АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2. М.-СПб. 1997. С. 796-797; 801-807

Читайте также:
  1. Na-катионирование воды второй ступени
  2. Великобритания в годы второй мировой войны
  3. Величина основного обмена у девочек несколько ниже, чем у мальчиков. Это различие начинает проявляться уже во второй половине первого года жизни.
  4. Внутренняя политика России во второй половине XIX в.
  5. Во второй половине XIII-XIV вв. под влиянием монголо-татарского ига появились новые тенденции в архитектуре. Назовите эту тенденцию.
  6. Возрастание социальной остроты проблемы общественной помощи слабоумным во второй половине XIX века
  7. Второй - середина 40 гг. - конец 60 гг. - значительное усиление теоретико-методологических концепций, что оказалось своеобразной реакцией на доминирование эмпирических традиций.
  8. Второй Азовский поход 1696 года
  9. ВТОРОЙ БЛОК
  10. Второй подход: логико-методологический.
  11. Второй раздел моего дипломного проекта – Электротехническая часть.

 

Заключение

 

...Распря между мужчиной и женщиной будет продолжаться до тех пор, пока они не признают взаимного равенства, то есть до тех пор, пока женственность будет увековечивать себя в качестве неизменной сущности, — кто более, мужчина или женщина, заинтересован в под­держании этой ситуации? Женщина, сбрасывая с себя оковы, хочет тем не менее сохранить свои прерогативы; а мужчина в свою очередь пред­почел бы сберечь свои привилегии и потребовать от женщины, чтобы та согласилась с определенными ограничениями. Монтень прав, говоря: «Легче обвинить один из полов, чем оправдать другой». Хулить или одобрять, подвергать порицанию или раздавать похвальные листы — тщетно. Ведь на самом деле очень трудно разорвать этот порочный круг, каждый пол одновременно — и жертва другого пола, и собствен­ная; между двумя противниками, соревнующимися в своей устремлен­ности к чистой, абсолютной свободе, легко можно было бы установить согласие: нужно только, чтобы война не приносила пользы ни одной из сторон; однако в том-то и сложность, что каждый из воюющих лагерей не только враг, но и сообщник, пособник своего противника; женщина готова сдаться, мужчина готов уступить; подобная позиция внушает со­мнения и не оправдывает себя: каждый зол на другого, каждый обви­няет другого в несчастьях, случившихся будто исключительно по при­чине уступок, из-за искушения пойти навстречу, проявить обходитель­ность, способность к пониманию; мужчина и женщина более всего не­навидят друг в друге свой собственный провал, поражение своих недоб­рых намерений, неудавшуюся низость.

Мы уже знаем, почему изначально мужчины подчинили себе жен­щин; девальвация женственности была необходимым этапом в челове­ческой эволюции; однако итогом этого могло бы стать сотрудничество обоих полов; угнетение одного пола другим объясняется склонностью человека бежать от себя, отчуждаясь в другом, в том, которого он угнетает; и сегодня в каждом отдельном человеке мы обнаруживаем эту тенденцию: большинство людей уступают этому порыву; муж ищет себя в своей жене, любовник — в любовнице, и все это с лицом каменной статуи, не показывая виду; мужчина ищет в женщине подтверждения мифа о своей мужественности, своем владычестве, немедленного под­тверждения реальности этого. «Мой муж никогда не ходит в кино», — говорит чья-нибудь жена, и таким образом некая мужская точка зрения запечатлевается в мраморе вечности. Однако сам мужчина — раб сво­его мифического двойника: какой нужен труд, чтобы сотворить этот об­раз, а ему постоянно грозит опасность! В любом случае он воздвигнут на своенравной женской свободе; воздвигнут несмотря ни на что; и мужчине необходимо постоянно поддерживать свое реноме — выгля­деть, производить впечатление мужественного, значительного человека, человека высших достоинств; он притворяется, ломает комедию, и с ним проделывают то же самое; он бывает агрессивен, встревожен, озабочен, неспокоен; если он враждебен по отношению к женщинам, так это из страха перед ними, и страх этот объясняется боязнью самого себя, того персонажа, с которым он слился. Сколько же времени, сил расходуется на то, чтобы справиться с комплексами, превозмочь их, одолеть разного рода сложности, придать поведению благородство и тем возвыситься, идеализируя свой облик; сколько же энергии тратится на разговоры о женщинах, на стремление и усилия их соблазнить, при­влечь их внимание, обольстить, наконец на страх перед ними! Да муж­чины сами себя освободили бы, дав свободу женщинам. Но именно это­го они страшатся более всего. И они упорствуют, что-то выдумывают, мистифицируют с единственной целью удержать женщину в ее оковах...

...Мир, общество, где мужчины и женщины были бы равноправны, не­трудно вообразить, так как это как раз то общество, которое обещала советская революция: женщины, получившие одинаковое с мужчинами воспитание и образование, будут работать вместе с мужчинами на од­них и тех же условиях и за равную зарплату; эротическая свобода не станет возмущать общественные нравы, сексуальный акт уже не будет «службой» за положенную плату; женщине придется иначе обеспечивать себя; брак станет свободным, и супруги смогут разойтись, когда захотят; материнство будет добровольным, что означает предоставление каждой женщине права самой контролировать рождение детей, делать аборт; каждой матери, каждому ребенку гарантированы равные права, незави­симо от того, рождены ли дети в браке или нет; оплаченный отпуск по бе­ременности, а после рождения ребенка забота о нем общества не означа­ют, что ребенка забирают у родителей, он просто не остается на их пол­ном попечении, часть забот о нем берет на себя общество.

Однако достаточно ли изменить законы, институты, нравы, обще­ственное мнение, весь социальный контекст, чтобы женщины и мужчи­ны стали действительно равными? «Женщины всегда останутся женщи­нами», — заявляют скептики; другие же ясновидцы пророчествуют, что женщина, лишенная женственности, не сможет измениться настолько, чтобы стать подобной мужчине, и превратится в чудовище. Такие ут­верждения должны означать, что современная женщина — это чистое творение природы; повторим еще раз: в человеческом обществе сегодня ничего нет от самой природы и женщина наших дней также продукт развития цивилизации; вмешательство другого в ее судьбу — изначаль­ная данность, и если бы оно было иначе ориентировано, то привело бы к совсем иному результату. Ни гормоны, ни таинственные инстинкты не определяют женскую природу, женскую сущность, все зависит от то­го, как ощущает себя сама женщина; отталкиваясь от восприятия ок­ружающих, как она относится к своему телу, каково ее мировосприя­тие…

...Женщина отнюдь не является игрушкой в руках загадочной судьбы; оценка присущих ей особенностей зависит от того значения, которое им приписывается. Если смотреть на них, исходя из новых перспектив, эти особенности могут подвергнуться переоценке. Как мы уже знаем, в эротической жизни женщина испытывает зависимость от мужчины, которая зачастую бывает ей ненавистна. Однако это не означает, что из-за своей физиологии женщина обречена вечно жить на коленях. Мужская агрессивность выглядит как величайшее достоинство лишь в обществе, целиком и полностью нацеленном на утверждение мужского превосходства. В этих условиях женщина проявляет абсолютную пас­сивность только потому, что изначально считает себя обязанной быть пассивной. Многие современные женщины, хотя и борются за свое че­ловеческое достоинство, воспринимают эротическую жизнь как рабст­во....

... Сам факт бытия в качестве че­ловеческого существа значим гораздо более, чем все особенности, от­личающие одного человека от другого. Превосходство не может быть данным раз и навсегда. То, что древние называли «добродетелью», оп­ределяется на том уровне, «который зависит от нас». Два начала борют­ся в представителях обоих полов: плотское и духовное, конечное и трансцендентное. И мужчины и женщины подвержены влиянию времени, их подстерегает смерть, они имеют ту же глубокую потребность друг в друге. Благодаря свободе и те и другие могут обрести истинное величие, и если они сумеют правильно ею воспользоваться, то надуман­ные преимущества каждого из полов рассыплются в прах и, возможно, между мужчинами и женщинами возникнет подлинное братство.

Мне могут возразить, что все эти рассуждения утопичны, посколь­ку, чтобы «переделать женщину», обществу необходимо поставить ее в реально равные условия с мужчиной, сделать ее равной мужчине; что же, консерваторы никогда не упускали случая подчеркнуть, что это вопрос из числа тех, что вращаются по замкнутому кругу. К счастью, ис­тория не движется по кругу. Бесспорно, если одну часть общества держать в униженном состоянии, она и будет униженной, неполноценной. Однако свобода способна разомкнуть этот порочный круг; предоставьте неграм право голосовать, и они станут достойны этого права; позвольте женщинам нести ответственность за жизнь в обществе, и они справятся с этим; но дело в том, что совершенно напрасно ждать от угнетателей добровольной щедрости, великодушия. Между тем бунт притесненных, а также перемены внутри привилегированной касты создают новую ситуацию. Пришлось ведь мужчинам в собственных интересах частично раскрепостить, эмансипировать женщину: женщинам нужно. лишь продолжать свое восхождение, этому будут способствовать достигнутые успехи; почти очевидно, что через какое-то время они добьются подлинного экономического и социального равенства, а за этим последует и их внутреннее преображение…

…Освободить женщину — значит отказаться ограничивать ее лишь отношениями с мужчиной, но это не значит отрицать сами эти отношения. Существо для себя, она будет тем самым существовать и для мужчины. Каждый из них, видя в другом независимого субъекта, останется для него Дру­гим. Взаимодополняемость в их отношениях не уничтожит того чуда, которое порождается делением человеческих существ на два пола, неуничтожит желания, обладания, любви, грез, любовных приключений. Сохранят свой полный смысл и волнующие нас понятия: давать, побеж­дать, соединяться. Напротив, только тогда, когда будет покончено с рабским состоянием половины человечества, когда разрушится основанная на нем система лицемерия, деление человечества на два пола обретет свое подлинное значение, а человеческая пара — свой истинный облик. «Прямым, естественным, необходимым отношением человека к человеку является отношение мужчины к женщине, — сказал Маркс. Из характера этого отношения становится ясным, до какой степей» мужчина воспринимает самого себя как представителя рода, как чело­века; отношение мужчины к женщине — это самое естественное отношение одного человеческого существа к другому человеческому суще­ству. Здесь проявляется, до какой степени естественное поведение мужчины стало человеческим, иначе говоря, до какой степени проявле­ния человеческого существа стали его естественной сущностью, до ка­кой степени его человеческая природа стала его собственной, естествен­ной природой».

Прекрасно сказано. Именно в существующем мире человеку надле­жит добиться торжества царства свободы; и чтобы одержать эту выс­шую победу, в числе прочего мужчине и женщине необходимо возвы­ситься над своими естественными различиями и заключить между собой подлинно братский союз.

 

- Что подразумевает С. де Бовуар под равенством мужчин и женщин? Какими ей видятся пути его достижения?

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)