, слова”. Хорошая вещь... Я играл в ней могильщика”. Прочитав “Надне”, я не поленился и открыл “Гамлета”. Там два могильщика. Первый и второй. Второй произносит по ходу пьесы всего несколько реплик. Я думаю - это роль Сверчкова-Заволжского. Актер, перевирая, цитирует отрывки гамлетовских монологов. Он все еще играет свою трагедию. Он бесконечно театрален и этим любопытен. Он все декламирует: “Три копейки мне!.. - и, тут же опомнившись: - А впрочем, зачем мне нужны три копейки?” Он драматичен и умеет держать паузу. Он уже смирился с правдой “голого человека”.

Клещ отличается от Актера тем, что в нем нет успокоенности. Ему хочется работать. Он и в разговоры встревает, и разную дрянь в ночлежку натащил. Жену замордовал до смерти. Правда, когда Анна умирает, что-то в нем оттаивает, но совсем незаметно, и, кажется, - померещилось. Вот его надгробная речь: “Хоронить надо... а у меня сорок копеек всего...” - звучит, во всяком случае, трогательно.

Клещ все продает, чтобы схоронить Анну: наковальню, инструмент, ничего не оставляет. Его волнуют простые вещи. Кто кого в тюрьму “всадит” - “Васька Василису, или она его?”. И о старце Луке умно заметил: “Поманил, а дорогу не указал”. Не понимает Клещ, что дорогу надо искать каждому и в одиночестве.

Актер - весь в жесте, весь в позе. Ему полюбилась фраза об алкоголе. Он ее где надо и не надо говорит. Он болеет, он кашляет, он знает, что умрет, а умирать боязно. Ему вся мировая литература мыслится одним стихотворением автора “Б. Беранжера”. И хотелось бы ему в город с бесплатной больницей попасть, но только понятно ему, что дороги туда нет, заказана. И когда он осознает это до конца - жизнь теряет для Актера окончательную ценность и смысл. “Ушел!” - произносит он, уходя на пустырь умирать.

Клещ в конце пьесы смиряется. Выпив стакан водки, он говорит: “Ничего... Везде люди... Сначала - не видишь этого... потом - поглядишь, окажется, все люди... ничего”. В смирении - его настоящая трагедия. Актер пытается уйти из костылевского мира ценой собственной жизни. Клещ платит ту же цену, чтобы остаться на дне. Он успокаивает себя - все равны, все одинаковы в нищете своей.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)