АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общество как итог исторического развития

Читайте также:
  1. I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
  2. V1: Основные аспекты организации коммерческой деятельности и этапы ее развития
  3. Автор выделяет следующую причинно-следственную связь проблем развития сферы физкультурных и спортивных услуг в РМ
  4. Административная школа управления: сущность и значение для развития теории и практики менеджмента
  5. Анализ особенностей и перспектив развития венчурного инвестирования за рубежом и в России.
  6. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента
  7. Аномалии развития глотки. Инородные тела гортани
  8. Аномалии развития гортани
  9. Аномалии развития и заболевания носа.
  10. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
  11. Атеросклероз. Факторы риска развития атеросклероза. Ишемическая болезнь сердца (ИБС). Клинические проявления ИБС.
  12. Б) Теория речевого развития

 

Возникновение общества – длительный процесс эволюционных изменений до появления новых качеств, до момента, когда общество начало существовать как явление, развивающееся по объективным, естественным, историческим законам.

Шел процесс биологического и социального очеловечения через присвоение природы трудом человека. Значит, между человеком и природой шли многогранные процессы: адаптации, приспособления, вживаемости людей в условия природы, через осознание себя в виде оформления цели, организации производства, изготовления средств труда, проявления деятельности как основы существования человека и общества.

Здесь конкретный труд приобретал общественный характер, появлялось сознание в виде постановки цели и поиска средств к ее достижению. Сознательность проявлялась в создании орудий труда, в конечном итоге человек порожден человеческим трудом, а значит, самим собой, он сам вел процесс своего возрождения.

На протяжении всей истории социологии одной из важнейших ее проблем была следующая: как возникло общество, что оно представляет собой, как возможно его существование, каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?

Проанализируем, как виднейшие социологи трактуют понятие «общество».

Э. Дюркгейм рассматривал общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По его мнению, общество – это наиболее могущественный фокус физических и моральных сил, какой только существует в мире.

По М. Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий.

Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. По его мнению, общество как система может функционировать только при выполнении следующих требований (функций).

1. Оно должно обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменившимся условиям и возросшим материальным потребностям людей, уметь рационально организовать и распределить внутренние ресурсы.

2. Общество должно быть целеориентировано, способно к постановке основных целей и поддержанию процесса их достижения.

3. Оно должно сохранять устойчивость на основе общих норм и ценностей, усваиваемых индивидами и снимающих напряжение в системе – то есть. выполнять функции социального контроля.

4. Общество должно обладать способностью к интеграции, включению в систему новых поколений.

С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности, в первую очередь в экономической сфере, то есть в зависимости от способа производства.

Многие социологи утверждают, что основные компоненты общества (люди, идеи, вещи) связываются в социальное целое системообразующим фактором – культурой. Под ней они понимают выработанные средства и механизмы внебиологического характера, а также умение ими пользоваться, что основу общества составляют общепринятые ценности и нормы, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость самого общества.

Западные социологи рассматривают общество как систему индивидуальных действий, объединенных общепризнанными образцами поведения, которые определяются философскими и социологическими идеологиями.

Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать теорией общества.

Общество — это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, саморазвитием, наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.

С одной стороны, общество — часть природы. Но с другой, – это качественно отличная, сугубо специфическая, «надорганичная», социальная часть действительности, которая не может быть растворена в остальной ее части или отождествлена с ней.

Общество — человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг к другу, это продукт взаимодействия людей.

Общество – обособившаяся часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, совокупность тех связей и отношений, которые существуют между людьми, общностями людей, внутри общностей. Эти связи и отношения объединяют разнообразные элементы в единую целостную систему. Они воспроизводятся в деятельности людей и имеют устойчивый характер.

Общество неоднородно и имеет свою внутреннюю структуру. Составными элементами общества являются люди, социальные связи, действия и взаимодействия, социальные институты и организации, социальные группы и общности, социальные нормы и ценности и другое. Каждый из элементов в более или менее тесной взаимосвязи с другими занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе как целостной социальной системе.

Взаимодействие людей в обществе осуществляется различными способами и в многообразных формах. Связи между людьми бывают непосредственными и опосредованными, организованными и неорганизованными, единичными и многогранными, устойчивыми и неустойчивыми, прочными и непрочными, по мере исторического развития социальные связи в обществе усложняются, расширяются и усиливаются.

Наиболее распространенным и устойчивым в социологии является деление общества на:

– традиционное – общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами, ему характерны низкие темпы развития производства, невосприимчивость к нововведениям, инерционность;

– закрытое общество, где превалирует вера во внешние силы, которые предопределяют судьбы людей (магические, божественные, природные), в общественные, объективные (власть, государство, вожди, бюрократия). Считается закрытым племенное, коллективистское общество с высоким уровнем социального контроля;

– открытое общество – с высоким уровнем свободы индивида, где он сам (индивид) должен принимать личные решения, оно основано на свободной ответственности свободного человека, стремящегося к самоорганизации, саморегуляции и общественному прогрессу;

– доиндустриальное общество – это традиционное общество, главный характеризующий его фактор – сельское хозяйство, главные социальные институты – церковь и армия;

– индустриальное общество – общество с высокоразвитой промышленностью, с приоритетом товаропроизводящей экономики, главенствующую роль играют фирмы, корпорации, общество с развитой системой коммуникации, с высокой социальной мобильностью, с гибкостью социальных структур конкурентностью;

– постиндустриальное, сверхиндустриальное – общество, где теоретические знания играют ведущую роль во главе с университетом как местом производства и сосредоточения над сферой производства (сервис, информационные технологии и др.).

Несколько иные формулировки различным периодам развития общества, историческим образованиям давали ученые: А. Тойнби – цивилизации, Г. Рюккерт – культурно-исторические индивиды, Н.Я. Данилевский – культурно-исторические типы, О. Шпенглер – культуры или великие культуры, Л.Н. Гумелев – этносы, суперэтносы.

Но эти позиции ученых не меняют, не отменяют других теорий и концепций развития общества.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)