АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наука, теория, методология. Недопустимость абсолютизации и субъективизации методологии

Читайте также:
  1. Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования
  2. Вікова фізіологія – це самостійна наука, завданням якої є вивчення закономірностей становлення і розвитку фізіологічних функцій організму в процесі онтогенезу.
  3. Возникновение и развитие методологии «Шесть сигм»
  4. Возрастная анатомия и физиология как наука, ее задачи и значение.
  5. Вопрос 2. Понятие и структура методологии социологии
  6. Глава 1. Общие представления о методологии науки
  7. Глава 3. Специфика методологии психологии
  8. Глава 4. Причинность и детерминизм в методологии науки
  9. Глава 6. Кризис в психологии и поиск обшей методологии
  10. Грамматика как наука, структура грамматики. Грамматические значения.
  11. Значение методологии в познании государства и права
  12. Значение методологии в познании права и государства. Связь предмета и метода науки

Понятия «метод» и «методология» — одни из ключевых в концепции Лакатоса, которые у него тесно связаны с важнейшими для его концепции понятиями науки и тео­рии. Он также подчеркивает тесную аналогию между на­учными и методологическими исследовательскими про­граммами.

1 Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструк­ции // Структура и развитие науки. С. 322.

2 Лакатос И. Методология научных исследовательских про­грамм // Вопросы философии. 1995. № 4. С. 138. См.также: Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследова­тельских программ. М., 1995.


________________________________Глава XI

Лакатос разделяет мнение Поппера о том, что ученые еще не научились быть «достаточно критичными и рево­люционными». Одна из причин этого (конечно, не един­ственная) — невнимание к методологическим вопросам или даже их полное игнорирование. Однако если призна­вать, что высшая цель науки состоит в постижении исти­ны, то следует отдавать себе отчет в том — какой путь ве­дет к истине, т. е. каковы способы, методы ее достиже­ния. А это и есть проблемы методологии. Так, например, историк науки «должен обратить серьезное внимание на философию науки и решить, какую методологию он поло­жит в основу создаваемой им внутренней истории науки»1. При этом надо иметь ввиду следующие обстоятельства:

а. Современная методологическая концепция (или «ло­гика открытия») представляет собой просто ряд правил (может быть, даже не особенно связанных друг с другом) для оценки готовых, хорошо сформулированных теорий.

б. Методология обычно скрыта и не всегда четко ее мож­но выявить, т. е. ее можно осознавать или не осознавать.

в. Методология не есть чисто субъективный, случай­ный и произвольный феномен, она «вообще не занимает­ся мнениями и убеждениями».

г. Правила и предписания методологии не следует аб­солютизировать, преувеличивать их роль в научном иссле­довании, а чрезмерно строгие предписания прошлых ме­тодологических концепций надо игнорировать.

д. Всякая — даже самая верная — рациональная мето­дология неизбежно ограничена.

«Логика открытия» и ее четыре формл. Односторонность априоризма и антитеоретизма

Лакатос выделяет четыре различных «логики открытия»: индуктивизм, конвенционализм, методологический фаль-сификационизм (Поппер), методологические научно-иссле-



1 Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструк­ции // Структура и развитие науки. С. 265.


Проблемы философии и методологии науки в постпозитивизме

довательские программы (Лакатос). Рассмотрев особенно­сти этих методологических концепций, он подчеркивает, что, «исследовательские программы являются величайши­ми научными достижениями и их можно оценивать на ос­нове прогрессивного или регрессивного сдвига проблем; при этом научные революции состоят в том, что одна исследо­вательская программа (прогрессивно) вытесняет другую»1.

Выступая против априористского и антитеоретическо­го подходов к методологии науки, Лакатос, в частности, отмечает, что мудрость научного суда и отдельные преце­денты не могут быть точно выражены общими законами, сформулированными философом — будь то Ф. Бэкон, Р. Карнап или К. Поппер. Дело в том, что, по его мне­нию, наука вполне может оказаться «нарушительницей пра­вил научной игры», установленных этими и другими фи­лософами. Поэтому, во-первых, необходима «плюралис­тическая система авторитетов», а, во-вторых, при выра­ботке методологических рекомендаций (которые Лакатос отличает от методологических оценок) следует шире опи­раться на историю познания (философского и научного) и ее результаты.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)