АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Российское авторское право (дооктябрьский период)

Читайте также:
  1. B. обучение образам правого полушария
  2. I Таможенное право Российской Федерации
  3. I. Нормативно-правовые акты
  4. I. Нормативно-правовые акты
  5. I.1. Римское право в современной правовой культуре
  6. II ОБЩИЕ НАЧАЛА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ПОРЯДКА
  7. IV. Особенности правового регулирования труда беременных женщин
  8. IV. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА
  9. IV.1. Общие начала частной правозащиты и судебного порядка
  10. V. Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин
  11. V.1. Общие начала правового положения лиц в частном праве
  12. V.2. Правовые категории лиц в зависимости от status libertatis

 

Особенности развития законодательства в области ИС в Российской империи:

1) более позднее развитие законодательства: в силу исторических причин издание книг до конца 18 века было гос.монополией –не было конкуренции и не требовалось охранять авторские права;

2) тесная связь с цензурным законодательством (лишь с 1877 г перенесено в гражданское законодательство)

§ 1828 год – первый Закон Российской империи «Об авторском праве» (утверждение Цензурного устава, который содержал специ­альную главу «О сочинителях и издателях книг»): сочинитель или переводчик книги имел «исключительное право пользоваться всю жизнь своим изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным». Срок действия авторского права был установлен в 25 лет со дня смерти автора, по­сле чего произведение «становилось собственностью публики».

§ 1830 год – Положение о правах сочинителей, переводчиков и издате­лей;

§ 1845 году — Правила о музыкальной собственности;

§ 1846 — Положение о собственности художественной;

§ с 1887 года все нормы авторского права перенесены в Свод Законов Российской империи в приложение к ст. 420, кото­рая включала Постановления о праве собственности наук и словесности, о праве художественной собственности, о пра­ве музыкальной собственности1;

§ 20 марта 1911 года – последний Закон Российской империи «Об авторском праве»:

ü рас­пространил авторское право на географические, топологические, астрономические и иного рода карты, гло­бусы, атласы, рисунки по естествознанию, строительные и другие технические планы, рисунки, чертежи, драматичес­кие, музыкально-драматические и фотографические и по­добные им произведения;

ü некоторых отношениях не следовал международной практи­ке, в частности, он допускал свободный перевод зарубеж­ных произведений, не ставил под охрану кинематографичес­кие произведения и т.д.

 

Советское авторское право

 

  • 22 декабря 1917 года - Декрет ВЦИК»О гос.издательстве »;

§ 26 ноября 1918 года - декрет СНК «О научных, литературных, музыкальных и художествен­ных произведениях».

ü декрет по существу ликвидировал имущественные права авторов;

ü любое произведение могло быть признано достоянием республики;



ü в случае смерти автора его нуждающиеся и трудоспособные родственники имели право на получение материальной помощи через губернские отделы социально­го обеспечения в размере прожиточного уровня.

§ 1919 год - на основании Декрета «О научных, литературных, музы­кальных и художественных произведениях» в у были признаны достоянием РСФСР все произведения 17 русских авторов (произведения А.Бородина, П.Чайковского, М.Мусоргского, П.Римского-Корсакова, А.Скрябина, А.Рубинштейна).

§ 1923 год - национали­зированы произведения еще 47 русских авторов ( произведения Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, М.Ю.Лер­монтова, Н.А.Некрасова, А.Н.Островского, А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, А.П.Чехова). В постановле­нии заявлялось, что «наследники произведений на­ционализированных авторов вознаграждаются согласно существующим законам».

§ 1925 год - достоянием РСФСР были признаны все переводы на русский язык произве­дений Э.Синклера и все произведения Г.В.Плеханова.

§ 1925 год - первый советский закон об авторском праве: срок действия авторского права не был даже пожизненным и составлял 25 лет с момента опубликования произведения.

§ 1928 год - срок действия авторского права стал пожизненным и еще в течение 15 лет после смерти автора , не считался нарушением авторского права перевод чужого произведения, его использование для создания нового про­изведения . Закон «Об авторском праве» 1928 года просуществовал до начала 60-х годов, когда его измененное содержание было внесено в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик.

§ в Основы гражданского законо­дательства СССР 1961 года и гражданские кодексы союзных республик были введены новые нормы, которые несколько расширили права авторов. Авторское право стало дейст­вовать в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти. Однако в целом нормы советского законодательства по уров­ню и объему охраны уступали Закону Российской империи «Об авторском праве» от 20 марта 1911 года.

‡агрузка...

 

Источники авторского права и смежных прав Республики Беларусь:

n Конституция Республики Беларусь (ст.51);

n Гражданский кодекс Республики Беларусь (глава 61);

n законы Республики Беларусь

ü закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах" от 16.05.96N 370-XIII (в редакции Закона Республики Беларусь от 04.01.2003 N 183-З);

ü закон Республики Беларусь «О геодезической и картографической деятельности» от 10.05.1999г.;

n постановления Совета Министров, которыми определяются минимальные ставки авторского вознаграждения;

n другие.

 

Международные конвенции в области авторского права и смежных прав:

 

ü Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 г. Бернская конвенция установила минимальный срок охраны, который составляет жизнь автора и 50 лет после его смерти. Указанный срок подлежит обязательному применению в странах-участницах.

ü Всемирная конвенция об авторском праве от 06.09.1952г.;

ü Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция) от 26.10.1961г.;

ü Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Конвенция по фонограммам) от 29.10.1971г.;

ü Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП) от 20.12.1996г.;

ü Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ) от 20.12.1996 г.

 

Первым крупным международно-правовым соглашением, в котором участвовала наша страна, явилась Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве, к которой СССР присоединился 27 мая 1973 г. В соответствии с Конвенцией выпущенные в свет произведения граждан государств - участников Конвенции, как и произведения, впервые опубликованные на территории такого государства, охраняются в любом другом государстве - участнике Конвенции так же, как и произведения его граждан. Произведения, не выпущенные в свет, соответственно пользуются той охраной, которую это государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан. Всемирная конвенция не имеет обратной силы, т.е. предоставляет конвенционную охрану тем произведениям иностранных авторов, которые были опубликованы после вступления в силу Конвенции для присоединившейся страны. Все произведения, опубликованные до указанной даты, охране не подлежат.

Конвенция дает примерный перечень охраняемых произведений. Действие Всемирной конвенции распространяется также на авторские права лиц без гражданства, поскольку каждое государство имеет право предоставлять одинаковую авторско-правовую охрану всем лицам, постоянно проживающим на территории данного государства.

Всемирная конвенция установила исключительное право автора на перевод, определила минимальный срок охраны авторского права , который не может быть менее жизни автора и 25 лет после его смерти. В остальном применяется принцип национального режима, который состоит в том, что в соответствии со ст. II Конвенции граждане любого договаривающегося государства пользуются в отношении своих произведений, впервые выпущенных на территории своего государства, правовой охраной в любом другом договаривающемся государстве наравне с его гражданами.

 

Принципы авторского права

1) принцип свободы творчества: конституционное законодательство гарантиру­ет свободу научного, технического и художественного творчества путем широкого развертывания научных исследований, изобрета­тельской и рационализаторской деятельности, развития литерату­ры и искусства;

2) принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества: состоит в разрешении использования произведе­ния автора для удовлетворения личных потребностей (законода­тельно предусматривается возможность использования без согла­сия автора и уплаты ему авторского вознаграждения изданного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения;

3) принцип моральной и материальной заинтересованности ав­тора в создании и использовании произведений.Моральным и материальным поощрением является присуждение авторам произведений науки, литературы, искусства различных государственных и именных пре­мий. Установление авторского вознаграждения в виде гибких ста­вок за различного рода произведения также является способом материального стимулирования;

4)принцип всемерной охраны прав и законных интересов авто­ров: нормы права устанавливают права и обязанности участников авторских правоотношений, закрепляют гарантии реализации субъективных прав, определяют компетенцию государственных органов, обеспечивают защиту нарушенных авторских прав;

5)принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора : личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие;

6) принцип свободы авторского договора ;


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.007 сек.)