АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гуманистический психоанализ

Читайте также:
  1. Декларируемый гуманистический и фактический технологический подходы к оценке качества образования студента.
  2. Классический психоанализ.

Фромм Эрих родился в 1900 г. в Германии во Франкфурте-на-Майне. Изучал психологию, философию и социологию в Университете Гейдельберга. С 1925 по 1930 гг. осваивал психоанализ в Мюнхене и Берлинском институте психоанализа. В 1930 г. организовал Южно-германский институт психоанализа во Франкфурте. В 1933 г. переехал в США, где преподавал и занимался в Нью-Йорке частной практикой. Испытывал влияние трудов Маркса, Фрейда, Баховена, а также ортодоксального иудаизма. Разработал собственную теоретическую концепцию – гуманистический психоанализ.

Основные труды: «Бегство от свободы» (1941), «Человек для самого себя» (1947), «Психоанализ и религия» (1950), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Иметь или быть?» (1976).

В 1974 г. Фромм переехал в Швейцарию, где умер в 1980 г.

 

В основе гуманистического психоанализа лежит идея об общественной обусловленности психики, о понимании человека в контексте социальных условий его существования. Цель данного вида психоанализа – познание человеком своей внутренней природы, способствование раскрытию потребностей, смысла жизни и ценностных аспектов человеческого бытия.

С точки зрения Фромма человек характеризуется наличием двух тенденций или двух потребностей: потребностью в свободе, автономии, собственной идентичности, самовыражении и потребностью в безопасности. Фромм считал, что люди в принципе могут быть свободными и автономными и при этом не терять чувства общности с другими людьми и ощущение безопасности. Такую свободу он назвал позитивной свободой, однако в современном обществе для многих она недостижима. Поэтому эти две потребности находятся в постоянном конфликте, так как борьба за личную свободу и автономию приводит к отчуждению от других, к чувству одиночества, отстраненности и фрустрации потребности в безопасности и общности с другими людьми. Человек «убегает» от свободы, чтобы избавиться от чувства одиночества. Причину невроза Фромм видел в бессознательной, компульсивной деятельности – «бегстве от свободы», которая является способом избавления от чувства одиночества, безнадежности и личной ответственности. Фромм описал три основных механизма или три стратегии бегства от свободы: 1) мазохистические и садистические тенденции, доминирование которых ведет к формированию авторитарного характера, проявляющегося в позиции: жизнь определяется силами, находящимися вне человека; 2) деструктивизм – стремление человека разрушить мир, чтобы он не разрушил его самого; 3) автоматический конформизм, который заключается в идентификации потребностей, норм индивидуума с социально одобряемыми ценностями. В результате противоречия между Я и миром исчезают, а вместе с тем и сознательный страх одиночества и бессилия. Однако цена, которую платит человек, велика – это потеря самого себя.

Конфликт между потребностью в свободе и потребностью в безопасности, так же как и механизмы бегства от свободы, представлены и у больных неврозами, и у здоровых, но с разной степенью интенсивности.

 

Психодрама.

Родоначальник психодрамы – Якоб Леви Морено (1892-1974), родился в Бухаресте, затем переехал в Австрию, где изучал философию и медицину в Венском университете. Организовал так называемый «спонтанный театр» сразу после 1-ой Мировой Войны. В 1925 году переехал в США, где продолжал разрабатывать психодраматический подход в Плимутском институте г. Нью-Йорк.

Психодрама – одна из классических форм психотерапии XX века – возникла около 70 лет назад как психотерапевтическая техника для использования в групповой и семейной терапии.

Психодрама (сочетание двух греческих слов: психо – разум, душа и драма – действие) означает «психодействие». Действительно, именно в рамках ролевых игр и психодрамы был создан совершенно новый терапевтический контекст, отличный от традиционного. Во время сеансов пациенты могли ходить по кабинету терапевта, вы­сказывать и демонстрировать свои чувства и мысли, практиковаться в новых навыках и исправлении своих недостатков. Благодаря пси­ходраме терапевтическая ситуация перестала быть статичной.

Основными понятиями в классической психодраме являются: ролевая игра, спонтанность, теле, катарсис, инсайт.

1. Ролевая игра – приём в психодраме, состоящий в исполнении какой-либо роли в любительском представлении.

Психодрама признает естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых индивидуумы, исполняя роли, могут творчески работать над личностными проблемами и конфликтами.

2. Спонтанность и творчество – ядро теории Морено, открытие внутренней свободы человека.

3. Теле – двусторонний процесс передачи эмоций между клиентом и психологом. Понятие «теле» включает в себя негативные и позитивные чувства, возникающие между людьми в психодраматическом действии. Другими словами, понятие «теле» можно определить как взаимосвязь всех эмоциональных проявлений переноса, контрпереноса и эмпатии.

4. Катарсис – очищение как зрителя, так и самого актёра. Морено считал, что психодрама пошла в более глубоком и очищающем сознание и эмоциональную жизнь пациента направлении, нежели психоанализ у Фрейда.

5. Инсайт (вспышка, озарение) – приводит к немедленному решению проблемы.

Групповая психодрама ставит своей целью создание такого климата в группе, в котором возможны максимальные проявления катарсиса, познания и инсайта. Психодрама дает участникам возможность заново прожить важные события своего прошлого, используя разнообразные приемы.

Руководитель группы называется режиссёром – определяет задания, «запускает» спектакль. Руководитель выполняет 3 роли: продюсера – управляет группой, терапевтом – помогает участникам группы изменить неудачные паттерны поведения; аналитик – интерпретирует и комментирует поведение участников.

Тот участник, который является субъектом конкретного психодраматического действия, называется протагонистом.

Психодрама предусматривает 3 фазы действия:

I. Разминка.

Она состоит из 3 стадий:

1 – постепенное раскрепощение участников;

2 – стимуляция спонтанности;

3 – фокусировка участников тренинга на задании.

II. Фаза действия.

1 – работа по преодолению сопротивления;

2 – завершение процесса;

3 – катарсис.

III. Интеграция.

1 – отображение;

2 – обмен ролями;

3 – сопереживание;

4 – обсуждение;

5 – завершение.

В психодраме активно используется монолог – театральная реплика, в которой протагонист выражает свои скрытые чувства и мысли себя и аудитории, а также принимает самое активное участие двойник, или второе «я», двойник пытается стать протагонистом, дублируя роль и неполучившиеся жизненные эпизоды «проигрывает» на своё усмотрение, решая, таким образом, ту или иную проблему.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)