АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет этики и ее место в структуре философского знания

Читайте также:
  1. C.) Сообщение о местоположении курсора, указывается
  2. E) «место стонов и рыданий врага»
  3. I I этап развития Медицинской этики - становление монотеистических религий
  4. I. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
  5. II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
  6. III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования
  7. АЛКОГОЛЬНО-ТАБАЧНЫМ ЛОББИСТАМ – НЕ МЕСТО
  8. Аналогичный ему по строению дикаин, примерно в 10 раз активнее кокаина. Сейчас широко применяются более сложные по структуре соединения (например, анилид тримекаин).
  9. Бахрах Д. Н. О предмете административного права в России // Государство и право. 2003. № 10. С. 31-38.
  10. Бюджетне право як підгалузь фінансового права, його предмет, система та джерела
  11. В понятиях происходит объективация сознания в форме мысленного обнаружения и терминологического определения отдельных объектов и явлений действительности.
  12. В предмет и метод статистики

Слово «этика» возникло из древнегреческого «ethos», которое в разные времена имело различные значения. Первоначально оно означало местонахождение, общее жилье, потом – обычай, темперамент, характер, стиль мышления, а также устойчивую природу какого-либо явления. Античные философы Эмпедокл (ок. 490 – ок. 430 до н.э.), Демокрит (ок. 460 – ок. 370 до н.э.) использовали его, характеризуя прочную, устойчивую природу конкретных явлений: этос (сущность) первоэлементов об 'объективного мира, человека. Позднее выдающийся мыслитель античности Аристотель (384-322 гг до н.э.) взяв за основу значение этоса как характера, темперамента, образовал прилагательное «ethicos» – «этический» для обозначения особой группы человеческих добродетелей – мудрости, мужества, умеренности, справедливости т.п. – отличая их от добродетелей разума. Науку о этические добродетели (личностные качества), достоинства характера человека Аристотель назвал «ethice» (этика). Так в IV в. до н. есть. этическая наука получила свое название, которое носит и сегодня. Этика – философская наука, которая исследует природу, сущность, возникновение, развитие, структуру, функции морали, ее проявления в различных сферах деятельности. Всего этика является наукой, которая исследует мораль, своеобразной теорией морали, выясняет ее сущность, природу, происхождение, историческое развитие, место в системе общественных отношений, сущность и особенности нравственного сознания, нравственных отношений, исследует общественно-политические, психологические механизмы, благодаря которым реализуются нравственные нормы, суждения, оценки. Предметом этики является мораль как форма индивидуального и общественного сознания, общие закономерности их бытия. На уровне обыденного сознания слишком распространенным является отождествление морали с этикой. Одной из причин их неразличение является психологическая склонность людей отождествлять то, что представлено в их сознании, с реальным, а не представлено – с несуществующим. Эту точку зрения пытаются аргументировать утверждениям о нецелесообразности раздвоение мира. Однако философия (этика является философской наукой) помогает осознать познаваемое (в данном случае – мораль) принципиально отличается от знания о нем (этики) по способу бытия. Познаваемое существует объективно, а знания о нем – субъективно, т.е. в сознании. Отличается познаваемое от знания о нем и по содержанию, правда не принципиально: познаваемое имеет множество свойств, а его теоретическая модель представляет лишь некоторые из них, в лучшем случае – общие и существенные, что является основанием для признания познаваемости мира, включая и морального феномена. Однако самые совершенные знания морали и понимания глубин этической науки не могут заменить человеку самую мораль. Соотношение морали и этики можно передать такой модели: "мораль в себе" (Представления, чувства, эмоции, субъективные проявления воли) – "мораль для нас" (мораль, "одетая" в материальную оболочку языка и речи, то есть "омовлена" мораль и нравственность) – этика как теоретическая модель морали, ее интерпретация (толкование) и обоснование. Сердцевиной этой модели является система категорий. Иллюзия тождества морали и этики возникает в связи с тем, что этика использует те же сроки, что и "омовлена" мораль. Непосредственно эта наука связана с языком морали (приемами и средствами обоснования моральных норм), но косвенно – с "моралью в себе" (соответствующими представлениями, чувствами, эмоциями, волевыми актами, сущность и значимость которых раскрывается путем интерпретации терминов, которыми обозначают проявления морали). Чтобы понять сущность отношения морали и этики, необходимо принять во внимание: если в суждениях морали нравственные понятия, например "добро", "назло", выполняют роль логических сказуемых (предикатов), т.е. известного, то в этике они стоят логических подлежащих (суб объектов), то есть неизвестного. Пример моральных суждений: "Правда есть добро", "Ложь есть зло. Пример этических суждений: "" Добро "- категория этики, …", "" Зло "- категория этики," Следовательно, суждение этики зачастую дефинитивных, т.е. суждениями-определениями. Однако то, что в системе морали считают известным и благодаря чему любой поступок людей приобретает определенности, в системе этики рассматривают как неизвестно, что требует соответствующего исследования. Выяснение и обозначение предмета этики предполагает принципиально иное видение модели человеческого бытия, чем традиционное. Центром ее является человек как суверенное единица бытия, своеобразная монада (простейшая неделимое единство), цельная суверенная личность, способная к саморегулированию, самосовершенствованию, самореализации, самостимулювання. Социальная реальность рассматривается как внешнее по отношению к человеку образование, постоянно врывается в его бытия, предъявляя многочисленные требования в форме юридических законов, административных распоряжений, норм, правил, предписаний. Все они ощутимо влияют на деятельность, поведение, духовный мир человека. Несмотря на то, каждый человек является безграничным, индивидуальным, уникальным миром, миром-космосом. Этика меньше беспокоится непосредственно детерминированной деятельностью и поведением человека при отсутствии выбора. Ее прежде всего интересует реализация человеком свободы своей воли, то есть деятельность, при которой человек руководствуется не практически-утилитарными, политическими или иными локальными (не выходят за определенные границы) мотивами, но мотивами, ориентированными на безусловные, абсолютные общечеловеческие ценности, которые постигаются с помощью представлений и чувств, отмеченных термином "добро". Именно эта деятельность и процесс интериоризации личностью нравственного требования в самовимогу (моральный долг), предшествующего этой деятельности, составляют эпицентр этических учений. Этот сложный, противоречивый, длительный и нередко мучительный процесс можно описать только с помощью системы категорий этики. Все другие вопросы, относящиеся к предмету этики, являются производными. Такое понимание предмета этики близкий аристотелевском, в котором этика занимала промежуточное место между психологией и политики. Известно, что ни одна человеческая сообщество не могло существовать и развиваться без согласования различных противоречивых (часто противоположных) интересов людей, соблюдение определенных взаимных обязанностей, правил поведения, которые постепенно стали привычными, общепринятыми, превращались в обычаи, традиции, устойчивые нормы нравственного поведения. Следовательно, общество в процессе исторического развития выработало особый социальный инструмент для регулирования и направления поведения каждого человека, чтобы она не только не разрушала, а также укрепляла общественный организм. Этим инструментом (социальным институтом) общественной самоорганизации и есть мораль. Мораль существует в двух формах: личные моральные качества (милосердие, ответственность, скромность, честность и др.) и совокупность норм общественного поведения и оценочных представлений (например, «не укради», «не убий» и т.д. и «справедливо», «порядочно», «доброжелательно»и др.). Моральные качества характеризуют личность с точки зрения ее способности к общению с себе подобными и сосуществование с ними. Они выступают как черты характера и проявляются во взаимоотношениях с другими людьми.


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)