АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПЕРЕЖИТКИ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОГО МИФА

Читайте также:
  1. Пережитки эсхатологического мифа

 

Неудачи крестовых походов не погасили эсхатологических надежд. Томазо

Кампанелла в своем произведении "Об испанской монархии" умолял испанского

короля финансировать новый крестовый поход против Турецкой империи и

основать после победы Великую всемирную Монархию. Через 38 лет в Эклоге,

посвященной Людовику XIII и Анне Австрийской, в честь рождения будущего

Людовика XIV Т.Кампанелла предвосхищает одновременно возвращение Святой

земли и обновление времени. Молодой король в тысячу дней завоюет всю землю

победив чудовищ, то есть подчиняя неверных и освобождая Грецию. Магомет

будет выброшен из Европы, Египет и Эфиопия вновь станут христианскими.

Татары, персы, китайцы и весь Восток обратятся в христианскую веру. Все

народы составят единый христианский мир, у обновленной Вселенной будет

один центр ~ Иерусалим. "Церковь, ~ писал Кампанелла, ~ началась в

Иерусалиме, в Иерусалим она и вернется, обойдя весь мир". Т.Кампанелла в

своем трактате "Первое и второе воскресенье" не считает больше, подобно

Святому Бернару, что "завоевание Иерусалима есть только этап к небесному

Иерусалиму. Для него это установление мессианистского царства. Примеры

можно было бы умножить.

 

Но следует подчеркнуть непрерывность и близость между средневековыми

эсхатологическими идеями и различными "философиями истории" иллюминизма и

XIX-ого века. Вот уже три десятка лет известна та исключительная роль,

которую сыграли пророчества Джоаккино да Фьоре в возникновении и структуре

всех этих мессианских движений, возникших в XIII веке и продолжавшихся в

более или менее секуляризованной форме до XIX века. Главная идея Джоаккино

о неизбежном начале для всего мира третьей эпохи истории, эпохи свободы, так

как она будет проходить под знаком святого Духа ~ это идея приобрела большую

известность. Она противоречила точке зрения, принятой церковью со времени

святого Августина. По общепринятому учению, поскольку Церковь учредила на

земле полное совершенство, то в будущем не будет больше обновления.

Единственным решающим событием будет второе пришествие Христа и Страшный

Суд. Джоаккино де Фьоре вводит в христианство архаический миф о всеобщем

возрождении. Конечно, речь уже не идет о возрождении периодическом и

бесконечно повторяемом. Третья эпоха, по его мнению, будет царством Свободы

под руководством Святого Духа, а это предполагает, что историческое

христианство остается позади и, как следствие этого, упраздняются

существующие правила и установления.

 

Мы не будем останавливаться здесь на различных эсхатологических движениях,

побудительным импульсом которых оказалась мысль Джоаккино де Фьоре. Не

стоит все же вспомнить о некоторых учениях, являющихся неожиданным

продолжением идей калабрийского прорицателя. Так Лессинг в своем труде

"Воспитание человеческой расы", развивает тезис о постоянном и

прогрессивном откровении, завершающемся в третьей эпохе. Лессинг оценивал

это как победу разума с помощью воспитания. По его мнению, в этом

совершается исполнение христианского откровения об "энтузиастах XIII-го и

XIV-го веков", единственным заблуждением которых было то, что они слишком

рано провозгласили "новое вечное евангелие".

 

Влияние идей Лессинга было значительным и через сторонников Сен-Симона он

оказал воздействие на Огюста Конта и его учение о трех состояниях. Его

воздействие испытали на себе также Фихте, Гегель, Шеллинг; согласно этим

идеям в третью эпоху произойдет обновление Истории. Через этих мыслителей

эсхатологический миф оказал влияние на некоторых русских писателей, в

частности на Красинского, автора "Третьего царства духа" и Мережковского,

автора "Христианства третьего Завета". Конечно, здесь мы имеем дело с полу

философскими идеологиями и фантазиями, а не с эсхатологическим ожиданием

царствования Святого Духа. Но во всех этих теориях и фантазиях более или

менее явно просвечивается миф о всеобщем обновлении.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)