АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание. Используйте периодическую печать, научные статьи и публи­цистику

Читайте также:
  1. Window(x1, y1, x2, y2); Задание окна на экране.
  2. В основной части решается практическое задание.
  3. Домашнее задание
  4. Домашнее задание
  5. Домашнее задание
  6. Домашнее задание
  7. Домашнее задание
  8. Домашнее задание
  9. Домашнее задание
  10. Домашнее задание
  11. Домашнее задание
  12. Домашнее задание

Используйте периодическую печать, научные статьи и публи­цистику. Проанализируйте ход экономических реформ в России рубежа 90-х годов. Свяжите их с концепцией модернизации. От­ветьте на ряд вопросов. Какого рода трудности в наибольшей мере тормозили реформы? Созрело или нет общественное со­знание для кардинальных изменений? Какие слои населения поддержали модернизацию, а какие нет? Какие законодатель­ные меры ускоряли, а какие тормозили ход реформ? С одинако­вой ли скоростью изменялись различные сферы общества, его, институты? Что произошло с материальным положением, уровнем жизни людей и как это сказалось на ходе реформ?

В отличие от органической модернизации неорганическая начина­ется не с культуры и изменения общественного сознания, его подготов-


ки, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модерни­зация идет "снизу", а неорганическая — "сверху". Принципы "модер-нити" не успевают охватить подавляющее большинство населения и не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают умами на­иболее подготовленной части общества. Еще в XIX веке в России ин­теллигенция раскололась на "западников" и "славянофилов". Первые выступали за ускоренную модернизацию и механическое перенесение западных образцов, вторые ратовали за самобытный путь развития, ор­ганическую модернизацию. Численность первых оказалась недоста­точной для того, чтобы просветить, перестроить широкие массы в поль­зу рациональных ценностей.

Задание

Освежив исторические факты, попытайтесь ответить на вопросы: Уничтожение крепостного права в] 861 годуипереход России к капитализму были причиной или следствием появле­ния "западников"? Куда бы вы зачислили большевиковв "сла­вянофилы" или в "западники"? А сегодня есть "славянофилы" и "западники"? Кто именно к ним относится?

Итак, мы рассмотрели небольшой фрагмент всемирно-историческо­го прогресса — переход от традиционного к современному обществу, который получил название модернизации. Выделим ключевые поня­тия:

Органическая модернизация Неорганическая модернизация

Вопросы к главе

1. В чем заключаются 8 признаков общества?

2. О каких типологиях обществ вы узнали?

3. Чем различаются прогресс и регресс, революция и реформа?

4. В чем различие между органической и неорганической модер­низациями?


Глава 3. КУЛЬТУРА

"Культура" — столь же важное для социологии понятие, как "гра­витация" для физики и "эволюция" для биологии, потому что в ней ото­бражаются все стороны жизни общества. Если под обществом понима­ется совокупность людей, то под культурой — совокупность результа­тов их деятельности.

ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА

и,

В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой (culture) понимали прежде всего возделывание земли. "Окультуривание по­чвы", "сельскохозяйственные культуры" — понятия, связанные с тру­дом крестьянина. В XVIII веке для европейцев культура приобрела ду­ховный, а точнее сказать, аристократический оттенок. Этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культур­ным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведе­ния. До сих пор слово "культура" связывается у нас с изящной словес­ностью, картинной галереей, оперным театром и хорошим воспитани­ем.

В XX веке антропологи, изучающие примитивные народы, придали слову новое значение. У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи. Но у них есть то, что объединяет их с самыми ци­вилизованными народами мира — система убеждений и ценностей, выраженных через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, тра­диции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жиз­ненный опыт, регулируется взаимодействие людей. В своей совокупно­сти они характеризуют образ жизни либо всего общества, либо какой-то его части. А материальные памятники, окружающие людей в по­вседневной жизни, составляют прошлую культуру, или культурное на­следие. И обычаи, и памятники свято оберегаются, передаются из по­коления в поколение.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Слово "цивилизация" впервые появилось во Франции в середине XIX века. Оно произошло от латинского civilis — гражданский, госу­дарственный, и в средневековье носило юридический смысл, относя­щийся к судебной практике, но затем его значение расширилось. "Ци­вильным" стали называть человека, умеющего себя хорошо вести, а "цивилизовать" означало делать благовоспитанным и вежливым, об­щительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские пле-


мена или низкие сословия, к примеру, крестьян. В светском общестбе "цивильность" означала учтивость.

Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Пер" вым разграничил эти два понятия немецкий философ И. Кант, а в н#" чале XX века другой немецкий философ О. Шпенглер в своем знам£" нитом труде "Закат Европы" и вовсе противопоставил их. Цивилиз^" ция предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходи1, ее окончательный упадок.

Постепенно в европейском сознании утвердилось представление ° цивилизации как вершине технических достижений человечестве связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технолР" гий и невиданных источников энергии. С цивилизацией ассоциирую^" ся материальные успехи, а с культурой — духовный мир человек**• Второе значение термина "цивилизация" восходит к его латинскоМУ корню: civis не только гражданин, но и горожанин. Поэтому цивилиз^-ция означает городскую культуру. В этом смысле все "примитивные народы, не знавшие городов, не являются цивилизованными, хотя п&~ нятие "культура" распространяется и на них.

В социологии нет однозначной трактовки цивилизации. В частн^" сти, она понимается как степень культурного развития, которой дО~ стигли далеко не все страны. Существует множество показателей ц0" вилизованности — уровень смертности (особенно детской), санитар" ное состояние городов, экология и т.п. Самым важным показателе считается наличие письменности: хотя во всех культурах использует^51 язык, не все они обладают письменностью.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)