АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сердце как логово зла

Читайте также:
  1. Арбитражная судебная система РФ. Роль судебной системы в разрешении экономических споров, включая споры, связанные с применением налогового законодательства.
  2. Благоухающее сердце
  3. Гибкий, устный, поздний, рыбка, зимовье, сердце, пятно, редкий, полезный
  4. Глава 19. Карма: сердце – это наш сад.
  5. Глава 20. Расширение нашего круга: неделимое сердце.
  6. Группировка расходов организации, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций
  7. Диалоговое общение.
  8. Добротность аналоговой вычислительной машины
  9. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы ( 251 ст. НК)
  10. Елементи діалогового вікна
  11. И СЕРДЦЕ ОМЫЛОСЬ СЛЕЗАМИ
  12. Контрольные соотношения показателей налогового расчета по авансовому платежу (налоговой декларации)

Проповедь № 732, прочитанная Ч.Г. СПЕРДЖЕНОМ на утреннем богослужении в воскресенье 27-ого января 1867 г.в Метрополитен Табернакл, Ньюингтон

"Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления"

Мф. 15:19

Никогда не вредно лишний раз напомнить, что религия имеет отношение к душе, или сердцу. Неискоренимый недостаток человека заключается в том, что он поддается искушению и забывает, что Бог есть дух, и всякое поклонение, воздаваемое Богу, должно быть поклонением духовного свойства. Эта греховная наклонность человека полностью проявляется в идолослужении. Вместо того чтобы воздавать почести великому Невидимому, и любить Его всем сердцем, человек ставит идолов из камня и дерева, кадит и поклоняется им, восклицая, "Вот мой бог!". Когда идолослужение не облекается в столь грубые, откровенные формы, оно принимает иную, ничуть не менее оскорбительную для Бога форму. Человек оправдывается, мол, невозможно с усердием поклоняться Богу, не удерживая Его в памяти с помощью того или иного внешнего предмета; а затем тайком внедряет своего идола, потакая порочному своему внутреннему существу произвольным богослужением и обрядоверием. Бог требует поклонения души, а люди поклоняются Ему телом. Бог просит о душе, а люди служат Ему устами. Богу интересны их мысли и ум, а люди приносят Ему хоругви, одежду и свечи. Когда же человеку стыдно уже от самой мысли о языческих суевериях, он спешит доставить своему Творцу плоды любящего сердца, желает покорить свой разум учению великого Создателя, и предать все дарования свои на службу Всевышнему. Сколь ни болезненным было бы послушание, сколь ни суровым - наказание, сколь ни тягостным - воздержание, сколь ни истощилась бы его сума, и сколь ни велики были бы издержки его винного чана или магазина, человек предпочтет пострадать от чего угодно, но поклонится Всевышнему с истинным исповеданием греха и доверится в искренней вере определенному свыше Спасителю. И в веке нынешнем, как впрочем, и в прошлые века, стражи нашего Израиля обязаны наставлять в необходимости поклоняться духом, ибо древнее язычество еще живо между нами, отличное по форме, но неизменное по содержанию. Мы говорили об идолослужении как о чем-то погребенном в Афинах и отправленном к праотцам в Риме, но оно, это идолослужение, живо и до сего дня существует в пьюзеизме. [От англ. Puseyism - ист., часто пренебр., другое название "трактарианизм", т.к. система принципиальных положений высокой церкви была изложена в серии трактатов, изданных в Оксфорде (1833-41) английским богословом Эдуардом Б. Пьюзи (1800-82), одним из лидеров религиозного, т. н. оксфордского, движения в Англии - католизирующего направления англиканской "высокой церкви" 19 в. - Прим. ред. ] Люди по природе своей остаются как всегда идолослужителями. Вот и в наши дни ничто иное как пропагандируемое в магазинах игрушек пьюзеистов идолослужение оскверняет простоту нашего богослужения, проталкивая ребяческие символы и эмблемы прежде той возвышенной истины, что Богу следует поклоняться в духе, и приближаться к Нему только при посредстве искупительной жертвы Единородного Сына Его.

Надеюсь, в это воскресное утро вы не осудите меня за то, что я намерен привлечь ваше внимание на краткое время к чему-то внешнему, каким бы безвкусным или простым это внешнее вам ни казалось. Я прошу вас теперь обратиться именно к человеческому сердцу. Именно к вашим собственным сердцам, слушатели мои, спасенные и неспасенные, именно к собственной внутренней сущности я прошу вас теперь обратить сосредоточенные мысли. Мой сегодняшний текст - это зеркало, в котором каждый человек может рассмотреть себя; он может увидеть здесь не то лицо, какое видит всякий день, но свое сердце, нравственную сущность, внутреннего человека. Итак, Тот, Который не обманет и Которого невозможно обмануть, открывает грех сердца человеческого и, выворачивая его наизнанку, препарирует и запечатлевает.

Приступая к этому тексту, мы рассмотрим прежде одну уничижительное учение, изложенное в нем; после чего все остальное время посвятим догмам, близким этому тексту по духу, на которые он, этот текст, и укажет нам.

I. ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ НА УНИЧИЖИТЕЛЬНОЕ УЧЕНИЕ, которое Спаситель открывает нам в этом тексте. Он говорит, что источником всех форм нравственного зла является сердце. Христос упоминает здесь не более или менее умеренные формы греха, но самые вопиющие; прелюбодеяние, убийство, хуление - все это не общезначимые слова, и указывают они не на общераспространенные грехи. Обвинение, выдвинутое этим текстом против человеческой природы, является одним из наиболее серьезных обвинений, какие можно выразить словами. Спаситель говорит прямо, без обиняков; Он не ведет сладких речей, Он говорит о наиболее отталкивающих формах человеческой греховности, утверждая притом, что все они исходят из человеческого сердца. Находятся деятели, которые утверждают, что грех случаен, искони не присущ сердцу человека; однако, Спаситель утверждает, что эти преступления исходят из сердца человека. Некоторые говорят, что эти преступления суть ошибочные суждения человека, что общественный строй в определенные моменты давит на людей так, что они, не умея вести себя иначе, согрешают, поскольку ошибочные суждения толкают их на путь злодеяний. Однако Спаситель увязывает происхождение этих преступлений не с головой и головными ошибочными суждениями, а с сердцем и его нечистыми страстями. Он называет вещи своими именами: частью человеческой природы, производящей этакий ядовитый плод, является не отрасль, которую можно отпилить и выбросить прочь, не конечность, которой можно лишиться, но сама суть и существо человека - его сердце. В действительности Христос говорит, что похоть источают не одни глаза; похоть исходит из глубины души порочного существа. Разве необузданной рукой совершается убийство? Нет, но необузданным, своенравным сердцем. Разве человек крадет только потому, что опрометчиво поддается искушению? Нет, отвечает Спаситель, ибо кража есть, прежде всего, результат истечения алчной страсти, обитающей во внутреннем человеке, которому присущи страсти - чувствования, выведенные грехом из нормального состояния. Всякое зло, упоминаемое в нашем тексте, проистекает из неотъемлемой части человека, его внутреннего человека - вот что, как мне кажется, Спаситель подразумевает под словом "сердце". Сердце и есть квинтэссенция, подлинная сущность человека; это и есть твердыня Города Человека; источник и водоем человеческой души, причем все остальные элементы, образующие структуру человеческой души, можно сравнить с системой подземных коммуникаций, как бы берущих начало от этого источника и расходящихся по улицам этого Города. [Город Человека - аллегорический образ из книги Джона Буньяна "Духовная война"; человек в общем проявлении, его квинтэссенция, называемая "душой", в которой Бог запечатлел Свой образ и подобие. - Прим. ред. ] Спаситель указывает на важнейшую движущую силу в системе человеческой души, и восклицает: "Вот оно зло". Будучи великим Врачевателем, Христос возлагает руки на самое сущность человеческой природы, и восклицает: "Вот болезнь". Проказа греха гнездится не в голове, не в руках и ногах, а в самом сердце; яд, проникший во внутренность организма, отравляет все периферические органы.

Под словом "сердце" мы обычно понимаем страсти, и, несомненно, страсти человека суть источник его преступлений. Это происходит потому, что человек любит всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью не своего Творца, а только себя, и тем самым нарушает в угоду себе законы, установленные его Создателем. Дела человеческие оскверняет то, что человек не любит судов справедливых, законов верных и заповедей добрых, и находит удовольствие в ложной клятве и злоумышлениях против ближнего. Понятно, что все это сводится к одному, если понимать под словом "сердце" квинтэссенцию человека, или его страсти; итак, получается одно и то же, если видеть квинтэссенцию человека в нечестивости, а страсти его почитать искаженными чувствованиями. Человеческая душа в своей сущности, совокупности внутренних, важнейших свойств, испорчена основательно, в высшей степени. Воспользуемся словами премудрого Иеговы: "Помышление сердца человеческого - зло от юности его", "Вся голова в язвах, и все сердце исчахло", "Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено".

Рассмотрим в уничижении мутные потоки нечистоты, которые, как говорит Спаситель, проистекают из сердца человека. Он говорит о злых помыслах. Некоторые не придают значения злым помыслам, но Бог судит иначе, поскольку Он судит человеческие дела не по внешним проявлениям побуждений бренной плоти, а по страстям внутреннего человека, которыми те дела бывают возбуждены и продиктованы. Злые помыслы являются таким же злом, что и злые дела, ибо, проследив истоки зла до его корней, мы найдем то побуждение, которым продиктовано это зло, а само побуждение в свою очередь приведет нас в область помыслов. Таким образом, злые помыслы, которые на первый взгляд кажутся не столь греховными, как злодеяния, на самом деле являются гнездилищем для закона и души греха. Люди иногда спрашивают: "Неужели из-за каких-то мыслей нас приговорят к смерти?"; но лучше бы им знать, что они, несомненно, если не покаются, погибнут из-за греховных помыслов; и пусть их греховные помыслы никогда не воплотятся в злодеяниях, вина их от того не уменьшится ни на гран. Если бы этим людям и удалось укрыться в монастырских кельях, чтобы избежать того, к чему подстрекает их греховная сущность, осознавая, как пред Богом, свою способность пойти в определенных условиях на любой мыслимый и немыслимый грех, они осуждали бы самое свое сердце нисколько не меньше сердец тех, что нашли и пользуются всякой возможностью грешить. Норовистая лошадь не становится спокойнее только оттого, что удары кнута не дают ей разбить экипаж вдребезги; но так же и человеку ничуть не легче от ограничений, накладываемых преданием, и оттого, что Провидение не дает ему совершить всего, к чему склоняет его нечестивое сердце. Несмотря на то, что падшесть бедной человеческой природы пребывает за решеткой законов и в темнице страха наказания, человеческое сердце остается по существу логовом чудовищ; пусть только владелец его отопрет дверь, и вы вскоре увидите на все, что они способны.

Злые помыслы исходят из сердца. Такие, например, как богохульство, недобрые помыслы о людях; греховные мысли, несбыточные иллюзии и подлые страсти, таящееся во рту под языком зло, и так далее. Множество людей, не совершивших на первый взгляд никаких видимых грехов сластолюбия, тем не менее, испытывают плотские влечения и, наслаждаясь ими, грешат в сердце. Множество людей не осмеливаются совершать воровство в реальности, тем не менее, тысячи раз совершают его в сердце. И тот, кто не имеет дерзости поносить Бога устами, проклинает Бога в своем сердце тысячи и тысячи раз. Злые помыслы суть следы того, что кроется в сердце. Злые помыслы не били бы извнутрь ключом, если бы там их не было. Злые помыслы не приходили бы на сердце, когда бы они не были присущи душе.

Далее наш Господь говорит об убийствах, имея в виду, как понимает Иоанн, всякое проявление непростительного, не имеющего оправдания гнева. Взрывы страсти и приступы несносного характера, в которых нам хочется убить или обидеть, оскорбить и задеть людей, и с радостью наказать при первой же возможности, относятся к тому же классу, что убийства. Сами убийства суть проявления низменных страстей человеческого сердца. Если бы искр этих страстей в сердце человека не было, никакому искушению не удалось бы раздуть их в пламя. Не потому ли человек творит убийства, что почитает себя лучше других? Всякому очевидно, что так и есть. Следовательно, именно потому, что страсти не творят правды, они ведут человека к свершению этих ужасных злодеяний. Злодей сидит у домашнего очага, и мысленно убивает людей, и, сидя дома, он вонзает в них кинжалы из слов, ибо по природе своей он зол, самолюбив и нечестив.

Далее по очереди Господь упоминает прелюбодеяния. Люди никогда не предавались бы своим грязным похотям, если бы таковые не были дороги их внутреннему человеку. Люди потому и предаются этим похотям, что они сладки для души. Если вол напояется водою, то потому, что жаждет; и, если человек увлекается постыдными страстями, то потому, что душа его жаждет удовлетворения. Кто никогда не предавался подобным деяниям, тем не менее, бывает, размышлял о таковых, и в этом случае его сердце осквернено пред Богом.

Нанесение ущерба ближним посредством кражи также проистекает от сердца. И опять-таки, разве не оттого, что мы возлюбили себя больше Бога, и больше ближних своих, поддаемся мы искушению желать чужого, и жадностью побуждаемы бываем действовать обманно, мошеннически? И вот перечень доходит до ложного свидетельства. Но что это опять, как не убийственная ложь в угоду своему внутреннему человеку? Разве это не свидетельство недостатка подлинной любви к нашим ближним и нашему Богу? Этот перечень завершается упоминанием о хулениях Бога. Но что за этим стоит, как не сердце, ставящее себя превыше Бога, и затем стремящееся растоптать Бога посредством оскорбительных, бранных и ругательных эпитетов в отношении Его? Сердце - вот источник всего зла. Не было бы никаких убийств, никаких прелюбодеяний; это точно, не было бы никакого богохульства, коли сердце человека было чистым и праведным; если бы человек любил, прежде всего, Бога, то этих преступлений не могло быть в принципе; но сердце человека исполнено зла, отсюда и все злодеяния.

Спаситель не находит нужным доказывать, что все подобное зло исходит из сердца; Он констатирует, и только потому, что это самоочевидно. Когда видишь, откуда проистекает нечто, становится ясно, что вначале это нечто находилось там. Прошлым летом я обратил внимание на шершней, крупных ос, постоянно вьющихся возле гнилых бревен в моем саду; я видел, как они то и дело влетают и вылетают из этих бревен, и пришел к верному, как мне кажется, умозаключению: там было осиное гнездо. Думаю, к такому выводу пришел бы всякий здравомыслящий человек. Наблюдая шершней греха, вьющихся возле человека, мы тотчас предполагаем, что в нем пребывает грех. Взглянем на источник, из которого бьет прохладная и вкусная вода. Но разве вы не выведите отсюда того, что где-то находится водоем, который питает этот источник? Если вы, будучи столь неблагоразумным, не сделаете подобного вывода, то вас просто поднимут на смех. Зная же о том, что всякого рода злые помыслы, убийства и низменные страсти воистину исходят из человеческого сердца, вовсе нетрудно прийти к заключению о том, что все это должно пребывать в нем; а так как всякий человек в той или иной мере впадает в тот или иной грех, мы понимаем, что в каждом человеке находится обильный источник греха, тайный водоем греха, пропасть скрытого зла, от которого происходит зло внешнее.

Если же все-таки вам понадобится какое-то обоснование всего этого, могу предложить ряд следующих наблюдений. Никто и никогда не нуждался в каком-либо наущении греху. Хотя бывают школы добродетели, нет никакой необходимости открывать школу порока. У вашего дитяти злые помыслы появятся сами по себе, так что посылать его за этим в дьявольский детский сад не понадобится; ребята, не познавшие воровства на примере окружающих, дети, воспитанные в духе чести и непорочности, бывают уличены в мелком воровстве уже в раннем детстве. Мошенничество и ложное свидетельство, представляющие собой разновидность лжи, столь обычны, что язык, который никогда не произносил ложного свидетельства, по всей видимости, является синонимом языка, который ни разу не произнес ни одного слова. Надо ли искать причину этого явления в пороках образования или в самом человеческом естестве? Мошенничество и ложное свидетельство столь широко распространены, что даже там, где ухо слышит только самую истинную правду, дети научаются лгать, и люди научатся лгать, и по обыкновению лгут и любят злословить своих сотоварищей, все равно соответствуют ли их злые слова истине или нет, свидетельствуя ложно и столь ревностно, что кажется совершенно отвратительным явлением. Что же скажем, здесь проблема образования или воистину проблема порочного сердца? Бывает, что люди нарочно пускают о других клевету, зная, что этот плод их уст не нуждается ни в каких-то заботах, какие обычно проявляют в отношении собственного потомства, ибо помойное ведро клеветы можно выплеснуть на улицу, и первый же прохожий поднимет эту грязь и вынянчит ее, и эта клевета вскоре пойдет триумфальным маршем по всему свету; между тем как правда, которая была бы к чести доброго человека, будет забыта, пока Бог не вспомнит о ней в судный день. Грешить никого и никогда не наущают. Стоит только крошечному крокодилу вылупиться из яйца, как он начинает действовать как его родитель; так, он с яростью кусает палку, сломившую скорлупу. Змееныш, едва родившись, вздымается и начинает шипеть. Вы можете вскормить тигренка у себя в квартире, но вскоре он станет таким же кровожадным, каким бы он сделался в джунглях. То же самое происходит и с человеком, ибо он грешит так же естественно, как молодой лев, алчущий крови, или змееныш, припасающий яд. Грех есть его квинтэссенции; грех заражает его сокровенную душу.

Хуже всего то несомненное обстоятельство, что человек грешит во всех мыслимых обстоятельствах. Вам приходилось много слышать о романах, посвященных простоте, наивности человеческой природы: раньше была такая теория, что простодушный дикарь видел Бога во всяком облаке и слышал голос Его в ветре. Когда же путешественники начинают исследовать образцовых простодушных дикарей, какими жалкими представителями рода людского предстают таковые! И сами философы, некогда выставлявшие таковых образцами чистоты человеческой природы, вынуждаемы бывали передумывать, и утверждать, что, дескать, таковые представляют собой промежуточное звено между человеком разумным и обезьяной. Вот какой становится простодушная природа! Вретища условностей снимают, мошеннические уловки убирают, и вот дитя природы предстает обнаженным во всей "красе". О, какое весьма "симпатичное" дитя! Пусть тот, кто восхищается им, поживет рядом с ним, и убедится сам, как опозорятся пред ним самые настоящие животные. Природа дикаря, в общем, такова, что ни слыхом слыхать, ни пером описать, ибо некультурный человек представляется весьма и весьма опустившимся и испорченным. Однако станет ли он лучше, получив высшее образование? Я полагаю, что не было народа, образованнее древних греков, тем не менее, история учит тому, что личность даже лучших философов и мудрецов Древней Греции, таких, например, как философ Сократ и архонт Солон (Мудрый афинский правитель, реформатор; античные предания причисляли Солона к семи греческим мудрецам. - Прим. ред.), была запятнана пороками, претившими разуму. В новое время мы имеем довольно свидетельств тому, что ни само по себе невежество, ни ученость, греха обуздать не в силах. Невежда научается греху без всяких книг, как впрочем и ученый научается греху в не меньшей степени, несмотря на свои познания. Одним из самых образованных народов нашего времени являются индусы, но каков нравственный облик индуса? Побывавшие среди индусов не осмеливаются говорить о всем, что им приходилось наблюдать, и миссионеры передают нам только шепотком о том, что они видели в храмах, где индусы собираются на богослужения, и где в подножии богов, по всей видимости, им надо было бы проявлять лучшие из природных свойств своих, однако, все это столь абсолютно непристойно, что и говорить о том страшно, ибо просто унизительно знать, что нечто подобное в человеческом обществе творится. "Да-а-а...", - скажете вы, "некоторые народы порочны, все равно культурные или дикие; но что же скажем в отношении христианской цивилизации?". Ну, что же скажем, так называемые христиане едва ли лучше других народов. Человек религиозный ничем не лучше человека нерелигиозного, если его религия не трансформирует его сердце и не делает из него нового человека. Сердце под одеждой христианина остается таким же скверным как и под шкурой бушмена, если благодать не обновит его. Возьмите и научите дитя соблюдать все внешние требования нашей святой веры, усмотрев во всем воспитании его преподавание тех принципов строжайшего учения, какие вашей душе будет угодно выбрать, и вы убедитесь, что без Святого Духа, снисходящего на него и дающего ему сердце чистое и дух правый, его внутренний человек отыщет любую лазейку, чтобы проявить свой грех, под каким бы гнетом его ни держали. Более того, печально известно, что одни, воспитанные в исконно пуританской среде, оказывались в последующем наиболее порочными, и другие, воспитанные не в такой "правоверной" среде, становились почти такими же скверными, лицемерными притворщиками, религиозными фарисеями, так и не познавшими реальной силы своей религии, как и первые. Истина речения Христова, "Должно вам родиться свыше", остается истиной в краале (Деревня в Южной или Центральной Африке, в которой дома окружены общим забором или стеной, а в центре предусмотрено место для скота. - Прим. ред.) готтентота в той же степени, что и в нашем собрании; в доме благочестивых в той же степени, что и в доме терпимости. Ветхая природа всюду, как ни отмывай и как ни очищай, как ни вяжи, как ни обуздывай и как ни усмиряй ее, остается все той же ветхой, падшей природой, которой недоступна суть духовного. Можно обращаться с человеком, как обращались в прошлом с бесноватыми, можно связать цепями, можно приложить усердие, чтобы укротить его, но когда подойдет древний злой дух, он снова порвет цепи нравственных обязательств и устремится к тому или иному обличью греха - то ли зайдется от избытка сластолюбия, то ли выйдет из себя от избытка порочного лицемерия, формализма и самомнения. Воистину, подобные проявления только подтверждают истину. Человек грешит в любом месте, в каком угодно обличье; но все же он грешит больше, познав всякое коварство и зло греха. Как мотылек летит к огню и обжигает крылышки, так и человек стремится ко греху, познавши горечь его. Если, наученный горьким опытом, он уже не совершит того греха, который опалился, то примется за другой, ничуть не лучший, что напоминает мне одного возбужденного больного доктора Уоттса, о котором тот говорит:

"Когда шило меняешь на мыло,
Не жди никакого проку".

Но именно так и поступают. Допустим, например, люди бросают пьянство. Однако ж, почему они начинают лицемерить? Если можно избавить человека от внешних проявлений греха, то сколь успешно вы исцелили его, если он начинает жить в тайном грехе? Вы помогли человеку в той мере, в какой он был заинтересован, но не перед Богом. На этой неделе убили в Холборн-Хилле одного человека, и, как я слышал, признаков насильственной смерти на трупе почти не было, или не было вовсе. Он оказался зажат между омнибусом и телегой, однако, все ранения его оказались внутренними. Он умер точно так же, как умер другой несчастный, избитый до того, что и живого места не осталось, или еще один, разрубленный на куски. Не так ли погибает человек от тайного греха? Тайный грех не проявляется внешне (на то есть свои причины), но он все равно погубит своего носителя, если тот не покается в нем. Многие умирают от внутреннего кровоизлияния, хотя у таких людей не заметишь никаких открытых ран. И вы, дорогие мои слушатели, можете шествовать в преисподнюю, все равно идете ли вы туда в облачениях нравственности или в лохмотьях безнравственности. Если вы не покорите самое средоточие вашей души и квинтэссенцию вашего "Я" живому Богу, Он не примет вас, поскольку наблюдает не только за вашими внешними делами, но и за тайной деятельностью вашего сердца - преданной или предательской по отношению к Нему.

Более того, в завершение этого весьма и весьма страшного обвинения человека и привлечения его к суду, заметим, что он грешит не вследствие заблуждений ума, но в результате действия страстей сердца, оскверненного грехом. Когда человек совершает преступление по ошибке, разве он понимает, что это грех? Ведь при этом он грешит и думает, что поступает праведно. Но стоит ему понять, что он допустил ошибку, как в ужасе порывает со своим грехом и мчится к Богу, чтобы покаяться перед Ним. Этого никогда не делают люди невозрожденные. Греховное сердце человека, считая грех грехом, очень часто чувствует от того еще большее удовлетворение. Апостол утверждает, что узнал грех не иначе, как посредством закона, говорящего: "Не пожелай". По нашей падшести мы любим запретный плод. Некоторые не стали бы работать в воскресенье, если бы им не был заповедан воскресный отдых; многие и не подумают пойти в Хрустальный дворец в любой будний день, ибо стремятся пойти туда в воскресенье, и только потому, что это запрещено. [Хрустальный дворец, известная выставка, созданная по проекту сэра Дж. Пакстона из железа и стекла в 1851 г. в Лондоне. Это была историческая веха в развитии современной архитектуры. - Прим. ред. ] Для некоторых понедельник бывает самым тяжелым днем, и они делают его воскресеньем, между тем как христианской Субботе они противостоят изо всех сил. Странно, но то, что Бог делает публичным, человек делает частным; а то, что Бог делает частным, человек делает публичным. Стоит только ребенку запретить нечто, и он уже стремится нарушить этот запрет, несмотря на то, что ранее о том он никогда и не думал. Таково наше существо. "Когда пришла заповедь", - говорит апостол, "грех ожил, а я умер". Закон тут не причем, здесь наша вина. Налейте холодной воды в негашеную известь, и начнется химическая реакция с выделением тепла; вода тут не причем, ибо тепло выделяется известью. То же самое происходит и с Божьей заповедью. Заповедь "не делай того" или "не делай этого" вводит человека в грех, чем доказывается врожденная и полная греховность человеческой природы. "Мне это не нравится", - говорит некто; "мне не нравится, когда о человеческой природе говорят так плохо". Вы думаете, мне приятно говорить о человеческом естестве плохо? Мне это приятно не больше, чем вам. "Хорошо", - говорит этот человек, "но я-то считаю человеческое естество возвышенным". Веруй в это, дорогой мой человек, но попробуй доказать, если сможешь! О, я буду рад больше всех, если увижу подлинное достоинство в ком-нибудь! И все же, отчего мы говорим таким образом? От того, что мы свято убеждены, что провозглашаем истину. Мы говорим так потому, что верим в учение Слова Божьего; кроме того, мы знаем на печальном опыте, что обвинение, пусть бы и не было подлинно верным в отношении других, несомненно, верно в отношении нас. Мы избавлены от того греха, что проявляется вовне, но вынуждены оплакивать ужасное преступление, творящееся в нашем сердце; и, испытывая желание подтвердить обвинительный акт, и самим себя признать виновными, мы убеждены в необходимости выдвинуть это обвинение и сказать: "Дело обстоит так со всем людским родом, причем без единого исключения; всякий человек виновен пред Богом". Нет ни одной души, которая по естеству своему была бы права перед Богом; и Иудей, и Еллин, все пребывают под грехом: "Все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного".

II. Обратимся теперь к рассмотрению ИСТИН, КОТОРЫЕ СВЯЗАНЫ С ЭТИМ УНИЧИЖИТЕЛЬНЫМ ФАКТОМ.

Сначала, заметим, что свидетельство нашего Господа о человеческом сердце, ставшем логовом зла, из которого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, кражи и так далее, побуждает нас принять учение о грехопадении. Если допустить, что мы пребываем в подобном состоянии, то просто невозможно представить, что такими сотворил нас Сам Бог. Чистое и святое Существо должно быть Творцом чистых и святых существ. Вопрос и ответ Иова, "Кто родится чистым от нечистого? Ни один", можно изменить на противоположный и сказать, "Кто родится нечистым от чистого? Ни один". Святой Бог должен быть родителем святых детей, и Бог, сотворивший человека, должен был сотворить его совершенным, иначе Он не действовал бы в согласии с Его природой. Остается изумительно неразрешимой загадкой то, что человек является тем, кем является, до тех пор, пока вы не обратитесь к нашей Книге. И только прочитав историю грехопадения, вы получите разгадку этой загадки. Только отсюда мы узнаем, как наш праотец, выступивший в роли нашего представителя, согрешил, и заразил первородным грехом всю человеческую расу, так что мы, будучи рождены от него, рождены по его образу и по его подобию, и, будучи в нем противниками Бога, мы рождаемся противниками Бога; будучи в нем отступниками, мы также рождаемся в нем отступниками. "Вот", - говорит Давид, "я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя". Вот он корень проблемы. Вовсе не творением Бога мы греховны, но падением Адама. Вследствие переделки и разрушения нас мы становимся теми, кем являемся, наследниками первородного греха и порока. Если спросят, "Как эту великую тайну постичь глубже, и как доказать, что подобное понимание справедливо?", мы ответим, что все это столь глубоко и столь высоко для нашего разумения, чтобы и мысли допустить, что мы способны узреть справедливость этого понимания, невозможно. Иногда мы даже восхищаемся милостью, проявленной в этом; мы не обсуждаем фактических данных, ибо постичь их не в силах, но принимаем их по вере, если Бог открывает их. Итак, когда Бог открывает, что грехопадением одного человека многие сделались грешниками, мы верим тому, и закрываем проблему. Пусть факт остается фактом, ведь мы понимаем, что за всем этим лежит глубокая тайна. Вам нужно объяснить грехопадение, и вы не поверите, пока не поймете всего? Мы сошлемся на другое в природе, в основании чего лежит вера, а не разум. У природы тысячи тайн, о существовании которых вам известно, но постичь которые вам не дано. Вы не знаете ни тайны силы простого электричества, ни тайны силы тяготения. Эти силы в природе действуют, ведь вы видите последствия их действий, но каково происхождение этих сил, вы не знаете. Но вот еще большая сила пребывает в человеческом сердце, сила зла, и вы наблюдаете следы его действий повсюду, но откуда она там, вы не сказали бы, когда бы Бог ни казал, что сила зла передается нам по наследству от прародителей вследствие грехопадения Адама. Так что оставьте в покое эту силу, и преклонитесь пред Богом. Только не забывайте, если кто-то из вас, все равно кто, поддавшись самообману, решит постоять за себя, то более, чем вероятно, он падет, и, если он падет, то падет навсегда; поскольку бесы, некогда бывшие добрыми ангелами, приобрели независимость; и поэтому пали, но, превратившись в бесов, они уже не могут спастись в вечности, ибо они были оставлены Богом навсегда, и таковые погибнут в вечности. Однако мы пали в Адаме, то есть, мы не пали прежде сами по себе, так что есть вероятность нашего исправления заслугами иного Адама, и мы воистину были исправлены в человеке Господе Иисусе, так что всякий верующий в Господа Иисуса был избавлен от падения Адама и спасен заслугами Господа Иисуса Христа. Путем нашей погибели был путь, на котором имелась, как казалось, возможность спастись самим, и, если бы вначале мы встали на этот гибельный путь по причине греха, совершенного нами по своей свободной воле, то, по всей видимости, наша погибель была бы столь же необратимой, какой стала для бесов, которым блюдутся узы адского огня и мрак тьмы вовеки. Таким образом, учение о греховной природе человека неизбежно ведет к убежденности в грехопадении.

Далее это учение утверждает, что человек нуждается в новом естестве. Допустим, один молодой человек между нами скажет, "Мне хочется жить совершенно чисто и свято. Я желаю служить Богу". Что же, надо ли нам отговаривать этого юношу? Никак. Иногда утверждают, что мы выступаем против нравственности. Никак и никогда мы не говорили ни слова против нравственности; но мы всегда выступали и выступаем против попыток произвести чистое из нечистого, и говорим, что наша природа (до того как ей освятиться) должна быть исправлена. Если же о нас говорят, что мы выступаем против самого кораблевождения, ибо выступаем против спуска на воду негодных судов, мы довольствуемся тем, что так о нас могут судить только безрассудные; напротив, мы считаем, что выступаем в пользу подлинного искусства навигации, когда говорим человеку, взобравшемуся на утлое суденышко, "Вы собираетесь пересечь бурное море? Тогда подыщите себе другое судно". Юноша, вам хочется святости и чистоты? Тогда запомните следующее. Если из вашего сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния и так далее, то все это обязательно проявляется в ваших словах и делах, как бы вы ни старались ограничить то, о чем говорит Иисус. Вам бы, не уповая на собственные силы, повременить и подсчитать издержки. А что, если и в самом деле вы обретете сердце чистое и дух правый? А что, если ваша древняя, греховная природа изменится? А что, если Божество, сотворившее Адама совершенным, сотворит вас вновь? А что, если Он подарит вам искру новой жизни совершенно иного, высшего свойства, нежели та, что ныне владеет вашей душой? Тогда у вас будет естество, которое столь же склонно к святости, сколь ваше нынешнее естество склонно ко греху. Тогда в силу новой природы вы могли бы прилепляться к добру, и отвращаться зла, между тем как ныне в силу древней природы вы выносите из сердца всякое злое. "О, разве такое бывает?" - спросите вы. Бывает! Это и есть благовествование нашего спасения. Мы говорим вам, что всякий верующий в Господа Иисуса Христа не погибнет, ибо спасается и имеет жизнь вечную; причем вместе со спасением он обретает новое естество. Доверяя Христу Иисусу, вы начинаете любить Его, и эта любовь к Нему силой Божественного Духа поможет вам овладеть страстями, и ваше чистое сердце вступит в борьбу с ветхими страстями, повергнет и покорит их. И стоит вам только всем сердцем и в силе Святого Духа постичь, что Иисус возлюбил вас, и предал Себя ради вашего спасения, как ваша душа воспоет:

"Из этой любви Его имя ношу я,
В былых преимуществах вижу тщету,
Бесчестье свое как былую гордыню,
Как славу мою пригвожду ко кресту".

Когда ваша любовь будет направлена на новый предмет, вы начнете любить не себя, а Бога, воплотившегося в Сыне Его Иисусе Христе. Эта новая любовь станет средоточием вашей личности, или сердцем, побеждающим ветхое тление. Эта новая любовь станет побуждать вас ходить в святости и в страхе Божьем во все дни. О, юноша, не выступайте на это побоище, пока не поразмыслите над издержками. Ведь столь же добрые люди, как вы, тоже стремились победить грех, но нашли его мышцу для себя слишком крепкой. Но вы придите ко Кресту и умолите Спасителя, боровшегося со Своими искушениями и преодолевшего их. Просите, чтобы Он омыл вас от прошлых грехов Своей драгоценной кровью. Просите, чтобы Он даст Своего божественного Духа, великого Исцелителя, Который вступится за вас, и сделает вас новым творением; когда же вы станете новым творением, у вас появятся новые устремления, новые надежды, новые страхи, которые дадут вам следовать новым путем для славы Божьей. Если сердце нечестиво, надо обрести сердце чистое, иначе святым не стать. Разве не ясно, сколь нуждается в исправлении, возрождении, сотворении чистого сердца всякий, ведь нечестивому сердцу вход в Царство Небесное заказан? Если сердца наши суть вертепы зла, своего рода стовратые Фивы, из которых непрерывно исходят воины греха, то как подобной мерзости миновать жемчужные ворота и предстать пред вечным престолом Божьим? O господа, таковы сердца наши, и с его порочными страстями надо кончать; их следует распинать всякий день со Христом, их надо превозмогать, подавлять, искоренять. А то, как можно оказаться там, где сейчас Иисус? Кому по силам совершить этот подвиг, кроме вечного Духа? Только Он способен свершить это. Только Он способен сделать это ныне. Только Он может сотворить в вас сердце чистое, которое тотчас вступит в борьбу с нечестивым, и продолжит эту борьбу на протяжении всей жизни на этом свете, состязаясь, воюя, сражаясь до тех пор, пока, наконец, не изгонит страсти нечестивого сердца вон. Ваши устремления больше не будут направлены на свое и греховное. Вы будете святы как Бог свят, поскольку Бог обновит вас духом ума вашего. И тогда вы войдете в небеса и станете обитать там с ангелами. И тогда вы увидите Бога, ибо сделались силой Святого Духа совершенно подобны Богу. С благоговением и почтением да благословит душа наша, дорогие слушатели, Духа Святого, Который может сотворить из нас новое. Просите Его, пусть ветхий человек в нас умер, для чего мы должны распинать его на Кресте всякий день; пусть наша ветхая природа будет погребена во гробнице Спасителя, и пусть сердце чистое и дух правый в нас могли неуклонно набираться сил и крепости, пока не наступит их окончательного совершенства, пока мы не войдем в свой покой.

И еще одно учение проистекает из этой истины. Если сердце человека не что иное, как источник тьмы и греха, то сколь дивна благодать Бога. Чем руководствовался Бог, спасая таких тварей, что описаны нами выше, если они воистину таковы? Что как не благодать вседержавного Бога могла призреть на этих несчастных? Кто воздает славу человеческим заслугам, всегда возвышает человеческое естество, говоря в его похвалу; мы же, считающие человеческую природу бесповоротно падшей и испорченной донельзя, дивимся превосходной благости и несравненному совершенству Бога, Который некогда возлюбил столь недостойные существа высокой любовью. Павел восхищается этим, когда говорит, "Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены". Сердце мое было исполнено злых помыслов, но Он возлюбил меня! Сердце мое было исполнено прелюбодеяний и любодеяний, но Он возлюбил меня! Сердце мое было исполнено убийств, но Он возлюбил меня! Сердце мое было способно на ложное свидетельство, сердце мое было способно на хуление Бога, но Он возлюбил меня. O, братья мои, если бы мы могли увидеть себя такими, какими Бог видел нас в состоянии падшести, то мы должны были бы задаться вопросом, как это глаза безграничной Святости могли сносить это, как сердце бесконечной Любви могло увлечься нами. Вас возлюбили не потому, что вы совершенны. Вас выбрали не потому, что вам принадлежит нечто прекрасное и любезное. Вас возлюбили потому, что Христу предстояло возлюбить вас. Вы избраны потому, что Он должен был совершить это ради имени Своего:

"Он видел нас в падении,
Но все же возлюбил;
И спас от разрушения,
И благость проявил!"

Итак, возлюбленные мои, наше спасение есть сверху донизу дело благодати. Всюду благодать! Благодать должна быть от альфы до омеги. Если истина такова, то нечего удивляться, что многие, столь хорошего мнения о себе, не принимают учения об избрании и родственных догм благодати. Если же Бог заставит их вглядеться в собственные сердца, таковые воскликнут, "Боже! Будь милостив ко мне грешнику!", и поймут, что человек, если и спасается, то не своими делами и не своим волением, а только благодатью. Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего, ибо кого миловать, помилует; кого жалеть, пожалеет. Учение о вседержавности Бога легко постичь, если понимаешь полную испорченность человеческого сердца. Если бы, разглядев себя в зеркале Писания, мы отреклись и раскаялись в прахе и пепле, то вместо каких-то претензий к Богу, мы обязательно сказали бы, "Пусть творит со мною, что Ему благоугодно", и воззвали бы не к Его правосудию, а к Его непостижимой благодати, восклицая, "Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня; отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои".

И все же еще раз подчеркнем, братья, учением об избрании иллюстрируется учение об искуплении. Грех страшно, ужасно, до содрогания оскверняет нас; его действие портит наш характер, а его квинтэссенция губит нашу природу. Как следует из слов Спасителя, исходящее из человека оскверняет человека; мы осквернены, прежде всего, внутренне, а наше внешнее осквернение является следствием осквернения внутреннего; то есть грех - это не просто сыпь на коже, а средоточие нашей организации. Вот откуда проистекает наша нужда в драгоценной крови Христа. Дивитесь ее чудной силе! Кровь возлюбленного Единородного Сына Божьего, текущая с заклятого Голгофского древа, очищает нашего внутреннего человека. O, эта изумительная Кровь! O, эта несравненная жертва за грех! Понимая это, приди сюда, грешник, к подножию Креста. Если будут грехи твои, как багряное, Бог как снег убелит; если будут красны, как пурпур, убелит как волну; более того, убелит Бог твое сердце, багряное более, нежели твои дела, убелит Бог и душу твою. Христос очистит источник и поток; Он удалит не только внешние признаки проказы, но исцелит тебя и от проказы внутренней; не оставит у тебя ни корня ее, ни ветвей. O, люди, дивитесь и удивляйтесь! Поклонитесь со слезами на глазах, а затем с ликованием воззрите на Сына Божьего, сошедшего с неба во плоти, закланного за грешников, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Придите сюда, злодеи! Придите сюда, оскверненные и погибшие дети Адама! Придите сюда, погибающие у врат преисподней и лишенные надежды! Придите сюда всякий, кто уподобился народу Завулона и Неффалима и сидит во тьме и тени смертной, окованный скорбью и железом. Придите и уверуйте во Христа, и Он пошлет вам Духа Своего, и сердце чистое сотворит в вас, и дух правый обновит внутри вас; и от всех беззаконий очистит вас. Он станет вашим новым Творцом, ибо ныне Он сидит на престоле и говорит, "Се, творю все новое".

О, Сей Иисус может сотворить некоторым сердце чистое и дух правый уже теперь, сегодняшним утром! Я положил секиру у корня дерева; и всякое дерево, здесь присутствующее, будет срублено и брошено в огонь, если Христос не переделает природу этого дерева, и не заставит приносить плода доброго. Я пытался показать, что внутренний человек наш нечестив, обратился в руины; он стал подобен руинам Вавилонским, в которых обитают отвратительные драконы и другие отвратительные существа. Я вижу нечестивых как великое море, пространное и взволнованное. Это море не может успокоиться, и воды его выбрасывают ил и грязь, в чем обитает сатана в обличье левиафана, и пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими, непристойные и ужасные. Я пытался в меру сил проповедовать древнюю, не отвечающую последней моде истину, и ожидаю, что мне не простят этого. Но пока место благовествованию, поскольку Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их; и всякий верующий в Него освобожден будет от рабства тлению, чтобы жить там, где живет Бог, в совершенной чистоте и блаженстве. Какое же это чудо, милость свыше, что логово зла превращается в храм Святого Духа! Какое же это чудо, что сердце, в котором бесновалось хуление, становится душой, в которой воцаряется благодать! Уста богохульные становятся органом святых песнопений! О, тысячекратное чудо! Мрачная тьма человеческого естества, эта навозная куча, делается чистым алавастром, сверкающим в лучах святого Светила, становится ярким от небес, сияющим как чистое золото и прозрачное стекло. Сам Дух Святой благоволит жить там, где обитал ранее сатана! "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?" Какое чудо! Некогда наши тела были храмом похоти и гнева, злоречия и богохульства. Тем не менее, они могут стать и, полагаю, уже стали, храмом Святого Духа. О, чудо из чудес! Да благословит нас Бог и даст постичь в себе это невиданное чудо в похвалу славы благодати Его, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)