АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие. Общая характеристика.В слове «развитие» (развитие) ясно звучит «развертывание» чего-то, что в свернутом виде уже существовало до начала данного процесса

Читайте также:
  1. S: Установите соответствие между типом общества и экономическим развитием данного общества.
  2. VII. Человеческое развитие и массаж
  3. Адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, автора Н.В.Нищевой.
  4. Анализ реализации республиканской целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия на 2011-2016 годы»
  5. Ангионевротическая - первоначально развивается ангионевроз сосудов с ишемическим повреждением тканей отростка, а затем инфицирование и развитие воспаления.
  6. Артерии. Морфо-функциональная характеристика. Классификация, развитие, строение, функция артерий. Взаимосвязь структуры артерий и гемодинамических условий. Возрастные изменения.
  7. Белорусизация и развитие литературы и искусства.
  8. В-3. Циклическое развитие экономики. Причины, фазы.
  9. ВВЕДЕНИЕ В АКУШЕРСТВО. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АКУШЕРСТВА. РАЗВИТИЕ ПЛОДА.
  10. Взгляд на развитие психики В. С. Мухиной
  11. Вклад А.Файоля в развитие управленческой мысли
  12. Вклад П.Друкера в развитие мировой управленческой мысли.

Общая характеристика. В слове «развитие» (развитие) ясно звучит «развертывание» чего-то, что в свернутом виде уже существовало до начала данного процесса. Словарь Даля подтверждает это впечатление: «развивать, развить — развертывать, раскручивать, расплетать, распускать». (Противоположное этому — свивать, завивать. От слова «свивать» происходит «свивальник», ограничивающий движения младенца и препятствующий его самостоятельному развитию.) Даль приводит пример: «Эта отрасль промышленности у нас в большом развитии» и сразу подчеркивает — «оборот не русский, если по-русски сказать, получится: промысел этот шибко пошел». Так что во времена Даля слово «развитие» еще воспринималось в этом переносном абстрактном значении как новое, недостаточно устоявшееся.

Само слово, таким образом, выражает определенный взгляд на обозначаемый им пооцесс, однако взгляд этот сложился давно и не всегда отражает современные представления о процессе. В философии под развитием понимают изменение, но не любое, а направленное, необратимое и закономерное. Хаотические изменения объекта, при которых его свойства меняются случайным образом, обычно не называют развитием. Совокупность же закономерных изменений приводит к возникновению нового качества, т.е. к изменению состава или структуры данного объекта.

Для прояснения понимания развития Аристотель предложил категории «потенция» и «акт» или, говоря современным языком, возможность и действительность. Эти категории были выдвинуты в полемике с философами элейской школы (от города Элея, основные представители — Ксенофан, Парменид, Зенон), которые отрицали саму возможность любого изменения, развития: если нечто существует, говорили они, то оно уже есть; если не существует, то никак не может появиться: ничто есть отсутствие всего, в том числе и возможности появления чего-либо. Предлагая эти категории, Аристотель тем самым утверждал принципиальную возможность появления чего-то нового, пока еще не существующего.

Современные научные представления позволяют рассматривать развитие живого организма как развертывание, раскрытие изначально имеющихся свойств: наследственные программы, действуя в реальных условиях среды, определенного окружения, превращают генотип (схему, план будущего организма) в фенотип (сам реальный организм). Развитие личности как системы более высокого уровня организации связано со специфически человеческими видами активности — общением, учением, познанием. Индивидуальная культура человека складывается в сложном многомерном поле культуры сообщества, под действием разнонаправленных влияний — из этого материала развивающаяся личность вырабатывает свою собственную культуру, строит саму себя. «Жить — значит развиваться», — говорил Альфред Адлер.

Развитие и эволюция. Когда мы говорим о развитии какого-то объекта, мы обычно имеем в виду, что этот объект как-то совершенствуется, улучшается, усложняется. Действительно, если в процессе развития происходит усложнение структуры объекта и дифференциация его функций, если повышается уровень его организации, такое развитие называют прогрессивной эволюцией. В противоположном случае говорят о регрессе, упадке, деградации. Следует, однако, помнить, что сложные системы развиваются неравномерно. Возможны даже случаи, когда одни качества объекта прогрессируют, а другие, наоборот, деградируют, и вынести однозначное суждение об общем характере процесса оказывается невозможным. Относительный характер оценок развития обусловлен и субъективностью взглядов наблюдателей: один может считать прогрессом то, что другому представляется упадком.

Развитие в самом широком смысле слова есть синоним эволюции. Интересно, что латинское слово «evolutio» означает совершенно то же, что и слово «развитие» по-русски — развертывание. Идея эволюции как закономерного изменения мира относительно молода, она — детище XIX века. Самыми заметными фигурами в утверждении эволюционного взгляда на мир являются Чарлз Дарвин в биологии и Георг Гегель в философии. Эволюционизм впервые берется исследовать становление естественных систем (органических и социальных) в процессе их взаимодействия со средой. С появлением эволюционной теории все вопросы, касающиеся естественных систем, приобретают новое — процессуальное — измерение, а идея адаптации (приспособления к среде) разворачивает проблему зарождения и становления живых и социальных систем в двух планах: развития вида (филогенез) и индивидуального развития (онтогенез).

С этого времени все проблемы развития приобретают своеобразную двуликость: любой вопрос, связанный с формированием признака, органа, какой-либо системы приспособления к среде, относится сразу и к индивидуальному, и к филогенетическому развитию. Всякий этап развития сложной системы связывает ее прошлое и будущее: он определяется всем пройденным системой путем и сам определяет дальнейшее направление ее развития.

Идея эволюции быстро распространилась в культуре, заставила по-новому взглянуть на общество, его социальные институты и отдельного человека Эрнсту Геккелю принадлежит популярная формулировка так называемого биогенетического закона: онтогенез повторяет (в свернутом виде) филогенез. Насколько точно повторяет и в чем именно — это предмет специальных изысканий и специальных раздумий, но в каком-то приблизительном (т.е. приближающем к более адекватному истолкованию реальности) или пусть даже метафорическом смысле этот закон показал свою плодотворность. Для нас здесь наиболее интересно его применение к психическому развитию человека в онтогенезе и филогенезе: развитие ребенка во многом повторяет (в свернутом виде) развитие рода человечного — многие психологические наблюдения и концепции хорошо согласуются с этим законом.

Становление и развитие. Особую проблему всегда составляет становление системы. Чтобы начать развиваться, система должна как-то возникнуть. Вопрос о том, с какого момента биологический или социальный объект можно считать существующим, имеет отнюдь не только академический характер. С какого момента оплодотворенная яйцеклетка, например, может считаться организмом? А когда о ребенке уже можно говорить как о личности? Пытаясь отвечать на подобные вопросы, уместно вспомнить древнегреческий софизм «Куча»: два камня — еще не куча, три камня, пять, семь камней — все равно не куча, а вот тысяча камней наверняка уже образует кучу. Сколько же надо камней, чтобы их совокупность можно было назвать кучей?

Однозначно ответить на такие вопросы, по-видимому, нельзя. В момент появления младенца на свет еще никак нельзя сказать, что он — личность, а лет через 40 в обычном (не патологическом) случае уже нет никаких сомнений в том, что личность существует. Пытаясь же сколько-нибудь точно указать момент появления личности в процессе индивидуального развития или момент превращения стада первобытных полуобезьян в человеческое сообщество, мы обязательно наталкиваемся на трудноопределимый период своеобразной «подготовки» к появлению объекта, которую, как правило, и обозначают понятием «становление».

В этот период внешний наблюдатель иногда уже может разглядеть отдельные черты будущего объекта, но они еще не складываются в то определенное целое, которое наблюдателю известно (пусть приблизительно) по другим образцам. Отделить становление от развития нелегко, и для философии образования это крайне существенно: размышляя о становлении и развитии личности, она рассматривает, как правило, именно тот период, когда личность только формируется, но еще не выявилась вполне. Впрочем, по некоторым представлениям (Эрик Эриксон) личность формируется на протяжении всей жизни человека, а по другим, религиозным, вся наша земная жизнь — лишь подготовка к чему-то настоящему.

Эволюция естественных систем. Особого внимания заслуживает созданная в рамках философии теория эмерджентной эволюции. «Emerge» no-латыни — появляюсь, возникаю. В этой теории различают два типа изменений, возникающих в процессе эволюции: результанты и эмердженты. Первые суть закономерные и предсказуемые следствия внешних воздействий, они не содержат ничего качественно нового, т.е. такого, чего в принципе нельзя было бы предвидеть при анализе исходного состояния системы. Вторые, эмердженты, — качественно новые свойства и признаки, они несводимы к исходным и непосредственно не обусловлены ими, их появление невозможно предсказать.

Смысл различия нетрудно показать на примерах, которые использовались при обсуждении свойств систем. Основные уровни существования и организации систем — неживая материя, жизнь, психика. Формами существования неживой материи являются элементарные частицы и поля. Современная наука знает: живые существа состоят из тех же элементарных частиц, что земля, вода и воздух. Однако, пользуясь только теми представлениями, которые разработаны в физике и химии, разгадать тайну жизни не удается. Аналогичным образом психику невозможно разглядеть, исследуя способы соединения нейронов в сети или как-то иначе комбинируя элементы предыдущего уровня организации систем, психическое так же не сводится к живому, как живое — только к материальному. Эмерджентность означает именно несводимость системных качеств целого к свойствам его элементов и невыводимость свойств целого из свойств элементов.

В последние десятилетия сформировалась новая дисциплина высокой степени общности, рассматривающая процессы развития с учетом всего накопленного в естественных науках опыта исследования разного рода систем. Она называется синергетикой (от греч. синергетикос — совместный, согласованно действующий). Синергетика пытается построить модели процессов возникновения более высоких уровней организации из более низких. В этой дисциплине выдвинуты такие интересные концепции, как самоорганизация и возникновение порядка из хаоса, подчеркивается естественный, спонтанный характер механизмов самоорганизации (Илья Романович Пригожий).

Процессы самоорганизации характерны для сложных систем, взаимодействующих с миром по законам вероятности: системы самозарождаются, поддерживают присущий им уровень сложности организации и способны развиваться путем накопления и переработки прошлого опыта Своеобразие развития сложных систем состоит в том, что происходящие в них изменения нередко являются результатом стремления системы к сохранению достигнутого уровня организации. Живым и социальным системам свойственно стремиться к сохранению культуры — системы моделей, уже доказавшей свою достаточно высокую адекватность внешнему миру.

Навязать системе путь развития, который не соответствовал бы ее внутренней структуре, нельзя; можно лишь способствовать или препятствовать ее собственным тенденциям развития. В связи с этим воздействия на систему бывают парадоксальными по эффекту; сильные (большой энергии) воздействия могут не оказать никакого влияния или оказаться разрушительными, а слабые, но резонансные (соответствующие структуре, тенденциям развития системы) могут быть чрезвычайно продуктивны в плане развития. Случайное резонансное воздействие на систему в период неустойчивости состояния может существенно повлиять на ее дальнейший путь. («Проблема управляемого развития принимает, таким образом, форму проблемы самоуправляемого развития» — Людмила Николаевна Князева, Сергей Павлович Курдюмов.)

Особенно важно, что процесс развития сложных естественных систем является необратимым: после того как изменения произошли, вернуться к исходному состоянию системы уже невозможно. (Создатель кибернетики Норберт Винер иллюстрировал эту ситуацию с помощью притчи об обезьяньей лапке, исполняющей желания. Пожелав богатство, ты его получишь, только исполнение этого желания может оказаться сопряженным, например, со смертью близких.) Каждое воспринятое системой сообщение меняет ее способность к восприятию новых сообщений, поэтому эволюционный или исторический процесс невозможно вернуть к пройденной фазе развития — уже изменился сам объект. «Искусственное может быть детерминированным и обратимым, естественное же непременно содержит элементы случайности и необратимости» (Илья Романович Пригожий, Изабелла Стенгерс).

Развитие и образование. В философии образования принято различать образование естественное, идущее в процессе повседневного общения и взаимодействия людей, и образование организованное, которым занимаются специально выделенные и подготовленные люди — работники образования: учителя, воспитатели и другие многочисленные представители системы образования. (Л.Н. Толстой говорил об образовании «бессознательном, жизненном» и образовании «школьном, сознательном», которые всегда шли и идут рядом, пополняя одно другое.) Как указывал Джон Дьюи, одна из тяжелейших проблем, с которой должна справиться философия образования, — найти способ поддержания должного равновесия между неформальной и формальной, случайной и преднамеренной составляющими образования.

В естественном развитии человека в семье и обществе в целом велика роль случая. В рамках системы образования более существенна роль преднамеренности, роль порядка, организованности, целенаправленности. Человечество еще не научилось поддерживать равновесие между этими аспектами образования, и построить образовательную систему, оптимально способствующую развитию всех ее участников, до сих пор, в сущности, невозможно. Есть, однако, немало образовательных систем (учреждений), которые стремятся на практике решить проблему, поставленную Дьюи. Что же касается ее теоретического решения, то оно по-прежнему составляет основную задачу философии образования.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)