АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Собор в Солсбери

Читайте также:
  1. Архітектура Київської Русі. Собор святої Софії.
  2. В 1569 году в Бресте был созван собор для провозглашения унии православной и католической церквей. Что явилось результатом его работы?
  3. Вселенские соборы
  4. Покровский собор храм Василия Блаженного
  5. Собор примирения
  6. Спасо-Преображенский собор
  7. Троицкий собор

Собор был построен в южной части города на участке, открытом для обозрения со всех сторон. Симметричное, крестообразное в плане здание имеет вполне развитую, намечавшуюся еще в Линкольнском и Кентерберийском соборах двухтрансептную систему. План собора в Солсбери состоит практически из одних прямоугольников. Большой, просторный трансепт пересекает здание посередине; снаружи это средокрестие увенчано башней. Трехнефный, с двумя трансептами и очень большим хором, храм имеет длину 140 м. Строго осевая структура плана. Интерьер выдержан в простых пропорциональных отношениях. Ширина боковых нефов равна половине главного. Своды во всех частях собора, за исключением средокрестия - крестовые, характерные и для французских соборов. В объемной композиции собора отражена четкая организация его внутреннего пространства. Внутри храм хорошо освещается. В здании много мраморных колон и витражей. Большинство колон, что находятся в соборе, сделаны их камней, что находились на территории замка. В основном это был мрамор. Доминирует высокая башня над средокрестием, завершенная стройным шатром. Западный фасад также прост по общей композиции, но богато украшен скульптурой, нишами и геометрическим орнаментом. В соборе в Солсбери, как и в большинстве других английских храмов, эта ориентация на решение декоративных задач более заметна в интерьере, чем во внешнем виде. Эти особенности, как и высокая башня над средокрестием, были наиболее характерны для английской готики.

Кентерберийский собор. Самая старая часть – восточная – сохранила романские черты. Длина собора составляет 160 м. Композиция здания очень сложна, оно состоит из большого числа следующих друг за другом помещений и окружено пристройками, поэтому собор снаружи не производит цельного впечатления. Над множеством разновременных построек царит огромная четырехгранная башня над средокрестием. Еще две башни возвышаются над собором с западной стороны. Между ними располагается огромное витражное окно, типичное для английской «перпендикулярной готики». Большое светлое пространство нефа обрамлено с двух сторон стройными колоннадами. Хор Кентерберийского собора является самым ранним образцом готики в Англии. К нему примыкает венец капелл, хранящих в своих стенах множество реликвий и произведений средневекового искусства. Центральный неф храма – большой и светлый. С двух сторон его обрамляют ряды колонн, капители которых украшены «плетенкой» – любимым мотивом английского средневекового искусства. Боковые нефы имеют огромные стрельчатые окна в ажурном обрамлении. Эти окна – одни из самых высоких в Великобритании.

 

 

11. Арх. Древнерусского государства. Градостроительство. Инженерные сооружения. Княжеский замок- дворец.

Конец 10- начало 11 века начало активного строительства на Руси. Это совпало с крещением Руси.

Основа города – крепость-детинец. Планировка хором и дворцов отличается от изб: несколько срубов приставленных другк другу. Срубы разной высоты. Окольный град – наружная городская ограда в древнерусских городах. Особую роль играли храмы. Храм возвышался над городом.

В 10-11 в. Возникло множество городов. Центр города: княжеский двор и церковь.

Инженерные сооружения: Водоотводные дренажные сооружения (Смоленск, Новгород, Псков, Москва) Для отвода подземных вод предназначалась бочка, труба и водоотводник

ЛЮБЕЧ — древнерусский город (ныне поселок городского типа в Репкинском р не Черниговской обл. Украины). К IX веку здесь возник небольшой городок с деревянными стенами. За грядою холмов - курганный могильник и место, с которым предание связывает языческое святилище. Среди всех этих древних урочищ возвышается крутой холм, до сих пор носящий название Замковой горы. Раскопки показали, что деревянные укрепления замка были построены здесь во второй половине XI века. Могучие стены из глины и дубовых срубов большим кольцом охватывали весь город и замок, но замок имел и свою сложную, хорошо продуманную систему обороны; он был как бы кремлем, детинцем всего города. Замковая гора невелика: ее верхняя площадка занимает всего лишь 35x100 метров, и поэтому все строения там были поставлены тесно, близко друг к другу. Замок отделялся от города сухим рвом, через который был перекинут подъемный мост. Ворота с двумя башнями имели довольно глубокий тоннель с тремя заслонами, которые могли преградить путь врагу. Пройдя ворота, путник оказывался в небольшом дворике, где, очевидно, размещалась стража; отсюда был ход на стены, здесь были помещения с маленькими очагами на возвышениях для обогрева замерзшей воротной стражи и около них небольшое подземелье с каменным потолком.
В глубине "двора стражи" возвышалось самое высокое здание замка - башня (вежа). Это отдельно стоящее, не связанное с крепостными стенами сооружение являлось как бы вторыми воротами и в то же время Могло служить в случае осады последним прибежищем защитников, как донжоны западноевропейских замков. В глубоких подвалах любечского донжона были ямы -хранилища для зерна и воды.
За донжоном открывался небольшой парадный двор перед огромным княжеским дворцом. Дворец был трехъярусным зданием с тремя высокими теремами. Нижний этаж дворца был разделен на множество мелких помещений; здесь находились печи, жила челядь, хранились запасы. Парадным, княжеским, был второй этаж, где имелись широкая галерея - "сени", место летних пиров, и большая княжеская палата, украшенная майоликовыми щитами и рогами оленей и туров. Если Любечский съезд князей 1097 года собирался в замке, то он должен был заседать в этой палате, где можно поставить столы примерно на сто человек.
В замке была небольшая церковь, крытая свинцовой кровлей. Стены замка состояли из внутреннего пояса жилых клетей и более высокого внешнего пояса заборов; плоские кровли жилищ служили боевой площадкой заборов, пологие бревенчатые сходы вели на стены прямо со двора замка. Вдоль стен были вкопаны в землю большие медные котлы для "вара" - кипятка, которым поливали врагов во время штурма.

 

 

Вопрос 13. Архитектура Черниговского и рязанского княжеств (Борисоглебский собор, церковь Параскевы Пятницы)

Борисогле́бский собо́р — усыпальница князей рода Давидовичей, построенная в 1120—1123 года. Борисоглебский собор является характерным образцом черниговской архитектурной школы XII в. крестовокупольный, шестистолпный, одноглавый (высота главы собора 25 метров). сохранился до сегодняшних дней во многом лишь благодаря тому, что был построен из очень прочного кирпича, который в свою очередь был искусно выложен строителями храма. Фасад собора декорирован рельефами и барельефами в «зверином стиле», который был господствующим в древнерусской архитектуре XII столетия. Однако, не смотря на это Борисоглебский собор в Чернигове имеет свою уникальность: орнаменты с фантастическими птицами на фасаде храма, грифонами является характерной чертой именно черниговской архитектуры ХII века.Фасады украшены полуколоннами, рядом декорированных ниш, аркатурным фризом под закомарами, трехступенчатыми порталами. В северной и южной стенах - 6 ниш-аркасолий для княжеских захоронений. Сохранились остатки аркады галереи, которая опоясывала строение. Фасады покрывает слой тонкой штукатурки, расчерченной под каменную кладку из квадров.

церковь Параскевы Пятницы 1главый 4столпный, в толще зап стены лестница на хоры, оборонительное значение, центральная часть увенчана главой с 12 окнами, ступенчатые арки опираются на квадратные столбы. в строительстве участв визвнтийские мастера, Особ-ть!: столбы широко расставлены, что расширяет помещение, хоры узкие, апсиды декор-ны вертикальными тягами, наверху решетчатый пояс и фризы из ниш в центре апсиды - 3окна в бок по одному. кладка: 2 кирп стены, заполн камнем и кирп боем на растворе. через 5-7 рядо кладку делали сплошной!!!- арки были выложены выше сводов, барабан поднимался над стенами- новшество над порталами бровки, выше –фриз.

 

Вопрос 15. Отражение политических и природных условий в архитектуре Новгорода. Культовые сооружения 12 в. (георгиевкий собор Юрьева монастыря, церковь спаса на нередице)

Формирование новгородской архитектурой школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. Уже в данном памятнике заметны отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности. Храмы Новгорода эпохи феодальной раздробленности уже не поражают огромными размерами, однако в них сохраняются основные черты данной архитектурной школы. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. Выдающимся памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198). Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен. Расцвет новгородского зодчества относят ко второй половине XIV века. Вершиной и эталоном архитектуры данного периода являетсяцерковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде. Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками.

Георгиевский собор Юрьева монастыря. Построен в 1119 году, памятник древнерус архитектуры домонгол периода. собор размеры: длина 26,8 метров, ширина 18,3 метра, высота 32 метра и является самым большим из храмов Юрьева монастыря (в Новгороде собор по своим размерам уступает толькоНовгородской Софии). собор имеет смешанную кладку стен (сочетает каменные блоки и кирпич). Оригинальная кровля была позакомарной и покрыта свинцовыми листами, позднее её заменили четырёхскатной, сохранившейся до настоящего времени. Собор увенчан тремя асимметрично расположенными главами: главный купол венчает средокрестие, второй купол (внутри него располагался особый придел для уединённой монашеской службы) поставлен над квадратной лестничной башней, пристроенной к северо-западному углу собора сбоку от нартекса, а третья малая глава уравновешивает вторую.Собор крестово-купольный, шестистолпный, трёхнефный, имеет три алтарных апсиды. В соборе устроеныхоры для присутствия на богослужении князя и его семьи. На хорах располагались два придела:Благовещения и святых Бориса и Глеба.

церковь Спаса-Нередицы близ Новгорода (конец XII в.), в которой определилась типичная для послед развития русского зодчества форма — необычайно простая, призматическая, близкая к кубу. Фактически она возникла из больших храмов, таких, как киевская и новгородская Софии, но там было пять внутренних нефов и пять куполов в основной чисти здания, здесь же эта система еще более упрощается, вводятся лишь три продольных нефа и только один купол. Выявление внутренней структуры сооружения снаружи — характерная черта, проявившаяся уже в самых ранних сооружениях Древней Руси, обнаруживается здесь на фасадах — трехчастное деление, внутренние своды определили появление арок-закомар, на восточной стене трем нефам соответствуют три алтарные апсиды. Единственный купол поддерживается четырьмя внутренними столбами. Купол, как и во всех древнерусских храмах, был шлемовидным. Типичны узкие, щелевидные окна на фасадах и на барабане купола. Церковь покрыта обмазкой и побелена. Лепные детали на фасадах почти отсутствуют. Слегка неровные, «текучие» линии штукатурных поверхностей фасадов, углов здания, лопаток, закомар придают сооружению мягкую пластичность. Церковь Спаса-Нередицы была разрушена немецкими фашистами, но в настоящее время восстановлена. Первоначально она вся была расписана фресками — от пола и до купола включительно. Фрески сохранились на уцелевшей части сооружения. Изображены святые и различные религиозные сюжеты.

 

Вопрос 17 Особенности арх. Новгорода 14 века (церковь Федора Стратилата на Ручью, церковь Спаса Преображения на Ильине Улице)

Церковь Фёдора Стратила́та на Ручью́ — храм XIV века в Великом Новгороде.классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода. Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, построенные в XVII веке. Церковь Феодора Стратилата на Ручью стала эталоном для новгородских зодчих последующих поколений. Фресковая роспись церкви датируется примено второй половиной XIV века. Она сохранилась, хоть и фрагментарно, но на всех стенах, сводах и арках храма.

церковь Спаса Преображения на Ильине Улице, являясь характерной постройкой своего времени, отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Она относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолп квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Фасады имеют трёхлопастное завершение. Сейчас кровля восьмискатная, придающая завершениям фасадов треугольную форму. Храм облад выраженной высотностью, а форма кровли придаёт ему динамичность. Наружный декор отличается редким богатством. Фасады, как это обыкновенно делалось, разделены лопатками на три прясла. Сверху прясла окаймлены двойными арками.Узкие вертикальные окошки объедин в группы. Сверху над ними обрамления — бровки. В некоторых местах окна дополн нишами. Оконные проёмы и ниши имеют как полукруглое, так и стрельчатое завершение. Апсида оформлена вертикальн тягами с двумя рядами арочек обрамляющих окна. В качестве декоративного мотива использованы бегунец и поребрик, украшающие барабан купола и верхние контуры прясел. фасады украшены многочисленными крестами: рельефно выложенными или каменными резными. Выложенные кресты имеют ступенчатое основание — голгофу, асимметрично размещены на плоскостях фасадов. Интерьер храма имеет ярко выраженную крестообразность. Преображенская церковь, как и другие крестово-купольные храмы Новгорода того времени, имеет особые замкнутые помещения (каморы), расположенные по углам здания на уровне хор. На хоры ведет лестница внутри западной стены здания. Хоры представляют собой деревянный настил между двумя помещениями в западных углах храма — приделами святой Троицы и святых Космы и Дамиана. Третья камора расположена в юго-восточным углу над диаконником, она могла служить сосудохранительницей. Подъем в нее осуществлялся по деревянной лестнице через люк в междуэтажном перекрытии. Первоначально с запада к храму примыкал притвор с небольшой звонницей. На фасаде сохранился след от его цилиндрического свода.

 

Вопрос 19 Отличительные черты Псковской ар-ры 12-13 века. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, Троицкий собор

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря выстроен из плинфы и камня до 1156 г. крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. Центральный объём здания имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока. Таким образом, первоначально храм имел снаружи чётко выраженную крестообразную форму. В интерьере центральное крестообразное пространство соединялось с угловыми только небольшими проходами. Однако уже в процессе первоначального строительства были добавлены надстройки над западными углами. Позднее храм был перестроен и его форма утратила первоначальный замысел. Храм является одним из лучших примеров русской архитектуры домонгольского периода. Расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции.

Свято-Троицкий кафедральный собор в Пскове — православный храм, кафедральный собор Псковской и Великолукской епархии. Входит в состав архитектурного ансамбля Псковского крома и является главным его строением. Несущую функцию выполняют шесть мощных столбов, на которые опираются подпружные арки. Собор имеет два боковых придела и закрытую галерею, соединенную с притвором. В первом ярусе собора устроена церковь во имя преподобного Серафима Саровского, за алтарем которой находится усыпальница, сохранившаяся с древнейших времен. В настоящее время в соборе открыты для богослужений четыре придела: в верхнем ярусе — Троицкий, Казанский и Александро-Невский, в нижнем — Серафимовский. Иконостас Серафимовского придела в 1988 году расписан знаменитым иконописцем архимандритом Зиноном. Во второй ярус ведёт крыльцо с широкой лестницей.
Расположенный в Кремле, в историческом центре Пскова, Собор виден за десятки километров от города. Двухэтажный, четырёхстолпный, пятиглавый храм построен в формах русского зодчества XVII века с использованием местных псковских традиций. Высота его 72 метра. На второй этаж ведёт высокое крытое крыльцо с 33 ступенями. Под кровлей храма собраны шесть церковных престолов. В подцерковье находится усыпальница псковских архиереев и князей.

 

 

Вопрос 21. Спасо-преображенский собор одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм — самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной руси.Стены выложены в полубутовой технике из прекрасно отесанных и положенных почти насухо белокаменных блоков. Толщина стен — от 1 м 30 см до 1 м. Высота храма в древности составляла около 22 м. Фундамент ленточный (проходящий к столпам от стен), сложен из крупного булыжника на извести. Глубина — 1,2 м, доведен до слоя плотной глины. Он значительно шире стен — выступает на 1 м с севера и 1,5 м с востока.

Декор храма очень строг. Барабан украшен поребриком и городчатым поясом, по верху апсид проходят аркатурный пояс, поребрик и резной полувал.Во время раскопок в храме в конце 1930-х гг. были обнаружены майоликовые плитки жёлтого, зелёного и коричневого цвета, устилавшие пол. Более нарядные плитки, белые с голубым орнаментом, вероятно, украшали хоры.

Ярославский успенский собор. Первый каменный храм Ярославля начали строить в 1215 год. В 1643-1646 храм был разобран и на его месте был выстроен возведён одноэтажный пятиглавый собор с 55-метровой колокольней. Собор представлял собой крупный шестистолпный пятикупольный храм, повторящий традицию соборов XVI в., был расписан в1671-1674. Южный придел Василия и Константина Ярославских и паперти в стиле классицизма пристроены в 1832-1833, перестроены в псевдорусском стиле в 1891-1892. Второй придел - Князь-Владимирский - помещался в южной апсиде собора. Отдельно стоящая четырёхъярусная колокольня в русско-византийском стиле построена в 1836 вместо старой шатровой.

Церковь Покрова на Нерли. построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м). От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, слегка вытянутый по продольной оси (около 8 х 7 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) четверик и глава. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.

Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создает очень ясный конструктивный «рисунок» храма.

Стены церкви украшены резными рельефами.

Дмитриевский собор одноглавый, четырёхстолпный, трехапсидный. Первоначально храм окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX в.). Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных.

 

 

Вопрос 23. Раннемосковское зодчество: характерные черты, периодизация. Культовая ар-ра (Успенский собор на городке в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Серггиева монастыря, Спасский собор Андронникова монастыря)Раннемосковское зодчество продолжило традиции владимир-суздальского.

Раннемосковское зодчество (к. 14- нач. 15 вв.): одноглавые, изящные, скромные и ясные храмы, приподняты на высоком цоколе; закомары с килевидными завершениями; на фасаде, апсидах, барабане – тройная лента резного орнамента; окна узкие; порталы перспективные.

Успенский собор на Городке Успенский собор - это небольшой крестово-купольный четырёхстолпный храм, увенчанный одним куполом. С восточной стороны храм имеет три алтарные апсиды, западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальныхпрясла, завершенных закомарами. Вертикальные членения фасадов выполнены в форме лопаток с примыкающими к ним тонкими полуколонками, завершенными изящными резными "сноповидными" капителями. Такими же полуколонками разделены и алтарные апсиды, а их стены декорированы тонкими вертикальными тягами. Широкая тройная лента резного растительного орнамента, сменившего аркатурно-колончатый пояс домонгольских построек, делит фасады храма по горизонтали. Верхнюю часть алтарных апсид и барабана купола украшает двойная лента из такой же каменной резьбы. В центральных пряслах фасадов располагаются обрамленные арками на колоннах перспективные порталы. Первоначальные узкие и вытянутые по вертикали окна (сохранились только в верхних боковых частях фасадов и посередине центральной апсиды) так же имели тонкое обрамление. Кровля храма первоначально имела позакомарное покрытие. Помимо закомар, завершающих каждое из прясел, ступенчатый верх собора был усложнен четырьмя угловыми закомарами и поясом декоративных кокошников в основании барабана купола. В отличие от владимиро-суздальского зодчества формы закомар и кокошников, а также. Легкое сужение всех его форм кверху подчеркивает стройность здания. Его высота и устремленность вверх подчеркнуты так же ступенчато-повышенной конструкцией сводов, выраженной снаруже через усложненную форму кровли.

Троицкий собор Троицкий собор представляет собой небольшую четырёхстолпную церковь с одной главой и тремя невысокими апсидами.Стены завершаются килевидными закомарами, форму которых повторяют два ряда кокошников, организуя переход к башнеобразному барабану со шлемовидным куполом и крестом простого рисунка.Но несмотря на небольшие размеры собор производит впечатление величественного и мощного сооружения.Этот эффект достигается наклоном стен к центру здания и усиливается пирамидальным сужением кверху высокого барабана и его постамента, а также применением подобного приёма в построении порталов, окон, кокошников и пр.Стены собора выложены из правильных блоков белого камня. Узкие окна подчёркивают толщину и массивность его конструкций.Единственным украшением фасадов Троицкого собора служит широкий пояс из трёх лент «плетёного орнамента». Он зрительно стягивает тело храма

Спасский собор Андронникова монастыря одноглавый четырехстолпный белокаменный храм на высоком подклете. Его фасады традиционно разделены на три части.С востока расположен троечастный алтарь, по центру других фасадов расположены перспективные порталы. Собор Спасо-Андроникова монастыря резко отличается от других собор своим усложненным построением: углы его четверика значительно понижены и крестообразный объем со сводами, скрытыми за килевидными центральными закомарами, четко выделен. Этот объем несет четырехгранный постамент с трехлопастным завершением каждой грани, на котором стоит восьмигранник, увенчанный главой на стройном барабане. Построение композиции здания таково, что все эти понижения и повышения объемов, полуокружности и четверть окружности кокошников-закомар находятся в полном подчинении центральной оси постройки. Именно эта пирамидально поднимающаяся уступами вертикаль и является главным элементом художественного облика собора.Той же идее подчинен и интерьер храма. Его пространство не загромождено хорами. Оно логично нарастает от более низких углов к ступенчато повышенным средним сводам, а от них к еще более повышенным подкупольным аркам и, наконец, устремляется в подкупольный световой барабан. Барабан, прорезанный восемью окнами, завершается восемью окнами, завершается полусферическим сводом и шлемовидной главой, сделанной непосредственно по куполу.

 

 

Вопрос 25. Деревянное зодчество типы церквей

Древнерус деревянные храмы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»). Клетский храм — один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями. Наиболее древние из них, к которым, в частности, относится церковь Ризоположения из села Бородава, имели безгвоздевую конструкцию скатов крыш и не имели главок. «Безглавые храмы» на Руси существовали вплоть до XVII века.[1]До XX века были наиболее распространёнными. Их архитектура имела много общего с жилыми строениями. Составлялись из нескольких прирубленных друг к другу клетей: алтаря, моленного зала, трапезной, приделов, притворов, папертей и колокольни.

В русском деревянном зодчестве шатёр является распространённой формой завершения деревянных церквей. Так как с древнейших времен деревянное строительство на Руси было преобладающим, то большинство христианских храмов так же строилось из дерева. Типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать формукупола. Вероятно, именно техническими трудностями вызвана замена в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями. Конструкция деревянного шатра проста, её устройство не вызывает серьёзных затруднений. Несколько (чаще всего восемь) бревен сводятся в верхней точке, образуя ребра шатра. Снаружи шатёр обшивают досками и иногда покрывают лемехом. Сверху на него ставится небольшая главка с крестом. Интересен факт, что в деревянных храмах шатёр делался глухим, отделяясь от интерьера храма потолком. Это вызвано необходимостью защитить интерьер храма от атмосферных осадков, при сильном ветре проникающих через покрытие шатра. Варианты шатрового храма:шатровый восьмерик с прирубами создающий образ храма-башни;восьмерик на крестообразном в плане основании;восьмерик на четверике, когда прямоугольное в плане здание выше переходит в восьмиугольный сруб-восьмерик, перекрытый шатром;шатёр венчает не восьмерик, а сруб, имеющий шесть, реже — десять сторон.

Многошатровый храм -сочетание столпов — восьмигранного и нескольких восьмериков на четверике. Примеры: Троицкая церковь в погосте Ненокса (1727) Архангельской области

Ярусный храм —— нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков.Примеры: церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1653) (она же Старо-Вознесенская церковь) в ТоржкеТверской области,церковь Рождества Иоанна Предтечи (1697) Ширкова погоста Тверской области, где высота здания, равная почти 45 метрам, подчёркнута сокращением четвериков и остротой клинчатых восьмискатных кровель,

Комбинация из множества глав.Примеры:Преображенская церковь в Кижах (1714 год) — 22-главый храм,церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Вытегорский погост), Вологодская область, воссоздана в Невском лесопарке, Ленинградская область (1708 год, сгорела в 1963 году, воссоздана в 2008 году) — 25-главый храм.

 

 

Вопрос 27. Инженерное стр-во середины 15-16 веков. Архитектура каменных церквей: Вознесения в селе Коломенском, Покровского собора «что на рву» (Василия Блаженого)

Церковь Вознесения Господня в Коломенском В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенны и ренессанснымипилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

Как показал С. С. Подъяпольский, в здании имели место многочисленные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями проемов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.). В отношении готических элементов (общей столпообразности и многих элементов декора, прежде всего сам их вимпергов) исследователь полагал, что Петрок Малый применил их как стилизацию под «местную» архитектуру, так как уловил в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики.

На галерее располагается монументальный трон, снаружи приставленный к восточной стене церкви и повернутый спиной к алтарю.Высота храма составляет 65 метров. Куполов всего 11. Десять куполов над храмом (по числу престолов):


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)