АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

современной Монголии

Читайте также:
  1. Виды, формы протекания социальных конфликтов в современной России.
  2. Вопрос об уникальных морфемах в современной лингвистике
  3. Вопрос №2: « Структура современной социальной психологии».
  4. ДЕКАРТ - ОСНОВАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  5. Код. Коды в современной культуре и рекламе
  6. Космологические модели современной науки
  7. Модели современной экономической организации общества.
  8. Некоторые тенденции в современной русской пунктуации
  9. Общество в зеркале современной социологии.
  10. Основные задачи и дефиниции современной клинической психологии. Характеристика основных разделов
  11. Основные методы современной коррекционной работы
  12. Основные направления и идеи современной западной философии.

80-90 годы ХХ века – это насыщенный период в истории монгольского изобразительного искусства. Многие художники продолжают развивать традиции европейского реализма, но уже в конце 70-х гг. начинается отход от них. В творчестве художников 80-90-х годов, все больше стали появляться мотивы, характерные для традиционного искусства – «монгол-зураг». Народно-фольклорная тема, техника, образно-живописный строй, творческий метод живописцев постепенно начали трансформироваться. В монгольской живописи стало возрастать декоративное начало. Это проявилось в возросшем значении колорита, линии, орнамента. Некоторые художники переориентировали свое творчество и обратились не только к народным сюжетам и мотивам, а совершенно по-иному стали подходить к решению художественных задач.

Так, творчество Н.-О. Цултэма уже в конце 70-х гг. получает иную трактовку, художник начинает интенсивно работать в направлении «монгол-зураг» – в лучших традициях прошлого. В творчестве монгольского художника Чойжингийна Ичиннорова определяющим является декоративное начало. Работы Ёдоннгийна Улзийхутага, отличает романтический порыв, атмосфера радости и взволнованности в образах героев. В его творчестве преобладали тематические работы, бытовые сцены. Яркие, сочные, смелые тона, характерны для работ монгольского художника Долгоржавына Болда, окончившего в 1977 г. мастерскую Моисеенко Е.Е.

Декоративные тенденции, характерные для творческого метода многих монгольских живописцев того периода созвучны художественному строю работ Раднаагийна Дуинхоржава. В творчестве современного монгольского художника Чойндонгийна Хурэлбаатора преобладает символическое начало, его творчество тяготеет к современной западноевропейской живописи.

Графику 80-90 г. и современную представляет творчество Зоригтын Уянги. Творчество ее посвящено фольклорным образам Монголии, древним легендам, сказаниям, эпосу, и носит символический характер. Творчество монгольской художницы Содномын Тогз-Оуюн обращено к народному фольклору. Развитие декоративных тенденций живописи Монголии иллюстрирует творчество Ламжава Гандболда. В творчестве Дашийн Эрдэнэ преобладают две темы – лошадей и балета. Пастельная красочная гамма, выразительный художественный строй характеризуют работы автора.

Таким образом, современная живопись Монголии характеризуется большим разнообразием тематик, жанров, техник, творческих манер, стилей, направлений. Это говорит о том, что искусство некогда отсталой страны в культурном плане сделало огромный шаг к достижению уровня мирового искусства. В этом, не малая заслуга русской и советской художественной школы, которая с начала ХХ века являлась базисом для многих поколений художников, и лучшие ее традиции были усвоены монгольскими живописцами через систему высшего образования в России.

Литература

Основная:

1. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учеб. для высш. проф. образования: в 2т. – 2Т/ Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2011. – 320 с.

Дополнительная:

  1. Цултэм, Ням-Осорын. Искусство Монголии с древнейших времен до начала ХХ века / Ням-Осорын, Цултэм. - М.: Изобраз. искусство, 1982.
  2. Мелехова К.А.,Л.И. Нехвядович, Т.М. Степанская. Русская художественная школа в диалоге культур ХХ века. Монография. Барнаул; 2012.

3. Нехвядович Л.И. Пейзажная живопись Алтая 1960-1970-х гг. Барнаул, 2004.

4. Ринчен-Хабаева И.М. Изобразительное искусство страны Вечного синего неба. Улан-Удэ. Издательство Бурятского госуниверситета 2005.

5. Сергеева Т.В. Искусство Монголии. М., 1992.

6. Степанская Т.М. Живописец Михаил Будкеев. // Культурное наследие Сибири. Избранные статьи и очерки. Барнаул, 2005.

7. Степанская Т.М., Чутчева К.А. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество. Интеграционные процессы в культуре: опыт влияния русской художественной школы на развитие искусства Монголии в XX веке. Новосибирск, издательство ЦРНС - 2010 г.

8. Традиционное искусство Востока. // Терминологический словарь. Сост. Виноградова Н.А. Каптерева Т.П. и др. М.,1997.

9. Художники Алтайского края. Библиографический словарь. Том 1. Науч. ред. Степанская Т.М. Барнаул, 2005.

10. Энхтугс Д. Музеи МНР. // Монголия № 5, 1990.

11. Энциклопедия Алтайского края. Том 1. Гл. ред. Мищенко В.Т., Бородавкин А.П. Барнаул, 1997.

12. Энциклопедия Алтайского края. Том 2. Гл. ред. Мищенко В.Т., Бородавкин А.П. Барнаул, 1997.

13. Энциклопедия Барнаул. Ред. Скубневский В.А. Барнаул, 2000.

Тема 4.2 Интеграция культур, как один из важных векторов развития современного искусства Монголии

 

Культура Монголии формировалась под воздействием кочевых традиций. Интегративность имела место еще в древности. Монгольская культура сохраняла традиции культур многих народов, создавших некогда могучие государства на обширной территории Великой степи. Истоки монгольского искусства восходят к культурным традициям, созданным в древности и раннем средневековье сменявшими друг друга племенами гуннов, сяньбийцев, уйгуров, тюрков, киданей. В культуре монголов, как и других народов Азии, очевидно влияние индийской буддийской культуры. Очевидно влияние культуры и искусства Китая и Тибета.

Традиция дружественных отношений и взаимного общения между Россией и Монголией зародилась в давние времена. В I—III веках нашей эры, происходит колоссальное передвижение кочевых гуннских пле­мен, состоящих из монголо-тюркских этнических элементов, из Централь­ной Азии на Запад. В районе Прикаспийских и Причерномор­ских степей гуннские племена вошли в соприкосновение со славянскими, в том числе и с древне-русскими племе­нами. О том, что между ними были взаимоотношения не только военного, но и экономического и культурного ха­рактера, свидетельствуют археологиче­ские памятники. В XIII веке в Центральной Азии возникло Монгольское государство, имевшее высокий уровень культуры. Завоевательные походы Чингисхана расширили ареол влияния монгольского государства и познакомили монголов с другими культурами. В этот период проис­ходило взаимовлияние монгольского и русского народов. Так, например, рус­ская речь заимствовала многие мон­гольские слова: караул, ямщик и т.д. Русские князья, а также представители православного духовен­ства регулярно ездили в Орду, т.е. в столицу монгольской империи Харахорин (в 430 км к юго-западу от Улан-Батора). Здесь же жили и русские ма­стера и ремесленники, работавшие на монгольскую знать. В начале XIV века в результате на­чавшегося распада монгольской импе­рии связи Монголии и России факти­чески прерываются. А после сверже­ния татаро-монгольского ига связи Монголии и России окончатель­но прерывались на несколько столе­тий. Связи возобновлялись и в наиболее значимой степени проявились в ХХ веке.

Интегрированные аспекты культуры имеют место в современном искусстве Монголии. Связь новаций и традиций не прерывается на протяжении нескольких столетий.

 

Литература

Основная:

1. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учеб. для высш. проф. образования: в 2т. – 2Т/ Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2011. – 320 с.

Дополнительная:

  1. Цултэм, Ням-Осорын. Искусство Монголии с древнейших времен до начала ХХ века / Ням-Осорын, Цултэм. - М.: Изобраз. искусство, 1982.
  2. Мелехова К.А.,Л.И. Нехвядович, Т.М. Степанская. Русская художественная школа в диалоге культур ХХ века. Монография. Барнаул; 2012.

3. Нехвядович Л.И. Пейзажная живопись Алтая 1960-1970-х гг. Барнаул, 2004.

4. Ринчен-Хабаева И.М. Изобразительное искусство страны Вечного синего неба. Улан-Удэ. Издательство Бурятского госуниверситета 2005.

5. Сергеева Т.В. Искусство Монголии. М., 1992.

6. Степанская Т.М. Живописец Михаил Будкеев. // Культурное наследие Сибири. Избранные статьи и очерки. Барнаул, 2005.

7. Степанская Т.М., Чутчева К.А. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество. Интеграционные процессы в культуре: опыт влияния русской художественной школы на развитие искусства Монголии в XX веке. Новосибирск, издательство ЦРНС - 2010 г.

8. Традиционное искусство Востока. // Терминологический словарь. Сост. Виноградова Н.А. Каптерева Т.П. и др. М.,1997.

9. Художники Алтайского края. Библиографический словарь. Том 1. Науч. ред. Степанская Т.М. Барнаул, 2005.

10. Энхтугс Д. Музеи МНР. // Монголия № 5, 1990.

11. Энциклопедия Алтайского края. Том 1. Гл. ред. Мищенко В.Т., Бородавкин А.П. Барнаул, 1997.

12. Энциклопедия Алтайского края. Том 2. Гл. ред. Мищенко В.Т., Бородавкин А.П. Барнаул, 1997.

13. Энциклопедия Барнаул. Ред. Скубневский В.А. Барнаул, 2000.

 

Тема 4.3 Российско-монгольские культурные связи на Алтае в 21 веке

Традиция дружественных отношений и взаимного сотрудничества между Монголией и Россией существовали с давних времен. Особо тесные отношения сложились между странами в ХХ веке. В Алтайском крае было создано отделение Общества Советско-Монгольской дружбы, которое совместно с Союзом Художников вели активную работу в укреплении и расширении творческих связей между Россией и Монголией. На Алтае Общество советско-монгольской дружбы с 1979 по 1991 гг. плодотворно возглавлял Федор Семенович Торхов – алтайский художник, общественный деятель, основоположник сотрудничества в сфере художественной практики между Монголией и Алтаем. Именно им была заложена традиция обменных выставок и творческих контактов. Федор Семенович первым из алтайских художников в июне 1974 года совершил двадцатидневную поездку в Монголию, в Баян-Ульгийский аймак западной Монголии. По инициативе Ф.С. Торхова были организованы ряд поездок в Монголию, в которых приняли участие многие алтайские художники и скульпторы. Маршрут включал посещение древней столицы Харахорина и Южной Гоби, Терэлжа. Был организован совместный пленэр, знакомство с искусством Монголии в музеях и выставочных залах. По результатам поездки была проведена выставка.

В 90-е годы, сложившиеся традиции творческого сотрудничества частично были утеряны. Творческие контакты были продолжены алтайскими искусствоведами: в августе 2005 года Монголию посетили док. иск., проф. Т. М. Степанская, и ее аспирант К.А. Чутчева. Во время поездки состоялись творческие встречи с монгольскими художниками. Целью встреч в мастерских было исследование проблемы влияния русской художественной школы на живопись Монголии ХХ века. Встречи были плодотворными, были восстановлены, подтверждены и установлены новые контакты.

В Барнауле более двадцати лет не было выставок монгольской живописи. И вот в июне 2006 г. Барнаул посетила делегация монгольских художников и графиков, а также была организована выставка монгольской живописи «Голубое небо», которая экспонировалась в выставочном зале Союза художников и проходила под патронажем Администрации Алтайского края.

Большой резонанс в культурной жизни Алтая получило общение с монгольскими художниками, приехавшими в Барнаул в творческую командировку. Возглавляла делегацию президент ассоциации монгольских графиков Зоригтын Уянга. Уянга окончила Академию художеств им. И.Е. Репина в Санкт-Петербурге и обучалась в мастерской советского графика Пахомова. В числе монгольской делегации был еще один выпускник Российского ВУЗа Сэлээ Баярбаатар. График Гансухийн Гантулга в основном работает в технике линогравюры. На выставке представлены его работы «Стадо овец», «Памятник Нацагдоржу» и др. Самый молодой представитель монгольской творческой группы Сугар Чулуунбаатар. Чулун – фотохудожник.

За время пребывания в Барнауле монгольские художники познакомились с музеями и выставочными площадками нашего города. Для них были организованы экскурсии в Художественный музей Алтайского края, ГМИЛИК, Краеведческий музей, выставочный зал Союза художников, в галерею факультета искусств АлтГУ «UNIVERSUM», в художественную галерею художников Щетининых, в галерею «Кармин» и др. Для монгольских художников работа на пленере не типична, но красота природы Горного Алтая побудила их к творчеству. Огромное количество впечатлений от поездки на Каменный залив, от путешествия на теплоходе по Телецкому озеру, пребывание на Колдоре (границе заповедника) и даже рыбалка…все отразилось в акварельных набросках и эскизах. Пребывание монгольских художников на Алтае длилась более трех недель. Оно явилось радостной встречей друзей, главным содержанием которой явились выставка и поездка на этюды в Горный Алтай.

Литература

Основная:

1. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учеб. для высш. проф. образования: в 2т. – 2Т/ Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2011. – 320 с.

Дополнительная:

  1. Цултэм, Ням-Осорын. Искусство Монголии с древнейших времен до начала ХХ века / Ням-Осорын, Цултэм. - М.: Изобраз. искусство, 1982.
  2. Мелехова К.А.,Л.И. Нехвядович, Т.М. Степанская. Русская художественная школа в диалоге культур ХХ века. Монография. Барнаул; 2012.

3. Нехвядович Л.И. Пейзажная живопись Алтая 1960-1970-х гг. Барнаул, 2004.

4. Ринчен-Хабаева И.М. Изобразительное искусство страны Вечного синего неба. Улан-Удэ. Издательство Бурятского госуниверситета 2005.

5. Сергеева Т.В. Искусство Монголии. М., 1992.

6. Степанская Т.М. Живописец Михаил Будкеев. // Культурное наследие Сибири. Избранные статьи и очерки. Барнаул, 2005.

7. Степанская Т.М., Чутчева К.А. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество. Интеграционные процессы в культуре: опыт влияния русской художественной школы на развитие искусства Монголии в XX веке. Новосибирск, издательство ЦРНС - 2010 г.

8. Традиционное искусство Востока. // Терминологический словарь. Сост. Виноградова Н.А. Каптерева Т.П. и др. М.,1997.

9. Художники Алтайского края. Библиографический словарь. Том 1. Науч. ред. Степанская Т.М. Барнаул, 2005.

10. Энхтугс Д. Музеи МНР. // Монголия № 5, 1990.

11. Энциклопедия Алтайского края. Том 1. Гл. ред. Мищенко В.Т., Бородавкин А.П. Барнаул, 1997.

12. Энциклопедия Алтайского края. Том 2. Гл. ред. Мищенко В.Т., Бородавкин А.П. Барнаул, 1997.

 


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)