АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сила голоса

Читайте также:
  1. Акустические свойства голоса
  2. Аудитивная оценка голоса
  3. Восстановление голоса при нейрогенных расстройствах голосообразования — парезах или параличах гортани
  4. Восстановление голоса при хронических ларингитах
  5. Гипертонусные нарушения голоса
  6. Гипотонусные нарушения голоса
  7. ГОЛОСА СТАРЕЙШИН
  8. ГОЛОСА ЭЙУА
  9. Диапазон голоса
  10. Дыхательная гимнастика при нарушениях голоса
  11. Исследование голоса и интонационной стороны речи с использованием специальных проб
  12. Какова ценность каждого голоса?

Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых связок:

большеамплитуда - сильнее звук. Сила звука определяется и личиной давления, которое оказывает звуковая волна на единицу поверхности. Сила звука в речи артиста - это и сила убеждения, и сила чувства, и сила его желания достичь поставленной цели. Поэтому и бытует такое понятие, что говорить с силой - значит говорить с большим душевным подъемом.

И вот тут-то, когда артист говорит с силой, возникают зажимы, перенапряжение голосообразующего органа. Во избежание этого надо воспитать в себе "мышечного контролера". "...Этот процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до механической, бессознательной приученности. Мало того, его надо превратить в нормальную привычку, в естественную потребность... главным образом, в минуты высшего нервного и физического подъема"[17].

Для снятия излишнего напряжения при сильно звучащей речи рекомендуется следующее упражнение.

Упражнение "Добьюсь цели ". Надо послать "упрямого" друга, допустим, в булочную за хлебом. Добивайтесь этого, чтобы желание ваше было выполнено, действуя различными глаголами:

Ну иди же! (просите)

Ну же! (умоляете)

Нут-ка!

Добежать одна минутка! (приказываете)

Проследите за тем, достигли ли различного звучания глаголов: просить, умолять, приказывать. Подчиняется ли вам голос? Выражает ли ваша чувства? Попробуйте переставлять глаголы: сначала приказываете, а затем просите и умоляете.

Упражнение "Сделать по-моему". Подчините вашей воле человека, который совершает неверный поступок: забирает не ему принадлежащую вещь,

Яблоко Алле. (Напоминаете. Речь звучит свободно, озвученное

дыхание "само вытекает в природу".)

Яблоко Алле. (Предупреждаете с угрозой. Речь звучит с силой, воздух "выгоняется".)

Алле, яблоко! (Приказываете. Воздух "выталкивается" в рывке.)

Усиливая звучание, следите за тем, чтобы не было перенапряжения в голосовом аппарате, завышения тона голоса. "Мышечный контролер" пусть не дремлет. Характер речи отражается только на характере выдыхания. Растет активность действия (заставляете сделать то, что требуете). Растет и сила звука, а с ним и степень давления воздушной

струи. Это хорошо ощущается в области диафрагмы и межреберных мышц. При повторении упражнения фиксируйте внимание на действии "дыхательного пояска".

Надо уметь расчетливо и искусно пользоваться усилением звука. Вспомните замечания К. С. Станиславского об относительности таких понятий, как "громко" и "тихо".

"...Forte —понятие относительное. Допустим, что вы начали читать монолог очень тихо. Если б через строчку вы продолжали бы чтение несколько громче, это было бы уже не прежнее forte.

...В этом постепенном превращении звука из piano-pianissimo в forte-fortissimo заключается нарастание относительности гром кости"[18]- пишет К. С. Станиславский.

Упражнение "Сони". Договорились с товарищами идти гулять. Зашли к ним в комнату, а они... спят. Надо немедленно их разбудить!

Эй, вы, ну ли! - средний уровень громкости

Что заснули?

Ну и ну!

Ну и ну!

Вы зачем нас обманули? Что склонило вас ко сну?

Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь! - (усиление звука)

Поднимайтесь,

одевайтесь,

И айда скорей гулять! - (с каждым приказом

Ну-же! растет сипа звука)

Эй,вы!

Хватит спать!

Не посылайте звук далеко. Товарищи - рядом. Они могут по­дыгрывать вам "сон". Конкретность же "адреса" (к кому обращены слова) удержит от ненужного крика, напряжения. Будите не криком, а силой речи - волевым "приказом", поднимая товарищей с постели. Если подвижная диафрагма успевает быстро "подпереть" ударные слоги в словах приказах, то голос зазвучит свободно. Снимайте малейшее мышечное напряжение с фонационных путей. Этому помогут междометия и сонорные согласные (в стихотворении 15 сонорных звуков).

Затем попытайтесь не делать больших пауз, чтобы весь текст звучал слитно. Слитность речи оправдайте действием: во что бы то ни стало скорее разбудить! Действуйте!..

Заговорили очень быстро, без пауз, и голос не успевает "нарисовать" различной силы вопросы, различное звучание восклицательных знаков. Сохраните выразительную "линию звучания". Ведь дважды повторенное восклицание "Ну и ну!" во второй строчке или два вопроса в третьей и четвертой строках по своему характеру, энергии, силе и тону звучат по-разному. Поэтому сначала "будите", не торопясь, успевая оценить, увидеть, родить слово. Затем убыстрено не за счет пробалтывания слов, а за счет энергичного движения мысли, видений, оценок. Быстрый темп, слитность речи (по будут тренировать автоматизм входа, ровность звучания голоса на протяжении всего текста, голосовую гибкость при большой силе звука, умение удерживать звук от повышения.

Упражнение "Народный шквал". Целевая установка упражнения:

Владеть силой звука. При этом уметь

Искусством пиано и форте владеть.

Все ближе, все громче

рокочущий шум:

ТрУм-ту-ту-тУм!

ТрУм-ту-ту-тУм!

Сильней все то тут

барабан бьет,

то там:

ТрАм-та-та-тАм!

трАм-та-та-тАм!

Трепещут враги;

задрожали враги.

Народ наступает.

Сдавайся!

Беги!

Народного гнева

бушующий шквал

Поднялся,

обрушился!

Враг злобный

пал.

Усиливая звук, постепенно повышайте его до самого высокого тона, способного звучать с силой на слове "поднялся". Следующее слово "обрушился" опустите вниз (голос по-прежнему звучит с силой).

Выработайте в себе контролера, "знающего", какие тона вашего головного и грудного регистра способны к усилению. Рассчитайте силовые возможности голоса. Особенно остерегайтесь срывов на

верхних тонах.

Для укрепления голоса полезны упражнения, в которых текст звучит на единой силовой ступени сравнительно большой период.

Упражнение "Необычный базар". Многолюдный, шумный, необычный базар. Здесь есть все! От цветов и овощей всех времен года до всевозможных спортивных товаров! Вы бойко, радостно зазываете покупателей, увлекая их своими товарами.

Первый:

В ларьках овощных

на прилавках не пусто:

Вот вам — огурцы, помидоры, капуста

Морковь, баклажаны, укропа пучок,

Картошка, редиска, зеленый лучок.

И репчатый лук и капуста цветная,

Вот хрен, кольраби и тыква большая,

Салат, сладкий перец, чеснок, кабачки,

Петрушки душистые есть корешки,

В продаже и редька и репа...

Что надо?

Иди — покупай!

Угодить будем рады.

Второй:

А ягоды, фрукты!

Каких только нет!

Скорей выбирай

на свой вкус и на цвет.

Есть крымские персики,

груши и дыни.

Арбузы херсонские славятся ныне,

Вот яблоки — "белый налив",

вот «ранет»,

А вот земляника,

что слаще конфет,

Черешня и вишня...

А здесь посмотри-ка:

Красавицей выросла

наша клубника,

Крыжовник садовый,

чудесная слива,

Малина душистая —

прямо на диво!

Есть красная, черная также сморода...

Все щедро земля

отдает для народа.

Третий:

Здесь вам можно купить

самый нежный товар.

Перед вами красивый

цветочный базар:

Гиацинты, нарциссы, ромашки, тацеты,

Кампанула, душистой сирени букеты,

Львиный зев, незабудки, анютины глазки,

Обратите вниманье

на формы и краски!

Астры белые, красные маки,

тюльпаны.

Вот перстянки, гвоздика,

роскошные канны,

Олеандры, жасмины,

фиалки, мимозы,

Георгины, настурция,

нежные розы,

Гладиолусы, крокусы,

флоксы, левкои,

Хризантемы, пионы...

Вот чудо какое

Создала нам природа—

нельзя отойти!

Надо эту красу

вам с собой унести!

Четвертый:

Кто любит сладкое —

ко мне!

Довольны будете вполне.

Печенье, вафли, мармелад,

Зефир, фигурный шоколад...

Доставит детям радости.

Восточные есть сладости;

Рахат-лукум, халва, щербет...

Есть много кисленьких конфет:

"Мечта", "Фруктовая смесь", это

"Лимонные", "Весна" и "Лето",

"Прозрачная" и "Барбарис",

"Дюшес", "Снежок"...

А вот ирис:

"Кофейный", "Ледокол", "Забава",

Вот "Ключик", "Тузик"... "Летний"...

Право

Разнообразен выбор наш:

"Антракт", "Цирк", "Белочка", "Грильяж"...

Решил со сливочной начинкой?

Доволен будешь "Украинкой"…

"Славянской", "Детской" и "Столичной"...

Вот шоколад на вес—отличный!

Орехи в шоколаде есть...

Сортов конфет не перечесть!

Пятый:

Эй, всех возрастов люди,

скорее сюда!

Покупай, если хочешь

быть молод всегда!

Для любителей рыбного спорта

в продаже:

Всевозможные спининги, удочки,

даже

Для ухи котелки,

блесны, лески, крючки,

Чтобы рыбу таскать, из капрона сачки,

А на случай дождя есть в продаже

палатки...

Вот гантели и гири,

для бокса перчатки,

Для гимнастики обручи, ленты, скакалки,

Есть коньки с сапогами,

есть лыжи и палки,

Все для тенниса есть, бадминтона, футбола.

Ядра, молоты, копья, мячи волейбола...

Маску, ласты, ружье, акваланг покупай:

Интереснейший мир под водой изучай!

Спорт вам силу, и ловкость,

и бодрость дает.

В вашем теле здоровом

душа запоет!

Сочиняйте сами, что вы продаете: игрушки для детей или все­возможную радиозвуковую технику...

Упражнение "Базар" вырабатывает единую выразительную линию звучания (товар перечисляется без пауз в речи, но с конкретностью видений и отношений), автоматизм вдоха, обеспечиваемый приемом "подлаивания", ясность и четкость дикции (надо, чтобы названия предметов были понятны), посыл звука на большое расстояние (зазываете народ "к себе"), силу звука (полнозвучие, а не крик), голосовую гибкость при громком звучании (умение модулировать при силе голоса).

Но артист, а особенно чтец, чаще пользуется сдержанной силой звука. Поэтому полезно тренировать и навык тихого звучания голоса, при котором надо следить за тем, чтобы не снимать с "опоры" голос (что часто бывает). Слух должен контролировать чистоту звучания голоса при тихом разговоре. Оправдывайте необходимость тихо говорить.

Не путайте тихое звучание с шепотом, когда очень слышен выдыхаемый воздух. Научитесь, тихо разговаривая, не выпускать ни капли неозвученного "дикого" воздуха (придыхательная атака).

Упражнение "У микрофона". Прочитайте "по микрофону" такое, например, стихотворение;

Лес заснул. И, как во сне,

Сосны стряхивают снег.

И доносится сквозь сон.

Медных сосен, медный звон.

В сизой дымке тишина.

Четких звуков лишена.

Мир тишайший из тишин

От корней и до вершин...

Мир покоя без границ

В тихом цвиньканье синиц.

Породнить его спеши

С тихой музыкой души.

(М. Дудин)

Такие большие периоды тихого звучания позволяют удерживать на опоре, лучше закреплять на слух одну силовую ступень звучности. Ни один милиграмм воздуха не расходуется "впустую". Дыхание не слышно. В процессе тренинга:

Надо навык закрепить:

Научиться по секрету—

По секрету — всему свету,

То есть залу говорить.

Одновременное развитием природного тембра голоса, диапазо­на, силы звука идет работа над темпо-ритмом речи.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)