АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Читайте также:
  1. ERG – теория Альдерфера
  2. I. Теория естественного права
  3. I.1.5. Философия как теория и
  4. V. Социологическая теория
  5. А) Теория иерархии потребностей
  6. Административная теория А. Файоля
  7. Аналитическая теория личности
  8. АТОМНАЯ ФИЗИКА. БОРОВСКАЯ ТЕОРИЯ АТОМА
  9. Безработица и ее виды. Теория естественной безработицы. Конъюнктурная безработица. Закон Оукена.
  10. Безработица и социальное поведение: теория и опыт социологических исследований
  11. Билет № 42 Аксиология (теория социальных ценностей).
  12. Биологическая теория возникновения генерализованного тревожного расстройства

Занятие 1.

1. Проблемы личности и ее духовного содержания в истории социально-философской мысли.

2. Личность в мире социальности и культуры.

3. Личность в ходе истории. Типология личности.

4. Врач как личность.

Занятие 2.

5. Природа ценностей, их роль в духовно-практической деятельности. Ценности медицинской профессии.

6. Свобода как социальный идеал и личная ценность. Грани свободы - свобода жить, мыслить, решать и действовать.

7. Необходимость и свобода. Проблема выбора и ответственности личности. Ее специфика в деятельности врача.

ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 608 с.

Гербер Р. Вибрационная медицина. – М.: София, Гелиос, 2001. – 592 с.

Губин Д. Философия: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 331 с.

Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 438с.

Спиркин В.Г. Философия. - М., 2000.

Философия. Учебник под ред. Лавриненко. - М.,2000.

Философия. Учебник.- Ростов-на-Дону, 2000.

 

Асмолов А.Г. Психология личности М., 1990.

Бахтин М.М. Философия поступка.//Философия и социология науки и техники. Ежегодник. - 1984-1985, М., 1986.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека. - Ростов-на-Дону, 1994.

Зейгарник Е.Е. Теории личности в зарубежной психологии М., 1982.

Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. – М., 1968.

Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М., 1988.

Михайлов Ф.Т. Загадки человеческого «Я». - М., 1976.

Москаленко А.С., Сержантов В.Ф. Смысл жизни личности. - Новосибирск, 1989.

Ноговицын О.М. Ступени свободы. - М., 1969.

О человеческом в человеке. - М., 1991.

Прис Э. И др. О природе человека. - М., 1993.

Проблема ценностей в философии. - М.-Л., 1969.

Проблемы личности в социальной философии. / Очерки социальной философии. - М., 1994

С чего начинается личность. - М., 1984.

Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. - М., 1989.

Сэв Л. Марксизм и теория личности. - М.,1992.

Тернер Д. Структура социологической теории человека. - М., 1995.

Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. - Л., 1960.

Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. - Л., 1968.

Фромм Э. Бегство от свободы.- Минск, 1998.

Фромм Э. Человек для себя Минск, 1987.

Юнг К. Психологические типы.- Минска, 1998.

Ясперс К. Общая психопатология.- М.,1997.

Контрольные вопросы:

1. Что такое индивид, личность, индивидуальность?

2. Какова структура личного универсума?

3. В чем отличие личности человека от универсальности любой системы во Вселенной?

4..Как в человеке соотносятся «плоть» и «дух»?

5..Каковы основные типы личности? Всякий ли человек личность?

6. Как личная биография связана со всеобщей историей?

7. Что такое ценность человека?

8. В чем смысл бессмертия личности?

9. Что придает смысл человеческой жизни?

10. В чем состоят «ценности», «идеалы» и «святыни» человека?

11. Что такое космическое предназначение человека?

12. В чем суть современного взаимоотношения человека и природы?

13. Каковы пути преодоления кризиса личности на рубеже 20-21 вв.?

Темы рефератов:

1. Специфика понимания личности в разных типах культуры.

2. Личность и свобода в зеркале мировых религий.

3. Диалектики свободы и ответственности личности в деятельности личности на современном этапе развития мировой цивилизации.

4. Диалектика свободы и необходимости в деятельности личности.

5. Новые проблемы жизни и смерти в конце 20 века и пути их разрежения.

6. Врач как личность.

7. Грани свободы.

8. Ценности медицинской профессии.

В философской литературе существуют три термина для характеристики человека:

Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.

Личность – высшая ступень развития индивида. Это обладающий самосознанием и мировоззрением человек, понимающий свое место в мире, свои социальные функции, осмысливающий себя как субъект исторического творчества. Понятие личности объединяет в единое целое, и биологическое, и социальное, и психологическое начало в человеке. Главным проявлением личностной характеристики человека является наличие мировоззрения в общем смысле этого слова. В связи с этим, понятие «личность» претерпело различные изменения в ходе исторического процесса. Родовой строй – первая историческая ступень в развитии человеческой личности. В этот период на формирование личности человека оказывают существенное влияние родоплеменные связи. Коллективное, общественное преобладает над личным и индивидуальным. Античность – слово «личность» (persona) обозначало маску актера, а позднее и самого актера, его театральную роль. В древнем Риме словом «persona» определяли различные социальные роли людей. Поскольку мировоззрение античного человека космогенично, то и личностные качества человека зависят от этого положения. Человек эпохи античности – телесно-духовная личность, которая с одной стороны принадлежит коллективу, космосу и судьбе, с другой – не растворяется в коллективе, не обезличивает себя и может быть самостоятельным при решении своих земных дел. Средние века – распространение христианства приводит к новому пониманию человека, а соответственно и его личностных качеств. Личность выступает как синоним нематериальной души, как образ божий в человеке. Для эпохи раннего христианства характерен героизм, именно в нем проявляётся личностные качества. Позднее личность средневекового человека формируют божественные и нравственные законы и ценности. Возрождение в центре культуры Возрождения – человек, его творческий разум, земное счастье. Человек ценится своими личностными качествами, которые дают возможность стремиться к совершенству, занимая особое, высшее место в мире. Просвещение – развитие науки и техники приводит к формированию нового типа личности, ее основными характеристиками становятся такие качества как воля, деловитость, индивидуальность. Психология индивидуализма привалит к глобальному отчуждению личность. Каждый считает себя центром мира и готов уничтожить окружающих, лишь бы утвердить собственную сущность. Этот путь приводит к острому чувству одиночества. Проблема отчуждения – одна из важнейших философских проблем 20 века.

Способ существования личности выражают ценности. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций. Ценностные ориентации образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. Философское учение о ценностях носит название аксиология. Ценностью для человека является все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Качественной характеристикой этого смысла является оценка. Оценка складывается из акта сравнения и рекомендаций по отбору того, что при-знается за ценность. Ценностное отношение личности реализуется в эмоциях, воле, целеполагании, идеалотворчестве. Эмоции – непосредственные переживания значимости явлений и ситуаций. Воля – духовный акт, благодаря которому подтверждается некоторая ценность, признанная таковой (или благодаря которому стремятся к ней). Идеал – признающийся максимально целостным образ желаемого будущего. Вера – субъективный акт принятия чего-либо как истинного. Вера связывает человека с миром. Вера является непременной характеристикой личности. Для самоутверждения личности необходима «вера в себя», переходящая в уверенность в своих возможностях.

Высшей и абсолютной ценностью является сам человек и его жизнь. С проблемой смысла человеческой жизни в аксиологии связанапроблема так называемого «экзистенциального вакуума». В экзистенциальном вакууме оказывается человек, запутавшийся в ценностях или не нашедший их. Одной из форм проявления экзистенциального вакуума является скука.

Одной их главных ценностей личности является свобода. Свобода – творческая самореализация человека. Свобода имеет две стороны: «свободу от…» и «свободу для…» « Свобода от…» - освобождение от заданности, стремление к независимости. Это состояние известно человеку с тех пор, как он начал размышлять о мире и о себе. «Свобода для…» заключается в творчестве, которое является самореализаций, преодолевающей любую конечность. Это понятие свободы входит в культуру вместе с христианством.

Противоречия свободы:

1. Свобода и своеволие – свобода всегда содержит в себе момент своеволия, поскольку в свободе всегда присутствует утверждение человеком самого себя. И все-таки свободу нельзя свести к своеволию. В своеволии человек, утверждая себя, утверждает свою власть над миром. Свободный человек утверждает себя, утверждая другого, он открыт для мира. Своевольный человек замкнут для мира, мир всегда – насилие над ним.

2. Свобода и равенство – наиболее неразрешимая проблема. Приоритет свободы позволяет разрешить проблему равенства как проблему социальной справедливости, как равенство шансов. Приоритет равенства делает это противоречие неразрешимым, поскольку свобода – это творчество, а в творчестве равенства не может быть.

3. Свобода и необходимость – под необходимостью следует понимать те объективные формы, в раках которых реализуется человеческая деятельность. Таким образом, выбор в свободе становится необходимостью.

4. Свобода и ответственность – и свобода, и ответственность - две стороны сознательной человеческой деятельности. Свобода порождаетответственность, аответственность направляет свободу. Без ответственности свобода становится произволом.

Теории ценностей:

1. Натуралистический психологизм. (Дж. Дьюи) – ценности рассматриваются как объективные факторы реальности. Любой предмет, удовлетворяющий какую любо потребность людей, является ценностью.

2. Аксиологический трансцендентализм (Виндельбанд, Риккерт) – ценности – идеально бытие. Рассматриваются как независимые от человеческих желаний.

3. Персоналистический онтологизм (М.Шелер) – ценности образуют онтологическую основу личности. Высшая ценность – это идея Бога.

4. Социологическая концепция ценностей (М.Вебер) – ценность - это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. Особая роль отводится этическим и религиозным ценностям в развитии общества.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)