АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Человеческое воление

Читайте также:
  1. Искусственный интеллект и человеческое мышление
  2. КАК НИЗШИЕ ВЕЩИ ПОДЧИНЕНЫ ВЫСШИМ И НЕБЕСНЫМ, И КАКИМ ОБРАЗОМ ТЕЛО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, ЗАНЯТИЯ ЛЮДЕЙ И ИХ НРАВЫ ПРОИСХОДЯТ ИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗВЕЗД И ЗНАКОВ ЗОДИАКА
  3. Общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное в культуре
  4. Общечеловеческое, этнонаииональное и региональное в культуре
  5. ОБЫЧНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
  6. Первобытное человеческое стадо
  7. ПОЗВОЛЕНИЕ ГОВОРИТЬ СВОБОДНО
  8. ПРАВИЛА – ЭТО ЧИСТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ
  9. Социально упорядоченная среда организует человеческое поведение. В неорганизованной же социальной общности поведение индивида дезорганизуется.
  10. Человеческое измерение культуры

Это общечеловеческое воление, способность хотеть (wollen), по­нимаемая нами как естественная и изначальная, исполняется в спо­собности мочь (konneri) и существенно обусловлена взаимодействием с ней. Весь дух, даже дух самого простого человека, выражается в способности мочь и в соответствии с этим — в волении: его образ мыслей, душу, совесть формирует не только то, что он изучал, но также — хотя и в связи с воспринятыми учениями — способ мыш­ления и ощущения, унаследованный им от ушедших, но продолжаю­щих оказывать на него влияние предков и предшественников. Вот поче­му волю в таком понимании я называю сущностной волей (Wesenswille) человека и противопоставляю ее другому типу воли — избирательной воле (Korwille): в ней преобладающую или даже руководящую роль играет мышление. Избирательная воля — это рациональная воля, а рациональную волю следует строго отличать от воли разумной: последняя прекрасно уживается с подсознательными мотивами, глубинные основания которых лежат в сущностной воле; рацио­нальная воля исключает таковые как элементы, препятствующие ей и стремится быть ясно осознанной настолько, насколько это воз­можно.

Размышление отделяет мыслительные формы цели и средств друг от друга, из чего следует, что средства начинают хотеть незави­симо от их сущностной взаимосвязи с целью — не как тесно с ней переплетающиеся и родственные, а по возможности идентичные ей, но уже как совершенно изолированные от цели, так что они могут даже находиться с ней в резком противоречии. Но мысленная цель требует, чтобы средства максимально соответствовали ей, так чтобы не применялось ни одно средство или часть какого-то средства, не обусловленная целью, а, напротив, выбиралось и использовалось только наиболее целесообразное. Это ведет к еще более определен­ному различению и разделению средств и цели, не допускающему никакого иного взгляда на средство или иного интереса к нему, кро­ме тех, которые направлены на его по возможности совершенную целесообразность, — таков принцип рационализации средства, всю-ДУ получающий развитие как необходимое следствие по мере того, как мысль, сообразно желанию и стремлению, все более интенсивно направляется на цель. По сути дела, это означает неразборчивость в средствах во всех отношениях, кроме одного: максимальной целесо­образности. Такая неразборчивость часто достигается путем преодо­ления внутреннего сопротивления, поскольку другие побуждения возникающие в связи с целью) удерживают, отпугивают, как бы отговаривают от применения выбранного средства или от его созда­ния, и даже целесообразное в этом смысле действие совершается с явным отвращением (Widerwille), т. е. с боязнью и страхом или — что еще более характерно — с чувством омерзения и близкими ему негативными эмоциями, переживаемыми как угрызения совести; так, нарочито преувеличивая, Гёте говорит, что действующий всегда «бессовестен». На самом деле, тот, кто преследует свои цели, не счи­таясь ни с чем, как правило, вынужден подавлять или преодолевать свою совестливость, полагая, что вправе по необходимости прези­рать и отрицать ее, но именно для того, чтобы не принимать близко к сердцу всякого рода сомнения, находит удовлетворение в высоко­мерии и заносчивости. Поэтому чисто эмоциональные (импульсив­ные), т. е. иррациональные воления и действия, с одной стороны, и чисто рациональные, ориентированные только на средства и часто противоречащие чувствам воления и действия, с другой, — это лишь крайние случаи, между которыми происходят все действительные во­ления и действия. Выдвинутые нами понятия сущностной воли и изби­рательной воли воздают должное той мысли, что масса волений и дей­ствий расположена ближе или склоняется либо к одному, либо к другом случаю. Я называю их нормальными понятиями (Normalbegriffe) или понятиями, указывающими направление (Richtungsbegriffe); они пред­ставляют собой идеальные типы, призванные служить масштабом для познания и описания реалий.




1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.025 сек.)