АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Хозяйство кочевников Казахстана в V - начале XIII вв. 5 страница

Читайте также:
  1. I.II ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 1 страница
  2. I.II ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 10 страница
  3. I.II ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 11 страница
  4. I.II ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 12 страница
  5. I.II ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 13 страница
  6. I.II ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 14 страница
  7. I.II ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 15 страница
  8. I.II ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 16 страница
  9. I.II ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 17 страница
  10. I.II ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 18 страница
  11. I.II ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 19 страница
  12. I.II ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 2 страница

Но постепенно восстанавливалась хозяйственная жизнь. Стали возрождаться города на юге Казахстана, очаги земледелия в былых зонах оседлой культуры, расширялся товарообмен, восстанавлива­лись хозяйственные контакты населения различных областей, что обеспечивало взаимообщение племен, племенных объединений, дру­гих этнополитических групп. Эти процессы связаны с историей обра­зования и укрепления государств Ак-Орды, ханства Абулхайр-хана, Ногайской Орды и Могулистана. В рамках этих государств появились более благоприятные, чем то было в монгольских улусах, условия для политического, хозяйственного и социального развития населения Восточного Дешт- и Кыпчака и Семиречья, взаимообщения и взаи­модействия его во всех формах общественной жизни.

В XIV— первой половине XV вв., в период Ак-Орды, государства кочевых узбеков, стабилизируется этнический состав племен на тер­ритории Казахстана, сглаживаются различия множества местных и переместившихся тюркских, монгольских племен, устанавливается общность этнических черт разных племенных объединений. Эти государства были по существу полиэтничными по составу населения. Этнический состав населения Ак-Орды, Ханства Абулхайра (Госу­дарства кочевых узбеков, Ногайской Орды) был в основном идентич­ным. Их населяли тюркоязычные племена, известные в письменных источниках того времени под собирательным этнополитическим термином (этнополитонимом) «узбек»: кыпчаки, уйсуны, конграты, кереиты, мангыты, аргыны, карлуки, канглы, найманы. Многие из этих племен известны в составе казахских Среднего и Младшего жузов. Другая часть на рубеже XV—XVI вв. ушла в Среднюю Азию и унесла туда имя «узбек». В Ногайской Орде племена кыпчаков, канглы, найманов, уйсун и конратов вошли в состав ногайской народности, наряду с мангытами, алшинами, тама и другими. В рамках упомянутых государств процессы этнополитического развития были в определенной степе­ни общими для узбеков, ногайцев, каракалпаков, сибирских татар, казахов.

Семиречье, входившее в состав Могулистана, населяли племена, известные в средневековых источниках под собирательным этнопо­литическим термином «могулы»: дуглаты (дулаты), киреиты (киреи), канглы (бекчики), карлуки, курлауты, барласы, чорасы, джалаиры, уйсуни, кушчи, кончи, калучи, булгачи и другие, числом более 30 наименований. Основная часть этих родов и племен вошла в состав другой ветви казахов — Старшего жуза. Другая часть могулов ушла в Восточный Туркестан, где стала составной частью уйгуров, а третья часть — в Притяньшанье, войдя в состав киргизов.

Этнической основой этих государств и казахских Средне­го и Старшего жузов были соответственно одни и те же местные тюркские племена — ядра, занимавшие определенную этническую территорию, вокруг которых в течение многовекового хода этничес­кого становления народности сгруппировались местные и пришлые, родственные и неродственные, целые и осколочные, тюркские и тюркизированные (ассимилированные) племена, роды и их подраз­деления.

Пребывание названных племен в государствах Ак-Орда, Ногай­ский Улус (Орда), Ханство Абулхайра, Могулистан, их общие истори­ческие судьбы, как, например, общая борьба против власти золотоордынских ханов, необходимость сплочения для отпора завоевательной политики правителей соседних феодальных государств (в частности, Тимуридов Мавераннахра, ойратов), способствовали этнической кон­солидации населения. Сплачивающим фактором является также общность культуры в самом широком смысле, включая духовную и материальную культуру. Входя в разные государственные образова­ния, население Казахстана в XIV- XV вв. пользовалось одним язы­ком; в то же время исследователями отмечается преемственность языка у большинства племенных групп и племен в до- и послемон-гольских государствах на этой территории. Характерные особеннос­ти языка закрепились на протяжении этого времени, и вполне соот­носятся исследователями с языком памятников кыпчакскои литера­туры XIV—XV вв. Историческая память народа концентрировалась в фольклоре — эпосе, песнях, легендах. Продолжали развиваться осо­бенности хозяйственного и общественного быта, материальной и духовной культуры складывавшейся народности. Антропологи­ческий материал, относящийся к этому времени, говорит о единстве в основном антропологического типа населения, идентичного каза­хам последующего времени"

Длительное вхождение населения в систему отдельных государств в XIV—XV вв., как и прежде в монгольские улусы, усилило воздейст­вие отмеченных выше факторов, в силу которых на территории Казахстана возникло несколько узлов этнической консолидации в форме трех жузов. Племена каждого из казахских жузов были связа­ны общими маршрутами кочевания, имели общую этническую терри­торию, совпадавшую с основной частью территорий упомянутых государств. Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семи­речья включительно; в его состав входили уйсуны, канглы, дулаты (дуглаты), албаны, суаны, сргели, ысты, ошакты, шапрашты, жалаиры и др. Средний жуз занимал районы Центрального и часть Северо-Восточного Казахстана; в его составе — кыпчаки, аргыны, найманы, конграты, киреиты, карлукские роды и др. Младший жуз занимал низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикас­пийской низменности. В его составе племенное объединение алшын и такие племена, как адай, алаш, байбакты, жаппас, тазлар, кара-сакал, каракесек и др.''2 Время н механизм образования жузов оста­ются неисследованными. Отведения источников относятся к поздне­му времени, однако появление составных частей жузов, т. е. наиболее крупных из упомянутых племен, на территории Казахстана было зафиксировано выше при изложении многих исторических событий в древности и средневековье.

Основное содержание этнической истории Казахстана того вре­мени заключается в завершении формирования народности, вычле­нении состава племен казахских жузов, продвижении племен и родов, дополнивших древние автохтонные этнические ядра, на их позднейшие территории, зафиксированные источниками XVII—Х1Хвв. Мож­но сказать, что к рубежу XV—XVI вв. жузы пришли уже сложившими­ся, но их формирование и перераспределение, поляризация племен происходили в предшествующие столетия вместе с длительным про­цессом сложения народности, через этнополитические общности кыпчаков, узбеков, ногайцев, могулов и одновременно с вхождением отдельных родов и племен в другие формировавшиеся тюркские народности. Окончательное завершение процесса этнической консо­лидации казахской народности замедлялось разобщенностью от­дельных, исторически складывавшихся ее частей, входивших в состав нескольких государственных образований. Следует отметить, что в XIV—XV вв. продолжались многочисленные миграции. Так, во время войн Тимура переместились могульские группы из Семиречья в Среднюю Азию' При Абулхайр-ханс откочевали к нему из Могули-стана племена калучи ибулгачи, на каком-то этапе переместились из Семиречья киреи в Средний жуз, мангыты-ногайцы переместились с запада на Сырдарью; на исходе XV в. ушли в Среднюю Азию с Мухаммедом Шайбани-ханом многие роды и племена из восточного Дешт-и Кыпчака. Все это дестабилизировало политическое положе­ние и затрудняло этническую консолидацию.населения обширной территории Казахстана.

Государственное объединение во второй половине XV—XVI вв. основных этнических групп казахской народности и ее этнической территории ускорило процесс завершения формирования народнос­ти. В отличие от ханства Абулхайра и Ак-Орды, а также Могулистана, Казахское ханство имело более широкую и прочную этническую основу — уже сложившуюся казахскую народность. Впервые после монгольского завоевания были объединены в одно государство почти все тюркские роды и племена восточного Дешт-и Кыпчака, Турке­стана и Семиречья.

Сложившаяся народность со второй половины XV в. известна среди соседей и в письменных источниках под именем «казахи» (казак). Происхождение этнонима казах долгое время являлось предметом дискуссий исследователей, отражено в многочисленных легендах народа, сложенных им относи­тельно своего происхождения. В источниках этот термин употреблялся сначала асоциальном смысле и означал «человека, отделивше­гося от своего госудаства, племени, рода и вынужденного вести жизнь искателя приключений» (В. В. Бартольд). По «Тарих- и Рашиди» и другим источникам термин «казахи» применялся для обозначения политической группировки во главе с Джаныбеком и Гиреем, отко­чевавшей в Семиречье, сначала в форме «узбек-казахи» (узбек-ка­зак), затем «казахи» (казак). В XV в. термины «узбеки» и «казахи» не имели четкого этнического значения. Так, Ибн Рузбихан в начале XVI в. писал: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно [из них] — шибаниты и его ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя — казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью; и третье племя — мангыты, а [из] них цари астра­ханские»16. С укреплением ханства Джаныбека и Гирея казахами стало называться все подвластное им население. Постепенно термин «казахи» приобрел этнический смысл и стал употребляться как этно­ним для обозначения уже сложившейся тюркской народности Вос­точного Дешт- и Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана. Одна из последних и наиболее полных сводок сведений из письменных восточных источников о термине казах и его социальной и этнической интерпретации представлена в книге С. Г. Кляшторного и Т. И. Султанова.

Реальным историческим следствием жизнедеятельности Казах­ского ханства, длительного развития казахской государственности в его политических рамках явилась единая казахская народность. Со­знание своего этнического единства народ отразил в эпических про­изведениях; в упорной борьбе с Шайбанидами и Аштарханидами Мавераннахра, сибирскими и русскими властями в Прииртышье и на Алтае, джунгарскими тайшами в Семиречье и на землях Восточного Казахстана отстаивал казахский народ свои коренные этнические территории, еще вXVI в. названные в письменных источниках терми­ном «Казахстан».

Лекция 13. Образование Казахского ханства.

План:

1. Предпосылки образования Казахского ханства

2. История образования Казахского ханства

Предпосылки образования Казахского ханства. Развитие государственности местного населения в XIV—XV вв. шло на основе постепенного восстановления хозяйства, городов и земледелия на юге Казахстана, в условиях определенного развития феодальных отношений, на местной этнической основе, хотя и под эгидой Чингизидов, удерживавших власть на обширной территории Казахстана в течение более пяти столетий. Но в отличие от монголь­ских улусов, насильственно объединивших множество разнородных этнополитических организмов, племен и народностей, пришла госу­дарственность, основанная на более определенной этнической осно­ве, на базе формировавшихся народностей. Образование государств Ак-Орды (Кок-Орды), Ханства Абулхайра, Могулистана, Ногайской Орды было значительным этапом в развитии государственности местного, главным образом, населения, в конечном счете — казах­ской народности, но наряду с ней — и других народов, формировав­шихся частью и на территории этих государств. Оно способствовало заметной эволюции хозяйства в регионе, укреплению хозяйственных связей между кочевым и полукочевым скотоводческим и оседло-земледельческим населением. Это, в свою очередь, содействовало общению близких по языку, материальной и духовной культуре этни­ческих групп. В этих государствах было много общего в вопросах обеспечения их жизнедеятельности — в улусной системе организации кочевого населения, в структурах правящей (ханской) власти, ком­плектовании вооруженных сил, налоговой системе. В основном эти формы и структуры были взяты из монгольского времени, сохрани­лись они в последующее время и в Казахском ханстве. Относительно стабильное существование в политических рамках упомянутых госу­дарств создавало отдельным этническим коллективам гарантии вы­живания и развития, возможность, например, долгого и упорного противодействия внешней агрессии—завоевательной политике эмира Тимура, калмакским тайшам, другим претендентам на их террито­рию.

Возникновение Казахского ханства явилось закономерным ито­гом социально-экономических и этнополитических процессов на обширной территории Восточного Дашт-и Кипчака, Семиречья и Туркестана (Южного Казахстана). Формирование в XIV—XV вв. единого экономического региона на базе естественной интеграции областей со смешанной экономикой, кочевой скотоводческой и оседло-земледельческой, городской — с торгово-ремесленным направле­нием хозяйства, подготовило условия к объединению всех земель региона в одной политической структуре. Укрепление экономичес­ких, культурных, общественно-политических связей кочевого и осед­лого населения способствовало этническому единению казахских родов и племен, фактическому завершению длительного процесса сложения народности. Эти обстоятельства явились объективными причинами и условиями формирования собственно казахской госу­дарственности. Стремление сформировавшейся крупной этносоци-альной общности к созданию моногосударственности, к собственной социально-территориальной, государственной организации, харак­терно не только для позднего времени — времени формирования наций, но и для средневековья, когда завершалось в основном сложе­ние современных народов региона Центральной Азии.

Преодоление раздробленности, политической разобщенности час­тей казахского народа в разных государственных объединениях, свя­зано с именами Джаныбека и Гирея. Их династийныс интересы, борьба с другими Чингизидами за власть в степи совпали с интереса­ми различных социальных групп народа, как из родовой знати, так и рядовых тружеников-скотоводов и земледельцев. Они объективно отразили стремление консолидировавшегося народа к созданию са­мостоятельного государства.

Согласно родословным, помещенным в ряде источников (напри­мер, «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме»), Джаныбек и Гирей были близкими родственниками. В источниках, повествующих о действи­ях этих первых казахских ханов-соправителей в 51)—70-х гг. XV в., нет точного разъяснения, кто из них был главным, их имена пишутся рядом не в строгом порядке. Оба они имели право на власть, один как прямой потомок хана Барака (Джаныбек), другой — как старший по возрасту (Гирей). Но поскольку в государствах средневекового Казах­стана наряду с постепенно утверждавшимся принципом прямого наследования ханской власти (от отца к сыну) сохранялся и старый тюрко-монгольский принцип преимущественного права на ханскую власть старшего в роде, то Гирей, как и Джаныбек, тоже мог претен­довать на титул хана.

История образования Казахского ханства. Конкретный ход образования Казахского ханства связан с внутри­политическим состоянием двух государств на территории Казахстана

— ханства Абулхайра (Государства кочевых узбеков) и Могулистана, исторические судьбы которых во второй половине XV в. завершались упадком и развалом. В обоих государствах усиливалось экономичес­кое могущество кочевой знати, росли ее центробежные стремления. Наиболее влиятельные вожди родов и племен восточного Дсшт-и Кыпчака и Семиречья стремились к политической независимости или искали покровителя в лице кого-либо из Чингизидов, в середине века продолжавших оспаривать власть ханов Абулхайра (в Государст­ве кочевых узбеков) и Есен-Буги (в Могулистане).

Действия первых казахских ханов, направленные на создание и упрочение единого государства, были поддержаны верхушкой казах­ских родов и племен, так как отражали интересы господствующей прослойки казахского общества. Значительная ее часть сплотилась вокруг Гирся и Джаныбека еще в 40—50-х гг. в южных районах Казахстана — в предгорьях Каратау, в низовьях Сырдарьи, северной части Туркестана. Пока Абулхайр-хан был занят борьбой за укрепле­ние своей власти в степи, наследники ханов Ак-Орды обеспечивали на юге Казахстана сильную власть. К ним стекались многие недово­льные Абулхайром вожди родов и племен со своими подданными.

В руках Джаныбека и Гирея находились городские центры и крепости в предгорьях Каратау и на Сырдарье — Сузак, Сыгнак, Сауран и другие менее крупные крепости. Поддерживавшие Джаны­бека и Гирея кочевые роды и племена испытывали значительные трудности в связи с отсутствием возможности совершать традицион­ные сезонные перекочевки в степные районы Казахстана, занятые кочевыми подданными Абулхайра. Эти последние, в свою очередь, были лишены возможности прикочевывать на привычные места зимовок в районы Нижней и Средней Сырдарьи, вести торговый обмен.

Враждебные отношения между племенами улуса Шайбана и улуса Орды еще более усугубились после занятия Абулхайром Сузака, Сыгнака, Аркука, Узгенда, Ак-Кургана в 1446 г. Подданные Джаны­бека и Гирея сосредоточились в низовьях Сырдарьи, восточной части предгорий Каратау. От этой политической разобщенности страдали подданные и Шайбанидов и казахских правителей, поскольку были нарушены традиционные экономические и культурные связи, этнополитическое взаимообщение. Еще более стесненным стало положе­ние казахских родов и племен, подчиненных Гирею и Джаныбеку, после поражения Абулхайра от калмаков (ойратов) в конце 50-х гг.

Еще в 20-х гг. XV в. ойраты стали нападать на Семиречье в поисках пастбищ, добычи, выхода на торговые центры. В 50-х гг. они появи­лись на территории Туркестана. В 1457 г. Абулхайр-хан потерпел от них жестокое поражение, бежал с поля боя. Заключив мир с Абулхай­ром на тяжелых для него условиях, ойраты ушли через Чу в свои земли, а Абулхайр принялся жестокими мерами наводить порядок в своих улусах, в том числе и на юге Казахстана, расправляясь с непри­знавшими его власть Джучидами. Действия Абулхайра в объятых разбродом и возмущением после пиратского погрома улусах Восточ­ного Дешт-и Кыпчака, как и неспособность могулистанского хана оградить население Семиречья от пиратских орд, привели к еще большему недовольству народных масс.

Почти незатухавшие усобицы и войны тяжело отражались на положении народных масс. Военные действия отрывали рядовых кочевников от производительного труда, несли им бедствия и разо­рение, болезни и гибель. Возмущение народных масс выливалось в характерную для средневекового кочевого общества форму сопро­тивления — уход, откочевку из-под власти своего правителя. Начи­ная с конца 50-х годов XV в. в течение десятилетия произошла одна из таких откочевок — массовая передвижка части казахского населе­ния из Восточного Дешт-и Кыпчака, оазисов Туркестана и предгорий Каратау в западную часть Семиречья, на территорию Могулистана. Джаныбек и Гирей возглавили роды и племена, уходившие за преде­лы ханства Абулхайра. Известие об этом впервые появилось в «Тарих-и Рашиди» Мухаммад Хайдардуглата. Махмуд бен Вали подчеркива­ет, что Джаныбек и Гирей отказались повиноваться Абулхайр-хануи мотивировали свой отказ традицией наследования власти в степи Чингизидами, обеспечивавшей их право как потомков ханов Ак-Орды на власть в Восточном Дешт-и Кыпчаке3.

О том, что бегство недовольного населения было не единичным актом, а длилось в течение многих лет, свидетельствуют данные многих источников. Особенно оноусилилось после смерти Абулхайра в 1468 г. и распада его государства: «В то время как они [казахские ханы] благоденствовали там, Узбекский улус после смерти Абулхайр-хана пришел в расстройство; [в нем] начались большие неурядицы. Большая часть [его подданных] откочевала к Кирай-хану и Джани-бек-хану, так что число [собравшихся] около них [людей] достигло двухсот тысяч»''. Этим действием народных масс было положено начало последующему объединению разрозненных групп казахов, в том числе и семиреченских, в одно государство.

Казахское ханство в первое время занимало территорию Западно­го Семиречья, долины Чу и Таласа. Оно объединяло как переместив­шиеся из Центрального и Южного Казахстана казахские роды и племена, так и местные. Правитель Могулистана Есен-Буга не имел реальных сил, чтобы остановить передвинувшихся сюда казахов. Он вступил в союз с казахскими предводителями, надеясь с их помощью обеспечить безопасность границ Могулистана от территориальных претензий Абулхайра, Тимуридов, набегов калмаков. После смерти Есен-Буги в 1462 г. в Могулистане наступило фактически полное безвластие. В этих условиях возникновение и упрочение Казахского ханства в Семиречье было вполне закономерным актом. Мухаммад Хайдар дуглат относит время образования Казахского ханства к 870 г. хиджры (1465—1466 гг.).

В последующие десятилетия XV— начале XVI вв. Казахское хан­ство укрепилось экономически и расширилось территориально, вклю­чив значительную часть этнической территории казахов. Укрепле­ние Казахского ханства происходило в сложной обстановке послед­них десятилетий XV в., заполненных войнами, усобицами, большими и малыми миграциями населения в пределах казахстанско-среднеазиатского региона. Сошло с исторической сцены в Восточном Дешт-и Кипчаке ханство Шайбанида Абулхайр-хана; ушла в прошлое военная и политическая мощь государства Тимуридов, на исходе XV и в самом начале XVI вв. окончательно потерявших власть над Мавераннахром в борьбе с предводителем кочевых узбеков внуком Абулхайра Мухаммадом Шайбани; фактически распался на несколь­ко феодальных владений Могулистан. В результате окончательного распада Золотой Орды на территориях, расположенных севернее и западнее казахских степей, вычленились новые государства— Сибир­ское, Казанское, Астраханское ханства.

Казахские ханы сразу же после смерти Абулхайра вмешались в борьбу за власть в степи. Главными их противниками были наследни­ки Абулхайр-хана — его сын Шайх-Хайдар и внуки Мухаммад Шайба­ни и Махмуд-султан. Союзниками же были их давние сторонники Ахмад-хан (потомок Тука-Тимура), Шайбанид Ибак-хан, в 60-х гг. захвативший власть на большей части территории Западной Сибири, мангытские (ногайские) мирзы. После гибели сына Абулхайра его внуки бежали в Туркестан, где получили помощь тимуридского на­местника Мухаммад Мазид-тархана. Именно в этом регионе разыгра­лись основные события истории Казахского ханства последней трети XV в., определившие дальнейшие судьбы молодого государства, воз­можность политического объединения многочисленных родоплеменных групп, вошедших в казахскую народность, и ее этнической территории в одном государстве.

Район Присырдарьи и Каратау был ближайшим к владениям казахских ханов в Западном Семиречье. Ханы Джаныбек и Гирей стремились в первую очередь утвердить права на эти земли, являвши­еся для них наследными, в том числе на города Сузак, Сыгнак и другие. Но главной причиной того, что борьба ханов-джучидов за власть над Восточным Дашт-и Кыпчаком развернулась не столько в степных районах, сколько в Туркестане, было экономическое и стратегичес­кое значение данного региона. Присырдарьинские города были важ­ными центрами торгово-экономических связей для населения степ­ных районов; превосходными для своего времени крепостями и могли выдержать длительную осаду. Традиционно они являлись админис­тративно-политическими центрами предшествующих государствен­ных образований на территории Казахстана. Земли нижнего и сред­него течения Сырдарьи были необходимы казахским кочевым племе­нам как ценные зимние пастбища. Однако использовать эти пастби­ща можно было, лишь владея ключевыми пунктами этой территории — городами-крепостями Туркестаном и Каратау.

Отмеченные причины, побудившие казахских ханов впервыежегоды после создания ханства вести борьбу за Присырдарьинские города и Туркестан в целом, относятся полностью и к их противнику Мухаммаду Шайбани, когда он пытался восстановить власть Шайба-нидов в Восточном Дешт-и Кыпчаке. В свою очередь, Тимуриды Мавераннахра отстаивали захваченные ими когда-то у Ак-Орды горо­да, превращенные в оборонные крепости против кочевников степных районов. Вмешались в борьбу и могульские ханы Юнус и его сын Султан Махмуд, пытавшиеся в условиях упадка Могулистана и ухода из-под их власти казахского Семиречья и киргизсих районов При-тяньшанья заполучить города в районе юга Казахстана.

Казахские ханы в развернувшейся на три десятилетия борьбе обладали несомненной реальной силой, вокруг них сплотились зна­чительные массы кочевников, у них был прочный тыл в Семиречье, их нередко поддерживали городские власти и население в Туркеста­не. Удачными были шаги по привлечению в союзники других претен­дентов на власть в степи и в Туркестане. Им удалось привлечь на свою сторону и эмира из Ногайской Орды, Муса-мирзу, прежде обещавше­го поставить Мухаммада Шайбани «ханом Дсшт-и Кыпчака».

В 70-е гг. произошло несколько крупных сражений — под Саура-ном, Сузаком, у перевала Согунлук в горах Каратау, в других местах. Захватывали Ясы (Туркестан), Сыгнак то казахские ханы, то Мухам-мад Шайбани, победы и поражения выпадали на долю обеих вражду­ющих сторон. В одном из сражении погиб сын Джаныбек-хана Мах­муд-султан. Он был владетелем Сузака, в то время как его брат Иренчи занимал Сауран. Одним из видных предводителей казахских войск в этот период был сын Гирей-хана (правившего примерно до 1473—-74 гг.) Бурундук. Одни источники называют его ханом примерно с середины 70-х годов, другие — с 1480 года''. Во время правления Бурундука приобрел известность сын Джаныбек-хана Касым (род. ок. 1455). Он был удачливым полководцем, предводителем конницы, участвовал во многих битвах.

В 80—90-е гг. борьба за сырдарьинские города и их оазисы продол­жалась также с переменным успехом. Казахи, как и узбеки-шайбани-ды, неоднократно осаждали Сыгнак и Ясы, Аркук и Сауран, и нередко осада длилась по нескольку месяцев. Один из эпизодов борьбы завер­шился сдачей Сыгнака, в котором Мухаммад Шайбани оставил часть своего войска. При этом жители Сыгнака мотивировали свои дейст­вия тем, что «прежде этот вилайет принадлежал Бурундук-хану». В другой раз Сауран был сдан Бурундук-хану его жителями; казахам был выдан и находившийся в городе брат Мухаммада Шайбани со всем его окружением. Осада Отрара в конце 90-х гг. закончилась перемирием между Мухаммадом Шайбани и Бурундук-ханом.

Итогом борьбы к исходу XV в. было включение в состав Казахского ханства городов Сузака, Сыгнака, Саурана. Мухаммад Шайбани удер­жал в своих руках Отрар, Ясы, Узгенд, Аркук, опираясь на которые, а также на поддерживавшие его узбекские племена Дешт- и Кыпчака, он смог добиться победы над Тимуридами Мавераннахра. У Мухамма­да Шайбани для борьбы за власть в степи не оказалось реальных сил, фактически он был вынужден ограничиться лишь борьбой за присыр-дарьинскую территорию, так как впервые же годы потерял всякую возможность утвердить свою власть в бывших владениях своего деда Абулхайра в степных просторах Казахстана.

Присоединение к Казахскому ханству части присырдарьинских оазисов явилось ключом к успеху казахских ханов по объединению страны в целом. К концу XV в. расширились первоначальные грани­цы их государства. В него вошли, помимо Западного Семиречья, отмеченные выше города в Южном Казахстане, район Каратау с прилегающими степными территориями, низовья Сырдарьи и Север­ного Приаралья, значительная часть Центрального Казахстана. Многие Джучиды удалились с территории Казахстана искать удачи в Астраханское, Сибирское, Казанское ханства. Под власть казахских ханов переходили все новые и новые казахские роды и племена; в тесный союз с ними вступили ногайцы. Фактически к началу XVI в. Казахское ханство занимало территорию своей предшественницы

Ак-Орды (Кок-Орды) и часть Могулистана. Мухаммад Хайдар писал. что «в продолжение всего времени до 940 г. х. (1533—34 гг.) казахи всецело владычествовали в большей части Узбекистана [т. е. Восточ­ного Дешт-и Кыпчака]».

Лекция 14. Казахское ханство в ΧVΙ-ΧVΙΙ вв.

План:

1. Возвышение Казахского ханства в XVI в.

2. Укрепление Казахского ханства в XVII в.

Возвышение Казахского ханства в XVI в. Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI в., особенно при хане Касыме (1512—1521 гг.) факти­чески он стал править еще при Бурундуке. С началом его правления власть перешла к потомкам Джаныбека. Еще в период противобор­ства Бурундука и Касыма Мухаммад Шайбани предпринял несколько походов на территорию казахов. Казахские султаны также совершали набеги на города южной части Туркестана и Мавераннахра. Участник одного из походов Мухаммада Шайбани (1509 г.) Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани сообщал об огромном количествен разнообразии захваченной в разграбленном улусе Джаныш-султана добычи. Было захвачено свыше десяти тысяч казахских юрт на повозках вместе с домашней утварью, имуществом, одеждой, разными товарами, верхо­вые лошади, коровы, верблюды, овцы, количество которых «сосчи­тать невозможно». Эти сведения позволяют судить не только об экономическом могуществе казахов, но и больших потерях, которые несли им бесконечные войны. В результате трех походов Шайбани против казахов ему удалось временно вытеснить казахских правите­лей за пределы оазисов Туркестана.

В следующем, 1510 г. Мухаммад Шайбани вновь пришел к Сыгнаку, но потерпел сокрушительный разгром от войск Касыма; остатки узбеков, разбитые и рассеянные, бежали в Самарканд. В конце этого года Мухаммад Шайбани погиб в Хорасане, под Мервом, в битве с шахом Ирана.

Для закрепления на Сырдарье Касым выгодно использовал поли­тическую ситуацию в Средней Азии. Борьба потомков Мухаммада Шайбани с Тимуридом Захир ад-Дин Мухаммад Бабуром отвлекла внимание Шайбанидов от Туркестана. Ряд его южных городов при­знал власть Бабура. В Сайрам и его окрестности он назначил намест­ником Катта-Бека. Но вскоре, в 1512г., Шайбанид Убайдаллах-султан одержал верх над Бабуром; наместники последнего были изгнаны из их владений. Осажденному в Сайраме Катта-беку удалось оказать сопротивление узбекам; он продержался в крепости всю зиму, а ранней весной 1513 г. позвал на помощь Касым-хана, находившегося на зимовке на Караталс, обещав сдать ему крепость. Касым принял предложение; Катта-бек уговорил Касым-хана выступить против Шайбанида Суйундж-ходжи, правившего в то время в Ташкенте. Разграбив окрестности города, казахи возвратились в Сайрам.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)