АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные формы духовной культуры

Читайте также:
  1. Exercises for Lesson 4. There is / there are. Функция. Формы. Использование в ситуации гостиницы
  2. I. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ
  3. I. Перепишите и письменно переведите предложения на русский язык, обращая внимания на формы и степень сравнения прилагательных.
  4. I. Типичные договоры, основные обязанности и их классификация
  5. I. Формы юридических сделок
  6. II. Основные моменты содержания обязательства как правоотношения
  7. II. Основные направления работы с персоналом
  8. II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих
  9. II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
  10. II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  11. III. Основные мероприятия, предусмотренные Программой
  12. III. Основные требования, предъявляемые к документам

 

Характеризуя всеобщие формы духовной культуры, можно назвать в их числе прежде всего:

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и измерение духовной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ — демонов и богов.

Религия также выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а сверхприродные силы человека, и, прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, религия освобождала человека от мифологической слитности с природой, внутренней его зависимости от стихийных сил и страстей. Призывает его к поиску первоначала в духовной, религиозной сфере.

Нравственность возникает после того, как уходит в прошлое миф, где человек внутренне сливался с жизнью природы, коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива. Первые нравственные регулятивы — долг, стыд, честь, совесть. Нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы. Нравственность смотрится как способность человека к самоограничению, самоконтролю, самооценке действий.

Искусство есть удовлетворение потребности человека в образно символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека «вторую реальность» — мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Философия стремится выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как «любовь к мудрости»). Философия возникла как духовное преодоление мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критического осмысления и рационального доказательства. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам бытия, видит вещи и весь мир в их человеческом измерении.

Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Наука неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.

Культура включает в себя также идеологию.

Идеология – это система взглядов, убеждений, ценностей и установок, в которых осознаются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений (консерватизм, либерализм, социализм, национализм, гуманизм).

Определяя сущность идеологии и ее место в культуре, можно выделить следующие ее характеристики:

- дает целостную картину мира, уделяя особое внимание месту в нем человека;

- интегрирует знания, выработанные предшествующим опытом;

- выступает стимулятором и интегратором человеческого поведения;

- организует общественную жизнь и побуждает индивидов действовать;

- ей принадлежит ключевая роль в преобразовании и развитии общества.

 

Идеология имеет следующие функции:

- познавательную – создание модели социального мира и места в нем человека;

- аксиологическую – оценка различных ценностей и норм поведения;

- программно-целевую – выработка целей общественного развития и способов их достижения;

- футурологическую – предсказание путей развития общества в будущем;

- интегрирующую – формирование целостной социокультурной практики общества;

- защитную – борьба с влиянием других идеологий;

- социально-организующую – определение принципов социальной организации и управления.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)