АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности российского реформирования

Читайте также:
  1. I-IY Государственные Думы – первый опыт российского парламентаризма.
  2. I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  3. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  4. III. ЧЛЕНЫ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ИНВАЛИДОВ
  5. IV. Особенности правового регулирования труда беременных женщин
  6. V. Особенности развития предпринимательства
  7. V3: Основные черты и особенности политики военного коммунизма
  8. VII. Новые формы российского предпринимательства
  9. XVIII век: противоречивость модернизации российского государства-общества.
  10. А. Основные особенности административной ответственности коллективных субъектов (организаций)
  11. Аграрная реформа 1861 г., ее механизм и особенности проведения в белорусских губерниях.
  12. Агрегатный индекс цен: особенности построения с учетом разных весов

Процесс непрерывной модернизации начался в России с начала XIII века (с Петра). "Реформы сверху". От ц.Ивана до патриарха Никона виднейшие умы оказываются не услышанными, "низы" - консерваторы, тормозящие власть, пытающуюся что-либо делать. Неодинаковая степень принуждения по отношению к населению. Разная степень привлечения общественных сил к разработке и осуществлению преобразований. Типы реформ: I. Практический во все реформы П. заложен десп. метод проведения. Особенности: опора на идею государства; автор. влияние государства в общественном отношении; российский народ традиционно выступал в качестве объекта реформ (материала); осуществление реформ исключительно сверху; такой тип реформирования всегда резко ограничивал возможности самого реформирования, возм. контроля со стороны общества за проведением реформ; конфликтность (жестокие, насильственные методы); ускоренный темп, не учитывающий социальные интересы; нововведения воспринимались как нечто чуждое, навязанное извне, что тормозило реформирование (исток - патриархальное самосознание); пренебрежение к наследие, варварское отношение к опыту собственного народа (потенциальное отрицание, сост. внутреннее напряжение, конфликты, недоверие к власти, озлобление населения); реформиз базировался на некритичном восприятии, а порой и заимствовании взглядов и ценностей других цивилизаций, а также национальных особенностей; государство как организатор реформ не могло опираться на старую систему управления, административная реформа всегда сопровождалась процессом модернизации: привлекают новую бюрократию, а старая никуда не девается; численность бюрократии растёт революционными темпами => бюрократия превращается в единственного разработчика и руководителя реформ (значение бюрократии в судьбах реформ становится огромным); диалектика реформ и контрреформ; русские реформы часто игнорировали правовые нормы для проведения реформ, редко имели социально-политический анализ для осуществления этих реформ. II. Великие реформы 60-70 гг. XIX в. (Александр II). Тип более радикального реформирования общества (отмена крепостного права, судебник, земские реформы, военная реформа, реформа образования). Были глубоко затронуты различные слои общества. Значительная либерализация и раскрепощение общества. Реформы более тщательно подготовлены., сопровождались активной работой общественной мысли. Объединение передовых российских кругов на основе либеральных идеалов. Создание редакционных комиссий (цель: обобщение и более грубая проработка проектов реформ). Инициатива снизу. Гласность, научная обоснованность, статистика. Работа прогрессивно настроенных либералов => печатались протоколы заседания, т.е. д-сть гласная, публичная для укрепления сил и сторонников. Научная обоснованность работ: создана статистика, библиотека трудов по крестьянскому вопросу.


15.Образование государства у восточных славян. Проблема "норманнского влияния и двух центров" в образовании древнерусского государства.

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах. /Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. Есть сведения о некоем русском князе Бравлине который воевал в хазарско-византийском Крыму в VIII-IX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании — третьего крупного объединения славян — точно не установлено. /Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. Северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии. /Легенда о призвании варяжских князей Нормандская послужила основанием для создания так называемой нормандской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. /Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья. Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь. /Главой государства являлся князь, которого в народе считали наставником божьим на этой земле. Князь собирал налоги с подвластных ему земель и защищал их от набегов других племён, старался увеличить подвластные территории в виде захвата, для получения большей прибыли в форме налогов. Таким образом, первые зачатки государственности проявились в виде отдельных княжеств. В то время были все предпосылки для появления сильного государства на территории восточных славян. Но не было сильного государства по причине постоянных усобиц между правящими князьями. Каждый раз Русь делилась после смерти князя, имевшего несколько детей, на отдельные княжества, в которых правили дети погибшего князя. Каждый из князьков хотел владеть большей территорией и убивал своих братьев для получения их земель.

862 г. – призвание Рюрика на княжение в Новгород. Проблема образования государственности у восточных славян была поднята в 30е гг. 18в. (правление Анны Иоановны) немецкими историками Байером, Миллером, Шлёцером, которые разработали «норманнскую теорию»: государственность восточным славянам была привнесена норманнами (варягами) в 9 в. Был сделан вывод, что сами славяне не могли самостоятельно создать государство.



 


Против теории выступил Ломоносов, который доказал, что в короткий срок без имеющихся предпосылок не возможно образовать государство. Факторы государственности к приходу Рюрика: -развитие производительных сил восточных славян -распад родовой общины и формирование соседской -выделение племенной знати и появление системы управления -развитие торговли (путь «Из Варяг в Греки») (от Балтийского моря до Черного) -наличие 2х центров объединения: Новгород и Киев 882 г. – Олег приходит к власти, убив Аскольда и Дира. Олег 879-912. Олег старший дружинник Рюрика Олег 879 – 912 Собрал военную силу из ильменских славян, кривичей, чуди, веси. Взял Смоленск, Любеч. 882 – захватил Киев, обложил данью покоренные племена. Разгромил наступление хазар. Принял титул великого князя. Совершил 2 успешных похода на Византию: 907, 911, подписал мирный договор, получил право для Руси беспошлинной торговли Игорь 912-945 Продолжал политику присоединения племен. Совершил 2 похода на Византию: 941, 945. При сборе дани у древлян был убит и правление перешло его вдове. Будучи крайне примитивным по своей структуре государством Киевская Русь представляла собой конгломерат (Конгломерат (лат. conglomeratus — скученный, уплотнённый) — соединение чего-нибудь разнородного, беспорядочная смесь.) покоренных племен, в основном славянских. Власть князя осуществлялась в двух формах:

1. Систематические военные походы к окраинам Руси с целью повторного завоевания этих районов.

2. Ежегодно совершаемое полюдье, т.е. обход всех славянских племен с целью сбора дани.

Желая сделать государство более управляемым, Игорь выделяет из него шесть уделов, которые раздает своим боярам в кормление, т.е. не в собственность, а с правом сбора дани. Так на Руси появляются первые элементы государственного устройства.

В 945 г. Игорь был убит древлянами при попытке повторно совершить сбор дани. Летопись сохранила слова древлян: «Коли повадится волк в стадо овец таскать, так всех и перетаскает, покуда не убьют его».

Новым Великим князем стал четырехлетний Святослав Игоревич при регентстве своей матери княгини Ольги. Жестоко отомстив за гибель мужа древлянам (убиты древлянские послы, сожжен Искоростень), Ольга провела реформу сбора дани (по сути – налоговую реформу). Полюдье сменил повоз - теперь местные князья должны сами привозить дань на условленные места - погосты. Ольга установила фиксированный размер дани - урок.

Примерно в 957 году Ольга посетила Константинополь и приняла крещение под именем Елена.

С 964 г. Святослав правил самостоятельно. Он не проявлял интереса к внутренним проблемам Руси и вошел в историю как великий восточнославянский полководец («Александр Македонский Восточной Европы»). В Западной Европе князь считался одним из образцов рыцарства, поскольку всегда предупреждал врагов о начале похода против них: «Иду на вы!». В 964 – 965 и 966 – 967 гг. им проведены успешные походы в Булгарию и Хазарский каганат, который полностью уничтожен. С 968 по 971 гг. Святослав ведет войны в Болгарии (на Балканском полуострове), сначала – против болгар, а затем – против Византии. Потерпев поражение под Доростолом (971 г.), в 972г. Святослав возвращается в Киев, но по дороге погибает в печенежской засаде.

С 972 по 980 гг. происходит Первая усобица на Руси – борьба за власть сыновей Святослава – Ярополка, Олега и Владимира. Владимир 1 980-1015 Борьба с печенегами. Расширение территорий на Запад. В период его правления завершился процесс формирования территорий Древнерусского государства. Ликвидировал «автономию» вошедших в Русь союзов, заменил племенных князей своими сыновьями и дружинниками. 988 г. – крещение Руси. Значение принятия Христианства: -вырос международный авторитет Руси -установились и укрепились международные связи с христианским миром. -вместе с православием из Византии Русь почерпнула идею монархической власти. -произошло развитие письменности, грамотности и культуры. -введение моральных устоев, особенно в семейной жизни.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)