АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Яков Шпренгер, Генрих Крамер. Молот ведьм

Читайте также:
  1. Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт считаются основателями Баденской школы Неокантианства — направления в немецкой философии второй половины XIX — начала XX веков.
  2. ГЕНРИХ VIII И ЦЕРКОВНЫЕ РЕФОРМЫ
  3. Женщина – ведьма, женщина – жрица
  4. Иоганн Генрих Песталоцци
  5. Риккерт Генрих «Науки о природе и науки о культуре»
  6. Схема обжига молотого известняка в шахтной печи.

("Malleus Maleficarum")

Что же из себя представляет "Молот ведьм" (об авторах)

 

"Молот ведьм" или "Hexenhammer" (1-е,,.., 1486г.) - бесспорно, основной

и самый мрачный из всех трудов по демонологии. Он был общеобязательным

кодексом, объединявшим древние легенды о черной магии с церковной догмой о

ереси, открывшим шлюзы потоку инквизиторской истерии столь широко, насколько

это вообще мог сделать печатный труд.

Его авторы стремились воплотить в действие библейское указание: "Не

оставляй ворожеи в живых" (Исход, 22,18) Руководство для охоты на ведьм

переиздавалось, по крайней мере, 13 раз до 1520г. и еще не менее 16 изданий

вышло между 1574 и 1669 гг. - многие ранние издания выходили без указания

места и времени издания. Известно, по крайней мере, 16 немецких, 11

французских, 2 итальянских и несколько английских изданий (преимущественно

поздних - 1584, 1595, 1604. 1615, 1620, 1669 гг.). "Молот ведьм" стал

источником вдохновения для авторов всех последующих руководств и удерживал

главенствующую позицию даже после появления трудов таких выдающихся

авторитетов, как Реми (1595) и дель Рио (1599).

Его значение и место среди книг своего времени было обусловлено

несколькими причинами: во-первых, схоластической известностью авторов,

доминиканцев Якова Шпренгера (1436-1495) декана Кельнского университета и

приора Генриха Крамера (латинизированное Инститорис) (ок. 1430-1505);

во-вторых, папской буллой 1484г., которую Крамер получил от папы Иннокентия

VIII, чтобы подавить оппозицию, выступавшую против охот на ведьм; и

в-третьих, детальной разработкой процедуры судопроизводства над ведьмами,

"чтобы как духовные, так и гражданские судьи располагали готовыми приемами

пыток, ведения суда и вынесения приговора". Большинство аргументов было

заимствовано из трудов доминиканского приора Нидера - "Formicarium" (1435) и

"Praeceplorium".

"Молот ведьм" состоит из трех частей. В первой обсуждается необходимость

глубокого осознания должностными лицами гнусности колдовства, включающего

отречение от католической веры, преданность и поклонение Дьяволу, подношение

ему некрещеных детей и плотские сношения с инкубом или суккубом. Неверие в

колдовство (с позволения канона Episcopi) являлось ересью. В Библии

говорится, что ведьмы существуют, а следовательно "любой кто не верит в

установления священного писания является еретиком". Формула отречения

(приведенная в части III) для тех, кого серьезно подозревали в ереси (но

против кого не было свидетельства под присягой), звучала так: "Я клятвенно

отрицаю ту ересь, или, вернее говоря, неверие, которое неверно и лживо

утверждает, что на земле не существует ведьм". По данному обвинению законом

допускались показания любых свидетелей, поскольку колдовство рассматривалось

как высшая форма измены христианскому долгу. Вследствие этого показания о

колдовстве разрешалось давать свидетелям, обычно не допускавшимся в суд:

преступникам, отлученным от церкви, уличенным в лжесвидетельстве, причем их

имена могли оставаться в секрете.

Во второй части устанавливаются три типа злодейств, совершаемых ведьмами

и противодействие каждому из них. Здесь же Шпренгер и Крамер подтверждают

все истории о деяниях ведьм, договор с Дьяволом, сексуальные отношения с

дьяволами, перемещения, превращения, лигатуру, порчу урожая и скота -

фактически, самый широкий круг чародейств.

Третья часть (видимо, написанная Крамером, имевшим больший практический

опыт) содержала формальные правила для возбуждения судебного иска против

ведьмы, обеспечения ее осуждения и вынесения приговора. Здесь же

разграничивается юрисдикция инквизиторских, епископских и светских судов,

причем два последних суда побуждаются к более активному преследованию ведьм.

Причина заключается в том, что ведьмы, которые юридически не могут

преследоваться инквизицией как еретики, должны передаваться двум другим

судам. В третьей части заканчивается обсуждение приемов допроса свидетелей,

а также ареста, заключения и пыток ведьм, и таких практических вопросов как

преодоление молчания ведьм - технически ведьму нельзя было осудить без ее

собственного признания. Там же устанавливается, что обвиняемый (и его

защитники, если таковые имеются) не должны знать имени обвинителя.

Аргументы, содержащиеся в почти четверти миллиона слов, представляют

собой фантастическое принесение логики и здравого смысла в жертву заранее

сложившейся богословской концепции. Например, слову "женщина" (femina)

приписывается происхождение от [вера] и minus [малый], а "дьявол" (diabolus)

- от dia [два] и bolus [смерть], т.е. "убивающий душу и тело". Даже в первой

части игнорируются разумные аругменты. Так, объявляются еретиками те, кто

"верят в существование демонов, кроме как в воображении масс, которые и

приписывают свои собственные лжеучения дьяволу. Разные облики, рисующиеся

уму, возникают как плод сильного воображения, Человеку лишь кажется, что он

видит бесов или ведьм". Затем авторы "Молота ведьм" продолжают: "Все это

противоречит истинной вере, утверждающей, что ангелы, низринутые с неба,

превратились в бесов, что поэтому они, обладая большей силой, чем мы, могут

также и достигнуть большего, чем можем сделать мы". Хотя Чарлз Уильямс

называет этот силлогизм "почти первоклассным", Ли характеризует

интеллектуальный уровень книги следующим образом: "Ее жалкий стиль своим

однообразием напоминающий бесцельную, сбивающую с толку бесконечную ходьбу с

места на место, представляет собой блуждание мысли, неспособной к

концентрации и готовой следовать за любой навязчивой идеей".

Как апологеты демонологии, так и независимые мыслители подчеркивают, что

было бы нелогично и неверно осуждать представления XVIв. с точки зрения

современных критериев. Конечно, в этом они правы, но, тем не менее,

гуманистический, научный и разумный подход уже в то время был присущ

мыслящим людям, по праву и долгу совести осуждавшим демонологов и

мракобесов, отбросивших развитие цивилизации на несколько сотен лет назад.

Крамер начинал свою деятельность в Тироле, где возбудил к себе сильную

враждебность со стороны местного населения. Чтобы обосновать охоту за

ведьмами, он уговорил одну распутницу спрятаться в печи, притворившись, что

там поселился дьявол. Ее голос обвинил многих людей, которых Крамер жестоко

пытал. В конце концов епископу Бриксенскому удалось изгнать Крамера, но он

уже получил награду за свои труды от эрцгерцога Сигизмунда (которому Молитор

посвятил свой труд в 1489г.)

Совместный труд двух друзей-инквизиторов одобрен официальным письмом

богословского факультета Кельнского университета от 1487г., и это тоже

освещает его с весьма неожиданной стороны. Дело в том, что это одобрение

обманчиво, поскольку (как заметил Хансен), его подписали лишь четыре

профессора из всего университета, и их поддержка ограничивается заявлением,

что части I и II не противоречат католическому вероучению, и что часть III

заслуживает доверия благодаря приведенным в ней свидетельствам. Еще четыре

профессора вместе с университетским педелем дополнительно одобрили положение

против священников, неосторожно отрицающих колдовство. Тем не менее, их

заявление не появлялось в кельнских изданиях до 1494г., пока не умер педель,

после чего оно было подшито и в более ранние издания, предназначенные для

продажи вне Кельна. В результате все пришли к выводу, что письмо - подделка,

прибавляющая престиж книге. Коллеги Шпренгера по университету не отслужили

заупокойную мессу после его смерти 6 декабря 1495г. Это упущение могло быть

вызвано тем, что он завещал свое имущество за пределы Кельна, но, с другой

стороны, могло быть обусловлено и его академической непорядочностью. Авторы

"Молота ведьм" стремились любыми средствами добиться обязательного сожжения

ведьм. Особенно примечательно то, что протестанты, повсюду противостоявшие

инквизиции, считали "Молот ведьм" авторитетом и законом во всем, что

касалось ведьм.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

* ЧАСТЬ I *


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)