АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Хосе Ортега-и-Гассет

Читайте также:
  1. B) социально-стратификационная структура
  2. XX век: судьба проблемы бытия
  3. Античность
  4. Б.И. Коновалов 12 страница
  5. БББББББББББ
  6. Билет № 23 «Философия жизни».
  7. БЫТИЕ. ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЛЕННОЙ. ФИЛОСОФСКАЯ, РЕЛИГИОЗНАЯ И НАУЧНАЯ КАРТИНЫ МИРА.
  8. В ФИЛОСОФИЮ ТЕХНИКИ, ТЕХНОСФЕРЫ И СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОГЕННОГО РАЗВИТИЯ МИРА
  9. Введение.
  10. Вместо заключения.
  11. ВЫВОДЫ К МОДУЛЮ ІІ.
  12. Геометричний закон розподілу 3 страница

Сегодня мы видим торжество гипердемократии, при которой масса действует непосредственно, вне всякого закона, и с помощью грубого давления навязывая свои желания и вкусы. Толковать эти перемены так, будто масса, устав от политики, препоручила ее профессионалам, неверно. Ничего подобного. Так делалось раньше, это и была демократия. Масса догадывалась, что в конце концов при всех своих изъянах и просчётах политики в общественных проблемах разбираются несколько лучше её. Сегодня, напротив, она убеждена, что вправе давать ход и силу закона своим трактирным фантазиям. Сомневаюсь, что когда-либо в истории большинству удавалось править так непосредственно, напрямую. Потому и говорю о гипердемократии.

То же самое творится и в других сферах, особенно в интеллектуальной. Возможно, я заблуждаюсь, но всё же те, кто берется за перо, не могут не осознавать, что рядовой читатель, далекий от проблем, над которыми они бились годами, если и прочтёт их, то не для того, чтобы чему-то научиться, а только для того, чтоб осудить прочитанное как несообразное с его куцыми мыслями. Масса – это посредственность, и, поверь она в свою одаренность, имел бы место не крах социологии, а всего-навсего самообман. Особенность нашего времени в том и состоит, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают своё право на неё и навязывают её всем и всюду. Как говорят американцы, отличаться неприлично. Масса сминает непохожее, недюжинное и лучшее. Кто не такой, как все, кто думает не так, как все, рискует стать изгоем. И ясно, что «все» - это отнюдь не «все». Мир обычно был неоднородным единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир стал массой.

Такова жестокая реальность наших дней, и такой я вижу её, не закрывая глаз на жестокость.

Х. Ортега-и-Гассет. Восстание масс

// Избранные труды. М., 1997. С.47-48.

Вопросы:   1. Кого автор именует массой? Можно ли связать понятие «масса» с понятием «социальная группа»? 2. Как Ортега-и-Гассет связывает «особенность нашего времени» и демократию? 3. Почему автор противится лозунгу «отличаться неприлично»? 4. В чём главная опасность массы?

Вопросы для самопроверки

1. Как появляется в философии понятие «культура» и что оно первоначально означало? Как изменяется значение этого понятия?

2. Что указывает на социальный характер феномена культуры?

3. Каковы функции культуры в обществе?

4. Можно ли выявить закономерности в развитии культуры? Если да, то в чем они выражаются?

5. Какую структурную организацию имеет культура?

6. На чем основана типология культуры? Какие типы культуры мы можем выделить?

7. Почему в философии столь неоднозначно отношение к массовой культуре? В чем главный принцип элитарной культуры?

8. Как называется и с чем связывается появление «третьей» культуры?

9. Почему физическая культура не рассматривается как часть материальной культуры?


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)