АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Письменные пророки (деятельность их – 8-6 вв.)

Читайте также:
  1. ВОПРОС Письменные источники по истории Древней Греции.
  2. Письменные доказательства в гпп
  3. Письменные источники
  4. Письменные источники
  5. Письменные источники по истории Древней Греции
  6. Письменные источники по римской истории.
  7. Письменные источники по римской истории.
  8. Письменные источники.
  9. Письменные принадлежности
  10. Пророк Мухаммад и пророки у Трона Господня.
  11. Тема: Письменные источники по истории края

Особенности:

- их деятельность протекала в другой исторический период (нежели устные).

- обладали более широким кругозором.

- были наделены поэтическим дарованием.

- они имели влияние в политической сфере, в борьбе с внешними врагами.

- кругозор шире, распространялись проповеди на нравственную и религиозную сферы.

 

· Амос (иудейский пастух).

Проповедовал не в Иудее, а в Самарии, что показывает, что разделение народа было внешним, что люди из разных мест жили в одной религиозной традиции.

Книга Амоса – изречения пророка в разное время об Израиле, записанные его учениками.

В начале книги Амос изрекает, что Яхве – господин всех народов.

Осуждает жителей Самарии за их бесчестие, они должны наказание понести. «Небесный огонь» (гнев бога) сойдёт на жителей Северного царства. Говорил, что люди перестали правильно соблюдать учения Моисея. Трактует Моисееву традицию по-своему: да, бог на горе Синай сказал, что будет охранять народ, но это не значит, что всегда. Если народ бесчестный, то бог разозлится на него, и жертвоприношения не спасут. Судьба Израиля для Амоса решена: гибель, но те, кто останется в живых, возродят истину.

 

· Осия.

Он моложе на поколение. Возможно, был священником. Женат на Гомерь, блуднице (женился намеренно, как бы переживая все ступени унижения). В его дни угроза царству уже реальна. Придавал событиям из реальной жизни символический смысл. Нравственные страдания, через которые он прошёл, стали стержнем и опытом его души, он прикоснулся к тайне божественного создания.

Ориентируется на Моисея. Трактует его учение по-своему: Яхве сам вывел народ из рабства, а израильтяне забыли бога.

Бог устами Осии: «Я милости хочу, а не жертвы». Осия возвещал грядущую кару за грехи, воздаяние. Говорил больше не о боге грозном судии, как Амос, а о боге милосердия. У Осии наказание – высший показатель любви. Народ должен умереть, но он будет воскрешён богом. Предвидит это время. Любовь – целебное наказание.

Говорит, что будет восстановлен брачный союз бога и человека (милости и познания бога). Основа союза – благодать (бог), познание бога (народ). Мотив слияния двух личностей, двух сердец. ЗаслугаОсии – он первым развил учение о взаимной любви бога и человека.

 

· Исайя (конец 8 в.).

Его деятельность связана с Иерусалимом, где он провёл всю жизнь. Был аристократом, государственным деятелем.

Родился около 765 г. до РХ. Самый поэтически одарённый из всех пророков. Его речи – жемчуг древней словесности. Смелость – главная черта его характера. Всегда за истину, один против всех. Секрет мужества – совесть, приверженность к обездоленным. Секрет характера – в непоколебимой вере: «Тот, кто не верит, не спасётся».

Можно начать изучение его с 6 главы: «В год смерти царя Озии видел я…» - призвание Исайи богом. (Царь Озия – сильная личность, отец народа, по нему скорбели). В момент скорби по царю Исайя напоминает, что отец всего – бог, что его нужно почитать.

Видение Исайи. Место его – храм Соломона (Иерусалим). Там Исайя увидел богоявление: «поют 2 хора, жертвенник с углями, курения благовонные. Своды небесного храма раздвинулись - и господь войск сидел на престоле, края риз напоминали весь храм, вокруг находились Серафимы. У каждого 6 крыл, они говорили, что «свят, свят, свят господь Саваоф (ещё одно имя бога, употребляется с 1-й книги Царств), земля полна славой его». Иерусалимский храм – подобие небесного. Не пытается описать внешность бога, но благодаря поэтичности слога передаётся трепет его. Этот бог символизирует величие бога, всемогущество, славу.

У Серафимов (имеют огненную природу) 6 крыльев: 1 пара – закрывать лицо от взора бога, 2 – прятать наготу, 3 – летать, исполняя поручения бога.

И тогда Исайя увидел то, что скрыто от взора света. В речах Исайи образ бога приобрёл новые черты: это не только бог правды и милосердия, но и святости. В ВЗ «святость» не сводится лишь к нравственности.

Слово «кадош» - «отрекать», нечто отделённое, посвящённое культу, храму. Значение «святости» расширилось: обозначает бытие божественное, которое обособилось от всего остального. Божественная святость: бог отделён от всякого совершенства. Слава – всемирная, космическая. Он несравним ни с чем другим, это выражено в гимне серафимов. Бог – личность, действующая в мире. Но у него другой лик, чем у людей. По отношению к человеку «святой» - посвящённый богу, непорочный. Человек знает волю бога, но не знает его самого.

- бог свят

- бог – слава. Она всемирна, предопределяет присутствие бога во вселенной, властность. Слава подобна огню, сиянию света. Он такой яркий, что ослепляет тьмой человека.

Еврейское слово «слава» = «вес». Вес человека в жизни определяет уважение к нему, его славу. Слава – не только доброе имя, но подлинная ценность. В основе авторитета, могущества, атрибут царя.

Исайя видит славу бога Яхве как царскую славу. Она есть «огнепоедающая» святость, разоблачающая скверну. Побеждает очищением, а не уничтожением. «Горе мне, ибо я человек с нечистыми устами… Глаза мои видели бога Саваофа» - Исайя.

Нравственная чистота соединена с божественной святостью. Исайя понимал, что не все иудеи смогут принять святость бога, поэтому наказание неминуемо. Кара для них – очищение, приобщение к святости.

Образочищения (в 6 главе) в храме. Когда Исайя сказал «горе мне…», то произошло то, что в стихе у Пушкина «Пророк» - горящим углём серафим коснулся уст, теперь грех очищен, беззаконие убрано. Исайя после этого приобщился к святости и стал достоин услышать бога. Бог спрашивает, кого призвать, Исайя вызывается.

Исайя обличал нравственную распущенность, неблагодарность людей, предсказывал скорое возмездие.

День Яхве (глава 5) – день Суда. «Винограды – бог, виноградник – люди» - урожайная песнь Исайи. Пел эту песню, чтоб привлечь внимание людей: «хозяин, заботился о саде, а виноградник принёс дикие плоды. Что делать? Отнять ограду, стену, оставить сад в запустении, без полива». Идея песниноваторская, за ним потом её повторяли (в 15 главе Иоанн Богослов: «я истинная виноградная лоза, отец – виноград»).

Пророчествуя, Исайя сформировал новую философию истории: победы в войне больше не значили благословения бога, ведь планы его непостижимы.

В период войн и падения Северного царства Исайя возвещал о грядущем мире и спасении. «И будет в последние дни гора бога господствующей во главе гор… и перекуют мечи на оралы (отказаться от военных действий, намерений, заняться мирным трудом)».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)