АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура Месопотамии

Читайте также:
  1. II.6.1. Античная культура и христианство
  2. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  3. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
  4. Адхократическая культура
  5. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях
  6. Американская культура XIX в,
  7. Андроновская культура
  8. Антикультура, контркультура, субкультура.
  9. Арабская культура
  10. Афанасьевская культура.
  11. Билет 22. Формирование древнерусской государственности. Принятие христианства. Культура и быт Древней Руси.
  12. Билет 25. Объединение русских земель вокруг Москвы и становление Московского государства. Иван III. Культура Руси в XIII-XV вв.

Месопотамская цивилизация возникла на Ближнем Востоке на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат, в IV тыс. до н. э. Шумерская и вавилоно-ассирийская культуры во многом отличались от древнеегипетской. Достаточно взглянуть на египетские иероглифические или иератические тексты и сравнить их с любой клинописной системой, чтобы почувствовать всю глубину различия между двумя культурными мирами.

На юге Месопотамии, где широко проводилось сельское хозяйство, развились древние города-государства Ур, Урук, Киш, Эриду, Ларса, Ниппур и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров. Это справедливо и в прямом и в переносном значении этого слова здесь изготавливались из золота предметы самого разнообразного бытового назначения и оружие. Культура шумеров произвела большое влияние на последующий прогресс не только в Месопотамии, но и прогресс всего человечества. Шумерам принадлежит важные открытия они первыми научились изготавливать цветное стекло и бронзу, изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная система исчисления счеты. Жрецы вычислили длину года 365 дней, 6 часов, 15 мин, 41 сек. Это открытие держалось жрецами в тайне и использовалось для укрепления власти над народом, составления религиозно- мистических ритуалов и организации руководства государством. Жрецы и маги использовали знания о движении звезд, Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидение событий в государстве. Они были тонкими психологами, умелыми экстрасенсами, гипнотизерами. В духовной культуре шумеров осталось еще много неразгаданного.

Достаточно высока художественная культура шумеров. Отличаются красотой и художественным совершенством их архитектура и скульптура. В Уруке был построен комплекс священных сооружений-заккуратов, которые стали центром духовной культуры. В Шумере хорошо развилась скульптура, а также искусство пластики в металле впервые золото использовалось в комбинации с серебром, бронзой и костью. В словесном искусстве шумеры первыми применил способ беспрерывного рассказа о событиях. Это дало возможность создать первые эпические сочинения, самое известное из которых - эпическая легенда Гильгамеш. Мир духовной культуры шумеров основан на мифологии. При всем своем бесконечном разнообразии шумеро-вавилонские мифы и легенды, превращающиеся в дальнейшем в сказки и басни, представляют в итоге единую систему миросозерцания. В бесконечном и на первый взгляд хаотическом множестве фантастических событий из жизни богов и героев при более тщательном наблюдении выделяются звенья, складывающиеся в последовательную цепь образов и сюжетов. Так появляется связная хотя и далекая от истины картина развития природы и общества. Сравнивая шумерскую и вавилонскую версии мифа о сотворении мира можно подметить основную черту, показательную для обеих версий из первичного, нерасчлененного водного хаоса выделяется твердь, которая искусственно разделяется на две части - небо и землю. Выделяются также воздушная и огненная стихии.

Далее рождаются в шумерской версии или создаются в вавилонской версии небесные светила, растения, животные и люди. Бессилие первобытного человека перед природой заставляло его трепетать перед стихиями и представлять их себе в виде могущественных и сознательных существ, перед которыми надо преклоняться. Небо, земля, воздух и т.д. представляются в виде гигантских животных например, небо у шумеров - в виде быка, позднее - человекообразных существ. Лишь постепенно возникает представление о том или ином явлении природы, как об атрибуте божества например, луна считается тиарой Наннара, а не самим богом. Что касается взаимоотношений между богами, то они на разных этапах общества рисуются по-разному. В эпоху первобытнообщинного строя единоличие среди богов считалось немыслимым. Как на земле совет племени мог сместить неугодного вождя, так и пятьдесят великих богов, возглавленные семеркой величайших небожителей, решающих судьбы мира, имели право отправить в ссылку своего главу -Энлиля. На более позднем вавилонском этапе бог Мардук изображается уже типичным деспотом, которому другие боги обязуются беспрекословно повиноваться. Развитие человечества, отраженное в мифах шумеров имеет общие черты с древнегреческими и библейскими мифами. Существуют предания о райской жизни первых людей греческий золотой век или о безоблачном счастье обитателей отдаленного острова напоминающего библейский Эдем. По преданию, грехи людей повлекли за собой гнев и наказание богов в виде смешения языков и всемирного потопа также прослеживается явная аналогия. Однако надо помнить, что с точки зрения теологического миросозерцания, выработанного в древневосточных деспотиях, главным грехом людей является их сила и самостоятельность. Настойчивое стремление доказать ограниченность человеческих сил красной нитью проходит через шумеро-вавилонскую традицию. Людям предписывается смирение.

Они созданы для служения богам и не должны об этом забывать. В связи с этим подчеркивалось, что все то, чем обладает человечество, заранее уготовано богами и отнюдь не является результатом разума и воли людей. Здесь мы подходим к сюжету о дарах бога Энки. Сто человеческих свойств, изобретений и установлений положительных и отрицательных, регулирующих жизнь общества, овеществляются в этом своеобразном мифическом рассказе.

Они оказываются заключенными внутрь каких-то амулетов или фетишей, которые хранятся в сокровищнице Энки в Эриду, а затем хитростью захватываются богиней Инанной, погружаются в ладью и перевозятся в Урук. Эти вполне осязаемые предметы таят в себе трудовые навыки, творческие и разрушительные силы, добродетели и пороки, заключенные магическим путем в материальную оболочку. В греческой мифологии аналогичные волшебные силы дифференцируются. Ремесла, искусства и знания приносятся людям Прометеем, а пороки и преступления выпускаются из чудесного ларца Пандорой. В мифе о ме предопределениях, подаренных богом мудрости Энки богине плодородия и любви Инанне, провозглашается вечность и неизменность существующего в Шумере строя. Немало в шумерской мифологии сказаний о подземном царстве и путешествии в него богов, а также о различных умирающих и воскресающих божествах нисхождение в царство мертвых богини Инанны, изгнание Энлиля. Наконец, к числу божеств, спускающихся в царство мертвых, оказалось возможным отнести и свирепого Нергала. В отличие от других умирающих божеств, он остается под землей навсегда и не жалеет об этом. Женившись на владычице обширной страны Эрешкигаль, Нергал получает в приданное ее царство.

Обуздание водной стихии человеком нашло фантастическое отражение в мифе о боге Нинурте и драконе Куре. Мифология Двуречья богата легендами о подвигах героев. В отличие от богов, они смертны, и над ними тяготеет печальная необходимость рано или поздно покинуть землю. Тем не менее они в ряде случаев не желают быть безропотными исполнителями божественной воли. Они пытаются подчинить селе стихии и вырвать у природы ее тайны.

Смелый Адапа не останавливается перед борьбой с южным ветром, мешающим овладеть морскими путями. Мудрый Этана приручает орла и с его помощью хочет покорить воздушное пространство и проложить путь к небу аналогия в греческой мифологии - Беллерофонт на Пегасе и Икар на восковых крыльях. Наконец, самый могучий из героев, Гильгамеш, овладевает горными склонами и спускается на дно океана.

Он упорно стремится познать вселенную и найти пути во все ее сокровенные уголки. Создатели легенд о героях отлично понимают бессилие человека древности и с горечью описывают печальное завершение из подвигов. Ни один герой не доводит до конца своего дела. После первых успехов они или гибнут, или смиряются. Жреческая традиция объясняет эти поражения волей богов, предназначивших человеку скромный удел подчинения высшим силам и не желающих, чтобы он переступил заповедную черту, познал вселенную и покорил ее. В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. В шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты. В конце тыс. до н. э. шумеры ассимилировались с вавилонянами.

Расцветает древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое просуществовало до VI в до н э. Вавилонская, халдейская и ассирийская цивилизации очень много взяли от культуры шумеров. Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней фазой шумерской цивилизации и культуры.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)